Русский язык в деловой документации юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык в деловой документации юриста



Профиль:

«Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам», «Юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти», «Корпоративный юрист»,

«Юрист в сфере недвижимости», «Юрист в сфере международного бизнеса и евразийской интеграции», «Налоговый юрист», «Юрист в сфере финансово-бюджетной деятельности, финансового контроля и публичных закупок», «Юрист в сфере уголовного судопроизводства», «Юрист в сфере экономической деятельности»

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)

Русский язык в деловой документации юриста

Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости

(промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины)

 

Для набора 2019 г.

 

 

Москва, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт фонда оценочных средств …………………….……………………………………… 3

 

2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» ………………………………… 4

 

3. Оценочное средство: вопросы для семинаров по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» …………………………………………………………………………… 5

 

4. Оценочное средство: комплект разноуровневых заданий по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» …………………………………………………………………… 8

 

5. Оценочное средство: комплект заданий для контрольной работы по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» ………………………………………………………… 12

 

6. Оценочное средство: доклад (письменный) по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста»…………………………………………………………………………… 15

 

7. Оценочное средство: деловая игра (фрагмент занятия) по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» …………………………………………………………………  18

 

8. Оценочное средство: обобщающий тест (демонстрационные задания) по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» ……………………………………………… 20

 

9. Оценочное средство: вопросы для зачета по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста» …………………………………………………………………………… 21

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра русского языка и культуры речи

Паспорт фонда оценочных средств

по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста»

Специальность 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. Тема 1. Письменная речь юриста в структуре профессиональной компетентности ОК-2 ОК-4 Доклад (письменный)  
2. Тема 2. Трудные случаи применения лексических норм ОК-2 ОК-4 Доклад (письменный) Вопросы по теме семинара Разноуровневые языковые задачи и задания
3. Тема 3. Трудные случаи применения морфологических норм ОК-2 ОК-4 Доклад (письменный) Вопросы по теме семинара Разноуровневые языковые задачи и задания
4. Тема 4. Трудные случаи применения синтаксических норм ОК-2 ОК-4 Доклад (письменный) Вопросы по теме семинара Разноуровневые языковые задачи и задания
5. Тема 5. Трудные случаи русской орфографии и пунктуации ОК-2 ОК-4 Доклад (письменный) Вопросы по теме семинара Разноуровневые языковые задачи и задания
6. Тема 6. Лингвистический аспект юридических текстов ОК-2 ОК-4 Доклад (письменный) Вопросы по теме семинара Разноуровневые языковые задачи и задания Контрольная работа

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

Кафедра русского языка и культуры речи

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

В процессе освоения ОП

по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста»

 

№ п/п Код Компетенция Этапы формирования (№ семестра и № занятия)
1 ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста 1 семестр Занятия 1-6
2 ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения 1 семестр Занятия 1-6

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

Кафедра русского языка и культуры речи

Вопросы для семинаров

по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста»

 

Перечень компетенций, проверяемых оценочным средством (наименование, код):

ОК-2: способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-4: способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения.

 

Методические материалы

Подготовка к занятиям ведется по тем вопросам и заданиям, которые составил преподаватель и разместил в УММ. Задача обучающегося заключается в том, чтобы качественно и полно подготовиться к занятию, проработать предлагаемые вопросы, выполнить задания, опираясь на указанную к семинарскому занятию литературу. Обучающиеся готовят сообщения по вопросам к семинарам, отвечают, дополняя друг друга. Таким образом, организуется групповое обсуждение вопросов семинара. Обучающиеся могут выступить с сообщением или принять участие в обсуждении.

 

Тема семинара:

Тема семинара:

Ожидаемые результаты

Оценивание ответов обучающихся на вопросы семинарского занятия и выполнение ими заданий позволяют проверить:

- знания обучающимися основных сведений по русскому языку и культуре речи, реализуемых в письменной речи и приемах оформления документов, а также понимание обучающимися необходимости добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей;

- умения применять основные сведения по русскому языку и культуре речи в письменной речи и приемах оформления документов, а также умение добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям;

- владение навыками грамотного использования русского языка в письменной речи и приемах оформления документов.

 

Критерии оценивания работы студента на семинаре (выступление с сообщением, участие в групповом обсуждении того или иного вопроса, приведение примеров из собственной практики):

Критерии Баллы
Студент на протяжении семинара демонстрирует всестороннее владение учебным материалом, знакомство с различными точками зрения на проблему в отечественной историографии, способность к обобщению обсуждаемой проблемы, грамотно, логично выстраивает ответ, свободно оперирует понятийным аппаратом по проблеме, аргументировано и полно отвечает на все дополнительные вопросы преподавателя и сокурсников. «отлично»
Студент на протяжении семинара демонстрирует владение учебным материалом, способность к обобщению обсуждаемой проблемы, грамотно, логично выстраивает ответ, использует в выступлении понятийный аппарат по проблеме, но в то же время в ходе выступления недостаточно полно раскрыл суть обсуждаемого вопроса или допустил незначительные неточности. На заданные преподавателем дополнительные вопросы ответил правильно. «хорошо»
Студент в целом демонстрирует в ходе семинара знание учебного материала, однако испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы, при изложении допускает ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, обнаруживает пробелы в понимании терминологии. На заданные преподавателем и сокурсниками дополнительные вопросы ответил не точно или совсем не смог ответить. «удовлетворительно»
Студент не знает значительной части обсуждаемого программного материала, допускает существенные ошибки, на заданные преподавателем вопросы не смог дать удовлетворительный ответ. «неудовлетворительно»

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра русского языка и культуры речи

Методические материалы

Помимо теоретических вопросов, обучающиеся должны решить практические языковые задачи. Для этого для каждой темы предназначен комплект заданий. Ознакомиться с упражнениями, которые преподаватель составил и разместил в УММ, можно заранее, чтобы качественно и полно подготовиться к занятию. Обучающиеся выполняют задания устно или письменно.

Разноуровневые задания делятся на три группы:

1) задания репродуктивного уровня, т.е. те, которые позволяют оценивать и диагностировать знание фактического материала, умение правильно использовать специальные термины, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины.

2) задания реконструктивного уровня, т.е. те, которые позволяют оценить и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей.

3) задания творческого уровня, т.е. те, которые оценивают и диагностируют умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

 

Ниже представлены образцы заданий. Практическое наполнение упражнений на семинарах может быть различным.

 

Задания репродуктивного уровня

№ п/п Задание Код компетенции
1. Определите род имен существительных: судья, жертва, потерпевший, статус-кво, алиби, евро, лагерь-поселение, СИЗО, коллега, Тбилиси. ОК-2, ОК-4
2. Назовите словосочетания, построенные в соответствии с синтаксической нормой: оплачивать за проезд – оплачивать проезд, отметить о важности проблемы – отметить важность проблемы, согласно заявления – согласно заявлению. ОК-2, ОК-4
3. Вспомните правописание производных предлогов: (в)течени…, (по)завершени…, (в)следстви…, (по)окончани…, (по)приезд…, (в)виду, (не)смотря на, (в)продолжени…, (в)заключени…. ОК-2, ОК-4
4. С данными ниже словами составьте словосочетание по модели: глаг. + сущ.: адресовать, констатировать, избегать, одевать, отчитаться. Образец: Унижаться перед начальством, … ОК-2, ОК-4

Задания реконструктивного уровня

№ п/п Задание Код компетенции
1. От имен существительных образуйте формы: 1) именительного падежа множественного числа: бухгалтер, выговор, договор, полис, пристав; 2) родительного падежа множественного числа: выбор, приговор, грамм, армянин, башкир. ОК-2, ОК-4
2. Определите род существительных, согласуйте с ними прилагательные, краткие причастия или глаголы в прошедшем времени. 1) Для собеседования подготовьте подробн… резюме и представьте его в отдел кадров. 2) Молод… адвокат Анна Королёва обратил…сь за помощью к сво… более опытн… коллеге Игорю Захарову. 3) ФЗ №184 от 27 декабря 2002 года разделил… понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем ГОСТ долж… был… утратить обязательный характер и применяться добровольно. ОК-2, ОК-4
3. Употребите фамилию в нужной падежной форме. 1) Заявление от (кого?)... (Иван Петрович Демчук, Ирина Николаевна Демчук, Иван Петрович Шевченко, Ирина Николаевна Шевченко,). 2) Справка выдана (кому?) … (Борис Владимирович Долгих, Анна Николаевна Долгих, Пётр Иванович Паладий, Ольга Ивановна Паладий). 3) Справка представлена (кем?) … (Сергей Николаевич Погребняк, Любовь Васильевна Погребняк, Иван Иванович Заяц, Татьяна Михайловна Заяц). ОК-2, ОК-4
4. Поставьте топонимы в форму предложенного падежа: в городе (Москва), в г. (Лондон), в деревню (Ивановка), на озере (Байкал), у реки (Волга), на реке (Енисей); жить в (Коньково), в (Бородино), в (Строгино), на станции метро («Беляево»), на станции («Жулебино»); жить в (Великие Луки), в (Набережные Челны), в (Мытищи), в городе (Великие Луки), в г. (Набережные Челны), в г. (Мытищи). ОК-2, ОК-4
5. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. 1) Этот адвокат более (опытный), чем прежний. 2) Это дело значительно (сложное), чем то, которое я закрыл на прошлой неделе. 3) Двоим справиться с этой задачей, конечно, (легко). ОК-2, ОК-4
6. С приведенными ниже существительными употребите (где это допустимо нормой) собирательное числительное «трое»: студент, студентка, профессор, офицер, сирота, брюки, село, город, ножницы, больные, подруги. ОК-2, ОК-4
7. Составьте предложения, соблюдая правила согласования сказуемого с подлежащим. 1) Большинство наблюдателей (отмечало, отмечали) активность избирателей. 2) В ДТП (пострадали, пострадала) мать и дочь. 3) Каждая справка, каждый протокол (был взят, были взяты) на контроль. ОК-2, ОК-4

Задания творческого уровня

№ п/п Задание Код компетенции
1. Отредактируйте текст, устранив лексические и грамматические ошибки. 1) 14 июня 2016 г. в 19 часов из кассы магазина № 50 был совершен грабеж денег. 2) Обвиняемый, дав заведомо ложные показания, пояснил, что 27 января он из дома не выходил и преступления не совершал. 3) Большинство членов комиссии отметило нецелевое использование двадцати пяти тысяч денежных средств ОК-2, ОК-4
2. Исправьте ошибку, связанную со склонением фамилии. 1. Во исполнение поручения руководителя Департамента А.Д. [Анна Дмитриевна] Сиренки просим согласовать вопрос с ведущим специалистом Н.П. [Николай Петрович] Головня. 2. В связи с ликвидацией вышеуказанной организации просим подтвердить по имеющимся архивным данным годы работы С.М. [Семен Михайлович] Мукасей. 3. Подпись Зозуля И.В. [Ирина Викторовна] удостоверяется. ОК-2, ОК-4
3. Отредактируйте предложения, исправив ошибки в употреблении однородных членов. 1) При обнаружении повышенного уровня радиации в рабочих помещениях приостановить работу с эвакуацией людей и докладом руководству. 2) Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается. 3) Жариков должен был выполнять следующие действия: приготовление необходимого инструмента, отвлекать внимание Блохина, в случае необходимости связать его. ОК-2, ОК-4
4. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов, деепричастных оборотов. Исправьте предложения. 1) Объявлено о реализации удовлетворяющих проектов требованиям города. 2) Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по установленным основаниям федеральным законом. 3) Сдав документы в комиссию, вам вручается расписка о приеме. 4) Учитывая вышеизложенное, необходимость приобретения предлагаемой автоматизированной системы отсутствует. 5) Рассмотрев Вашу кандидатуру, подходящая вакансия, к сожалению, отсутствует. ОК-2, ОК-4
5. Прочитайте текст, найдите в нем лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки, исправьте их. Истица на судебное заседание пришла, заявила ходатайство об уменьшении суммы исковых требований в части взыскания пеней до 24 971 руб. 50 коп. Ходатайство истицы судом расмотрено и удовлетворенно, в порядке ст. 49 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ. В обосновании иска истец ссылаеться на то, что между сторонами были заключены договора о представлении телекоммуникационных услуг от 01.01.2007г. №012 и от 01.01.2007г. №012/1 в соответствие с которыми истица оказала ответчику услуги, однако ответчик не заплатил, в результате чего, за ним образовалась задолженность в указанном размере. Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы ответчика, исследовав и оценив все предоставленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседание полномочного представителя истицы, который поддержал и изложил свою позицию по делу суд пришел к выводу, что заявленный иск принадлежит частичному удовлетворению с прекращением производства по делу в части заявленного истцом требования о взыскание пеней в размере 24 674 руб. 28 коп. в связи с принятым судом заявленного истцом отказа от данных требований. Согласно п. 3.1. договору услуги связи осуществляются в кредит с рассчетами по окончание каждого календарного месяца. Счета за услуги связи выставляются оператором до 10 числа каждого последующего месяца в ценах указанных в Приложениях №1 и №2 к договору. В течении 5 рабочих дней со дня получения счетов от оператора клиент оплачивает их. Как следует из материалов дела, истец представил ответчику услуги за период с октября 2007 г. по январь 2008 г. Исходя из условий договора, а так же предоставленных документов арбитражный суд приходит к выводу, что срок оплаты услуг, оказанных в соответствие с указанными счетами наступил. ОК-2, ОК-4
6. Составьте деловое письмо, учитывая правила построения, коммуникативные и языковые требования к нему. ОК-2, ОК-4

 

Ожидаемые результаты

Оценивание выполненных разноуровневых заданий позволяет проверить:

- знания обучающимися основных сведений по русскому языку и культуре речи, реализуемых в письменной речи и приемах оформления документов, а также понимание обучающимися необходимости добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей;

- умения применять основные сведения по русскому языку и культуре речи в письменной речи и приемах оформления документов, а также умение добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям;

- владение навыками грамотного использования русского языка в письменной речи и приемах оформления документов.

 

Критерии оценивания:

Критерии Баллы
До 3-ех ошибок в заданиях «отлично»
4-7 ошибок в заданиях «хорошо»
8-12 ошибок в заданиях «удовлетворительно»
13 и более ошибок в заданиях «неудовлетворительно»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

Кафедра русского языка и культуры речи

Методические материалы

Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение обучающимися определенных норм русского языка применительно к деловой документации юриста, на формирование умения на практике применять знания о языковых нормах в юридических текстах.

Для проверки контрольная работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida. Результат проверки проставляется в электронной ведомости. Контрольная работа оценивается по параметрам: «зачет» либо «незачет». Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачёта по дисциплине.

 

Демонстрационный вариант обобщающей контрольной работы

№ п/п Задание Код компетенции
1. Что такое паронимы? Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов. 1. Институт ходатайствует о представлении служебной квартиры своему сотруднику Иванову И.П. 2. В процессе доказательства моего алиби мне пришлось столкнуться с проблемами. 3. Логичные рассуждения в процессе доказательства моего алиби привели к неожиданному результату. Составьте пары словосочетаний с данными ниже паронимами. 1. вина – виновность, 2. веский – весомый, 3. оплата – плата. ОК-2, ОК-4
2. Что такое юридическое клише?Приведите 3-4 примера юридических клише. Исправьте ошибки в употреблении юридических фразеологизмов. 1. В ходе строительства были допущены дефекты. 2. Этот документ играет большое значение. 3. Тяжелые телесные повреждения привели потерпевшего к расстройству здоровья. ОК-2, ОК-4
3. Что такое плеоназм (смысловая избыточность)? Отредактируйте предложения, устранив плеоназм. 1. Комиссия отметила нецелевое использование двадцати пяти тысяч денежных средств. 2. Свидетель показал, что впервые познакомился с потерпевшим в декабре месяце. 3. На ряде предприятий нами были обнаружены нескорректированные штатные расписания должностей. ОК-2, ОК-4
4. Исправьте речевые ошибки в тексте. Истица, мать двоих дочерей, требует забрать алименты со своего бывшего мужа в размере суммы 50 тысяч рублей ежемесячно. Она работает только с апреля месяца сего года, и её работа является малооплачиваемой. Дети – несовершеннолетние школьники, коих надо содержать. Учитывая вышепоименованное, прошу удовлетворить иск моей подопечной. ОК-2, ОК-4
5. Приведите по 3 примера несклоняемых существительных мужского и среднего рода. Почему и как отличаются в категории рода слова «судья» и «жертва»? ОК-2, ОК-4
6. От имен существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа. Выборы, договор, бухгалтер, отпуск, пристав, грузин, киргиз, татарин. ОК-2, ОК-4
7. Исправьте ошибки в употреблении имен собственных. 1. Заявление было подписано гендиректором Гурамом Очигава. 2. Подсудимой Елене Шевченке предоставили последнее слово. 3. Выступление адвоката Игоря Птица было излишне эмоциональным. 4. Верительные грамоты были вручены дипломату Чжаню Цань. 5. Затем выслушали свидетеля со стороны ответчика Виктора Мирзоян. ОК-2, ОК-4
8. Поставьте топонимы в форму косвенного падежа. Приехать из города (Рига), из города (Екатеринбург), из г. (Париж), из (Верхние Тетюши); путешествовать по реке (Волга), по реке (Днепр), в (Альпы); жить в (Беляево), в (Монино), в (Бутово), в (Нижний Новгород), в (Горки), в г. (Переславль-Залесский), в (Ясная Поляна), в имении (Ясная Поляна), в селе (Болдино), в (Михайловское), на станции (Астапово). ОК-2, ОК-4
9. Составьте словосочетания в соответствии с синтаксической нормой. Поступить согласно (распоряжение) – …; Заплатить (проезд) – …; Составить отзыв (курсовая работа) – …. Исправьте грамматические ошибки в предложениях. 1. Приказ подписал заведующий отдела. 2. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы. 3. Нет сомнений о том, что проводимая отделом работа очень важна. ОК-2, ОК-4
10. Исправьте предложения, устранив ошибки в управлении при однородных членах, в причастных и деепричастных оборотах. 1. Внимание и контроль за ростом кадров – забота администрации. 2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года. 3. Петров зарекомендовал себя как вдумчивый и отзывчивый адвокат и много помогающий молодым коллегам. 4. Присяжные поддержали и голосуют за это ходатайство. 5. Не пройдя и километра, обнаружилось, что мы забыли взять документы. ОК-2, ОК-4

 

Ожидаемые результаты

Оценивание контрольной работы позволяет проверить:

- знания обучающимися основных сведений по русскому языку и культуре речи, реализуемых в письменной речи и приемах оформления документов, а также понимание обучающимися необходимости добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей;

- умения применять основные сведения по русскому языку и культуре речи в письменной речи и приемах оформления документов, а также умение добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям;

- владение навыками грамотного использования русского языка в письменной речи и приемах оформления документов.

 

Критерии оценивания:

Критерии Баллы*
До 3-ех ошибок в заданиях 20
4-7 ошибок в заданиях 15
8-12 ошибок в заданиях 10
13 и более ошибок в заданиях 0

 

* Баллы даны в соответствии с рейтинговой системой вуза.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

Кафедра русского языка и культуры речи

Доклад (письменный)

по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста»

Перечень компетенций, проверяемых оценочным средством (наименование, код):

ОК-2: способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-4: способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения.

 

Методические материалы

В процессе изучения дисциплины обучающиеся готовят доклады, которые сдаются в письменном виде. Доклад может быть подготовлен как по заданию преподавателя, так и по собственному желанию студента. Доклад также может быть формой отработки пропущенного занятия.

Темы докладов

1. Источники правильной письменной речи в судебных актах.

2. Нормы русского языка как государственного языка Российской Федерации.

3. Владение письменной речью как профессиональная компетенция юриста.

4. Культура письменной речи юриста.

5. Общеупотребительная и профессиональная юридическая лексика.

6. Жаргонная и арготическая лексика.

7. Иноязычная лексика в языке права.

8. Особенности употребления местоимений в научном и официально-деловом стилях речи.

9. Особенности склонения количественных и порядковых числительных.

10. Производные предлоги и их использование в письменной деловой речи.

11. Трудности грамматического управления.

12. Согласование в предложении топонимов и топонимов-приложений.

13. Неоправданные инверсии в предложении.

14. Употребление заглавных букв в деловой документации юриста.

15. Н и НН в суффиксах различных частей речи: особенности официально-делового стиля.

16. Слитное и раздельное написание НЕ: особенности официально-делового стиля.

17. Трудности написания производных предлогов и союзов.

18. Запятые и их отсутствие при союзах И и КАК;

19. Трудные случаи обособления причастного и деепричастного оборотов;

20. Пунктуация в СПП с несколькими придаточными.

21. Роды и жанры юридической словесности.

22. Юрист как автор и как адресат документа.

23. Трудности толкования текста в праве.

24. Языковые особенности различных юридических жанров.

Обработка информации предполагает следующее этапы работы:

- ознакомление с текстом различных источников, отбор материала;

- расположение материала в соответствии с темой и главной мыслью доклада;

- подбор цитат;

- подбор примеров.

Примерная структура доклада

Типовая структура доклада по выбранной теме предполагает наличие следующих разделов:

- титульный лист;

- оглавление (план);

- введение (предисловие);

- основная часть;

- заключение (вывод);

- список использованной литературы;

- приложения (при необходимости).

Написание текста

Студент не должен стремиться к простому переписыванию материала из научных источников. Этот этап работы включает обязательное выполнение следующих пунктов:

- разработку примерного плана изложения материала;

- написание черновика работы;

- окончательный вариант оглавления (плана);

- написание чистового текста;

- оформление доклада.

Оформление работы

Титульный лист является первым листом работы, но номер страницы на нем не ставится. Нумерация начинается со второй страницы. На титульном листе указываются следующие данные:

- наименование высшего учебного заведения;

- название темы доклада;

- факультет, курс, группа, Ф. И. О. студента;

- сведения о зачете (дата, оценка, подпись преподавателя);

- город, год выполнения работы.

Ожидаемые результаты

Оценивание выполненного доклада позволяет проверить:

- знания обучающимися основных сведений по русскому языку и культуре речи, реализуемых в письменной речи и приемах оформления документов, а также понимание обучающимися необходимости добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей;

- умения применять основные сведения по русскому языку и культуре речи в письменной речи и приемах оформления документов, а также умение добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям;

- владение навыками грамотного использования русского языка в письменной речи и приемах оформления документов.

Критерии оценивания:

Критерии Оценка
- содержание соответствует теме доклада; - доклад отличается системным научно-теоретическим обоснованием выдвигаемых положений; - работа опирается на полную источниковую базу; - магистрант показывает высокую степень владения материалом по проблеме; - приведено достаточное количество примеров, в том числе из опыта своей работы. «отлично»
- содержание соответствует теме доклада; - доклад отличается системным научно-теоретическим обоснованием выдвигаемых положений; - работа опирается на обширную источниковую базу, но есть некоторые недочеты (не охвачены все источники, в библиографию включены книги не по теме, источники с устаревшим годом издания); - магистрант показывает высокую степень владения материалом по проблеме; - приведено достаточное количество примеров, но нет примеров из опыта своей работы. «хорошо»
- содержание соответствует теме доклада; - доклад отличается слабым научно-теоретическим обоснованием выдвигаемых положений; - источниковая база доклада незначительна; - магистрант показывает невысокую степень владения материалом по проблеме; - приведено мало примеров, подкрепляющих теоретические положения. «удовлетворительно»
- содержание не соответствует теме доклада и/или в нем нет научно-теоретического обоснования выдвигаемых положений; - источниковая база доклада незначительна; - магистрант показывает низкую степень владения материалом по проблеме; - нет примеров, подкрепляющих теоретические положения. «неудовлетворительно»

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

Кафедра русского языка и культуры речи

Этап (подготовительный)

Преподаватель готовит текст с преднамеренными нарушениями языковых норм. Студенты делятся на несколько групп, в зависимости от того, какие ошибки они будут искать: речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные. Они определяют правила работы и круг источников, самостоятельно подбирают словари.

2 этап (на занятии, 10-15 мин редактирование + 10-15 мин выступления)

Студенты разбиты по группам, получают текст. Студенты совместно производят редактирование текста. Выполнив задание, каждая группа поочередно выступает, называя найденные ошибки, отвечает на вопросы, при необходимости обосновывает свои ответы. В зависимости от полноты исправлений максимально можно получить 20 баллов.

Этап (рефлексия)

Вынесение обоснованного решения «судьёй». Студенту, который выполняет роль судьи, важно соблюдать все процессуальные нормы и проявить себя как коммуникативный лидер.

Этап

«Редакционная коллегия» обсуждает проделанную работу. Выявляются наиболее активные участники.

Возможные участники (роли): корректор, редактор, заказчик, начальник, проверяющий –  4-6 человек.

4) победитель, итог игры:

Выигрывает та группа, которая была наиболее результативной, т.е. набрала больше баллов. Могут быть также поощрены студенты, проявившие себя наиболее активно.

Пример текста для редактирования

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИ

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Даль Виктора Петровича

с участием адвоката Лось Игоря Сергеевича

при секретаре Боровых Якова Алексеевича

с участием истицы Сало Елены Васильевны

третьих лиц Листок Геннадия Евгеньевича и Тимошенки Степана Ивановича расмотрел на открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавель Е.В. к Акименке В.А. о признание утратившим право пользованием жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

На основание договора социального найма наниматель NN, его жена XX и их сын WW проживают и зарегистрированны в двух комнатах площадью 19,30 кв.м., 10,90 кв.м. в трех комнатной комунальной квартире № 25 дома 36-38 по ул. DD в Санкт-Петербурге. Совместно с ними на указаной жилой площади зарегестрирован брат нанемателя RR, который долгое время не находиться на месте регистрации, не исполняет обязанностей по содержанию жилого помещения и оплате комунальных услуг.

NN обратился в суд с иском к  RR о признание утратевшим право пользования жилым помещением - комнатами, площадью 19,30 кв.м.,10,90 кв.м. в трех комнатной комунальной квартире № 25 дома 36-38 по ул.....…… в Санкт- Петербурге ссылаясь на то, что ответчик не использует жилую площадь по назначению, не выплачивает комунальные платежи, что влечет дополнительные расходы истца, препятствий в проживании ему не кем не чинилось, выехал на постоянное место жительства по месту жительства жены.

Истец и его представитель на судебном заседании иск подержали, просили выполнить требования.

Ответчик на судебное заседание не явился, извещенный нужным образом по последним известным местам проживания, всвязи с чем, суд полагает возможным посмотреть дело в его отсутствии в порядке ст. 119, ч.4 ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела выслушав объяснения истца и его представителя, допросив свидетелей, суд считает иск надлежащим выполнению.

Учитывая что спорные право отношения сложились до вступления в силу действующего Жилищного кодекса РФ и носят длинный характер, суд считает надлежащим применению при рассмотрении спора нормы действующего ЖК РФ и ЖК РСФСР.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РСФСР в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда. Аналогичная норма закреплена ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации.

<…> Суд оценивая в с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 2115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.138.161 (0.165 с.)