Воображение младших школьников и природный материал. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воображение младших школьников и природный материал.



Итак, положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками.

По той же значимости для развития воображения с уроками труда из широко распространенных в младших классах дисциплин можно сравнить только, пожалуй, изобразительное искусство и деятельность разнообразных художественных кружков.

Как уже говорилось выше, уроки труда – плавный переход от детсадовских занятий на тему «сделай сам». Таким образом, подобные уроки труда во многом схожи с детсадовскими, но имеют значительное отличие от «трудов» старших классов. Это отличие состоит в том, что осуществляется ярко выраженная переориентация с художественного труда на труд промышленной направленности. Особенно данное явление характерно для мальчиков. Труд девочек в старших классах во многом более художественный, несмотря на промышленную ориентацию.

Но вернемся к начальной школе. Здесь в процессе трудового обучения, могут быть использованы разнообразные материалы, как чисто природные, так и являющиеся продуктом переработки промышленности. Опишем кратко промышленные материалы и их влияние на воображение школьника. Как упоминалось выше, воображение присутствует в любом процессе человеческой деятельности, и, в принципе, любой процесс можно считать творческим. Но здесь нашей целью является не только выявить «наиболее творческий» процесс, но и выявить процесс наиболее продуктивный, с точки зрения развития воображения. Строго говоря, здесь нами исследуется единый процесс создания новых объектов из некоего «сырья». Так что теперь вопрос в «сырье». Выясним же, какие из используемых материалов в наибольшей степени способствуют развитию воображения.

Начнем с «конструктора». Всем известен интерес детей к «техническим» игрушкам. Таким образом, создание разнообразных копий реальных технических объектов с помощью «конструктора» является для школьников интересной и приятной задачей. Поскольку многие детали будущих «машинок» уже наполовину собраны, и для каждой будущей модели, как правило, предлагается рисунок, здесь действует исключительно репродуктивное воображение. Ребенок уже видит и знает, как будет выглядеть та или иная модель. Согласитесь, простор для продуктивного (творческого) воображения в данном случае весьма узок. Единственно, как можно увеличить пользу «конструктора» в продуктивном направлении, так это предложить учащемуся собирать свои придуманные модели без использования готовых инструкций и рисунков.

Основной группой промышленных материалов, используемых на уроках труда, являются бумага, нитки, ткань, спички, пластилин и т. д. Эти материалы являются более «природными», чем «конструктор» из пластмассы или металла. Перечисленные компоненты – прямой продукт природы (деревья, растения, шерсть животных), хотя и после некоторой переработки. Исключениями являются  только пластилин и синтетические ткани. Пластилин при желании можно заменить глиной, а синтетику – хлопком, льном или шерстью. Дело в том, что в данном контексте под понятием «природный материал» понимаются материалы именно живой природы, или же легко доступные «подножные» материалы, используемые в быту либо в художественном творчестве нашими предками (глина). Таким образом, пластилин и синтетика в данном контексте не относятся даже к «полуприродным» материалам.

Данная группа материалов может «сослужить» куда большую пользу воображению школьника, нежели вышерассмотренный «конструктор», так как развивает творческое воображение в более значительной степени. Здесь простор для воображения куда более велик. Например, чтобы создать те же объекты, что и с помощью «конструктора», используя вышеперечисленную группу материалов, потребуется гораздо большее напряжение ума и гораздо большая работа воображения, чем в предыдущем случае.

Перейдем теперь непосредственно к природным материалам, имея в виду, что в итоге школьнику необходимо максимально развить именно творческое воображение, в то время как развитие репродуктивного воображения является лишь начальным этапом.

На уроках труда обычно используют следующие простые природные материалы: ветки, шишки, листья, семена, солому, бересту, ракушки, орехи, каштаны, ягоды, овощи, куриные яйца и многое другое. Такие материалы как глина и древесина используют, как правило, в специальных кружках декоративно-прикладного искусства и народных ремесел (наличие таких кружков имеет неоценимое значение для развития младших школьников), но использование этих материалов на простых уроках труда тоже имеет место, правда в меньшей степени. Здесь следует отметить, что использование природного материала в чистом виде является в большинстве случаев затруднительным в силу усложнения процесса длительным поиском некоторых необходимых звеньев композиции среди природного материала. Поэтому, как правило, к природному материалу добавляют некоторое количество неприродных компонентов для упрощения работы. Однако, в целом композиция является «природной».

Природный материал сам по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек и поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природных материалов в деятельности ребенка обращал внимание еще А.С. Макаренко. Он указывал, что они «...ближе всего к нормальной человеческой деятельности...», что в них «...есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Начинать процесс обучения работе с природным материалом нужно, конечно, со способов заготовки, хранения и непосредственной подготовки материала к данной работе. Затем  несколько уроков следует посвятить изготовлению простых забавных игрушек: птички, животные, сказочные герои, куклы, соломенные человечки и т. д. После этого можно перейти к более сложным композициям из растительного материала, например: «Встреча в лесу», «Лебедь на озере», «Ворона и лисица» и т. д. Можно, также, организовать работу по изготовлению открыток из сухоцветов и аппликаций из листьев, семян и целых форм растений.

В качестве примера приведены иллюстрации композиций, изготовленных из свежих каштанов (приложение 3). В роли основных природных элементов этих композиций использовались каштаны, их скорлупа, буковые орешки, желуди, семена клена, еловые шишки, кусочки коры, веточки и др. В роли вспомогательных неприродных элементов использовались спички (зубочистки), английские булавки с разноцветными головками, картон, клей ПВА, подвижные игрушечные глаза, проволока и др.

     Как упоминалось выше, природный материал сам по себе является «кладезем воображения». Кроме того, чисто природные материалы резко отличаются от вышерассмотренных промышленных материалов своей отчужденностью современному технократическому быту. Другими словами из уже приспособленных в некоторой степени к созданию игрушки промышленных материалов, гораздо легче создать некий творческий объект, нежели из совершенно необработанных «подарков природы». Таким образом, очевидно, что создать нечто из «дикого сырья», гораздо сложнее, чем из «цивилизованного». Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае младшего школьника, При систематических занятиях данным видом деятельности, вследствие упомянутых напряжения и сосредоточения, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению.          


Заключение.

В древности и вплоть до середины восемнадцатого столетия человек был максимально близок к природе. С конца этого периода и до девяностых годов прошлого века длился период повышенной технократизации всех сфер жизни общества, что, к сожалению, повлекло за собой почти полный отход от основных принципов природного бытия. К счастью, в наши дни человек уже практически научился развивать технику, не забывая о природе. Вспомнились традиции ушедших поколений, их неразделимые с природой жизненный уклад и художественные ремесла. Очень радует тот факт, что современное общество внедряет возродившиеся принципы, в том числе и в систему образования и воспитания молодого поколения. Как оказалось нововведения сослужили добрую службу физическому и умственному развитию последнего. Учащиеся младшего школьного возраста с удивлением и восторгом открывают те грани знания, которые еще каких-нибудь десять, двадцать лет назад были бы практически недоступными. И конечно же, в первую очередь, затрагивается воображение детей этой возрастной категории вследствие особенностей сознания данного возраста.

Эта работа не только наглядно осветила особенности воображения и его развития у младших школьников, но и раскрыла суть его в психологии человека любой возрастной категории.

Данная работа показала неоценимое значение творческого (продуктивного) воображения для жизни и творчества индивидуума и необходимость его интенсивного развития в начальной школе.

Данная работа также доказала педагогическую необходимость преобладающего применения природного материала на уроках труда в начальной школе, вследствие наличия огромного развивающего фактора для воображения младших школьников при работе с этим материалом.  


Список литературы.

 

1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2002.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1997.

4. Брунер Д.С. Психология познания. М.: Мир, 1977.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996. 

6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Высш. шк., 1979.

7. Коршунова Л.С. Воображение и рациональность. М.: Высш. шк., 1989.

8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М.: МГОПУ, 1999.

9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С 34 – 50.

10. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Наука, 1975.

11. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников //Вопросы психологии. 1994. № 5.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Творческий центр «Сфера», 2001.

13. Запорожец А.В. Младший школьник. М.: Наука, 1986.

14. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под. ред. М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. М.: МГОПУ, 1995.

15. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2.  

16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.

17. Попова О.С. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И Каплан. М.: Знание, 1984.

18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1960.

19. Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения // Начальная школа. 1993. № 1.

20. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. М.: Просвещение, 1991. 


Основные виды воображения.

                                              Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.014 с.)