Государство – защитник экономических свобод. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство – защитник экономических свобод.



Курсовая работа

 

по курсу «Экономическая теория»

на тему:

 

«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах».

 

 

Южно-Сахалинск,

1999 год.

 

 

Содержание.

 

 

Введение  
§1 «Невидимая рука» А. Смита  
§2 Принципы конкуренции Кейнса  
§3 Рыночная система  
§4 Методы регулирования рынка  
§5 Роль государства в экономике: 1. государство – защитник экономических свобод; 2. несовершенство рынка и их последствия.  
§6 Экономические функции государства  
§7 Государственное регулирование экономики:  
1. Понятие гос. регулирования экономики 1.1 Сущность государственного регулирования 1.2 Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ) 1.3 Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов  
2.Объекты и цели государственного регулирования экономики 2.1 Объекты ГРЭ 2.2 Цели ГРЭ  
3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики 3.1 Административные средства 3.2 Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные 3.3 Госсектор  
4. Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его эффективности 4.1 Этапы ГРЭ  
Заключение  

 

Введение.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

§ 1. «Невидимая рука» А. Смита.

 

А. Смит был глубоко убеждён, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если исключить любые формы государственного вмешательства. Такой подход принято именовать «либеральным». Он предполагает полную свободу предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы и стремиться к собственной выгоде. При этом, доказывал Смит, вовсе не возникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Проведения», преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом.

«Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые мы называем сегодня спросом и предложением. Конечно, он понимал, что цель предпринимателя – это получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам. Вот почему Смит требует предоставить человеку возможность свободно преследовать в экономической деятельности свою выгоду, и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу по средствам роста богатства каждого.

«Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров и перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

 

§ 2. Принципы концепции Кейнса.

Кейсианцы считают современные рынки неконкурентными, а потому и неспособными автоматически регулировать спрос и предложение, в особенности соотношение между ценами и заработной платой. Монополии и олигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос. В то же время профсоюзы выступают за гарантированный уровень заработной платы при заключении трудовых соглашений и коллективных договоров с предпринимателями. Всё это приводит к тому, что рыночное регулирование является негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падению цен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы.

Поскольку рынок не может служить в качестве саморегулятора экономики и не может обеспечить полную занятность, стабильность производства и цен, кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулирование экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая бы смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмы производста, получившие в литературе название экономических циклов.

Чтобы понять, как возникли теоретические предпосылки теории Кейнса, необходимо учесть, что они сформировались в период глубокого спада и разрушительного кризиса капиталистического общества. Кейнсу казалось, что в этих условиях именно активные действия государства по регулированию экономики посредством фискальной политики способны вывести производство из глубокого кризиса. Однако игнорирование правильной денежно-кредитной политики последователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеют значения», вызвало критическое отношение к его концепции. Когда вместо ожидавшейся кейсианцами депрессии после Второй мировой войны наступила инфляция, многие экономисты всё больший интерес стали проявлять к монетаристкой концепции, анализирующей ту часть экономического цикла, которая сопровождается инфляцией.

 

 

§ 3. Рыночная система.

 

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства – экономика производит то, что требуют потребители, путём применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов:

а). её контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают;

б). свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек, препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу;

в). конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью эти решения осуществляются на деле. Экономические системы, базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не в такой степени и не через такой механизм, как чистый капитализм. Социалистические хозяйства используют рынки и цены главным образом для осуществления решений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.

 

 

§ 4. Методы регулирования рынка.

 

Когда стало развиваться крупное машинное производство и сложился национальный рынок, на смену средневековой цеховой монополии ремесленников с её жёсткой регламентацией производства и сбыта товаров пришла свободная конкуренция, которую вели раздробленные и сравнительно небольшие предприятия, производившие продукты для сбыта на неизвестный рынок.

Капиталистические монополии начали разрушать такой рынок: они производили учёт рынков средств производства и сбыта продуктов, воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстных интересах. Государственное вмешательство в экономику привело к созданию особого – нерыночного – сектора хозяйства, где монополии работают по государственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированном сбыте продукции.

Рынок по-прежнему служит непременным элементом нормально действующей экономики. Ни один общественный строй не может обходиться без рыночной системы, которая неизменно демонстрирует уникальные и ничем незаменимые возможности: без всякого насильственного вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.

Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные последствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всём народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.

 

 

§ 5. Роль государства в экономике.

 

Цели ГРЭ.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель – выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт – может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.

Положения отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном случае – оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель – оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели – привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

 

Заключение.

В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

Начатый в нашей стране переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.

 

Список использованной литературы:

Курсовая работа

 

по курсу «Экономическая теория»

на тему:

 

«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах».

 

 

Южно-Сахалинск,

1999 год.

 

 

Содержание.

 

 

Введение  
§1 «Невидимая рука» А. Смита  
§2 Принципы конкуренции Кейнса  
§3 Рыночная система  
§4 Методы регулирования рынка  
§5 Роль государства в экономике: 1. государство – защитник экономических свобод; 2. несовершенство рынка и их последствия.  
§6 Экономические функции государства  
§7 Государственное регулирование экономики:  
1. Понятие гос. регулирования экономики 1.1 Сущность государственного регулирования 1.2 Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ) 1.3 Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов  
2.Объекты и цели государственного регулирования экономики 2.1 Объекты ГРЭ 2.2 Цели ГРЭ  
3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики 3.1 Административные средства 3.2 Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные 3.3 Госсектор  
4. Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его эффективности 4.1 Этапы ГРЭ  
Заключение  

 

Введение.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

§ 1. «Невидимая рука» А. Смита.

 

А. Смит был глубоко убеждён, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если исключить любые формы государственного вмешательства. Такой подход принято именовать «либеральным». Он предполагает полную свободу предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы и стремиться к собственной выгоде. При этом, доказывал Смит, вовсе не возникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Проведения», преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом.

«Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые мы называем сегодня спросом и предложением. Конечно, он понимал, что цель предпринимателя – это получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам. Вот почему Смит требует предоставить человеку возможность свободно преследовать в экономической деятельности свою выгоду, и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу по средствам роста богатства каждого.

«Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров и перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

 

§ 2. Принципы концепции Кейнса.

Кейсианцы считают современные рынки неконкурентными, а потому и неспособными автоматически регулировать спрос и предложение, в особенности соотношение между ценами и заработной платой. Монополии и олигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос. В то же время профсоюзы выступают за гарантированный уровень заработной платы при заключении трудовых соглашений и коллективных договоров с предпринимателями. Всё это приводит к тому, что рыночное регулирование является негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падению цен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы.

Поскольку рынок не может служить в качестве саморегулятора экономики и не может обеспечить полную занятность, стабильность производства и цен, кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулирование экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая бы смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмы производста, получившие в литературе название экономических циклов.

Чтобы понять, как возникли теоретические предпосылки теории Кейнса, необходимо учесть, что они сформировались в период глубокого спада и разрушительного кризиса капиталистического общества. Кейнсу казалось, что в этих условиях именно активные действия государства по регулированию экономики посредством фискальной политики способны вывести производство из глубокого кризиса. Однако игнорирование правильной денежно-кредитной политики последователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеют значения», вызвало критическое отношение к его концепции. Когда вместо ожидавшейся кейсианцами депрессии после Второй мировой войны наступила инфляция, многие экономисты всё больший интерес стали проявлять к монетаристкой концепции, анализирующей ту часть экономического цикла, которая сопровождается инфляцией.

 

 

§ 3. Рыночная система.

 

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства – экономика производит то, что требуют потребители, путём применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов:

а). её контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают;

б). свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек, препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу;

в). конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью эти решения осуществляются на деле. Экономические системы, базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не в такой степени и не через такой механизм, как чистый капитализм. Социалистические хозяйства используют рынки и цены главным образом для осуществления решений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.

 

 

§ 4. Методы регулирования рынка.

 

Когда стало развиваться крупное машинное производство и сложился национальный рынок, на смену средневековой цеховой монополии ремесленников с её жёсткой регламентацией производства и сбыта товаров пришла свободная конкуренция, которую вели раздробленные и сравнительно небольшие предприятия, производившие продукты для сбыта на неизвестный рынок.

Капиталистические монополии начали разрушать такой рынок: они производили учёт рынков средств производства и сбыта продуктов, воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстных интересах. Государственное вмешательство в экономику привело к созданию особого – нерыночного – сектора хозяйства, где монополии работают по государственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированном сбыте продукции.

Рынок по-прежнему служит непременным элементом нормально действующей экономики. Ни один общественный строй не может обходиться без рыночной системы, которая неизменно демонстрирует уникальные и ничем незаменимые возможности: без всякого насильственного вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.

Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные последствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всём народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.

 

 

§ 5. Роль государства в экономике.

 

Государство – защитник экономических свобод.

Человечество пришло очень не лёгким путём к пониманию того, что людям любой страны для проявления стремления к активной хозяйственной деятельности и её осуществления необходимы:

1). свобода в распоряжении результатом своего труда;

2). свобода предпринимательства (право самостоятельно выбирать, что и как делать);

3). свобода заключения сделок (что требует чётко определённых правил владения собственностью).

В чём реально состоят эти свободы и каково их значение для хозяйственной жизни общества?

Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.

Иными словами, это та основа, на которой формируется личная и частная собственность. Страна, где такой экономической основы нет, это страна, где человек – человеку враг. Ведь если право распоряжения результатом своего труда человеку не гарантированно обществом, то этот результат у него может отобрать любой.

Свобода предпринимательства – это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить – решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Свобода заключения сделок – это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли, поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления.

Любая свобода требует защиты, а иначе её отбирают силой. Такая защита свобод, в том числе и экономических, т. е. их гарантирование – главная и постоянная задача любого государства. Решения одной только этой задачи было бы достаточно, чтобы отнести государство к числу важнейших участников экономической жизни страны.

Но реально круг задач, которыми занимается государство, значительно шире. Это связанно с тем, что рыночные механизмы обладают определёнными несовершенствами (слабостями). Эти несовершенства рынка порождают последствия, устранять которые приходится государству.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.

В соответствии с одной из высказываемых точек зрения роль государства, по крайней мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны.

1. Законность и порядок. Подлинным бичом некоторых беднейших стран являются преступность и межличностные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества от хозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.

2. Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.

3. Инфраструктура. Многие трудности общественного роста порождаются дефицитом общественного товара и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образование, орошение и охрана почв, сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных систем – все эти нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные побочные выгоды. Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг в достаточных количествах.

4. Принудительное накопление и капиталовложение. Иногда вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накопление капитала в экономически отсталых странах.

Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала. Здесь принципиально возможны два альтернативных пути.

Во-первых, уровень накопления можно увеличивать с помощью налогов. Возросшие налоговые поступления направляются на осуществление наиболее важных капиталоёмких проектов.

Второй метод состоит в принудительном стимулировании сбережений через инфляцию. Государство может финансировать накопление капитала, пуская в оборот или тратя дополнительную денежную массу или же продавая банкам облигации и тратя полученные доходы.

5. Проблемы, связанные с социальным устройством. Государство имеет самые широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия, вытекающие из характера социального устройства. Сдерживание роста населения и земельная реформа - вот важнейшие проблемы, решение которых немыслимо без широкого государственного вмешательства. И только государство в состоянии реально поощрять волю к развитию, побудить общество отказаться от религиозного фатализма и понять ценность социальной активности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.076 с.)