Глава 1. История возникновения японского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История возникновения японского сада



Оглавление

 

Введение

Глава 1.История возникновения японского сада

Определение понятия сада

Источники возникновения сада. Условия формирования искусства

Влияние религии на развитие садово-паркового искусства

Композиция сада

Глава 2.периодизация развития японского сада

Нара

Хейанский период

Дзенский сад

Глава 3. Различие садов по типу, функциональности, сложности композиции

Стилевая характеристика

Функциональные требования

Cады при императорских дворцах

Храмовые и монастырские японские сады

Абстрактный сад

Сад чайной церемонии

У жилого дома

Миниатюрные сады

Разнообразные японские сады и их восприятие

Значение сада

Глава 4.Принципы и приемы построения сада

Обязательные компоненты японского сад

Приёмы и принципы создания японского сада

Роль воды

Философия сада камней

Растения в саду

Архитектурные элементы

Скульптура японского сада

Цветовая гамма

Глава 5.Самые знаменитые памятники садово-паркового искусства

Рёандзи

Кацура

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

композиция парковое искусство японский сад

 


 

Введение

 

Настоящее содержание данной работы посвящено изучению садово-парковой культуры Японии, и в частности особенностям японского сада.век - время высоких технологий, быстро меняющегося ритма жизни.

Европейская цивилизация, создавая все новые и новые изобретения, улучшая условия жизни, уже не придает духовному развитию личности большого значения. В западной культуре ведущей, преобладающей является рационалистическая тенденция, отдающая приоритет разуму, логическому началу, прагматичному мышлению. Современный человек стремиться успеть как можно больше, и часто в погоне за призрачными идеалами европейцы забывают о самом главном - о своем эстетическом и нравственном развитии, о внутреннем мире и душе.

Но восточным нациям до сегодняшнего дня удалось сохранить первозданную культуру, традиции и обычаи. Восток тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Главными факторами художественного творчества было и остается воображение, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания.

Несмотря на всю архаичность и постоянность, восточные культуры, позаимствовав у Запада индустриальные технологии, модернизировав экономику своих стран, превратились в лидеров мировой цивилизации, научно-технического прогресса.

В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. «Природа - мастерская, и человек в ней работник».

На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что человек не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней.

Центральное место в формировании отношения восточной культуры к природе занимает Японское государство. В Японии впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, культура выращивания карликовых деревьев - бонсаи, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов.

Учитывая актуальность вопроса и недостаточной уровень его изученности, целью реферата является исследование специфики садово-паркового искусства Японии и в частности японского сада.

Задачами данной работы можно назвать:

) Теоретический анализ материалов по данной теме;

2) Выделение основных понятий и микротем работы;

)   Определение значимости темы в условиях современного мира;

Япония - древняя и самобытная страна, вызывающая глубокий интерес других государств к своей материальной и духовной жизни. До первой мировой войны японское государство закрыто для европейцев. В настоящее же время происходит все большее взаимопроникновение обеих культур. Японское искусство наиболее полно позволяет уставшему от окружающей суеты человеку почувствовать себя единым целым с природой и окружающим миром.

На сегодняшний день Япония представляет собой одну из сильнейших и великих держав, благодаря необычайно высокому развитию экономической отрасли, а особенно сохранению и процветанию национальной культуры. Те счастливые люди, которым удалось хотя бы однажды побывать в Японии, скорее всего, обратили внимание на то, что любое помещение, будь то магазин, офис или же жилой дом, украшают разнообразные замысловатые оранжереи, великолепные икебаны. Поскольку на японцев столетиями влияли социальные и природно-климатические факторы, национальный японский характер закрепил в себе черты терпимости, трудолюбия, минимализма, самообладания.

Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку.

«Хочется, чтобы Наш мир был постоянен, Не изменялся, Как след рыбацкой лодки, Плывущей вдоль берега»Минамото-Но Санэтомо (XII-XIII века)

 


 

Определение понятия сада

 

«Этот мир земной - Отражённое в зеркале Марево теней. Есть, но не скажешь, что есть. Нет, но не скажешь, что нет…» Минамото Санэтомо

Японский сад - это один из вариантов декоративного обустройства природного ландшафта, он по праву может претендовать на звание самого оригинального и в то же время естественного дизайна

Японский сад - вершина ландшафтной архитектуры. При всей своей видимой простоте он очень сложен. Эта изысканная, глубоко продуманная простота оказывает на зрителей сильнейшее художественное воздействие.

Историческое формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в течение столь долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении. Садовое искусство в современной Японии находится на высочайшем уровне развития. И все это благодаря характеру природы Страны восходящего солнца. Своеобразные скалистые горы, лесистые холмы, водопады и различные песчаные отмели только дополняют вдохновение японцев. Окруженные столь разнообразными пейзажами, местные жители погружаются в мир фантазии, что находит выражение в создании все новых и новых композиций.

Японский сад видоизменяется с культурой, царствующей на определенном промежутке времени, но всегда строго соответствует религиозным требования

 

Композиция сада

 

Шедевры японских садов создавались десятилетиями, а некоторые - и столетиями. Глядя на классический японский сад, нужно понимать, что сиюминутно такую красоту создать невозможно. Время в Японии всегда считалось и считается соавтором и помощником создателя сада. Два автора - садовник и время - призваны постоянно совершенствовать своё творение. Композиция сада - это соотношение и эстетическая взаимосвязь всех элементов сада: растений, воды, камней, скульптуры, архитектурных элементов. Сад в японском стиле по традиции должен иметь форму, приближенную к квадрату или прямоугольнику.

· Плоский - хиранива;

·   С холмами - цукияма;

Но холмистый характер сада, бесспорно, позволяет создавать интересные, более фактурные композиции.

По степени сложности, композиция японского сада может быть:

· полная, объёмная - «СИН»,

·   полусокращенная, неполная - «ГЕ»,

·   сокращенная - «СО».

Полная степень «СИН» - это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм.

Полусокращённая степень «ГЕ» состоит из половины садовых элементов. Но сочетаться между собой они должны так же гармонично, создавая в саду ауру покоя, единства всей композиции и той особой силы и энергии, которая характерна для японских садов.

Сокращённая степень «СО» определяет более сжатую форму сада. Здесь используют небольшое количество компонентов. Но эта форма является и самой сложной в исполнении, потому что у художника такого сада в арсенале очень небольшой набор компонентов,а отсутствующие элементы сада всё-таки должны подразумеваться, присутствовать незримо.

Смысловая нагрузка имеющихся составляющих сада от этого очень увеличивается, поэтому художник сада, выбрав данный вид композиции, должен очень серьёзно подойти к выбору элементов сада. он должен суметь заставить звучать их выразительно и гармонично, создавая представление о полноте мироздания в соответствии с традициями японского садового искусства.

Человек, находящийся в окружении подобного сада, воспринимает значение того или иного композиционного элемента максимально точно. Если мастер ярко создал контраст между пейзажами, то другой человек, умеющий правильно оценивать красоту, с легкостью воспринимает смысл, передающийся природными средствами. Пример садов с одним или несколькими элементами - сад камней, сад водопадов, сад мхов.

Изначально сложилось 2 вида композиции японских садов:

«одинокая» - с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура - скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям.

- «групповая» - в ней сосредоточено большое количество элементов, среди которых нельзя выделить главного. Этот вид композиции чаще применяется на открытых местностях.

В «групповой» композиции японского сада расположение предметов может быть:

1 - свободное;

2 - круговое;

3 - линейное.

1. Свободное расположение элементов сада не означает хаотичное. Знанием, умением и интуицией мастера все элементы располагаются хотя и свободно, но гармонично. В этом и заключается настоящее искусство композиционного построения японского сада. Здесь художник должен обладать высоким художественным вкусом, чтобы грамотно объединить все элементы - «картины сада» - и создать из них единую, гармоничную композицию.

2. круговое расположение предметов характерно для невысоких по размеру элементов. Они размещаются концентрически, создавая как бы «круг в круге». В этом случае все элементы сада хорошо просматриваются и свободно читаются.

Центр участка остаётся свободным - Пустота. Но это не просто пустота в понятии европейца, а Пустота в восточном понимании. Именно здесь, в этой Пустоте концентрируются мысли созерцающего. Здесь он может увидеть Пустоту, из которой всё приходит и в которую всё уходит, ведь японцы создают сад как модель мироздания. В свободном пространстве японец может увидеть «МА», означающее промежуток, интервал, который будет не только разъединять стороны свободного пространства сада, но и объединять их в целое, превратив в своеобразную комнату сада или любую другую картину, дорисованную самим созерцающим. Ведь в японском садовом искусстве зритель - это собеседник и соавтор одновременно. Он должен сам домыслить или дорисовать картину сада.

3. Линейное расположение элементов сада применяется в самой Японии довольно редко, потому что воспринимается как резкое и не соответствующее японским традициям садового искусства. Если японцы из-за каких-то обстоятельств и используют линейное расположение элементов, то делают это очень умело, подчиняя общей традиции. Тропинки и ручейки всё равно пойдут по несколько искривлённым линиям, делая характер этих линий более мягким.

 


 

Нара

 

Первые японские сады были созданы в древней столице Нара (VIII в.). Ансамбль города в регулярности плана и отчетливости структуры совпадал с буддистской символической схемой мироздания - мандала. Нара возведен по подобию китайской столицы Чань-ань, поэтому неудивительно, что первые сады Японии тоже были созданы по образцу китайских. В летописи «Нихонсёки» упоминаются корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками в период правления императрицы Суйко, там также есть упоминание об одном человеке, имевшем прозвище «министр садов» за то, что он разбил вокруг дома великолепный сад.

Формирование самобытной культуры в VIII и IX веках проходило под интенсивным воздействием Китая, переживавшего период блистательного расцвета поэзии, живописи, архитектуры. Китайские образцы были своего рода эстетической нормой и эталоном.

Континентальная (китайская) идея сада как искусственно преобразованной природы в сочетании с пространственными представлениями анимистических культов древней Японии преобразовала традиционную форму японского средневекового сада. Сады Китая создавались как земное подобие рая, где сама красота природы должна помочь человеку проникнуть в тайны бытия и достичь бессмертия. Сад давал уединение, возможность наслаждения и созерцания мощи и величия природы.

В это время в Китае еще не существовало строгих канонов, определяющих построение сада, была общая конструктивная схема: скелет (горы) и кровь (вода), что выражало главный и общий космогонический принцип единства и противоположности двух начал - положительного, светлого мужского (гора или камень) и отрицательного, темного женского (вода).

Японцы начинают широко использовать символику. Можно привести в пример вечнозеленую сосну, которая справедливо символизировала долголетие, или же бамбук, означавший стойкость и упорство человека. Каждый элемент сада обязательно нес в себе какое-то значение, смысл, символизировал то или иное отличительное качество.

Сама композиция сада должна была оставлять впечатление свободы, непринужденности и нерегулярности, свойственных самой природе - этой могучей стихии, прекрасной в своей естественности, в единстве и столкновении своих сил. Передать пульс природы, ее жизненный ритм невозможно случайным соотношением ее отдельных деталей. Задача художника - понять внутренний смысл жизни природы и выразить его в своем произведении.

Китайская идея искусственного и одновременно естественного сада еще не была воспринята в культуре Нара, времени утверждения буддизма. Создавая большие архитектурные комплексы, такие, как Тодайдзи, архитекторы оставляли природное окружение в своих естественных формах, организуя пространство вокруг храмов планировкой путей движения процессий. Разум и воля архитектурно-планировочного решения контрастировали со стихийностью природы, а не соответствовали ей, как это произойдет в последующей эпохе - Хэйан, важнейшем периоде в истории японской художественной культуры.

 

Хейанский сад

 

Период, длившийся с IX по XII век, именуется Хейанским. На садах этой эпохи отразилось учение буддийской секты Дзёдо (Чистая земля), провозглашавшей веру в Будду Амида(Будда западного рая). Придворные аристократы в, среде которых в это время китайская ориентация сменилась тенденцией к формированию собственной национальной культуры, стали создавать вокруг своих домов сады, воспринимавшиеся как земное воплощение рая Амиды. Они отражали утонченный дух придворной культуры, в которой поэтизировались все проявления жизни людей и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от красот природы от вращения времен года. Воздвигается новая столица Киото, но уже, естественно, с характерными особенностями и изменениями. Кроме придворных и храмовых садов, пользовавшихся большой популярностью в прежние времена, формируется совершенно новый вид садового искусства - сады чайной церемонии, или же сады чаепития. Объясняется это тем, что именно в это время в Японии прочно укоренился ритуал чайной церемонии. Церемония чаепития зародилась в Китае, позже получила распространение в Японии, где несколько видоизменилась.

Первый чайный домик в Японии был построен в 1473 году. Сама процедура чаепития была разработана мастерами Дзео и Сэнно Соэки. Конструкция садов и их композиция напрямую связанны с этим обрядом. Все жители Страны восходящего солнца, независимо от социального происхождения, относились к чаепитию, как к неотъемлемой и очень значимой части повседневной жизни. В соответствии с правилами, эта церемония превращается в особый ритуал, так как одновременно сопровождается наблюдением творений природы и искусства, что доставляет истинное наслаждение японцам. Небольшие садовые «островки» не только отражают национальный характер японцев, но и воспитывают его.

Ощущением, чувством, переживанием красоты человек проникал в сущность бытия. Но буддистская иллюзорность и эфемерность мира лишали чувство красоты жизнерадостности. Красота быстротечна, она мгновенна, едва уловима и преходяща, готова в следующий миг исчезнуть бесследно. Изысканная хэйанская культура основала новый тип отношения к миру - любование. Не просто наблюдение, а переживание и острое восприятие. Красота открывается человеку только в моменты наивысшего эмоционального напряжения. А язык подлинной эмоции - это поэзия, и именно в эту эпоху были созданы классические произведения японской литературы. Хэйанская культура оказала решающее воздействие на формирование японского садово-паркового искусства, поскольку открыла новое отношение человека к природе - созерцание.

 

Дзенский сад

 

Конец ХII века и начало ХIII века в Японии - время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии. К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма - дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия.

Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование - эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.

Дзенский сад уже не предназначен для прогулок как.прежде Его функция была аналогичной пейзажным свиткам -помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало и сокращению садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы Инь-Ян, но реальную воду символически заменил песок и гравий. Все они завораживают своей загадочной абстрактностью.

Дзенский сад включает в себя две эпохи развития:

. Камакура

2. Муромати

1.На смену изысканной и утонченной эпохе Хэйан приходит мужественный, брутальный культ силы эпохи Камакура (XIII - XIV вв.). Являясь практически антитезой предыдущему периоду, время военного дворянства создало предпосылки для формирования нового отношения к природе. Не чувственная красота, олицетворяющая переживания человека, но одушевленность, могущество и сила природы кажутся теперь ее главными качествами.

2.После объединения страны под властью сегунов Асикага обе культуры - хэйанская и камакурская постепенно сближаются, что послужило основой для расцвета искусств периода Муромати. Идеалам пришедшего к власти военного сословия соответствовало учение дзэн. Признание духовности человека, восприятие человека как части природного мира, равнозначной всему другому, определило отношение дзэн к окружающему. Природа не противостоит человеку как враждебная сила, он един с ней, он - часть ее. «Познавая мир, познаете самого себя». Согласно учению дзэн, в созерцании природы самое главное - слияние субъекта и объекта, ощущение человеком природы как части своего естественного бытия. «Красота заключена не в форме, а в смысле, который она выражает, и этот смысл раскрывается, когда наблюдатель всю свою сущность передает носителю этого смысла...».

Хотя число элементов невелико, они были очень выразительны и содержательны. А присутствующая загадочность и недосказанность должны активизировать зрительное и душевное восприятие сада любым человеком. Японские мастера умышленно оставляют в своих садовых творениях свободное пространство, предоставляя таким образом возможность заполнить его картинами, созданными воображением созерцающего. В этом и заключается вся тайна и загадочность данного искусства. Обязательное присутствие композиционного принципа неопределенности диктовало создание гармонического равновесия всех элементов сада. В саду одновременно царят свобода и порядок, движение и покой.

 


 

Стилевая характеристика

 

«Создать сад - значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!»

Ван Вэй, китайский художник (1699-1759 гг.) Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Это отношение своими корнями уходит в начало национальной японской религии - синтоизм, начиная по-новому звучать с приходом буддизма и дзен-буддизма.

Основательно - как явление - японский сад формировался в Х-ХII веках. В ХIV-ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета. К этому времени определились каноны создания японских садов.

Сложился и основной стиль японского сада - пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры. В последующем искусство японских садов продолжает своё развитие, но уже в контексте сформировавшихся ранее канонов.

На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности. Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.

Стиль в садовом искусстве - это совокупность определённых канонов и традиций, принципов и приёмов, с помощью которых достигается единство идейно-художественного содержания сада, общность его образной системы. Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.

Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.

 

3.2 Функциональные требования

 

История развития японских садов насчитывает более тысячи лет, и, естественно, за этот длительный период образовался ряд типологических признаков, объединяющий общие черты садового искусства на разных этапах этого развития. Еще в XVIII веке японские мастера сформировали типологию садов. По функциональным требованиям сады разделяют на дворцовые, храмовые, сады для проведения чайной церемонии, сады у жилого дома. Но главной функцией этого японского искусства всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия пейзажа с различных мест с обзором, выходящим на сад. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из окон дома или же с прогулочной тропинки.

В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным - площадью всего в 1-2 кв.метра.

 

Абстрактный японский сад

Цветы засохли, Но семена летят, Как чьи-то слезы. Мацуо Басё

Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе. И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.

Автор этого сада - современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто - «Абстрактный сад».

Сад «Сухой пейзаж» - «Каресансуи» был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды. «Сухой пейзаж» - это всегда символическое изображение воды (исключением здесь могут быть только некоторые композиции абстрактных садов).

Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.

Сады «Каресансуи» имеют два вида, весьма различающихся внешне:

. «С водой». У такого сада «основной герой» - песок или мелкий гравий, символизирующий воду. Специальными граблями здесь «рисуются» параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды - символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями - символ безмятежного бега волн в просторе океана

. «Вода, которая была, но ушла». Этот тип «Сухого пейзажа» интересен для применения в садах различного типа, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений. «Сухой пейзаж» - символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более «японским».

 

Японский миниатюрный сад

 

Наша жизнь - росинка Пусть лишь капелька росы Наша жизнь - и всё же. Кобаяси Исса

Миниатюрный сад - это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире!

Появление миниатюрных садов привело к дальнейшему развитию символизма в садовом искусстве Японии. Они создавались как сады, где зритель избирался сотворцом сада. И сегодня, созерцая миниатюрный сад, зритель своим воображением и фантазией должен наполнить сад теми элементами, которые в данный период созвучны его душе.

Острый дефицит площадей заставил японцев обратить внимание на возможность создания садов на крышах домов.

Автор этого миниатюрного сада - архитектор Кишо Куракава. Сад создан на крыше дома в деловой части Токио.

Бетон, стекло, этажи домов… И кусочек живой природы, парящий в небе!

Как замечательно раскрывается в этом миниатюрном садике один из основных принципов построения японских садов - «в малом добиваться большого»!

Любимы японцами и миниатюрные сады, расположенные на балконах. Увлечение балконным садоводством получило особое распространение в 90-х годах прошлого столетия. Созданный на балконе, садик помогает человеку ощутить себя рядом с природой, уединившись - расслабиться, элементарно отдохнуть.

Но желание быть рядом с природой заставило японцев обратить внимание на возможность создания на крышах не только миниатюрных садов. Например, гранд-Отель в Саппоро (о. Хоккайдо) имеет на крыше сад размером 600 кв.м. Проходя мимо, вы никогда и не подумаете, что рядом с вами на приличной высоте «парит» чудный сад, созданный человеческим желанием ощутить на себе благостное влияние природы в агрессивной городской среде.

 

Значение японского сада

Для современного человека, живущего напряжённой жизнью, сад в японском стиле имеет особое значение. Атмосфера покоя, самоуглублённого созерцания, веками создававшаяся символика, благоприятно действующая на подсознание, - всё это способствует приобретению душевной гармонии, столь необходимой человеку XXI века. Японский сад - это Сад Картин.

Каждый уголок японского сада - законченная картина. Если мастер грамотно «напишет» эти картины, то сад будет обречён на успех.

Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе). И каждый японский сад - это храм поклонения природе. Ван Вэй - китайский художник (1699-1759) сказал: «Создать сад - значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!» Достигается это при помощи синтеза искусств.

Понимание и грамотное применение законов садового искусства, живописи, архитектуры, скульптуры рождает произведение садового искусства с многозначной содержательностью.

Есть в Японии понятие «сейдзяку» - обретение спокойствия, тишины, гармонии. Японский сад, созданный по правилам и канонам, вызывает ощущение спокойствия, вечности и вселенской гармонии.

Древнее название Японии - «Ямато» - переводится как «Великая Гармония»! Может быть, в этом и есть разгадка тайны под названием «японский сад»?!

 


 

Роль воды

 

«Чтоб жизнь моя счастливою была, Я зачерпнул воды из родника, Что в Таруми бежит, шумя со скал. И воду эту жадно пить я стал». Из антологии японской поэзии «Манъёсю».

Источник всего живого на земле - вода. Благодаря синтоистской и дзенской эстетике, вода одухотворена и воспета японцами в различных видах искусства (как и горы, и камни, и растения).

Вода в японском саду обязательна - настоящая или в виде символов. И, зачастую, вода в садах Японии в большей степени важна не как субстанция, а именно как символ. Представление японцев о рае, сложившееся ещё в седой древности, - это прекрасный сад с водными пространствами, покрытыми священными лотосами. Конечно, сейчас другое время, другая степень верований. Но отношение к воде в Японии по-прежнему остаётся благоговейным.

Япония - островное государство, окружённое водой со всех сторон. Неудивительно, что вода здесь является обязательным элементом любого сада. Вода может присутствовать в нём в форме водоёмов, водопадов; а если позволяет площадь сада, то и в виде небольших речек или ручьёв. Однако если площадь сада невелика, то элемент воды может быть представлен в виде тсукубаи (цукубаи), соцу (сеси одоси), а также в форме каменных или гравийных композиций, символизирующих воду.

Водопад в японском саду

Создание «звонких водопадов», когда вода свободно падает с возвышения, издавая характерный звук, - особо любимый вид присутствия воды в японском саду.

Летом в Японии стоит жаркая погода. Видом и звуком падающей воды, живительной энергией брызг подобные звонкие водопады несут отдых, вдохновение и желанную прохладу, позитивно воздействуя на весь организм.

Мастер, планируя водопады и водотоки, должен обязательно соотносить их размеры с площадью сада. Здесь главное «не перестараться», потому что неестественно большой или бурный поток воды в маленьком саду вызовет тревогу вместо успокоения и нарушит законы Инь-Ян, а, значит, - и общую гармонию сада.

Место для водопада должно выбираться особенно тщательно - подальше от дома, но так, чтобы звук падающей воды был слышен и в доме. Это создаст ощущение единения с природой, умиротворение и просто хорошее настроение.

Камни для создания «горы», с которой водопад берёт начало, подбираются очень тщательно. Главный критерий подбора камней для водопада - красота естественности «саби» Рука человека прикоснулась к камням только для того, чтобы привезти и установить их в саду.

Сейчас камни уже покрылись естественной патиной от влаги и тени, частично обросли мхом - создаётся впечатление, что они были здесь всегда. А когда приведётся в соответствие фон (забор) и появятся рядом соответствующие растения, то эта картина сада будет особо привлекать и радовать своей природной естественностью и таким приятным человеческому слуху «пением» воды.

Пруд в японском саду

Одна из самых распространённых форм присутствия воды в саду - пруд. В древнем трактате об устройстве садов «Сакутейки» читаем: «Вода всегда принимает форму своего вместилища вне зависимости от того, красиво оно или нет. Очень важно правильно выбрать форму пруда». Именно поэтому форма «вместилища» для воды должна стать предметом особо тщательного предварительного обсуждения, потому что форма водоёма, красота его береговой линии вместе с каменными композициями будут определять и красоту вашего сада в целом.

В саду японского стиля береговая линия пруда не может быть правильной геометрической формы.

Оформление водоёма камнями - очень важный этап формирования сада. Рекомендации из древнего японского трактата по устройству садов: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега - так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Ещё несколько камней нужно разместить подальше от берега, как одинокие острова». Удивительно, но сказано это было в ХI веке! Руководство, написанное около девяти веков назад, по-прежнему современно, полезно Это лишний раз подтверждает, что садовое искусство Японии уникально и доступно, потому что истинное искусство не знает границ.

Поверхность задает горизонтальные линии в композиции сада. Исходя из этого, продумываются вертикальные и диагональные линии композиции - так, чтобы не была нарушена гармония ИНЬ -ЯН, основной принцип построения сада. Камни в японском саду - это символ Ян - мужской, светлой, сильной, положительной энергии. Вода же - символ женской, тёмной, мягкой, мистической, мудрой, отрицательной энергии Инь. Их вечное и неразрывное единство и такое же вечное противоборство в состоянии равновесия энергий - основа всеобщей гармонии.

При создании композиции сада часто используется очень эффектный, любимый приёме в японских садах - об отражении в воде. Кустарник или дерево с красивым габитусом, фонарь или камень, помещённые на границе двух сред - воды и суши - будут отражаться в водной глади, увеличивая пространство сада и создавая картину - отражение.

И здесь главное - не переусердствовать, соблюсти равновесие Инь-Ян. Огромное дерево даст соответствующее отражение во весь пруд. Посадив же на берегу пруда красивый кустарник или небольшое деревце с необычной кроной, поставив фонарь, интересный природный камень, пагоду, соорудив «горбатый» мостик - можно получить картину-отражение, которая будет радовать всех своей необычностью и красотой.

Если по замыслу автора водоём должен выглядеть глубоким, то он «впустикает» в него отражение голубого неба, то есть, планирует место для водоёма так, чтобы в нём постоянно отражалось небо.

Если же художник хочет, чтобы в саду было светлее, то «впускает» в пруд солнце. То есть, выбирает такое место для водоёма, чтобы полуденное солнце всегда могло отражаться от поверхности воды, привнося дополнительное освещение и светлое настроение в ваш сад.

В водоёме сада японского стиляжелательно создание острова или островков. Это придаст вашему «озеру» естественную природность. Но остров или островки нужно правильно соотнести по высоте между собой и самым высоким берегом пруда. Вершины берега, островов, фонаря и больших камней не должны оказаться на одном уровне, что сделает общую композицию однообразной и скучной. К острову можно провести мостик из камней - сплошной или пошаговый. Если же к острову подхода не будет, то, по японским понятиям, он буд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.38 (0.084 с.)