ТОП 10:

как негативныйрезультат семейной социализации



Разводы, брошенные дети, одинокие старики – эти проблемы семьи очевидны. Низкий уровень взаимоотношений в семье, падение авторитета родителей – всё это факторы отклоняющегося поведения молодёжи. Неформальные объединения, наркомания и токсикомания, алкоголизм, проституция – корни этих явлений нужно искать в жизнедеятельности семьи.

Молодёжь – особая социально-демографическая часть общества. У неё свои психологические особенности, характерные для неё проблемы: освоение политических и моральных ценностей, выбор профессии, создание семьи. Возрастные границы молодёжи определяются в пределах от 14 до 28 лет.[2] Наиболее сложным является юношеский возраст (14-18 лет). В это время происходит открытие своего «Я», резко расширяется сфера общения и деятельности. Родители отходят на второй план. Появляются новые друзья и новые компании.

Нарушается связь между поколениями. Ослабевает положительное воздействие старшего поколения на молодое. «Молодые» получают свободу и непременно хотят воспользоваться ею. Отсюда пьянство, наркомания, проституция и другие виды девиантного поведения.

Важным условием преодоления девиантного поведения в молодёжной среде выступает эффективная профилактическая работа. Её цель – создание условий, препятствующих возникновению различных форм социальных отклонений, а так же их распространению. В семье эта работа должна осуществляться родителями. Она предполагает разъяснение детям степени опасности для их здоровья и здоровья окружающих вредных привычек и склонностей, ознакомление их с возможными последствиями, связанными с нарушением нравственных и правовых норм. Средством профилактики служит и личный пример родителей. Их образ жизни, взгляды на различные проблемы, взаимоотношения перенимают и копируют дети. Самой эффективной профилактикой девиантного поведения в условиях семьи является родительское воспитание – ежедневная и кропотливая работа.

Отклоняющееся поведение присутствует в нашем обществе, и этого нельзя отрицать. С переходом к капиталистическому развитию страны она стала ещё более актуальной. Появились новые явления как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути. 

На мой взгляд, основными видами девиантного поведения являются: алкоголизм, наркомания и токсикомания, сексуальные отклонения, самоубийства. По мере написания работы мы более подробно рассмотрим все эти виды. Если же говорить о профилактике то, прежде всего, она заключается в правильном и последовательном воспитании молодого поколения, в трудовой деятельности молодёжи, а также в работе педагогов и учителей.

В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть основные виды отклоняющегося поведения молодёжи, а также о роли профилактической работы для предотвращения этих отклонений.

Виды отклоняющегося поведения. Под отклоняющимся (девиантным) поведением понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, моральным и социальным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относится преступность, а также уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. Разновидностями последнего являются алкоголизм, наркомания и токсикомания, самоубийства (суициды), сексуальные отклонения.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению отклоняющегося поведения. Ряд исследователей считают, что при нормальных условиях в обществе оно встречается не такт уж часто, но при социальной нестабильности, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявления девиации. При этом лицами с девиантным поведением обычно становятся те, чьё воспитание происходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т.п.), считаются нормальными или отношение к ним достаточно безразличное.

«Отклоняющимся поведением в семейно–бытовой сфере называется поведение, которое нарушает нормы семейного общежития, негативно воздействует на здоровье членов семьи, унижающих честь и достоинство личности».[3]

Очень часто виды девиации настолько переплетены и взаимосвязаны между собой, что поиск истоков негативного поведения того или иного военнослужащего вскрывает более глубокие причины проявления отклонений. Но, тем не менее, каждый из видов отклоняющегося поведения имеет свою природу.

Из всех названных отклонений пьянство остаётся самым распространённым явлением. С продолжительным злоупотреблением спиртных напитков простое пьянство переходит в алкоголизм.

АЛКОГОЛИЗМ – в медицинском смысле хроническое заболевание, наступающее в результате частого, неумеренного потребления спиртных напитков и болезненного пристрастия к ним. Оно оказывает вредное влияние на здоровье, быт, труд и в целом на благосостояние нашего общества.[4]

Причины алкоголизма включают в себя как минимум два фактора: с одной стороны, это предрасполагающие особенности личности (незрелые, зависимые, внушаемые, склонные к подражанию люди чаще становятся алкоголиками), с другой – социальные причины (обычай употреблять алкоголь в определённом обществе, группе, среде и главным образом – в семье). Большое значение имеет возраст, в котором человек начал употреблять спиртное: в молодости легче возникает привычка к выпивке и зависимость от неё.

Алкоголизм отличается от бытового пьянства чётко очерченными и биологически обусловленными признаками, хотя бытовое пьянство всегда предшествует алкоголизму. Бытовое пьянство, привычное злоупотребление алкоголем – это всегда нарушение личностью социально-этических правил. Вследствие этого в его профилактике решающее значение имеют меры административно-правового и воспитательного характера. В отличие от пьянства алкоголизм является заболеванием, которое требует активных мер медицинского характера, комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий.

Пьянство – один из врагов семейного благополучия. Во многом оно является основной причиной расторжения брака.

Пьянство как причина развода нередко выступает в паре с жестокостью, и, как правило, становится почвой для семейных конфликтов. Даже если пьянство не приводит к расторжению брака, оно является источником морального напряжения в семье, материальных трудностей. Пьющий супруг не пользуется уважением в семье, особенно у детей-подростков, потому что он деградирует как личность. Пьянство нарушает нормальный ритм семейной жизни, дезорганизует быт и выполнение брачно-семейных функций.

Основными функциями семьи, как известно, являются:

1. Репродуктивная

2. Воспитательная

3. Функция социализации.

Попробуем кратко рассмотреть, как пьянство отражается на выполнении этих функций.

1. Репродуктивная.

Уже ни для кого не секрет, что в наше время большое количество детей рождается с болезнями или уродами. В основном это дети, родители которых злоупотребляют алкогольными напитками. Известно, что алкоголь влияет на правильное развитие плода и несёт с собой патологию.

Кроме того, из-за алкоголя государство не может контролировать рождаемость. Беспорядочные половые связи в состоянии алкогольного опьянения ведут к нежелательной беременности. Следовательно, мать вынуждена делать аборт, либо рождать этого ребёнка, а потом оставлять его в родильном доме. Хотя некоторые родители всё же оставляют детей с собой. Но, как правило, ничего хорошего из таких детей не выходит. Либо они, в худшем случаи, становятся малолетними правонарушителями, либо, в лучшем, вынуждены скитаться по улице и просить милостыню. Потом некоторые из них попадают в детские дома и уже там продолжают свою жизнь.

2. Воспитательная.

Пьянство родителей в воспитательном процессе выражается нередко в приобщении детей к спиртному с ранних лет. Большинство пьющих молодых людей начинают пить в семье с родителями. Употребление алкогольных напитков родителями тесно связано с характером поведения подрастающего поколения, а их отношение к спиртному передаётся их детям. Исследования показывают, что в семьях, где отец или мать злоупотребляют спиртным, больше несовершеннолетних правонарушителей.

Употребление алкогольных напитков родителями приводит к ослаблению или отсутствию контроля над детьми, к антипедагогическим методам воздействия на них. Фактически детей воспитывают не родители, а улица. Воспитание не выполняет ту функцию, которая ему положена. Отсюда и нарушение основных норм общественной жизни.

3. Функция социализации.

Ребёнок в раннем детстве, видя как родители злоупотребляют спиртным, считает это нормой. По его мнению, именно так и следует себя вести. А известно, что в состоянии алкогольного опьянения большинство людей не контролируют себя, совершают антинормативные действия. Следовательно, у ребёнка складывается неправильное отношение к нормам общественной жизни.

Распространение пьянства среди молодёжи – одна из сторон алкогольной проблемы, которую необходимо изучать и решать всем обществом. Повышенный интерес к этой проблеме должен быть по нескольким причинам.

1. Приобщение к алкоголю в молодые годы служит основой для развития пьянства и алкоголизма в старшем возрасте. Чем моложе начинающий употреблять спиртное, тем более вероятной является возможность алкогольного заболевания, тем меньше по срокам период формирования болезни.

2. В молодые годы идёт интенсивный процесс становления личности. Алкоголь разрушает личность.

3. Возраст 19-25 лет – возраст создания семьи и рождения детей. Поскольку идёт тенденция омоложения возраста, с которого начинается систематическое употребление спиртного, то происходит сближение пика рождаемости и алкоголизма, что наносит удар по здоровью населения. (Известно, что алкоголь действует на здоровье ребёнка задолго до его рождения.)

Таким образом, в поиске причин распространения пьянства среди молодёжи неизбежно сталкиваемся с особенностями родительской семьи, в которой проходило формирование личности молодого человека.

Одна из серьёзных причин употребления алкоголя связана с организацией досуга. В юном возрасте люди активно ищут контактов друг с другом, стремятся быть среди сверстников. В молодости ищут радостей и развлечений, но для этого необходимы условия для разумного проведения свободного времени.

НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ – хронические заболевания, возникающие в результате злоупотребления психоактивными веществами, в том числе и наркотическими.

Клиническое проявление наркомании и токсикомании, их динамика связаны, прежде всего, с тем веществом, злоупотребление которым приводит к формированию заболевания. Существуют и общие признаки, по которым объединяют различные виды этих недугов. Но главными из них являются формирование психической и физической зависимости от лекарственных и других средств, а также потребность в постоянном увеличении дозировки. Наркомания и токсикомания требуют вмешательства специалистов-медиков.

В последние годы средства массовой информации бьют тревогу по поводу распространения наркомании. По данным переписи 1987 года на учёте наркологических диспансеров в Советском Союзе стояло 46 тысяч наркоманов.[5] А это статистика десятилетней давности. Можно представить сколько сейчас. Хотя по сравнению с Соединёнными Штатами Америки эта цифра не большая. В 1987 году у них зарегистрировано 300 тысяч наркоманов.[6]

Наркомания – болезненное, непреодолимое пристрастие к употреблению наркотических веществ, физиологически приводящая к патологическим изменениям нервной системы, психологически – к деградации личности. Наркомания представляет серьёзную опасность для здоровья человека. Организм быстро привыкает к наркотическим веществам и постоянно требует всё новых увеличивающихся доз. Употребление наркотиков ведёт к атрофии мозга, шизофрении, импотенции, эпилепсии.

Не менее опасна для здоровья человека и токсикомания – пристрастие к веществам, оказывающим своеобразное наркотическое воздействие. Употребление токсичных веществ ведёт к тяжёлым отравлениям организма, что может иметь самые серьёзные последствия – инвалидность, слабоумие и даже смерть. Наркоманы и токсикоманы социально опасны. Во время наркотического или токсического опьянения они могут совершать самые тяжкие преступления. Статистика такова, что примерно 30% всех тяжких преступлений совершается людьми в состоянии наркотического опьянения. Причём более половины из них, это молодые люди, не достигшие 20-летнего возраста.

Такие люди опасны для общества не только потому что они являются основными правонарушителями, но ещё и потому, что общество несёт ответственность за этих людей. Оно обязано вовремя находить их и лечить. Но это довольно сложно. Не каждый наркоман способен сам прийти в лечебницу. Большинство наркоманов так нигде и не зарегистрированы.

Корни данного явления следует также искать в семье. Если верить статистике, то наркоманами становятся дети из «крайних» семей, т.е. либо из семей с очень большим достатком, либо из бедных семей. Из семей со средним достатком наркоманов меньше.

Если молодой человек воспитывался в семье с большим достатком, то родители ему ни в чём не отказывали. У него всегда были карманные деньги на расходы, он не знал куда их девать и попробовал наркотики. Если же ребёнок воспитывался в семье с маленьким достатком, то он во всём себя ограничивал. Но ему хотелось новых ощущений, и это дали ему наркотики. Причём, следует отметить, что в последующем именно подростки из малообеспеченных семей совершают правонарушения. Наркотики стоят очень дорого, а денег у них не хватает, поэтому они вынуждены идти воровать.

Примерно тоже происходит и с лечением. Богатые могут позволить себе лечиться, бедные – нет.

Но самое опасное, что наркоманы заражают своим пороком и других.

В чём же причины распространения наркомании и токсикомании. По опросам молодых людей это:

любопытство                                - 58,3%

скука                                              - 48,2%

желание испытать

сильное незнакомое ощущение  - 39,7%

Стремление к употреблению наркотических и токсических веществ произрастает на почве слабой осведомлённости лиц о последствиях их употребления.

Сексуальные отклонения. Проявление отклоняющегося поведения возможно и на почве сексуальных отклонений. Отрицать актуальность этой проблемы в молодёжной среде, в которой преобладают мужские коллективы (группировки, компании), в которых ведётся достаточно «закрытый» образ жизни, было бы неразумно. В данном случае девиации могут проявляться как во взаимоотношениях молодых людей внутри компании, так и при общении с людьми вне её. Сексуальные нарушения представляют собой неординарную и сложную проблему, с которой может столкнуться любой родитель. Важно своевременно выявить отклонение, обратить на него внимание психолога, врача-психиатра и лишь после их рекомендации принимать какое-то решение.

Сейчас ни для кого не секрет, что появилось такое явление, как проституция. Кто из нас не видел стоящих на улице девушек, торгующих собой. Хотя, с другой стороны проституцию недаром называют древнейшей профессией. Она всегда бала и будет. Для многих женщин это самый лёгкий способ заработать денег.

Но самое ужасное, что начала процветать детская проституция. Когда молодые девчонки, не достигшие 15-летнего возраста, выходят на улицу, это говорит уже о пороке всего общества. Для кого-то это способ заработать, для кого-то простое развлечение. Они не понимают, что потом им будет очень трудно «отойти от дел», и начать нормальную общественную жизнь. Их психология такова, что они думают, что подзаработав немного денег, они смогут начать в дальнейшем нормальную жизнь. Многих девочек толкают к этой профессии собственные матери.

Но в тоже время нужно задуматься любая ли проституция плохая и несёт только вред. Может быть в ней есть что-то положительное.

Вообще в нашей стране проституция очень странное явление. Наши проститутки отличаются от западных. Они особенные. Особенно отличаются проститутки, стоящие на обочинах больших трасс (Трасса Е-95 (Москва - СПб), Сибирский тракт и т.д.), так называемые деревенские проститутки. Для них самое главное заработать хоть сколько-нибудь денег, чтобы прожить. Они вполне могут пригласить клиента в свой дом, накормить его, напоить, предоставить ночлег. Большинство из них это молодые девчонки, которые отдаются практически бесплатно (кто-то, чтобы хватило денег на билет на дискотеку, кто-то вообще просто за еду).[7] Родители большинства из них знают, чем занимаются их дети, но ничего поделать с этим не могут. Они, в своём большинстве, сами не в состоянии прокормить своих детей.

Но это всё вынужденная проституция. Другое дело, когда мать сама отправляет своего ребёнка на «панель» ради собственной выгоды. Чтобы раздобыть денег для себя и жить «припеваючи». Таких родителей следует лишать родительских прав. У таких детей в большинстве случаев впоследствии нарушается психика, и они не могут быть полноценными членами общества.

Кроме сексуальных отклонений в виде проституции можно выделить ряд других. Например: эксгибиционизм, фетишизм, садомазохизм и др. У таких людей нарушена психика, и эти явления следует изучать и лечить.

Самоубийство (суицид). Не менее остро в обществе стоит проблема гибели молодого поколения в результате самоубийств. Как считают психологи, главным образом это происходит из-за нерешённости социально-экономических и бытовых проблем молодёжи. Данный вид отклоняющегося поведения требует более подробного и тщательного рассмотрения.

Самоубийство (суицид) находится в ряду основных проблем смертности молодёжи в мирное время. Во многом это происходит в результате алкогольного или наркотического опьянения. Серьёзной проблемой являются и покушения на свою жизнь, число которых значительно превышает количество случаев завершённых суицидов. Они влекут за собой необратимые нарушения здоровья людей, неспособность выполнять служебные обязанности.

Существует упрощённое отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем изучение обстоятельств суицидальных происшествий в ряде областей показало, что более 80 процентов молодых людей из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации.

Очевидно, что вне зависимости от того, идёт ли речь о самоубийстве или о незавершённой попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени – пресуицид, характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обуславливает повышенную вероятность суицидального действия.

Пресуицидальный период отличается исключительной эмоциональной напряжённостью для суицидента. В этом периоде у молодёжи отмечается фиксация внимания на неодолимых трудностях в жизни, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем.

Характерной особенностью этого периода является повышенная потребность в установлении неформального контакта, сопереживании, эмоциональной поддержке («поиске опоры»). Практически все суициденты отмечают, что им очень хотелось найти поддержку, поделиться своими переживаниями, разделить тревогу.

При невозможности или недостаточной способности человека к установлению глубокого душевного контакта в кругу сослуживцев, а также, если ему не была своевременно оказана помощь и поддержка, происходит прогрессирующее углубление подавленного состояния. При этом возникает одно из самых болезненных и часто наблюдаемых переживаний у суицидентов – чувство одиночества, отверженности и ощущение изоляции в коллективе. На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее – и обдумывание способа ухода из жизни, «примеривание» к нему.

Суицидальный период, начало которого связано с появлением мыслей о самоубийстве, длится вплоть до покушения на свою жизнь. Само принятие решения о самоубийстве, даже в результате «обдумывания», свидетельствует о переживаниях необычайной глубины и силы.

Характерными особенностями поведения молодёжи в этот период являются: замкнутость, стремление к уединению, вплоть до полной изоляции, утрата интереса к происходящему. Человек как бы отделён психологическим барьером от других людей, полностью поглощён своим «Я», мучительными переживаниями.

В основе суицидального поведения лежит конфликт. Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда суицидент осознаёт её как высокозначимую, предельно сложную, свои возможности – как недостаточные, а выбор суицидального действия – как единственно возможный для себя выход.

Суицидоопасные реакции, снижение или утрата интереса к жизни не могу появиться вне связи с личностными особенностями.

Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определённо указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе, высокую потребность в самореализации, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений, тенденцию к преувеличению своей вины, высокий уровень тревожности и др.

Определение риска возможного суицида – задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях человек может быть включён в «группу риска», не имеют однозначного решения.

Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска.

К числу групповых факторов, определяющих вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся:

а) социально - психологические: тяжёлая морально-психологическая обстановка в коллективе;

б) служебные:

в) возрастные особенности молодых людей;

г) хронологические признаки: время года, дни недели, время суток.

На индивидуально-личностном уровне факторами, определяющими общий суицидальный риск, являются: условия семейного воспитания, частая смена жительства, учёбы, работы; активное употребление алкоголя и других наркотических веществ; совершение суицидальных попыток.

Исследование показало, что на основе различных проявлений можно своевременно выявить людей с высокой вероятностью реализации суицидальных действий. К числу таких признаков можно отнести открытые высказывания о желании покончить с собой.

На возможность суицидальных действий указывают и косвенные намёки (например, появление в кругу сослуживцев с петлёй на шее из брючного ремня, верёвки, телефонного провода и т.п.; публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов; игра с оружием с имитацией самоубийства и т.д.). Обычно попытке самоубийства предшествует активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.).

Также не могут не вызывать обеспокоенность стремление человека к уединению, сужению круга контактов в коллективе. На вероятность реализации суицидных действий указывает внезапное проявление несвойственных ранее ему черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприёмников, значков и т.п.). Размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессионное состояние (например, гробы, кресты, виселицы и т.п.).

Безусловно, эффективность предупреждения зависит, прежде всего, от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального, как, впрочем, и любого другого отклоняющегося поведения молодых людей, не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести:

- правильное и чёткое планирование и организацию повседневной жизни, учёбы молодёжи, её быта и досуга;

- организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья;

- обеспечение социальной защищённости молодёжи, соблюдение её конституционных прав;

- выявление групп суицидального риска;

- умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц (ранние признаки суицидального поведения должны знать должностные лица структур по воспитательной работе и т.д.);

- адекватную психологическую помощь, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.

 

Таким образом, острота и актуальность проблемы отклоняющегося поведения молодых людей требует от всех лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

По всей видимости, начинать профилактические работы нужно с воспитания. Именно оно является основным профилактическим средством. Причём воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста, и в первую очередь родителями.

Родители оказывают большое влияние на молодое поколение. Поэтому именно они в большей степени несут ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Есть несколько принципов воспитания.

1. У родителей должны быть дружеские отношения со своим чадом. С самого раннего возраста они должны смотреть на своего ребёнка, как на самостоятельную личность. Должны знать, что он умеет чувствовать так же как взрослый. Он должен постоянно чувствовать себя членом семейного коллектива. Для этого с ним нужно говорить о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства. Причём в этом маленьком коллективе на него должны возлагаться какие-нибудь обязанность. Но также нельзя забывать про его личные взгляды и планы.

2. Родители не имеют право обращаться с ребёнком не честно. Должно быть честное отношение к ребёнку. Это основывается на личном примере. Родители постоянно должны доказывать своим поседением, что умеют держать слово. Они на деле должны доказывать, что он от них всегда получит правдивый ответ.

3. Справедливое отношение к ребёнку. Его нужно учить во всём достигать наилучших результатов и хвалить за достигнутые результаты.[8]

Родители не должны забывать, что в возрасте 14-20 лет молодой человек хочет почувствовать себя полноценным членом общества. Нельзя обращаться с ним, как с маленьким ребёнком. Конечно, родителям это доставляет удовольствие, но в тоже время тормозит полноценное развитие личности ребёнка. Не нужно делать за него то, что он мог бы сделать и сам. Ему нужно дать свободу, но в тоже время и ограничивать её. Чем раньше чадо научится быть самостоятельным, тем легче ему будет в жизни.


Заключение.

Таким образом, новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя". И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.


Библиографический список.

1. «Отклоняющееся поведение и его профилактика»//Ж. Военное дело. №6. 1998.

2. «Проститутки на трассах»//Комсомольская правда, 21 мая 1999.

3. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. М., 1998

4. Бедный М.С. Семья–здоровье–общество, М., 1986

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

6. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997

7. Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1986.

8. Волков А.Г. Социология семьи. М., 1994.

9. Волков Ю.Г., Мостовая И.В.. Социология. М., 1998.

10. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы). СПб, 1999

11. Голод С.И. Семья и брак: истрико-социологический анализ. СПб, 1998

12. Давлиев И.А. Я и моя семья, Тат.книгоиздательство 1984

13. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999

14. Иващенко Ф. И. Развитие личности подростка. М., 1992.

15. Климова-Фюгнерова М. Наш ребёнок. Прага, 1987.

16. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

17. Маркович Д. Общая социология, Ростов-на-Дону, 1993

18. Молодежь России на рубеже веков: Материалы Международной научно-практической конференции. Березники, 1999

19. Немов Р.М. Социальная психология. СПб., 1985.

20. Осипов Г.В. Коваленко Ю.П. Социология, М., 1990

21. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985

22. Семья и молодёжь: Профилактика отклоняющегося поведения. Минск, 1989.

23. Современная семья: социальные, правовые, психолого-педагогические аспекты проблем. Пермь, 1994

24. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990

25. Степаненков Н. К. Педагогика. Минск, 1998.

26. Тараданов А.А. Семейный круг: результаты социологических исследований проблем семьи в Уральском регионе. Челябинск, 2000.

27. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999

28. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1978

29. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979

30. Ярыгина Т Молодежь России./ Ярыгина Т., Белавина Ю., Балашова Г., М.,1997


[1] Волков А.Г. Социология семьи. М., 1994. Стр.124

[2] Семья и молодежь: Профилактика отклоняющегося поведения. Минск, 1989

[3] Семья и молодежь: Профилактика отклоняющегося поведения. Минск, 1989. Стр.58

[4] Ж. «Военное дело», №6, 1998. Стр.32

[5] Семья и молодежь: Профилактика отклоняющегося поведения. Минск, 1989. Стр.63

[6] Там же. Стр.63

[7] «Проститутки на трассах»//Комсомольская правда, 21 мая 1999

[8] Климова-Фюгнерова М. Наш ребенок. Прага, 1978







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.62.171 (0.029 с.)