Тема. Русское централизованное государство в XVI веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Русское централизованное государство в XVI веке



Реферат

Тема. Русское централизованное государство в XVI веке

 

Выполнил

Проверил

Москва 2001


Содержание

 

Введение

1. Социально-экономический и политический строй единого русского государства

1.1 Политический строй

1.2 Социально-экономический строй

2. Основные направления внешней политики России в XVI веке

3. Противоречия в развитии Русского государства в XVI в.

4. Роль личности Ивана Грозного в укреплении централизованного государства

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

(Завершение политического объединения Руси. Образование централизованного государства).

Почти два века занял процесс собирания русских княжеств в единое государство.

Заключительными фазами этого опыта были: присоединение Ярославского, Ростовского и Тверского княжеств и Новгорода Великого.

Падение независимости Ярославского княжества (1463 - 1468), князья которого давно подчинялись воле великого князя, ликвидация в 1474 г. остатков независимости Ростовского княжества (у тамошних князей были выкуплены остатки их княжеских прав) и присоединение Новгородского княжества, в котором сохранялись самостоятельные позиции, - все это превратило великое княжество Московское в Русское государство, князья которого становятся государями всея Руси. Объединительную политику завершил преемник Ивана III - его сын Василий III (1505 - 1533), который присоединил Псков (1510) и Рязань (1521), а также Северную и Смоленскую земли в процессе войны с Великим княжеством Литовским.

Территориальное расширение привело к новому политическому положению Московского княжества и князя. По словам В.О. Ключевского, "завершение территориального собирание северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное великорусское государство и, таким образом, сообщило великому князю Московскому значение национального великорусского государя". [1]

Этот факт имел ряд следующих последствий:

расширение пространства действия единой власти порождает в умах людей мысль о национально-политическом единстве Русской земли;

власть принимает более высокое значение.

Так, в титулах Московского государя: "государь всея Руси" отразились политические идеи, усвоенные московским князем: это мысль о московском государе как о национальном властителе всей Русской земли и мысль о нем как о политическом и церковном приемнике Византийских императоров. Эта же идея находит выражение в печатях московского государя: с конца 15 в. на них появляется византийский герб - двуглавый орел.

"Почувствовав себя в новом положении, московский государь нашел недостаточным прежний источник власти, каким служила отчина и дедина, т.е. преемство от отца и деда. Теперь он ставил свою власть на более возвышенное основание, усвояя ей божественное происхождение". [2] Одним из последствий объединения земель под началом Московского княжества была также перемена в положении и отношениях классов, и, прежде всего, класса боярства. Уже в удельное время Москва привлекла к себе цвет боярства со всех русских земель. Со второй половины XV в. состав боярства поменялся: в него вошло 150 новых фамилий. Возникла иерархия: боярство стало делиться на титулованные и нетитулованные фамилии. Среди титулованного боярства XVI в. утвердился взгляд на свое правительственное значение как на свое наследственное право, полученное от предков независимо от государя. Этот взгляд облекся в стройную систему служебных отношений под названием "местничество". Местничество состояло в порядке назначения родовитых служилых людей в соответствии с родственным старшинством назначаемых лиц или со службой их предков. Родственное старшинство определялось по родословным книгам, а служба предков по книгам разрядным. Таким образом, местничество давало привилегии в управлении наиболее знатным боярским фамилиям. Но оно же мешало сложению боярства в стойкий политический класс и "делало его неспособным отстаивать себя при исключительных обстоятельствах, подобных временам опричнины и самозванщины"[3]

Если в удельные века бояре шли в Москву за служебными выгодами, которые росли вместе с успехами московского государя, то к XVI в. они шли в Москву с чувством сожаления об утраченной удельной самостоятельности. Если в удельные века, при еще неокрепшем институте местничества была возможность занять высокое служебное положение, то теперь оно определялось местническими законами.


Политический строй

 

Итак, нами уже было обозначено, что политический строй с конца XV начала XVI вв. развивался в сторону централизации. Главой государства был Великий князь всея Руси; он начал пользоваться титулом государь и проявлять черты самодержца. Титул, легенды о происхождении верховной власти и даже сам вид государя подчеркивал его отличие от подданных.

Совещательным органом при Великом князе была Боярская Дума. В первой трети XVI в. сложилось четкое разграничение чинов - боярина и окольничего. Дума включала в себя в разное время от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они были отпрысками аристократических родов. Состав Думы менялся. До середины XV в. там заседали только люди из старых московских боярских фамилий, а с образованием единого государства в составе бояр оказались князья прежде независимых княжеств. [4]

Система приказов до середины XVI в. еще не сложилась, но действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец, возглавляемый дворецкими, ведал личными, т. н. дворцовыми землями Великого князя. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов. Когда присоединялась новая территория или ликвидировалось удельное княжество Московской земли, то для управления этими землями создавали местные дворцы: новгородний, тверской, нижегородский, дмитровский, угличский и т.д.

Казна, которую возглавляли казначеи, была главным государственным хранилищем и не ограничивалась финансовыми делами. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив, и государственная печать. Таким образом, Казна была государственной канцелярией. Это же ведомство руководило внешней политикой. Впоследствии из Казны выделились главные органы отраслевого управления - приказы.

Основную роль в складывающемся аппарате управления играли дьяки (первоначально писцы). Они вели делопроизводство, их влияние на ход государственной политики было определяющим. Таким образом, в государственном аппарате еще не было строгого разграничения функций, характерного для централизованного государства, сохранялись элементы феодальной раздробленности. Особенно ярко это проявилось в местном управлении.

Страна делилась на уезды (Новгородская земля - на пять пятин). Границы уездов восходили к рубежам бывших княжеств, поэтому их размеры были разнообразны. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Наместники и волостели получали территории "в кормление": и полагались судебные пошлины ("присуд") и определенная часть налогов ("кормленичий доход"). Кормление было вознаграждением не за исполнение административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках. Административные же обязанности оказывались дополнительным к основному - получению "присуда" и полагавшегося по "доходному списку" содержания. Поэтому кормленники небрежно исполняли свои обязанности и систематически передоверяли их своим тиунам - обычно из числа личных холопов. По статьям судебников, посвященным местному управлению, тиун наместника или волостеля почти не отличался от него по функциям. В назначениях на должности наместников и волостелей не было строгого порядка. Сама система наместничества была далека от централизованного управления. У центральных органов власти не было дублирующих органов на местах.

Итак, во второй половине XV первой трети XVI веков в России установилась самодержавная монархия, в которой Великому князю принадлежала верховная политическая власть. Но разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что ограничивало возможности центральной политической власти. Внутри самой Московской земли продолжали существовать уделы.

 

Таблица 1.2.1 Органы власти и управления в России в середине XVI века

Царь

 
Митрополит (патриарх с 1589 г)

Боярская дума

Церковный собор

Земский собор

Приказы

Таблица 1.2.2 Управление России в период опричнины (1565 - 1572)

  Опричнина Земщина
Территория Центр России, земли Строгановых на Урале, Поморье, часть Москвы Все земли вне опричнины
Центр Александровская слобода Москва
Правитель Великий князь Московский Государь всея Руси (Симеон Бекбулатович)
Управление Опричная Дума Опричные приказы Опричная казна Земская боярская Дума Земские приказы Земская казна
Военные силы Опричное войско Земское войско

Заключение

 

Объединение Руси начиналось в условиях монголо-татарского ига и постоянной угрозы от западных стран. Именно под флагом борьбы с завоевателями Московское княжество сумело собрать вокруг себя земли раздробленной страны и превратить государство в единую военную державу. Исходя из военных целей, московская власть вынуждена была формировать феодальную иерархию, которая своими корнями уходила в удельно-вотчинное прошлое и опиралась на труд подневольных крестьян. Ведь боярские земли формировались из наследных вотчин или приобретались за службу в войске.

Эти необходимости, встретившиеся с вековыми традициями удельной Руси, привели к противоречивому становлению централизованной власти государя и формированию политического строя. Бояре и удельные князья могли поддерживать монарха только в том случае, если он обеспечивал солидный доход с их землевладения. Таким образом, ограничивая свободы крестьянства и посадского мира, монарх выкупал возможность усиления своей единоличной власти.

Противоречия первого периода русской монархии обострились в царствование Ивана IV, что сделало его правление противоречивым. Стремясь ограничить власть аристократической верхушки, Иван Грозный приблизился к идеям демократизации власти и войска, что отразилось и в созыве земского собора, и в опричнине. Однако эти идеи были, во-первых, преждевременными, а во-вторых, противоречили установке монархии на подражание Византийской империи, которая требовала обожествления монарха и полного единовластия. Не найдя опоры в среднем служилом сословии, царь был вынужден вести постоянную борьбу с аристократическим боярством. Это-то и привело к краху первоначальных замыслов и последующему Смутному времени.

Однако именно в период становления централизованного государства определились основные тенденции его дальнейшего развития. Стало ясно, что слабая государственная система требует реформы в сторону ее большей бюрократизации и разветвленности. Такая потребность выступала тем более явственней, потому что территория Московской России стремительно разрасталась на восток.

Вся дальнейшая история России была настойчивым поиском компромисса между традиционными формами правления и производства (в т. ч. общинностью) и тенденциями укрепления государственной власти. Проблемы были осложнены огромной территорией русского государства и сильным сопротивлением прибалтийских государств русскому продвижению к морю. Эти проблемы и сегодня остаются не исчерпанными в нашей истории.


Список литературы

 

1. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М., 1964. - 450 с.

2. История СССР с древнейших времен до 1861 г. // Под ред.Н.И. Павленко. - М.: Просвещение, 1989. - 559 с.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1990. - 624 с.

4. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М.: Прогресс, Пангея, 1992. - 208 с.

5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. - М.: Мысль, 1993. - Книга 1. - 572 с.

6. Платонов С.В. Сочинения по русской истории. - СПб, 1993. - Т.1. - 736 с.

7. Пособие по истории отечества // Под ред. Л.Б. Яновера. - М., 1995. - 431 с.


[1] Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Пангея, 1992. – С. 86.

[2] Там же. – С. 89.

[3] Там же. – С. 91.

[4] См.: История СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1989. ­– С. 129.

[5] См.: Ключевский В.О. Указ. соч. – С. 100.

[6] См.: Там же. – C. 102.

[7] История СССР с древнейших времен до 1861 г. – С. 124.

[8] История России. – М., 1995. – С. 54.

[9] Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории. – СПб, 1993. – Т.1. – С. 201.

[10] См.: Пособие по истории отечества// Под ред. Л.Б. Яновера. – М., 1995. – С. 42.

[11] Платонов С.Ф. Указ. соч. – С. 212.

[12] Там же. – С. 220.

[13] Там же. – С. 220.

[14] Там же. – С. 231.

[15] Зимин А.А. Опричнина Ивана грозного. – М., 1964. – С. 215.

[16] Платонов С.Ф. Указ. соч. – С. 234.

[17] Там же. – С. 247.

[18] Там же. – С. 248.

[19] Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1990. – С. 104.

[20] Там же. – С. 105.

[21] Ключевский В.О. Полный курс лекций в 3-х книгах. – М., 1993. – С. 506.

[22] Платонов С.Ф. Указ. соч. – С. 212.

Реферат

Тема. Русское централизованное государство в XVI веке

 

Выполнил

Проверил

Москва 2001


Содержание

 

Введение

1. Социально-экономический и политический строй единого русского государства

1.1 Политический строй

1.2 Социально-экономический строй

2. Основные направления внешней политики России в XVI веке

3. Противоречия в развитии Русского государства в XVI в.

4. Роль личности Ивана Грозного в укреплении централизованного государства

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

(Завершение политического объединения Руси. Образование централизованного государства).

Почти два века занял процесс собирания русских княжеств в единое государство.

Заключительными фазами этого опыта были: присоединение Ярославского, Ростовского и Тверского княжеств и Новгорода Великого.

Падение независимости Ярославского княжества (1463 - 1468), князья которого давно подчинялись воле великого князя, ликвидация в 1474 г. остатков независимости Ростовского княжества (у тамошних князей были выкуплены остатки их княжеских прав) и присоединение Новгородского княжества, в котором сохранялись самостоятельные позиции, - все это превратило великое княжество Московское в Русское государство, князья которого становятся государями всея Руси. Объединительную политику завершил преемник Ивана III - его сын Василий III (1505 - 1533), который присоединил Псков (1510) и Рязань (1521), а также Северную и Смоленскую земли в процессе войны с Великим княжеством Литовским.

Территориальное расширение привело к новому политическому положению Московского княжества и князя. По словам В.О. Ключевского, "завершение территориального собирание северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное великорусское государство и, таким образом, сообщило великому князю Московскому значение национального великорусского государя". [1]

Этот факт имел ряд следующих последствий:

расширение пространства действия единой власти порождает в умах людей мысль о национально-политическом единстве Русской земли;

власть принимает более высокое значение.

Так, в титулах Московского государя: "государь всея Руси" отразились политические идеи, усвоенные московским князем: это мысль о московском государе как о национальном властителе всей Русской земли и мысль о нем как о политическом и церковном приемнике Византийских императоров. Эта же идея находит выражение в печатях московского государя: с конца 15 в. на них появляется византийский герб - двуглавый орел.

"Почувствовав себя в новом положении, московский государь нашел недостаточным прежний источник власти, каким служила отчина и дедина, т.е. преемство от отца и деда. Теперь он ставил свою власть на более возвышенное основание, усвояя ей божественное происхождение". [2] Одним из последствий объединения земель под началом Московского княжества была также перемена в положении и отношениях классов, и, прежде всего, класса боярства. Уже в удельное время Москва привлекла к себе цвет боярства со всех русских земель. Со второй половины XV в. состав боярства поменялся: в него вошло 150 новых фамилий. Возникла иерархия: боярство стало делиться на титулованные и нетитулованные фамилии. Среди титулованного боярства XVI в. утвердился взгляд на свое правительственное значение как на свое наследственное право, полученное от предков независимо от государя. Этот взгляд облекся в стройную систему служебных отношений под названием "местничество". Местничество состояло в порядке назначения родовитых служилых людей в соответствии с родственным старшинством назначаемых лиц или со службой их предков. Родственное старшинство определялось по родословным книгам, а служба предков по книгам разрядным. Таким образом, местничество давало привилегии в управлении наиболее знатным боярским фамилиям. Но оно же мешало сложению боярства в стойкий политический класс и "делало его неспособным отстаивать себя при исключительных обстоятельствах, подобных временам опричнины и самозванщины"[3]

Если в удельные века бояре шли в Москву за служебными выгодами, которые росли вместе с успехами московского государя, то к XVI в. они шли в Москву с чувством сожаления об утраченной удельной самостоятельности. Если в удельные века, при еще неокрепшем институте местничества была возможность занять высокое служебное положение, то теперь оно определялось местническими законами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.23 (0.218 с.)