Ответственность за нарушение авторских прав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение авторских прав



 

Важнейший функцией государства является обеспечение правовой охраны объектов авторских прав, создаваемых или используемых на его территории, и защита интересов правообладателя. Защита должна предоставляться в случае любого нарушения авторского права. Поэтому необходимо исходить из общего понятия «нарушение авторского права». Глоссарием терминов по авторскому праву «нарушение авторского право» определяется как использование без разрешения произведения, охраняемого авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на использование требуется законом. Нарушение авторского права обычно состоит в самом факте использования без разрешения (например, экспонирование, воспроизведение, исполнение, передача по радио или телевидению, а также другие способы доведения произведения до всеобщего сведения без разрешения на это; распространение без разрешения; плагиат; использование производных произведения без согласия автора и т. д.); в тех странах, где охраняются личные неимущественные права авторов, нарушение авторских прав может также состоять в искажении произведения, в неупоминании авторства и т. д.[14]

Наиболее распространенные в настоящее время виды нарушений авторского права-это использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями, неуказание имени автора при использовании произведения. Прежде всего, речь идет о нарушении авторских прав в сфере оборота аудио - и видео-продукции, компьютерных программ и печатной продукции. По сведениям экспертов МВД, программное обеспечение в России является пиратским на 91 %. В сфере видеопиратства нелегальный рынок занимает 85% (в Москве-65%). В сфере полиграфии и книгоиздательства доля контрафактной продукции составляет 70 %. Как правило, это происходит за счет незаконного опечатывания тиражей или издания книг, переведенных без разрешения правообладателей. Кабельное телевидение на 90% использует программы, фильмы без всякой оплаты.

Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность, предусмотренную нормами гражданского, административного и уголовного права.

Немаловажную роль в защите авторских прав призваны сыграть административно-правовые нормы. Отдельный состав административного правонарушения в этой сфере появился в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях лишь в 1995 г.-ст. 150 («Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм»).

КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм (ч. 1 ст. 7.12). Диспозиция ч. 1 ст. 7.12 сформулирована так, что охватывает практически все действия по незаконному использованию объектов авторского права. Обязательными условиями привлечения к административной ответственности здесь выступают два обстоятельства: связь нарушения с материальными носителями произведений (экземплярами) и преследование нарушителем целей извлечения дохода. В этой связи ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ не применяется, например, по кабелю, а также к нарушителям, не преследовавшим цель извлечения дохода.

Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальный пиратством. Следует учитывать, что даже если на материальном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, но на буклете указаны ложные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по распространению такой продукции является административным правонарушением. Указанная статья защищает как обладателей авторских прав, так и потребителей. Штраф, предусмотренный за подобные действия, для граждан составляет от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц-от 30 до 40 МРОТ, а для юридических лиц-от 300 до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных произведений и фонограмм, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административных правонарушения.[15]

Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации. Несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. В ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки. Кроме того, нет четкого взаимодействия с обществами, управляющими имущественными правами авторов и обладателей на коллективной основе. Наблюдается также психологическая неготовность правоохранительных работников и судей видеть правонарушителей в компьютерных, аудио -, видео и других пиратах, вроде бы ничем не отличающихся от законопослушных граждан. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм по решению суда подлежат обязательной конфискации и уничтожению, кроме случаев их передачи автору. Но зачастую судьи не пользуются этим правом и возвращают пиратскую продукцию правонарушителям, что, безусловно, является недопустимым. Контрафактные экземпляры снова возвращаются в незаконный торговый оборот.[16]

Нарушение авторских прав (ст. 7.12 КоАП РФ) сопровождается обычно рядом сопутствующих правонарушений. Без особых сложностей может применяться на практике ст. 14.5 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за продажу интеллектуального продукта без документов, содержащих сведения об изготовителе или продавце. На реализацию контрафактной продукции не могут быть законно выданы документы. Следовательно, при наличии накладных в пункте продажи на подобные изделия необходимо учитывать, что документы выданы ошибочно, либо получены обманным путем, либо являются поддельными.

Состав ст. 14.4 КоАП РФ предусматривает наступление ответственности в случае, если производится продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Следует обратить внимание на то, что продукция в большинстве своем имеет низкое качество и не соответствует требованиям стандартов, техническим условиям и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке.

Нарушение авторских прав тесно связано с незаконным использованием чужого товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ). Собственно контрафактные изделия и их упаковка в большинстве случаев полностью копируют лицензионные экземпляры произведений, в том числе на них незаконно переносятся товарные знаки правообладателя. Присутствие таких знаков на контрафактной продукции причиняет материальный и моральный ущерб правообладателю, а также вводит в заблуждение потребителя.

При перемещении контрафактной продукции через таможенную границу помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем придания одним товаром вида других, либо с представлением поддельных документов и т. п. может применяться ст.16.1 КоАП РФ.

Иногда лица, производящие контрафактную продукцию, сотрудничают с типографиями, которые в свою очередь нарушают ст. 13.22 КоАП РФ, печатая буклеты для нелегальных компакт-дисков, аудио-и видеокассет без выходных данных.

В последние годы общество чаще всего сталкивается с контрафактными музыкальными дисками и компьютерными играми, но контрафактными могут быть и книги (изданные с нарушением интеллектуальных прав) и обычные товары, на которых незаконно проставлен чужой товарный знак, и многое другое.

Контрафактные материальные носители подлежат изъятию из оборота и унижению без какой бы то ни было компенсации (в некоторых случаях предусмотрены иные средства защиты, например, передача этих носителей обладателю интеллектуального права. Изъятию из оборота подлежит также и оборудование, на котором осуществлялось или планировалось изготовление контрафактных носителей (ст. 1252 ГК РФ).

В этом же ст.1252 п. 7, указано, что в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренций, защита нарушенного исключительные права может, осуществляется как способами, предусмотренными настоящем Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

В п. 4 этой же статьи сказано, что материальные носители считающиеся контрафактными по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.

Изучение практики применения норм, направленных на защиту авторских прав (в том числе и нормы КоАП РФ), показывает, что есть немало тормозящих эту защиту факторов. Прежде всего, это отсутствие или недостаток значений о мировых достижениях в области правой охраны авторских прав; низкая правовая культура авторов и правоприменителей; пассивность самих авторов в отношении защиты своих прав; отсутствие методики определения размеров убытков, вызванных нарушением авторских прав; несогласованность некоторых нормативно-правовых актов; психологическая неготовность служителей Фемиды к решительным действиям по искоренению пиратства; нескоординированность действий различных правоохранительных структур в области авторско-правовой охраны.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав устанавливает ст. 146 УК РФ. В действующем уголовным законе, в отличие от ст. 141 УК РСФСР, уголовно-правовая защита авторских прав разграничена. Помимо этого, в ст. 146 УК РФ предусмотрена защита наряду с авторскими прав. С другой стороны, в нем исключена ответственность за нарушение всех указанных прав, если оно не причинило крупного ущерба.

В соответствии со ст. 146 УК РФ преступлением считается присвоение автора (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб втору или иному правообладателю; незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведения или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

Квалифицированными признаками преступления являются совершение неоднократно; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере; лицом с использованием своего служебного положения.

Предмет рассматриваемого преступление-это чужое научное, литературное, музыкальное или художественное произведение. Объективная сторона преступления выражается в совершении одного из двух действий:

1. незаконного использования объектов авторского права;

2. присвоение авторства чужого произведения.

При этом обязательно необходимы последствия в виде крупного ущерба и причиненная связь между одним из указанных действий и наступившим последствием. Незаконное использование объектов авторских прав состоит в воспроизведении, распространении, демонстрации, оглашении вопреки закону чужого произведения без согласия автора, в том числе без выплаты последнему полностью или частично гонорара; противозаконном опубликовании произведения с внесенными в него без согласия автора изменениями, дополнениями или сокращениями; противоречащем закону переиздании произведения без согласия автора и т. д.

Крупный ущерб в УК РФ применительно к рассматриваемому составу преступления не определен. Поэтому данный признак является оценочным. Крупный ущерб может быть имущественным или моральным. При определении крупного имущественного ущерба представляется невозможным ориентироваться на определение крупного размера в новом УК РФ, поскольку такой размер неодинаков применительно к различным видам преступлений. При определении крупного имущественного ущерба применительно к нарушению авторских прав необходимо, исходя из юридической природы и специфики данного деяния, руководствоваться объективным и субъективным критерием, а крупного морального ущерба – субъективным критериям и принятыми в обществе оценками правил поведения в данной сфере. Объективным критерием может служить размер гонорара за произведение, а субъективным-оценка ущерба (имущественного или морального) как крупного самим автором.[17]

Состав рассматриваемого преступления характеризуется умыслом-прямым или косвенным: лицо осознает общественную опасность нарушения авторских прав, предвидит возможность или неизбежность причинения в результате такого нарушения крупного ущерба и желает этого, либо сознательно допускает, или относится к этому безразлично. Мотивами преступления могут быть корысть, тщеславие.

Субъектом данного преступления признается лицо, достигшее 16 лет.

Раньше существовала в УК РФ ст. 16, в котором неоднократным данное преступление является тогда, когда нарушение авторских прав совершено не менее двух раз, и ни за одно из этих деяний лицо не было освобождено в установленном законом порядке от уголовной ответственности, не была погашено или снята судимость в случае осуждения за одно из них.

Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных процессуальных особенностей. Прежде всего, они являются делами частного обвинения, т. е. делами, которые возбуждаются не иначе как по желанию потерпевшего. В исключительных случаях, если дело о коком-либо преступлении имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Для возбуждения дела потерпевший должен подать жалобу в суд, указав в ней, когда кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно выразилось и чем подтверждается просьба потерпевшего о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. Суд не вправе оставить без разрешения жалобу потерпевшего по мотивам малозначительности, отсутствия доказательств и т. п. Отказ в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего во всех случаях должен быть процессуально оформлен постановлением судьи и с изложением в нем мотивов принятого решения.

Дело о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случаях примирения потерпевшего и обвиняемого что в целом не характерно для дел частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т. е. с проведением предварительного расследования, которое производиться органами прокуратуры.

Если нарушение авторских прав совершено впервые, если характер деяния и данные о личности правонарушителя свидетельствует о возможности его исправления и восприятия и перевоспитания без применения уголовного наказания, суд может вынести определения о прекращении уголовного дела с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда. В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко.

Как вывод этой главы мы рассмотрим различие меры ответственности от меры защиты, т.к. многие путают их.

Мера ответственности применяется лишь к виновным нарушителям субъективных прав и выражающийся в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав и возложения на него дополнительных обязанностей. Среди способов защиты авторских прав мерами ответственности являются лишь возмещение убытков, выплаты компенсации, компенсация морального вреда и неустойка, все остальное-это меры защиты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении мы считает необходимым остановиться на теоретических и научно-исследовательских выводах, касающихся состояния авторского права РФ и мер по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.

В настоящей работе исследованы вопросы, главным образом, авторское право на литературные произведения. Основой работы стал анализ действующего российского законодательства в области защиты авторских прав, в особенности часть четвертая нового Гражданского кодекса РФ вступившего в силу с 1 января 2008 г.

На наш взгляд, история авторского права РФ свидетельствует о том, что на первоначальном этапе его развития появления новых способов воспроизведения и распространения произведений являлось лишь одним из факторов, обслуживающих интересы государства и гражданского общества к совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой области. Основную же причину заинтересованности государства в регулировании авторских отношений следовало искать в желании установить государственный контроль за распространением соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, способных взнести урон правоохранительным интересам общества и государства. Лишь потом это обосновывается стремлением обеспечить дополнительные гарантии защиты авторских прав в изменяющихся условиях человеческого общежития, характеризуется бурным развитием новых технологий. Аналогичным образом анализ в исторической срезе детерминации гражданского общества в регулирования авторских отношений показывает, что экономический фактор оказывал и в настоящее время продолжает оказывать на развитие авторского права больше влияния, чем идеи о необходимости справедливого вознаграждения создателя произведения за результаты его творческой деятельности.

Дипломом обоснована необходимость кодификации законодательства об авторском праве в рамках части четвертой ГК РФ, которая включало бы отражение в нем как общих положений об интеллектуальной собственности, так и основных положений об институтах, составляющих интеллектуальную собственность.

Диплом отмечает что исключительный характер авторских прав предполагает монополию лица на осуществление принадлежащих ему субъектов гражданского права одновременно возможностью прибегнуть к предусмотренным законом способом правовой защиты в случаях их нарушения. Свойство «исключительности» авторских прав не связано ни с наличием в них экономического содержания, не с их возможностью быть предметом договора (обязательства). В этой связи исключительный характер носит авторское право в целом: как имущественные, так и лично неимущественные права, что свободно отражается в части четвертой ГК РФ, в котором в настоящее время не только имущественные права прямо называются исключительными.

Этой дипломной работай мы отражаем идею заключения в части четвертой ГК РФ самостоятельного имущественного права на использование произведений в интерактивном режиме. Вместе с тем, по нашему мнению, целеоброзно сформировать в ГК РФ единое право на доведения произведения до всеобщего сведения, легальное содержание которого охватывает все возможные способы исследования произведений с применением технических средств передачи информации.

С каждым годом растет число научных работ и за рубежом и в нашей стране, посвященных интеллектуальной собственности. Вопросы же литературной собственности стали привлекать внимание различных отраслей правоведения. Это, в частности, и предмет международного частного права.

Важно внимательно изучать деятельность международных организации, в том числе и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с тем, чтобы Россия могла занять достойное место в международной системе защиты авторских прав и обеспечить надлежащую защиту авторских прав своим гражданам на международном уровне. Ныне Россия, признав концепцию литературной собственности с общепринятых позиций.

Правовое регулирование авторско-правовых отношений нуждается в постоянном совершенствовании, с учетом интересов и потребностей авторов. При этом, интересы пользователей объектов, охраняемых авторским правом, должно быть также защищены. Авторское право должно стать инструменты для оптимального функционирования системы защиты прав авторов и пользователей.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники.

1.Конституция РФ.

2.Уголовный кодекс РФ.

3.Кодекс об административных правонарушений РФ.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ.

5. Налоговый кодекс РФ.

6.ФЗ «О международных договоров РФ» от 15 июля 1995г.

7.ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» от 20 июля 2004г. № 72- ФЗ (утратила силу).

8.«Парижская конвенция об охране промышленной собственности». Париж, 20 марта 1883г.

9. «Конвенция Всемирной организации интеллектуальной собственности», Стокгольм, 14 июля 1967г.

10. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ. (с изменениями и дополнениями).

11. ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» от 18 декабря 2006г. № 231-ФЗ.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 12. 13. Постановление Пленума ВСРФ от 10 октября 2003г. №5. «О применении судами общий юрисдикции общепризнанных принцип и норм международного права и международных договоров РФ».

14. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г.

15. Закон Республики Армении «Об авторских правах и смежных правах» от 8 декабря 1999г.

16. Судебная и судебно - Арбитражная практика. М.2007. 16. Ланет Оуэк. «Приобретение и продажа авторских прав на литературное произведение». М. 2000г.

17. ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. № 948-1.

18. Закон РФ «Об авторском праве и смежных прав» № 5351-1, от 9 июля 199г. (утратила силу).

Литература.

1. Н.М.Коршунова. Интеллектуальная собственность: НОРМА, М. 2006г.

2. О.В.Аблёзгова. Коммерческое использование интеллектуальной собственности в России и Зарубежных стран. М. 2006 г.

3. А.Н.Кайль. Комментарий к части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. М, 2007г.

4. И.В. Савельевой. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М. 2002г.

5. С. А. Судариков. Основы авторского права. Минск, 2000 г.

6. Мэггс П.Б, Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М.2000 г.

7. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М. 1996г.

8. В. Погуляев. Компенсация особый способ защиты исключительных прав// Интеллектуальная собственность. М. 2001г. №12.

9. Ю.М. Козлова. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/. М. 2002 г.

10. М.Ю.Тихомирова. Споры о защите чести, достоинства и деловой репутации. Сборник документов. М. 2007 г.

11. Л.Г.Максимова. Авторское право. М. 2006г.

12. С.Н.Братуся, О.Н.Садикова, Комментарии к ГК РСФСР/ М. 1982 г.

13. http//privlam//ru/statya-3.htm/.

14. Голлассарий терминов ВОИС по авторскому праву и смежным правам// www.wipo.org.

15. Моргунов Е. Авторские правомочия: теория и практика \\ Интеллектуальная собственность. М. 2002 г. № 4.

16. Подшибихин Л., Леонтьев К. Бернская конвенция и проблемы ретроохраны \\ Интеллектуальная собственность. М. 2000 г. № 4.

17. Мирзьян М.А. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав: законодательство, доктрина и судебная практика \\ Интеллектуальная собственность. М. 2003 г. № 7.

18. Г.К. Дмитриева. Международное частное право. М. 2004 г.

19. А. Суханов. Гражданский право. Том 1. Общая часть. Е.. М. 2006 г.

20.Е. А. Суханов. Гражданское право. Том 4. Обязательственное право. М. 2006 г.

21. С.С. Алексеев. Гражданское право. Краткий учебный курс. М. 2006 г.

22. Суханов М.Комментарий к ГК РФ. Ч. 1, 2, 3. М. 2006 г.

23. Е.А. Суханов. Гражданское право. Том 4: Обязательственное право. М.2006г.

24. Макарова М. В. Авторское право. М. 1999 г.

25. Богуславский М. В. Вопросы авторских прав в международных отношениях. М. 1973 г.

26. Федосеева Г. Ю. Международное частное право. М. 2005 г.

27. Мардалиев Р. Т. Гражданское право. Питер, 2007 г.

28. Малышев. В. А. Международное частное право. Конспект лекций. М. 2006 г.

29. Суханов. Е.А. Гражданское право. М. Том 2.М. 2005 г.

30. Гаврилов Э.П. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав \\ Российская юстиция.

31. Максимов. В.В. Российская юстиция: № 7. «Юридический мир». М.2007 г.

32. Административно – правовая защита авторских прав// Российская юстиция. М.2002 г. №7.

33.Гаврилов Э. П. Защита авторских прав \\ Российская юстиция. 1994 г. №10.

34. Никонова Е. Г. Комментарий к части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации. Новосибирск, 2007 г.

35. Научно- практический журнал: Гражданское право. Юрист, № 4. 2004 г.

36. В.В. Яковлев. Гражданский процесс. М. 2006 г.

 

Размещено на


[1] Информация о глубине и объеме разногласий, существующих в современной юридической науке по этому вопросу, можно почерпнуть в издании: Материалы международной научно- теоретической конвенции «Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России» от 26 марта 1999 \\ Труды по интеллектуальной собственности. Т. 1. М. 1999.

[2] Подробнее об этом можно посмотреть на сайте Исследовательского центра частного права http\\privlam/ru\ statya_ 3. html.

[3] Подробнее об этом см.: Суханов Е. А. О третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации \\ Вестник ВАС РФ. 2002. № 3.С. 72, 79- 81.

[4] См. п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

[5] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

[6] К числу таких действий относятся: подписания договора; обмен документами, его образующими; ратификация договора; утверждение договора; присоединение к договору; любой иной способ, о котором условились договаривающиеся стороны.  

[7] Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994. № 1224.

[8].Ранее в ст. 33 Закона РФ от 09.07.1993-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах» предусматривался авторский договор заказа, который, можно сказать, являлся прототипом этого договора.

[9] Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. М.2000.

[10] См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М.1996.

[11] См: Погуляев В.Компенсация- особый способ защиты исключительных прав\\ Интеллектуальная собственность. 2001. № 12 С. 50. 

[12] Гражданское право. В 2-х томах. Т. 1\ Отв. Ред. проф. Е. А. Суханов. М.2006.

[13] Гаврилов Э. П. Защита авторских прав\\ Российская юстиция. 1994. № 10.

[14] Глоссарий терминов ВОИС по авторскому праву и смежным правам \\ www. wipo.org

[15] См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях \ Под ред. Ю.М. Козлова. М.2002.

[16] См.: Куркова Н. Административно – правовая защита авторских прав. \\ Российская юстиция. 2002. № 7. С. 29.

[17] См. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. \ Под ред. А. В. Наумова М., 1998. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.1 с.)