Участие в преодолении мексиканского долгового и финансового кризиса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие в преодолении мексиканского долгового и финансового кризиса.



Внешняя задолженность Мексики и других латиноамериканских стран обусловила в начале 80-х годов самый глубокий со времен "великой депрес­сии" экономический спад в регионе, носивший структурный характер.

Стратегия предыдущих лет, ориен­тированная на "развитие в кредит" в расчете на высокие доходы от экспорта нефти, обанкротилась, как только был преодолен мировой кризис и цены на этот вид топлива существенно снизи­лись. Резкое сокращение валютных поступлений Мексики потребовало но­вых займов, чтобы поддерживать преж­ний довольно высокий прирост произ­водства 8% и сохранить уровень заня­тости населения. В то же время уве­личение процентных ставок как по го­сударственным, так и особенно по част­ным кредитам, взвинтило расходы по внешней задолженности. В результате за один только 1982 г. выплаты Мекси­ки в счет процентов возросли на 4 млрд долл., а в целом расходы по обслуживанию внешнего долга до­стигли 12% ВВП, а по отношению к стоимости экспорта — 75%.

Страна оказалась не в состоянии выполнять внешнедолговые обязательства и вынуждена была в августе 1982 г. прекратить на три месяца выплаты как процентов, так и основной суммы долга. За Мексикой последовали и другие госу­дарства Латинской Америки.

Год ВВП Внеш­ний долг Обслу­живание внешне­го долга Погаше­ние ос­новной суммы долга Процен­ты по внеш­нему долгу Экспорт товаров и услуг Импорт товаров и услуг
1970 35,4 6,1 1,0 0,7 0,3 2,7 3,4
1975 66,8 15,4 2,3 1,2 1,1 6,0 8,5
1980 198,8 48,6 9,0 2,7 6,3 23,5 25,7
1981 154,8 74,9 13,0 4,6 8,4 28,9 33,5
1982 214,6 87,6 19,7 7,0 12,4 26,2 19,9
1983 182,1 93,8 10.2 4,0 10,3 27,1 12,7
1984 172,8 96,7 14,3 2,4 11,9 30,0 16,2
1985 219,9 97,8 13.5 3,6 9,9 27,4 18,4
1986 186,3 100,5 11,7 3,4 8,3 21,9 16,3
1987 189,6 102,4 13,7 5,6 8,1 27,6 17,2
1988 219,1 100,9 16,5 7,9 8,6 36,8 34,3
1989 228,4 95,1 17,2 7,9 9,3 42,4 42,6
1990 240,4 106,7 21,3 12,0 9,3 48,8 51.9
1991 250,6 117,8 20,1 10,8 9,3 51,5 60,9
1992 260,0 116,5 9,7 55,5 74,1
1993 264,8 130,5 11,2 61,4 77,4
1994 277,1 139,8 - 11,9 71,2 92,3
1995 258,9 165,8 13,8 89,2 81,4
1996 272,3 160,0 13,7 106,8 99,7

 

Табл.1. ОБЪЕМ ВНЕШНЕГО ДОЛГА МЕКСИКИ И ВЫПЛАТЫ ПО ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЮ (в млрд долл.) [25]

В результате перего­воров Мексике удалось продлить на 20 лет выплату 44 млрд долл. основного долга, срок погашения которых прихо­дился на период 1982—1990 гг. Что касается новых займов, то с октября 1986 г. по декабрь 1987 г. кредиторы обе­щали предоставить Мексике 12 млрд долл. (6 млрд долл. — частные банки, остальные б — МВФ, МБРР, МАБР, а также стра­ны — члены Парижского клуба).[26]

Новым и весьма важным моментом соглашения Мексики с кредиторами явилась выдвинутая ею взаимосвязь между внешним финансированием и конъюнктурой мировых цен на нефть, а также состоянием экономики страны. В случае падения цен на нефть ниже 9 долл. за баррель предусматривалось дополнительное кредитование. Для этой цели МВФ ассигновал 720 млн. долл. В свою очередь Мексика взяла на себя обязательство автоматически перево­дить в иностранные банки в счет амор­тизации внешнего долга всю разницу валютных поступлений в случае уве­личения экспортных цен на нефть свыше 14 долл. за баррель.

Падение цен на нефть (с их последую­щей компенсацией за счет новых кре­дитов) оборачивалось в конечном счете наращиванием долговых обязательств Мексики со всеми вытекающими от­сюда последствиями. В случае же по­вышения нефтяных котировок допол­нительные поступления шли на пога­шение внешнего долга, сдерживая тем самым темпы экономического роста.

Если учесть, что объем обещанных кредитов приближался к сумме обслу­живания долга, то можно заключить, что они практически служили лишь гарантией для ежегодных выплат по кредитам. При этом новые займы, уве­личивая внешнюю задолженность, а следовательно, и ежегодные обязательства по ее погашению, далеко не обеспечивали потребности страны в ускорении темпов хозяйственного развития.

Итоги десятилетия 80-х годов сви­детельствуют о том, что реструктуризация внешнего долга, стоившая больших усилий мексиканскому правительству, лишь ослабила на какое-то время остро­ту проблемы, но отнюдь не решила ее. За 80-е годы только по процентам была вы­плачена сумма, равная объему долга на 1989 г., а с учетом амортизационных от­числений она превысила его на 44 млрд долл. (см. таблицу).

Имея в виду, что с 1982 по 1989 г. среднегодовой прирост ВВП составлял всего 0,4%, можно сделать вывод, что экономика Мексики работала практи­чески на обслуживание внешнего долга в течение этого периода, вошедшего в ис­торию как "потерянное десятилетие". Однако общий долг при этом не сократил­ся, а увеличился. Его отношение к ВВП выросло с 24% в 1980 г. до 42% в 1989 г.

Таким образом, претворение в жизнь тезиса "расти, чтобы платить" увязыва­лось по результатам реструктуризации не столько с сокращением ежегодных выплат по долгам, сколько с получением новых кредитов, что усили­вало зависимость дальнейшего эконо­мического развития страны от внешне­го финансирования.

Очередным важным этапом в деле реструктуризации внешнего долга яви­лось принятие в 1989 г. новой амери­канской инициативы, известной как "план Брейди". Для Мексики он озна­чал частичное сокращение (примерно на 1/3) задолженности 500 частным банкам-кредиторам, которая составляла 54 млрд долл., или половину всего внеш­него долга страны; снижение учетных ставок по оставшейся его части до 6,25%; предоставление новых кредитов на сумму около 3 млрд долл. в год в течение последующих четырех лет. Кроме того, предполагалась конверсия краткосрочных долгов в облигации долгосрочного займа (сроком на 30 лет из расчета 6,25% годовых) под гаран­тию США, МВФ и МБРР.

Привилегированное положение Мек­сики объяснялось также ее лидерством (в рамках региона) в проведении в 80-е годы неолиберальных реформ в эконо­мике. По замыслам США и МВФ, Мексика была призвана продемон­стрировать другим странам Латинской Америки все преимущества этих преоб­разований. Следует отметить, что в ответ на привилегии Мексика сменила в конце 80-х годов свою прежнюю роль "буфера" между США и латиноамери­канскими странами на функции про­водника и рупора стратегических пла­нов северного соседа, активно пропа­гандируя модель открытой экономики и идею общеконтинентального свобод­ного рынка.

Если экономический кризис послу­жил основой для пересмотра уже из­жившей себя стратегии импортзамещающей индустриализации, то про­блема внешнего долга, требовавшая неотложного решения, явилась своего рода катализатором последующих нео­либеральных реформ. Именно стремле­ние Мексики как можно быстрее вы­браться из "долговой ямы", с одной сто­роны, и использование внешними креди­торами долга как мощного рычага давле­ния, с другой, ускорили претворение в жизнь монетаристских рекомендаций МВФ и рыночных рецептов, изложенных в планах Бейкера и Брейди.

Столкнувшись с жесткой позицией транснациональных банков (ТНБ) и убедившись в тщетности попыток до­говориться напрямую с частными бан­ками о новых кредитах, мексиканское правительство вынуждено было все шаги в этом направлении связывать с МВФ, фиксируя в соглашениях с ним свои обязательства по дальнейшей ли­берализации хозяйственной жизни.

В результате структурных реформ и наметившейся в 90-е годы макроэко­номической стабилизации повысилось доверие к Мексике со стороны между­народных финансовых организаций, ТНБ, а также стран — членов Па­рижского и Лондонского клубов, что выразилось прежде всего в предостав­лении Мексике дополнительных креди­тов, которые за первую половину деся­тилетия выросли на 40 млрд долл.

Все это вызвало настроение эйфо­рии в правительственных кругах Мек­сики и США. Последние широко рек­ламировали Мексику как пример для подражания не только перед латино­американскими странами, но и перед всем развивающимся миром. Однако ускоренные темпы неолиберальных ре­форм вскоре продемонстрировали и свою отрицательную сторону. Прежде всего это проявилось в чрезмерном привлечении иностранного капитала в виде краткосрочных портфельных ин­вестиций спекулятивного характера. Из 100 млрд долл., поступивших в страну за период "салинастройки", портфель­ные инвестиции иностранных, в ос­новном американских, компаний со­ставили 76,7 млрд долл.[27] Как извест­но, подобного рода вклады могут при­вести к массовому бегству капитала за рубеж в любой момент.[28]

Это случилось в конце 1994 г., ког­да правительство только что пришед­шего к власти президента Э.Седильо было вынуждено девальвировать мек­сиканское песо. Девальвация произо­шла на фоне срыва переговоров с по­встанцами штата Чьяпас, которые про­должались десять месяцев) не дав по­ложительных результатов. Все это вы­звало опасения иностранных вклад­чиков не только за экономическую, но и за политическую стабильность в Мексике. В результате, только по офи­циальным данным, отток капиталов за рубеж составил 6 млрд. долл. в 1994 г. и 5 млрд долл. в 1995 г. Массовый пе­ревод средств за границу привел к кри­зису ликвидности банковской системы, сокращению официальных инвалютных резервов, банкротству ряда коммер­ческих банков и в конечном итоге к ново­му валютно-финансовому потрясению, ко­торое по масштабам и глубине могло сравниться с кризисом 1982 г.

Мексиканский кризис 1994—1995 гг. поставил под сомнение ряд принципи­альных положений концепции неоли­беральной стратегии развития, в том числе и по вопросу полной отмены внутренних ограничений на движение иностранного капитала. Его масштабы вызвали вполне обоснованные опасе­ния и в отношении НАФТА, а также будущего инициативы США по обра­зованию под своей эгидой общеамериканской зоны свободной торговли. Можно полагать, что именно это об­стоятельство, наряду с вполне реальной угрозой очередной дестабилизации ми­ровой финансовой системы, побудило США вместе с МВФ принять срочные меры по спасению мексиканской эко­номики и выступить гарантами пакета помощи в 51 млрд долл. Об этом прези­дент США Б.Клинтон заявил 31 января 1995 г., а уже 2 февраля было подписано соглашение, по которому Мексике выде­лялось 20 млрд долл.[29] Из них 10 млрд должны были быть предоставлены до середины года для финансовой стабилиза­ции, а остальные — в зависимости от складывающейся в стране ситуации. В целом пакет состоял из краткосрочных (до 1 года), среднесрочных (3—5 лет) и долго­срочных (до 10 лет) займов. Они не связы­вались с состоянием текущих выплат и предназначались только для реструктуризации долга.

В результате новых долларовых влива­ний в мексиканскую экономику кризис не был затяжным. Резкое падение производ­ства в 1995 г. на 6,6% сменилось уже в следующем году приростом в 5,2%, а в 1997 т., по оценкам ЭКЛАК, отмечен самый высокий за последние 16 лет рост ВВП на уровне 7%. Инфляция, составившая в 1995 г. 52%, снизи­лась в 1997 г. до 17%.[30]

Большое значение в плане восста­новления внутрифинансовой стабилизации имело превышение, начиная с 1995 г., экспорта над импортом, что способствова­ло росту платежеспособности Мексики. Быстро восстановились ее позиции и на международном рынке капиталов. В 1997 г. страна разместила здесь прави­тельственные облигации долгосрочных займов на сумму в 9 млрд додл.. Это позволило ей в том же году произвести досрочные выплаты по задолженности казначейству США и МВФ, а также по банковским обязательствам, выпущенным в 1996 г. В результате государственный долг сократился со 111,6 млрд долл. в 1996 г. до 99 млрд в 1997 г., а общая задолженность снизилась соответствен­но со 160 до 156 млрд долл.[31]

Макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что экономика Мексики вошла в стадию относитель­ной стабильности. Вместе с тем до­вольно трудно предсказать, насколько длительной она окажется. С точки зре­ния обслуживания внешнего долга на­стораживает тот факт, что хозяйствен­ная структура страны остается уязви­мой по отношению к конъюнктуре международного финансового капита­ла. Наметившаяся тенденция превыше­ния экспорта над импортом оказалась нестабильной, продемонстрировав с 1995 по 1997 г. снижение положительного торгового сальдо с 8 до 1,4 млрд долл., несмотря на то, что в торговле с США в 1997 г. это сальдо составило 13 млрд долл. в пользу Мексики.[32]

В целом, видимо, можно говорить об определенных позитивных результа­тах массированного внедрения модели открытой рыночной экономики. Вмес­те с тем главным фактором развития страны до сих пор остается внешнее финансирование. Это означает, что, как и в 80-е годы, Мексика продолжает развиваться в кредит. Острота долгово­го кризиса была снята прежде всего за счет пролонгирования сроков погаше­ния ранее полученных кредитов. Одна­ко в целом данная проблема весьма далека от решения и продолжает висеть тяжелым грузом на мексиканской эко­номике, усиливая зависимость страны от внешних факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.01 с.)