Сущность и виды воображения . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и виды воображения .



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

2. Сущность и виды воображения

3. Функции воображения и его развитие

4. Воображение и творчество.

5. Особенности обучения в младшем школьном возрасте.

6. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте.

7. Воображение младших школьников и природный материал

8. Заключение

9. Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение.

 

Данная работа посвящена, прежде всего, изучению воображения, как одного из основных объектов, рассматриваемых психологической наукой. Воображение является широким понятием и имеет множество форм проявления у человеческих индивидуумов. Кроме того, воображение имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста и пола индивидуума. Если говорить более конкретно, данная работа затрагивает тему детского воображения и, таким образом имеет прямое отношение к возрастной психологии. Период детства у человеческого индивидуума длится, как известно, с младенчества до совершеннолетия. Упор в данной работе делается на узкий возрастной интервал периода детства, а именно, на младший школьный возраст. Необходимо отметить, что узким он является только с точки зрения времени, но отнюдь не с точки зрения его значимости для развития ребенка. Значимость этого периода в процессе становления человека как личности огромна, не менее значительна чем, скажем, дошкольный период. Младший школьный период также как и дошкольный является началом сознательного становления личности, в котором закладывается «фундамент» для всего «здания» под названием человек. Несмотря на некоторую общность этих двух периодов, период младшего школьного возраста имеет явное отличие от предыдущего. Этим отличием является начало обучения как такового (плавный переход от полуигровой или игровой формы обучения и воспитания к строго научной). Следует добавить, что в определении данного периода фигурирует понятие «школьный», поскольку четкие возрастные границы здесь обозначить нельзя вследствие некоторой внутренней дифференциации в школьной системе относительно возраста вступления ребенка в эту систему, а также относительно количества классов начальной школы.

Данная работа, также имеет ярко выраженный педагогический уклон, поскольку рассматривает воображение младших школьников не только в развитии, но и в прямой зависимости от определенного вида школьных занятий, а именно – в зависимости от уроков труда. На уроках труда в начальной школе используется множество разнообразных материалов для творческого процесса учащихся. В данной работе внимание акцентируется на использовании учащимися природных материалов, т. е. не являющихся продуктом создания или переработки промышленности.

В последнее время в обществе наметилась тенденция к  увеличению интереса к природным процессам, материалам и к природе вообще. Эта тенденция захватила практически все сферы жизни и деятельности общества, в том числе и систему образования. Наряду с этой тенденцией в системе образования, возник также повышенный интерес к декоративно- прикладному искусству и народным ремеслам (интерес к творчеству предков). На уроках труда в начальной школе эти тенденции проявились в увеличении использования природного материала в ущерб традиционным материалам промышленной переработки. Помимо обыкновенных уроков труда, увеличилось число кружков  декоративно - прикладного искусства и народных ремесел. Здесь нас интересуют именно уроки труда.

Таким образом, актуальность данной работы продиктована всеобщей тенденцией «возврата к природе».

Объектом исследования данной работы является воображение учащихся младшего школьного возраста.

Предметом исследования данной работы является развитие воображения младших школьников под влиянием создания разнообразных поделок и композиций из природного материала на уроках труда. Поскольку речь идет о создании определенных объектов (поделок), то внимание акцентируется, прежде всего, на развитии творческого (продуктивного) воображения. Развитие других видов воображения, например репродуктивного (воссоздающего), рассматривается в данном контексте как вспомогательный процесс, являющийся лишь ступенью для развития творческих способностей школьников.

Цель настоящей работы состоит в доказательстве преимущества использования природного материала, используемого младшими школьниками в процессе творчества, по сравнению с промышленным материалом.    

 


Воображение и творчество.

Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представляются сначала в воображении творца и только потом становятся реальностью. Прежде, чем нарисовать картину, художник в своем воображении строит ее замысел.

Во-вторых, первоначальный замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.

В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения.

Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для изображения того, что он видит, но он и видит по иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения – показать другим, что и как видит художник.

Не менее необходимо более или менее развитое воображение в других видах деятельности, например в научном творчестве (в принципе, любой вид деятельности можно считать творчеством). Еще великий английский химик Дж. Пристли, в восемнадцатом столетии открывший кислород, утверждал, что действительно велики открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и В.И. Ленин. Он писал: «...нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает он в другом месте, - что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...».

Творческое (продуктивное) воображение – это процесс создания новых образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Бывает так, что человек, создавая что-либо, не знает, что оно (или нечто подобное) уже создано кем-то другим. Тем не менее, по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения.

Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностейв науке, изобретение новых машин, отысканиеспособоввыведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы   и т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-тообуславливаетвозникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового.

Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.

Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.

Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, Бакминстер Фуллер, Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта. Кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.

Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.

В укор современной когнитивной науке за последние двадцать лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса.

1. Подготовка – формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация – отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление – интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка – испытание и (или) реализация решения.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса: «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом». Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести – все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка – это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни. Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего источника, без движущей силы.

Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса.

Что же побуждает человека к свершению перемен? Наверное, каждому человеку, особенно человеку творческому, присущи свои индивидуальные побудительные мотивы, но вместе с тем должны же быть и общие. Общие, потому что все мы люди и ничто человеческое всем нам не чуждо, а свои, потому что все, что не чуждо, проявляется для каждого сугубо конкретно. Что же это общее, но конкретное, которое не чуждо?

Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции – в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) – вторичны. Поэтому можно сказать, что творческий человек – это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет, и притом хочет многого.

Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать – это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть.

Вывод из этого простой: большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры), связанные со специфическими социальными факторами (страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д.). Также могут применяться и индивидуальные психологические приемы (аутотренинг).

Главное в этом деле – научиться максимально использовать эти специфические психические силы, вызываемые к жизни вдохновением, по прямому назначению, т. е. на производство новых идей.

Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды творческого подъема аналитической работой, например, обоснованием выдвинутой идеи или ее критическим анализом. Лучше, пока что называется, «несет», набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом, уже в спокойной обстановке, заняться обстоятельным их разбором.

Если человека вдруг случайно посещает более или менее удачная идея, его охватывает эмоциональный подъем, радостное возбуждение. Он готов придумывать еще и еще, так как ему нравятся приятные ощущения, духовный восторг, доходящий до экстаза, сопровождающие удачный творческий акт. Проблема в том, чтобы эта первая идея была не случайной, а закономерной. То есть, нужен своеобразный запал многоразового действия.

Такое запальное действие оказывает привычка к прогнозированию. Прогнозировать можно все: грядущие глобальные и мелкие изменения в политике (внешней и внутренней), в социокультурной среде человека, в структуре основных потребностей человека, в науке и технике, в собственной бытовой жизни и жизни ближайшего окружения, в интимных отношениях, в качествах своих детей и родителей, в отношениях с окружающими людьми, в карьерных перспективах собственного и ближайшего окружения и т. д.

Разумеется, оценку перспектив развития объектов, ситуаций, явлений, событий и отношений следует производить не на любой произвольной (случайной) основе, а на базе экстраполяции внутренних закономерностей процесса, лежащего в основе деятельности прогнозируемого объекта. Для этого можно воспользоваться методической схемой, положенной в основу принципа управления проявлением творческих качеств личности. То есть нужно выделить движущие силы, идеальное состояние и регуляторы (тормоза и ускорители) процесса. Идеальных состояний может быть несколько, если существует несколько активных участников действия.

Занимаясь таким прогнозированием, придется проэкстраполировать характер изменения существующего состояния выбранных объектов в будущее. Для этого понадобится хорошо изучить их настоящее. Вот, где пригодятся системный анализ и методы преодоления привычных стереотипов мышления. Только в процессе системного анализа объектов появится масса обстоятельств, возбуждающих желание все изменить, а значит, стимулирующих фантазию. Попытки прогнозировать будущее значимых для человека явлений возбудят желание активно влиять на результаты развития этих явлений, а значит, подвигнут на поиски средств, воздействия на процессы, способные привести к желанному результату.

Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей.

С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять (хотя бы отчасти) проявлениями своей биологической природы, т.е. рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту.

Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности.

Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса, и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством. Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и, познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума.

Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное правило. Смысл его в том, что любую разработку – научно-исследовательскую, конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом уровне – следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного.

Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более «творчески» решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить гения.

Гайес полагал, что творчество можно расширить следующими средствами.

 

1. Развитие базы знаний.

Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно.

2. Создание правильной атмосферы для творчества.

Какое-то время назад в моду вошел прием «мозгового штурма». Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

 

3. Поиск аналогий.

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают. Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают «творческими».

 

Заключение.

В древности и вплоть до середины восемнадцатого столетия человек был максимально близок к природе. С конца этого периода и до девяностых годов прошлого века длился период повышенной технократизации всех сфер жизни общества, что, к сожалению, повлекло за собой почти полный отход от основных принципов природного бытия. К счастью, в наши дни человек уже практически научился развивать технику, не забывая о природе. Вспомнились традиции ушедших поколений, их неразделимые с природой жизненный уклад и художественные ремесла. Очень радует тот факт, что современное общество внедряет возродившиеся принципы, в том числе и в систему образования и воспитания молодого поколения. Как оказалось нововведения сослужили добрую службу физическому и умственному развитию последнего. Учащиеся младшего школьного возраста с удивлением и восторгом открывают те грани знания, которые еще каких-нибудь десять, двадцать лет назад были бы практически недоступными. И конечно же, в первую очередь, затрагивается воображение детей этой возрастной категории вследствие особенностей сознания данного возраста.

Эта работа не только наглядно осветила особенности воображения и его развития у младших школьников, но и раскрыла суть его в психологии человека любой возрастной категории.

Данная работа показала неоценимое значение творческого (продуктивного) воображения для жизни и творчества индивидуума и необходимость его интенсивного развития в начальной школе.

Данная работа также доказала педагогическую необходимость преобладающего применения природного материала на уроках труда в начальной школе, вследствие наличия огромного развивающего фактора для воображения младших школьников при работе с этим материалом.  


Список литературы.

 

1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2002.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1997.

4. Брунер Д.С. Психология познания. М.: Мир, 1977.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996. 

6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Высш. шк., 1979.

7. Коршунова Л.С. Воображение и рациональность. М.: Высш. шк., 1989.

8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М.: МГОПУ, 1999.

9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С 34 – 50.

10. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Наука, 1975.

11. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников //Вопросы психологии. 1994. № 5.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Творческий центр «Сфера», 2001.

13. Запорожец А.В. Младший школьник. М.: Наука, 1986.

14. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под. ред. М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. М.: МГОПУ, 1995.

15. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2.  

16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.

17. Попова О.С. Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И Каплан. М.: Знание, 1984.

18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1960.

19. Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения // Начальная школа. 1993. № 1.

20. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. М.: Просвещение, 1991. 


Основные виды воображения.

                                              Приложение 1.

Композиция: олененок.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

2. Сущность и виды воображения

3. Функции воображения и его развитие

4. Воображение и творчество.

5. Особенности обучения в младшем школьном возрасте.

6. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте.

7. Воображение младших школьников и природный материал

8. Заключение

9. Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение.

 

Данная работа посвящена, прежде всего, изучению воображения, как одного из основных объектов, рассматриваемых психологической наукой. Воображение является широким понятием и имеет множество форм проявления у человеческих индивидуумов. Кроме того, воображение имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста и пола индивидуума. Если говорить более конкретно, данная работа затрагивает тему детского воображения и, таким образом имеет прямое отношение к возрастной психологии. Период детства у человеческого индивидуума длится, как известно, с младенчества до совершеннолетия. Упор в данной работе делается на узкий возрастной интервал периода детства, а именно, на младший школьный возраст. Необходимо отметить, что узким он является только с точки зрения времени, но отнюдь не с точки зрения его значимости для развития ребенка. Значимость этого периода в процессе становления человека как личности огромна, не менее значительна чем, скажем, дошкольный период. Младший школьный период также как и дошкольный является началом сознательного становления личности, в котором закладывается «фундамент» для всего «здания» под названием человек. Несмотря на некоторую общность этих двух периодов, период младшего школьного возраста имеет явное отличие от предыдущего. Этим отличием является начало обучения как такового (плавный переход от полуигровой или игровой формы обучения и воспитания к строго научной). Следует добавить, что в определении данного периода фигурирует понятие «школьный», поскольку четкие возрастные границы здесь обозначить нельзя вследствие некоторой внутренней дифференциации в школьной системе относительно возраста вступления ребенка в эту систему, а также относительно количества классов начальной школы.

Данная работа, также имеет ярко выраженный педагогический уклон, поскольку рассматривает воображение младших школьников не только в развитии, но и в прямой зависимости от определенного вида школьных занятий, а именно – в зависимости от уроков труда. На уроках труда в начальной школе используется множество разнообразных материалов для творческого процесса учащихся. В данной работе внимание акцентируется на использовании учащимися природных материалов, т. е. не являющихся продуктом создания или переработки промышленности.

В последнее время в обществе наметилась тенденция к  увеличению интереса к природным процессам, материалам и к природе вообще. Эта тенденция захватила практически все сферы жизни и деятельности общества, в том числе и систему образования. Наряду с этой тенденцией в системе образования, возник также повышенный интерес к декоративно- прикладному искусству и народным ремеслам (интерес к творчеству предков). На уроках труда в начальной школе эти тенденции проявились в увеличении использования природного материала в ущерб традиционным материалам промышленной переработки. Помимо обыкновенных уроков труда, увеличилось число кружков  декоративно - прикладного искусства и народных ремесел. Здесь нас интересуют именно уроки труда.

Таким образом, актуальность данной работы продиктована всеобщей тенденцией «возврата к природе».

Объектом исследования данной работы является воображение учащихся младшего школьного возраста.

Предметом исследования данной работы является развитие воображения младших школьников под влиянием создания разнообразных поделок и композиций из природного материала на уроках труда. Поскольку речь идет о создании определенных объектов (поделок), то внимание акцентируется, прежде всего, на развитии творческого (продуктивного) воображения. Развитие других видов воображения, например репродуктивного (воссоздающего), рассматривается в данном контексте как вспомогательный процесс, являющийся лишь ступенью для развития творческих способностей школьников.

Цель настоящей работы состоит в доказательстве преимущества использования природного материала, используемого младшими школьниками в процессе творчества, по сравнению с промышленным материалом.    

 


Сущность и виды воображения.

    

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.099 с.)