Жилищный кодекс РФ: роль в решении жилищной проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жилищный кодекс РФ: роль в решении жилищной проблемы



1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 29 декабря 2004 года. Этот законодательный акт внес много изменений в жилищное законодательство[24].

Рассмотрим, какие принципиально новые моменты содержит в себе вступивший b силу Жилищный кодекс РФ и будет ли этот документ реально способствовать решению «квартирной проблемы».      

Новый Жилищный кодекс по-иному трактует роль, обязательства и формы содействия государства людям в решении их жилищных проблем.

Рассмотрим, например как Жилищный кодекс регламентирует вопросы, связанные с изъятием жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, если по этому участку, к примеру, пройдет новая автомагистраль. В части I ст. 32 ЖК РФ говорится о том, что жилое помещение «может быть» изъято у собственника в указанных целях путем выкупа. По сути, при сносе жилых домов собственники жилых помещений могут в первую очередь рассчитывать на денежное возмещение за принадлежавшую ему собственность, которое будет включать в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Меньше гарантий у граждан, имеющих в собственности жилые помещения в многоквартирном доме, если этот дом будет признан аварийным и подлежащим сносу.

Что касается граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, то им и подавно придется рассчитывать только на то, что они имели. В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, то есть если наниматель занимал однокомнатную квартиру или две комнаты в квартире коммунального заселения, то он, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Даже если наниматель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, но очередь на получение большего жилого помещения еще не подошла, он получит только то, что у него было, и будет дальше ждать своей очереди.

Иными словами, такой основополагающий нормативный акт, как Жилищный кодекс Российской Федерации, не предусмотрел каких-то реальных гарантий со стороны государства по обеспечению права граждан на жилище.

Но, несмотря на это, принятый закон приводит жилищное правовое поле в соответствие с Конституцией РФ, которая гарантирует бесплатное предоставление квартиры малоимущим гражданам, а также иным категориям людей, по которым должны быть приняты специальные законы. Старый кодекс противоречил этой статье Конституции, поскольку гарантировал обеспечение жильем каждого нуждающегося в улучшении жилищных условий человека вне зависимости от уровня его дохода. Кроме того, теперь у государства появилась возможность решать жилищные проблемы людей не только путем предоставления им бесплатной квартиры, но и с помощью ипотеки и субсидирования первоначального взноса из средств бюджета.

Новый ЖК РФ определил роль органов местного самоуправления в формировании и реализации жилищных правоотношений, установив круг их полномочий[25]. Основными среди них являются:

1) признание граждан малоимущими в целях обеспечения их жилыми помещениями на условиях договора социального найма за счет муниципального жилищного фонда;

2) предоставление специализированных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, жилых помещений маневренного фонда, жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилых помещений фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан;

3) установление нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения;

4) установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

5) установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;

6) утверждение нормативов потребления коммунальных услуг;

7) установление тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги;

8) установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера;

9) установление стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, отличных от установленных региональных стандартов, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии;

10) предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств местного бюджета;

11) управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования.

Предлагая вести, учет граждан, признанных малоимущими, которым предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда, Закон, к сожалению, не предусматривает иных категорий граждан, которым в ином порядке и по иным основаниям предоставлялось бы жилое помещение из государственного жилищного фонда, несмотря на то, что федеральным законодателем такая возможность предусмотрена. В действительности проблема заключается в том, что такие категории граждан, как ветераны Великой Отечественной войны, работники бюджетной сферы и некоторые другие категории граждан, имеют размер дохода незначительно выше, чем установленный «пороговый доход» - прожиточный минимум по основным демографическим группам населения, соответственно, они не могут быть признаны малоимущими. Однако эти граждане не могут самостоятельно, за счет собственных средств, решить жилищную проблему, они также не являются участниками государственных федеральных программ, так как не признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указанные категории граждан оказались в «заколдованном круге»: и не бедные – «не малоимущие», и не богатые - самостоятельно не могут решить жилищную проблему.

Жилищный кодекс Российской Федерации не только существенно сократил перечень оснований признания граждан нуждающимися, но и перераспределил обязанность по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

По новому кодексу решение о том, какое количество квадратных метров считается допустимым для проживания, будет определяться на местах (муниципалитетами). С одной стороны, в этой ситуации есть риск того, что муниципалитеты будут устанавливать очень жесткие нормы в данном случае (однако, если вдруг какой-то муниципалитет будет совсем зарываться, непременно начнут действовать механизмы общественного и политического контроля), но, с другой стороны, чем более жесткие нормы будут установлены, тем больше вероятность того, что самые нуждающиеся люду получат бесплатные квартиры быстрее. Самое важное в данном случае, - чтобы это жилье строилось.

В ЖК РФ четко обозначен вопрос приватизации. Главный плюс приватизации – свобода человека в распоряжении своим жильем. Однако это означает и большую ответственность собственников жилья, которые, в частности, могут нести дополнительные расходы на содержание многоквартирного дома, в котором находится их квартира. Интересы людей, проживающих в неприватизированных квартирах, на собраниях собственников жилья многоквартирного дома будет представлять муниципалитет. В данном случае человек застрахован от неожиданного появления каких-то дополнительных расходов (например, на капитальный ремонт дома). Однако человека живущего в неприватизированной квартире, муниципалитет в случае необходимости может переселить в другое равноценное социальное жилье. Кстати, были случаи, когда местные власти позволяли делать то же самое и в отношении собственников жилья. Новый Жилищный кодекс ликвидирует эту возможность. Переселение собственника из однокомнатной квартиры в центре города в однокомнатную квартиру на его окраине сегодня недопустимо. Если земля, на которой стоит дом, изымается для государственных или муниципальных  нужд, собственникам квартир должны выплатить полную рыночную стоимость их жилья. В ситуации же с нанимателем один квадратный метр жилья в центре города «равен» одному квадратному метру жилья на окраине. Для упрощения и повышения доступности этой процедуры людям было предоставлено время для бесплатной приватизации.

Говоря о минусах приватизации, нужно упомянуть о действии налога, который платят собственники квартиры.

Согласно Жилищному кодексу у собственников квартир появилось право на землю, на которой стоит их дом. При сдаче дома земельный участок сразу же будет оформляться в общую долевую собственность жильцов. В существующей застройке эта процедура будет проходить несколько сложнее, поскольку межевания участков здесь еще не было, (собственник может установить право собственности на землю только после процедуры межевания), а процесс этот технически и финансово обременителен, а иногда и политически сложен. Однако закон о введении Жилищного кодекса говорит о том, что любой собственник жилья имеет право инициировать процедуру межевания земельного участка, на котором стоит его дом, и получить по ее результатам документы, устанавливающие его право собственности на эту землю. Впрочем, даже если такие документы пока у людей отсутствуют, они все равно по закону являются собственниками земли. Следует также обратить особое внимание на то, что перевод земельного участка в собственность жильцов дома происходит совершенно бесплатно. Таким образом, превратить процесс межевания земельных участков в источник получения неправомерных доходов нельзя. Жилищный кодекс достаточно четок и жесток в данном случае.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на большое количество «проблемных мест» ЖК РФ способствует решению жилищной проблеме в стране. Так, например, в связи с вступлением в силу нового кодекса люди смогут быстрее получать квартиры, поскольку из этих очередей будут уходить граждане, которым выгоднее взять ипотечный кредит (при условии бюджетной поддержки со стороны государства) и самостоятельно купить жилье, чем ждать несколько лет его бесплатного получения. Что касается того, будет ли больше строится жилья, здесь многое зависит не только от жилищного законодательства, но и от экономической ситуации в стране.

В любом случае, реализация ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и развитие жилищных правоотношений невозможно без современной правовой базы, отвечающей требованиям реальной жизни, центральными элементами которой являются ФЦП «Жилище», новые Жилищный, Градостроительный и Земельный кодексы.

2.3 Нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию Проекта в Архангельской области

За последние 15 лет в Архангельской области накоплены в силу различного рода причин и обстоятельств серьезные социальные проблемы, которые в определяющей степени крайне негативно влияют на условия проживания подавляющей части граждан региона и на экономическое развитие региона. Среди них - состояние строительного комплекса и, как следствие, состояние жилищного фонда области. Строительная отрасль пережила вышеназванный период в состоянии глубокого кризиса. Было практически прекращено жилищное строительство за счет бюджетов всех уровней и так называемое ведомственное строительство. В результате жилищные условия граждан улучшались в крайне незначительных размерах. Ведомственный жилищный фонд, находившийся, как правило, в плохом состоянии, был передан в муниципальную собственность практически без надлежащего финансового обеспечения по его эксплуатации и ремонту. В результате состояние жилищного фонда в целом можно оценивать по многим городам и поселкам области как неудовлетворительное. Подобное состояние и отсутствие реальных перспектив улучшения уровня жизни способствуют сохранению стабильно отрицательной демографической ситуации и оттоку наиболее важной для развития региона части населения в лице грамотных и опытных специалистов и молодежи после получения среднего специального и высшего образования.

Исходя из вышеизложенного, крайне важным в стратегическом среднесрочном определении задач представляется развертывание системы стимулирования восстановления и развития жилищного строительства как основной составляющей части в строительном комплексе и в развитии социальной инфраструктуры.

Современная экономическая ситуация и достигнутая за последние 3 - 4 года стабильность в доходообразующих отраслях Архангельской области сегодня позволяют по-настоящему сформировать реальный областной бюджет развития, начать масштабное финансирование развития жилищного строительства и активную работу на приемлемых и паритетных условиях с Правительством РФ по соответствующим объемам финансирования из федерального бюджета по строительству социального жилья. Такая возможность может появиться только при наличии среднесрочной программы социально-экономического развития региона и отраслевой Программы, действующей также в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в соответствующих подпрограммах и в рамках других федеральных программ, имеющих подпрограммы жилищного строительства.

Среди таких программ и подпрограмм, реализуемых в Архангельской области можно назвать следующие: программа социально - экономического развития Архангельской области на 2005-2008 годы, программы комплексного социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Архангельской области, «Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005-2008 годы», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007–2010 годы», «Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении (строительстве) жилья с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования в 2008 году», «Обеспечение жильем молодых семей», «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год», «Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище».

По мнению автора данного проекта, целесообразным будет подробное рассмотрение важнейшей для решения жилищной проблемы в области программы, а именно социально-экономической целевой программы «Развитие жилищного строительства в Архангельской области» на 2005-2008 годы[26].

Главной составляющей частью Программы в части бюджетного финансирования определена задача по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Для переселения из этого фонда необходимо построить не менее 640 тыс. кв. м социального жилья, на что необходимы средства в объеме 11027 млн. рублей. Настоящей Программой ставится задача по строительству и вводу в эксплуатацию необходимых объемов жилищного фонда и решению проблемы по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда в течение 10 лет, на срок действия Программы - строительство 114,4 тыс. кв. м социального жилья.

Цели Программы:

1. обеспечение граждан, проживающих в Архангельской области, жильем, соответствующим социальным стандартам;

2. развитие жилищного строительства за счет всех источников финансирования;

3. развитие строительного комплекса и увеличение его роли как доходообразующей отрасли.

Задачи программы:

- подготовка условий для достижения целей Программы путем подготовки и принятия областных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих и развивающих жилищное строительство;

- обеспечение градостроительной документацией городов и крупных сельских населенных пунктов Архангельской области для планирования их развития и реализации целей Программы;

- обеспечение строительства социального жилья исходно-разрешительной, предпроектной и проектно-сметной документацией;

- строительство и приобретение социального жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

- строительство и приобретение жилья в сельской местности для закрепления специалистов;

- строительство жилья для молодых семей;

- создание условий и обеспечение развития массового жилищного строительства из внебюджетных источников финансирования, в том числе через ипотечное кредитование.

Для достижения целей Программы должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

1) разработка и принятие областных законов и подзаконных нормативных правовых актов в области градостроительства, строительства и архитектуры, а также в сфере регулирования земельных правоотношений;

2) разработка и принятие муниципальных правовых актов по вышеназванным отраслям в пределах компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;

3) реализация мероприятий подпрограмм:

- «Строительство социального жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»;

- «Строительство и приобретение жилья в сельской местности»;

- «Дом для молодой семьи»;

- «Развитие внебюджетного жилищного строительства»;

- «Градостроительное планирование территорий Архангельской области».

Выполнение всех основных мероприятий Программы позволит обеспечить:

- улучшение социально-экономической ситуации в Архангельской области в части положительного влияния на стабилизацию демографической проблемы, восстановления строительного комплекса и вывода его на позиции одной из ключевых доходообразующих отраслей экономики области, увеличения занятости населения;

- положительные изменения баланса в жилом фонде и сокращение доли ветхого и аварийного жилого фонда;

- резкое увеличение объемов строительства социального жилья и переселение не менее 2600 семей из ветхого и аварийного жилищного фонда на условиях договоров социального найма, появление в муниципальных образованиях маневренного фонда и в соответствующих объемах возможность предоставления данной жилой площади гражданам, находящимся на очереди в

улучшении жилищных условий в установленном порядке;

- создание условий и организацию массового строительства социального жилья для решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного деревянного жилищного фонда и переселения за 10 лет граждан из этого фонда (до 2015 года), а также дальнейший переход к решению проблемы по переселению граждан и сносу ветхого жилищного фонда - многоэтажных жилых домов первых массовых серий;

- создание условий для развития всех видов жилищного строительства за счет внебюджетных источников, резкое увеличение объемов такого строительства, ввод в эксплуатацию не менее 545000 кв. м. жилья за период действия Программы;

- разработку и налаживание механизма государственной поддержки строительства жилья для молодежи;

- закрепление необходимых селу специалистов и возрождение села через жилищное строительство в селах и деревнях;

- значительное привлечение средств федерального бюджета на строительство социального жилья и, соответственно, увеличение объемов строительства, и пополнение областного консолидированного бюджета;

- градостроительное определение перспективных направлений развития территорий области и ее частей, планирование и определение возможностей развития территории области с взаимоувязанным размещением промышленного, сельскохозяйственного, гражданского (в том числе жилищного), транспортного и рекреационного строительства.


3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА 3.1 Процесс реализации Проекта на территории РФ: ход и результаты Об итогах реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в ходе заседания президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 4 февраля 2008 года выступал Министр регионального развития России Дмитрий Козак[27].

По его словам, анализ результатов работы на первом этапе этого нацпроекта (2006–2007 годы) говорит о «заметных качественных, положительных изменениях» в жилищной сфере. В частности, за январь – ноябрь 2007 года в России построили 44 млн. кв. м жилья, а по результатам года – 66 млн. кв. м, что почти на 4 млн. кв. м. больше, чем было запланировано на 2007 год. Прирост объемов строительства составил более 150 процентов. Все это говорит о том, что в стране наблюдается строительный бум. Небывалые темпы жилищного строительства позволили повысить доступность жилья для россиян. Если в 2006 году купить квартиру или дом могли порядка 17% населения страны, то в 2007 году этот показатель увеличился до 20%.

Такой результат был достигнут благодаря созданию условий для развития конкуренции в строительной сфере и снижению административных барьеров на пути застройщиков. Кроме того, удалось вернуть в оборот земельные участки, которые были «законсервированы» по законодательству, действовавшему до 1 октября 2005 года, и не использовались.

Как рассказал министр, в 2006–2007 годах на повышение уровня доступности жилья также работал и такой инструмент, как стимулирование ипотечного жилищного кредитования. «В 2005 году объем жилищной ипотеки составлял 36 млрд. руб., в 2006 году – уже более 260 млрд. руб., по итогам 2007 года объем выданных ипотечных жилищных кредитов составил более 400 млрд. руб.», – заявил он.

Дмитрий Козак особо отметил «существенную роль для развития ипотечного кредитования в регионах России», которую сыграло Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. «Благодаря его деятельности средние и малые региональные банки получили и продолжают получать доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения», – констатировал глава министерства. По уровню развития системы ипотечного кредитования особо выделяются Тюменская и Магаданская области, заметил он.

За успехи в реализации программы обеспечения жильем молодых семей глава Минрегиона РФ похвалил Нижегородскую, Оренбургскую и Иркутскую области, а также Москву и Санкт-Петербург. Опыт этих регионов, по мнению министра, «достоин всяческого поощрения и распространения». Всего, по словам Дмитрия Козака, за два года поддержку за счет средств федерального бюджета получили около 20 тыс. молодых семей. В рамках региональных программ жилищные условия только в 2007 году улучшили более 40 тыс. молодых семей.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) в 2007 году выдало льготным категориям граждан 18,4 тыс. государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Увольняемым и уволенным с военной службы оформили и выдали 13 012 жилищных сертификатов на сумму 17,12 млрд. руб. Средства господдержки реализовали 8629 бывших военнослужащих. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ при участии других ведомств ведет работу по реализации программы обеспечения жильем военнослужащих и их семей «15+15», размер финансирования которой в 2006 и 2007 годах составил по 15 млрд. руб.

3237 ГЖС получили участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. Им были предоставлены субсидии общей суммой 3,22 млрд. руб., с помощью которых жилье приобрели 2435 человек.

Вынужденным переселенцам было выдано 1094 сертификата на общую сумму 0,94 млрд. руб. Жилье купили 908 граждан этой категории.

Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей получили 1039 ГЖС суммой 1,11 млрд. руб. С помощью этих денег жилье в собственность приобрели 856 переезжающих.

Несмотря на достигнутые успехи, Дмитрий Козак счел, что потенциал в сфере жилищного строительства был задействован не полностью. Для оптимизации работы в рамках нацпроекта в 2008 был предпринят ряд мер, нацеленных на усовершенствование механизмов его реализации:

Во-первых, оставить за рамками нацпроекта мероприятия, направленные на обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Как пояснил министр, такое решение связано с наличием в федеральной целевой программе «Жилище» прописанных механизмов предоставления льготникам жилья и с отсутствием проблем в реализации подпрограммы. Ее финансирование продолжится в рамках ФЦП «Жилище»;

Во-вторых, рассчитывать размер субсидий регионам на обеспечение жильем молодых семей с учетом уровня бюджетной обеспеченности региона. Таким образом, дотационные территории смогут повысить долю софинансирования со стороны федерального бюджета с прошлогодних 10 до 35% стоимости приобретаемого на средства господдержки жилья. Изменения условий софинансирования призваны стимулировать регионы к более активному участию в программе;

В-третьих, установить стопроцентную компенсацию процентной ставки по кредитам, взятым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство;

В-четвертых, оказать субъектам Российской Федерации, удовлетворяющим требованиям по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе государственную поддержку на модернизацию коммунальной инфраструктуры на завершение строительства незаконченных объектов коммунальной инфраструктуры по проектам, отобранным в 2006-2007 годах;

И, наконец, предоставить субъектам Российской Федерации субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.

Кроме того, готовятся постановления об использовании средств на строительство дорог в целях жилищного строительства, а также о внесении изменений в ФЦП «Жилище» в части, касающейся коммунальной инфраструктуры. Для решения проблем ветхого и аварийного жилья по инициативе Президента России была образована государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

3.2 Основные направления и итоги реализации приоритетного национального проекта в Архангельской области 3.2.1 Жилищное строительство и реформирование ЖКХ в регионе

Реализация ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Архангельской области осуществляется по следующим направлениям: жилищное строительство, разработка документации территориального планирования, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, расселение и снос ветхого и аварийного жилищного фонда области, обеспечение жильем молодых семей, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем перед отдельными категориями граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, развитие ипотечного жилищного кредитования, реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

В 2007 году на территории Архангельской области введено 222,9 тысяч кв. метров жилья. В сравнении с 2006 годом (было введено — 158,2 тыс. м²) ввод жилья увеличился на 25% (с динамикой ввода жилья можно ознакомиться на рис.1 в Приложении 1)[28]. На территории Архангельской области строительную деятельность осуществляют более 800 предприятий, также здесь расположено значительное количество предприятий промышленности стройматериалов, мощности которых позволяют выпускать достаточный объем производимой продукции, необходимый для развития жилищного строительства[29].

В целях улучшения жилищных условий населения является реализация утвержденной социально-экономической программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007-2010 годы». В соответствии с параметрами данной программы объем финансирования жилищно-коммунального комплекса в течение 4 лет составит 4,0 млрд. руб., в том числе: областной бюджет – 1,1 млрд. рублей, местные бюджеты – 0,5 млрд. руб., внебюджетные источники – 1,5 млрд. руб., федеральный бюджет- 0,8 млрд. рублей.

Важным направлением жилищного строительства является строительство жилья для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%)[30]. Объем финансирования строительства жилых домов для расселения и сноса ветхого и аварийного жилищного фонда из областного бюджета в 2007 году составил 255 млн. 847 тысяч рублей, из федерального - 31 млн.118 тысяч рублей и из бюджетов муниципальных образований - 15 млн. 113 тысяч рублей.

Кроме того, в рамках средств федерального бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда объем субсидий на проведение данных мероприятий для Архангельской области составил 199 млн. 793,1 тысячи рублей.

В 2007 году муниципальными образованиями области за счет всех источников финансирования осуществлялось строительство более 36 тыс. кв. метров социального жилья. Введено около 11 тысяч кв.метров социального жилья. В областном бюджете на 2008 год на реализацию данных мероприятий предусмотрено 422,977 млн. рублей. Кроме того, администрацией области утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год», в рамках которой на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривается привлечение средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Другим не менее важным направлением жилищного строительства является разработка документации территориального планирования. В областном бюджете 2007 года на эти цели были предусмотрены средства в объеме 23 млн. рублей, 16,2 млн. рублей в бюджетах муниципальных образований. Эти средства направлены на разработку генеральных планов, а также генеральных планов, совмещенных с проектами планировки территорий населенных пунктов в 11 муниципальных образованиях области по 12 населенным пунктам: по городам Котлас, Коряжма, Мирный, Каргополь, Вельск, Онега, Сольвычегодск, Вилегодск, по поселкам Соловецкий, Октябрьский, а также селам Холмогоры и Ломоносово. На основе этих документов выполняются работы по подготовке проектов правил землепользования и застройки, что позволит в дальнейшем принимать участие Архангельской области в конкурсном отборе субъектов РФ на федеральном уровне.

Активизирована работа и по выделению земельных участков под жилищное строительство. Так, в 2007 году было предоставлено 1005 земельных участков. На 01.01.2008 года всего предоставлено 2148 земельных участков, на которых предполагается построить свыше 711 тыс. кв. метров жилья. Под многоэтажную и малоэтажную застройку выделено 195 земельных участков, на них предполагается построить свыше 546 тыс. кв. метров жилья. Под индивидуальную застройку выделено 1953 земельных участков, на них предполагается построить около 164 тыс. кв. метров жилья.

Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо также опережающее развитие коммунальной инфраструктуры. В рамках реализации данного направления, на территории области в областном бюджете 2007 года было предусмотрено 100 млн. рублей на финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. В результате отбора, денежные средства были выделены 12 муниципальным образованиям по 13 земельным участкам, из которых 12 предусмотрены под комплексную малоэтажную застройку. Областной адресной инвестиционной программой на 2008 год предусмотрено 85,385 млн. рублей на реализацию указанного мероприятия. Все это позволит в дальнейшем сократить затраты на строительство жилья.

Ещё одним из направлений жилищного строительства является развитие в регионе малоэтажного домостроения и здесь можно отметить следующие предприятия:

— ОАО «Октябрьский ДСК» — изготовление арболитовых панелей для малоэтажного домостроения.

— ООО «Деревянное зодчество» — производство деревянных домов из оцилиндрованного бревна. Возможности предприятия составляют 5000 м² в год;

— ООО «Арктикстрой» — осуществляют модульное домостроение на основе металлокаркаса. На сегодня это новое направление в домостроении.

— ФГУП «Северный рейд» — изготовление конструкций для малоэтажного индивидуального домостроения. Открытие домостроительного производства на предприятии произошло в октябре 2007 года. «Северный Рейд» планирует выпускать 90–100 комплектов индивидуальных жилых домов в год. В 2009 году научно-производственная фирма «Акватехника» планирует открыть завод модульного домостроения мощностью 250000 м² в год.

Предполагается также разработка программы развития строительной индустрии Архангельской области, но она возможна только после утверждения схемы территориального планирования Архангельской области, «Стратегии социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года» и «Программы социально-экономического развития Архангельской области на 2008–2010 годы». Основные мощности предприятий промышленности стройматериалов Архангельской области сосредоточены на выпуске железобетонных изделий. Среди которых можно отметить: ОАО «Октябрьский ДСК», «Новодвинский завод ЖБИ № 2», ООО «Савинский ЖБИ», МУП «Завод строительных материалов Северодвинска, ООО «Кузнечевский комбинат строительных конструкций и материалов».

В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на территории Архангельской области в 2007 году продолжалась работа по другим приоритетам национального проекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.246.61 (0.085 с.)