Роль социальной политики в развитии инновационной российской экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль социальной политики в развитии инновационной российской экономики



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы.

Одним из удачных и перспективных направлений социальной политики государства на сегодняшний момент являются приоритетные национальные проекты (далее ПНП), инициированные Президентом РФ в сентябре 2005 года. Они представляют собой одну из важнейших социально-политических инноваций последних лет. В условиях перехода государственного и муниципального управления от управления по затратам к управлению по результатам, приоритетные национальные проекты являются своеобразным показателем способности государственной и муниципальной власти достигать амбициозные цели развития страны.

Основной целью проектов является повышение качества жизни граждан России, приближение его к уровню в ведущих странах. Благодаря концентрации бюджетных и административных ресурсов в рамках проектов удастся повысить эффективность государственного и муниципального управления и обеспечить инновационный путь развития экономики страны, направленный на накопление человеческого капитала.

Разработка и реализация приоритетных национальных проектов предусматривает необходимость привлечения внушительных финансовых ресурсов, огромного числа организаций, труда миллионов людей, широкого освещения в средствах массовой информации. Для достижения поставленных целей недостаточно просто потратить выделенные средства, необходимы меры по координации ресурсов и выделению приоритетов инвестирования с применением современных методов управления, таких как бюджетирование, ориентированное на результат, и проектный менеджмент. В таких условиях трудно переоценить важность государственного управления проектными мероприятиями.

Вместе с тем, обозначение такого рода практики выступает как новация для всей системы государственного и муниципального управления, поскольку требует ориентации не только на краткосрочную (ситуация до принятия проектов), но и на среднесрочную перспективу.

В качестве отраслей реализации национальных проектов выбраны самые важные, непосредственно влияющие на уровень жизни населения, а именно: образование, жилищное строительство, здравоохранение и сельское хозяйство.

В центре внимания рассматриваемогодипломного проекта будет находиться ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (далее Проект, ПНП), и этот выбор не случаен. Именно жилищная проблема является в настоящий момент наиболее острой для многих граждан РФ. Половина российских семей, в той или иной степени, не удовлетворены жилищными условиями. Каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. По некоторым оценкам, общая потребность населения России в жилье составляет 1 569, 8 миллиона квадратных метров. Удовлетворение этой потребности требует увеличения жилищного фонда на 46, 1 процента. Трагедией является огромное количество ветхого жилья — 93 млн. кв. м, из них 11,2 млн. кв. м — аварийное; из 3 млрд. кв. м жилья более половины нуждается в ремонте[1]. «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах», — одна из самых ярких фраз восьмого послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Если до 1991 года проблема ветхого жилья еще как-то решалась с помощью планового капитального ремонта, строительства и переселения людей в новые дома, то с начала 90-х годов выделение средств на капремонт было прекращено. Вследствие этого жилье, которое при соответствующем содержании послужило бы еще не один десяток лет, стало разрушаться. Большинство граждан, проживающих в таких условиях, сами решить этот вопрос не в состоянии, поэтому государство должно взять на себя ответственность за проведение модернизации жилищного фонда. В связи с этим, предложенный Президентом РФ В.В. Путиным ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является сильнейшим импульсом для преобразований в жилищной сфере.

Реализация данного проекта является необходимой составляющей всей системы государственного и муниципального управления и для Архангельской области. Так, более 65 % жилищного фонда региона признано непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа[2], темпы жилищного строительства, несмотря на увеличение на сегодняшний день (в 2003 году было введено в действие 199,6 кв. м на 1000 населения, а в 2007 –222,9 кв. м) все еще не могут обеспечить в полной мере потребности населения в жилье, из 61,1 тысячи семей, состоявших на учете на получение жилья (на конец 2005 года), количество получивших составило всего 2,1 тысячу семей и т.д. Все это свидетельствует о необходимости принятия соответствующих мер в данном направлении, осуществление которых будет проходить в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Данные факторы обуславливают актуальность темы дипломного проекта.

Объект исследования - ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Предмет исследования - анализ реализации приоритетного национального проекта в Архангельской области.

Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации Проекта в России и в Архангельской области, и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в контексте современной социальной политики РФ;

2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП «Жилище», Жилищный кодекс РФ) и нормативно-правовую базу области и муниципальных образований, направленную на улучшение жилищных условий населения;

3. Рассмотреть процесс реализации ПНП в России и в Архангельской области за истекший период, подвести итоги;

4. Обозначить проблемы реализации Проекта, характерные в целом для РФ и, в частности, для Архангельской области, и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.

Источниками для написания дипломного проекта послужили, прежде всего, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу Проекта[3].

Основные направления современной социальной политики были определены в ежегодных посланиях Президента, а также в выступлении В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания, и членами президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 года.[4]

Большую когнитивную ценность, с точки зрения рассмотрения Проекта в контексте современной социальной политики имела работа коллектива авторов под руководством Н.А. Волгина.[5] Важную роль при рассмотрении национальных проектов в региональном аспекте сыграла книга А. В. Сметанина «Архангельская область: истоки, свершения, перспективы»[6].

Изучаемая тема, ввиду её актуальности и социальной значимости, нашла свое отражение во многих научных публикациях периодических изданий и сборников. Наиболее полный анализ процесса реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» был представлен в таких статьях, как «Жилье станет доступней» В. Воробьевой[7], «Жильё, доступное не всем» Н. Кучер[8], «Ипотека подогрела цены» Т. Смольяковой. Конкретные меры по совершенствованию выполнения Проекта на территории РФ были предложены в статье И. Ступина «Другие города»[9].

Основные жилищные проблемы Архангельской области, такие как высокий износ жилфонда, отсутствие массового строительства недорогого жилья, неподготовленность муниципальных образований области к выполнению мероприятий по нацпроекту, и пути их решения были обозначены в статье С. Григорьева «Жилищный вопрос: кто виноват и что делать?»[10]. Рекомендации по повышению эффективности реализации ПНП в области были рассмотрены в статье В. Крупчака «Федеральные законы не выполняются»[11].

Следует отметить, что, несмотря на то, что тема национальных проектов в России является на сегодняшний день одной из центральных, наиболее освещаемых в СМИ, на уровне регионов пока отсутствует систематический анализ данной проблемы.

Основные показатели жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства региона были указаны в статистических сборниках территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области.

Основные направления и итоги реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» были представлены на сайте, посвященном национальным проектам (www.rost.ru)[12], ход и итоги реализации Проекта в Архангельской области - на сайте www.dvinaland.ru[13], информация, необходимая для обоснования экономической эффективности различных способов ипотечного жилищного кредитования в регионе – на сайтах www.ipoteka29.ru.[14],www.ipohelp.ru[15].

Основными методами поиска и обработки информации стали метод анализа и синтеза. Они применялись при изучении материалов по современной социальной политике РФ, содержанию и основным направлениям рассматриваемого приоритетного национального проекта, исследовании реализации ПНП в России и в Архангельской области: оценка результатов и определение проблем, и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности реализации Проекта.

Кроме того, обязательными являлись следующие методы и приемы, а именно: текстологический анализ нормативно-правовых актов, обеспечивающих выполнение Проекта, анализ статистической информации по жилищному фонду, строительству и строительному комплексу, контент-анализ периодических изданий по изучаемой теме, SWOT- анализ отечественной и зарубежной практики решения жилищных проблем, социологический опрос населения (при определении оптимальной ипотечной программы), метод аналогий и сравнений (сравнение достигнутых результатов реализации проекта с запланированными), математические (расчет параметров ипотечных программ, обработка результатов анкетирования) и графические методы (построение таблиц, диаграмм и графиков).

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности решения жилищных проблем населения с помощью приоритетного национального проекта как в отдельно взятом регионе (Архангельская область), так и в России в целом.Конкретным практическим решением жилищного вопроса для определенной категории населения стала разработка оптимальной ипотечной программы для молодых семей в Архангельской области. Данные факторы обуславливают структуру работы, которая включает в себя введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендации по совершенствованию процесса реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

 

В результате проведенного анализа, необходимо принять следующие основные меры по повышению эффективности выполнения рассматриваемого Проекта на территории РФ, а именно:

1. Выработать новые стандарты жилищных условий (не менее 25 кв. м общей площади жилья на человека, не менее двух парковочных мест на семью);

2. Для решения проблемы нехватки земельных участков с коммунальной инфраструктурой с низким процентов износа пересмотреть принципы планирования территорий и заложить в основу генерального планирования принцип «сдвоенного города», сутью которого является вынесение административно-офисных центров на вновь застраиваемую территорию, которая должна постепенно обрастать новым жилищным фондом;

3. Ввести государственный заказ на новые технологии, позволяющие запустить механизмы поточного производства доступного и комфортного жилья;

4. Для повышения эффективности реализации национального жилищного проекта создать национальную жилищную администрацию, региональные жилищные агентства (возможно, на базе региональных ипотечных операторов) и федеральный центр генерального планирования – это обеспечит единый центр управления Проектом[42];

5. Своевременно и в полном объеме принимать необходимые для реализации нормативные акты Правительства РФ по формированию рынка доступного жилья и ФЦП «Жилище»;

6. Урегулировать уровень процентных ставок по ипотечным кредитам с целью поддержания равновесия между спросом и предложением;

7. Ввести обязательное страхование ответственности застройщиков, привлекающих долевое финансирование;

8. Легализовать рынок аренды жилья, создав условия для его динамичного развития (налоговые преференции арендаторам и владельцам социальных доходных домов, создание соответствующей законодательной базы и проч.);

9. Отказаться от государственных и муниципальных фондов жилья. Бесплатное жилье для отдельных категорий граждан должно приобретаться на рынке или на условиях открытого государственного заказа, финансируемого за счет частных инвестиций, но под госгарантии;

10.  Для создания условий к укрупнению застройщиков сохранить государственное лицензирование строительной деятельности и выдавать лицензии только при наличии у застройщика уставного капитала не менее 100 млн. рублей;

11.  Госсубсидии при ипотечном жилищном кредитовании ограничить субсидиями на часть первоначального взноса и, возможно, периодическими субсидиями на частичное досрочное погашение кредитов;

12.  Соблюдать антимонопольное законодательство в строительной сфере и содействовать развитию конкуренции в строительстве и на рынке стройматериалов;

13.  Закрепить в законодательстве ряд преференций предприятиям строительной отрасли, например снижение или отмены ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в РФ и т.д.;

14.  Увеличивать малоэтажное домостроение для повышения доступности жилья;

15.  Развивать земельную ипотеку.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления в Архангельской области необходимо:

1. Привести окончательно нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты в соответствие с новыми требованиями земельного, жилищного, градостроительного федерального законодательства[43];

2. Ускорить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов по формированию рынков доступного жилья, в том числе схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки;

3. Разработать и утвердить необходимые для наиболее эффективной реализации Проекта региональные (программа развития строительной индустрии в Архангельской области, подпрограммы по энергосбережению) и муниципальные программы;

4. Перейти от точечной и уплотнительной к массовой и квартальной застройке;

5. Развивать необходимые для массового строительства производственные строительные мощности, как на базе существующих предприятий Архангельской области (Лесозавод №3 – каркасные конструкции, Савинский цементный завод – увеличить производство цемента и др.), так и с помощью строительства новых строительных комбинатов.

6. Активизировать деятельность по подготовке и предоставлению земельных участков для жилищного строительства (увеличить количество аукционов по выделению земель под застройку, ускорить разработку планов развития поселений);

7. Повышать инвестиционную привлекательность строительства жилых зданий в области для того, чтобы значительно увеличить размер отечественных и зарубежных инвестиции, количество инвестиционно-строительных проектов;

8. Развивать различные формы жилищного кредитования с использованием для строительства жилья средств паевых инвестиционных фондов, организацией сберегательных касс, жилищных накопительных кооперативов.

9. Повышать доступность ипотечного жилищного кредитования в регионе (конкретные меры будут предложены в следующем разделе);

10.  При администрации Архангельской области создать внебюджетные фонды поддержки жилищного строительства.

Таким образом, были разработаны основные предложения по повышению результативности выполнения приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» как в целом на территории РФ, так и в Архангельской области, в частности.

В следующем разделе, автором дипломного проекта будут исследованы возможности ипотечного жилищного кредитования для молодых семей в Архангельской области, предложены меры по повышению доступности ипотеки и разработана наиболее оптимальная в современных условиях ипотечная программа для молодой семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реализация приоритетных национальных проектов на территории Российской Федерации идет уже третий год, и за это время были достигнуты как большие успехи (высокие темпы строительства), так и выявлено большое количество проблем развития общества, осмысление и поиск возможных путей решений которых требуют глубокого научного анализа. Государство перешло к активным действиям в реализации социальной политики, направленной на создание наиболее благоприятных условий для проживания граждан в России, повышения качества их жизни.

Главная цель национального проекта «Доступное и комфортное жилье-гражданам России» - повышение доступности жилья и качества жилищных условий для всех россиян.

Проект предусматривает повысить доступность жилья в целом и для ряда категорий населения: молодых семей, военных, специалистов на селе и т.п., увеличить объем жилищного строительства и модернизировать коммунальную инфраструктуру; путем развития системы рефинансирования кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг увеличить объем ипотечного жилищного кредитования, выполнить обязательства по обеспечению жильем льготников.

Как известно, жилищная ситуация в Архангельской области далека от идеальной, поэтому начало реализации приоритетной национальной программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» следует признать весьма своевременным. Однако, учитывая методы проектного менеджмента, структуру управления национальными проектами, особенно на местном и региональном уровне, нельзя назвать оптимальной.

Благодаря реализации приоритетного национального проекта в области по итогам 2007 года было введено 222,9 тысяч кв. метров жилья, 9197,7 кв. метров социального жилья; предоставлено 2148 земельных участков под жилищное строительство, на которых предполагается построить свыше 711 тыс. кв. метров жилья; объем выданных ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам составил 2 585,73 млн. руб.; число семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия составило 67, а число молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета - 114 и др.

Общий объем финансирования по национальному проекту на территории области составил 902,4 млрд. рублей.

Таким образом, впервые в истории государство осуществляет такую мощную финансовую поддержку жилищной сферы, реформирование которой направлено на повышение доступности и качества жилья, уровня жизни населения страны и увеличение производства валового национального продукта, как экономической цели всех вложений.

В ходе написания данного дипломного проекта были также обозначены факторы, снижающие эффективность реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Основными общероссийскими проблемами выполнения Проекта являются недостаточные темпы строительства жилья (для удовлетворения потребности граждан в жилье необходимо выпускать не менее 150 млн. кв. м. в год), недоступность рыночных механизмов приобретения жилья для большинства населения, нехватка земельных участков под застройку, особенно в крупных городах, недостаток существующих производственных мощностей (строительных комбинатов, заводов по производству строительных материалов), высокий процент их износа[46]. Среди региональных проблем, характерных для Архангельской области, можно выделить следующие: дефицит массового доступного жилья, дотационность региона, высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры (свыше 65 %), невысокая доступность механизмов жилищного ипотечного кредитования для населения области, невыполнение в полной мере государственных обязательств по обеспечению жильем перед категориями граждан, установленных федеральным законодательством; неготовность муниципальных образований к реализации нацпроекта.

Конкретным практическим решением одной из выше перечисленных региональных жилищных проблем (невысокая доступность механизмов жилищного ипотечного кредитования для населения области) стала разработка оптимальной ипотечной программы для молодых семей региона и определение способов повышения доступности ипотеки. Оптимальной среди представленных на ипотечном рынке Архангельской области стала программа Сбербанка РФ «Молодая семья». В результате применения оптимальной ипотечной программы 70 % молодых семей Архангельской области сможет воспользоваться ипотечным кредитом для улучшения жилищных условий.

В качестве основных мер по повышению эффективности выполнения Проекта на федеральном уровне автором предложены, во-первых, создание т.н. «городов будущего», то есть вынесение административно-офисных центров на вновь застраиваемую территорию, которая должна постепенно обрастать новым жилищным фондом; во-вторых, осуществление государственного заказа на новые технологии в строительстве, позволяющие запустить механизмы поточного производства доступного и комфортного жилья; в-третьих, создание единого центра управления Проектом, в состав которого будут входить национальная жилищная администрация, региональные жилищные агентства и федеральный центр генерального планирования; в-четвертых, урегулирование уровня процентных ставок по ипотечным кредитам с целью поддержания равновесия между спросом и предложением, и, наконец, выработка жилищных стандартов, соответствующих европейским.

На региональном уровне, прежде всего, необходимо окончательно привести нормативно-правовую базу Архангельской области и муниципальных образований области в соответствие с новыми требованиями земельного, жилищного, градостроительного федерального законодательства, и с помощью стимулирования инвестиционной активности различных субъектов рынка жилья, в том числе и зарубежных, добиться увеличения количества эффективных инвестиционных предложений и программ перейти от точечной и уплотнительной застройки к поквартальной и массовой.

Для дальнейшего повышения эффективности реализации Проекта в настоящее время прорабатываются основные положения долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан до 2020 года. Согласно готовящемуся документу, к 2010 году должно быть завершено формирование всей системы градостроительной документации, включая схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований, генеральные планы и правила землепользования и застройки всех поселений. «Это обеспечит прозрачность земельных отношений в жилищной сфере, создаст условия для добросовестной, равноправной конкуренции на рынке жилья», – считает министр регионального развития РФ Дмитрий Козак[47].

Планируется также принять меры по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и Министерства обороны. По оценке главы Минрегиона РФ, «таких земель сегодня – в достаточном количестве, и это хороший задел для увеличения объемов жилищного строительства».

«Необходимо также разработать и внедрить поэтапно, начиная уже с 2008 года, новые механизмы стимулирования регионов и местных властей в интересах развития социальной, дорожной, коммунальной инфраструктуры в целях обеспечения высоких темпов жилищного строительства», – заявил министр. В стратегии будут также предусмотрены меры по развитию стройиндустрии и промышленности стройматериалов, будет завершена реорганизация системы госэкспертизы проектной документации, государственного строительного надзора, а также контроля градостроительной деятельности с целью усиления безопасности и снижения административных барьеров в жилищном строительстве.

Таким образом, государство не собирается останавливаться на достигнутых в рамках реализации Проекта результатах. Однако, для достижения более высоких целей, таких как повышение качества жизни до уровня развитых стран, построение гражданского общества и социального государства, необходимо сконцентрировать усилия не только государства, но и общества.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: по состоянию на 12 июля 2006 года] - М.: Литера, 2003. – 48 с.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2004 года: по состоянию на 13 мая 2008 г.] // «Собрание законодательства РФ».- 03.01.2005.- № 1 (часть 1). - ст. 14.

3. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы: [утверждена Постановлением Правительства РФ 17 сентября 2001 года: по состоянию на 31 декабря 2005 года] // «Собрание законодательства РФ».- 24.09. 2001. - № 39. – ст. 3770.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 16 сентября 2003 года: по состоянию на 29 июня 2005 года] // «Собрание законодательства РФ». - 06.10. 2003. - № 40. – ст. 3822.

5. Областной закон «О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области» на 2007-2010 годы»: [принят Арх. обл. Собранием депутатов 28 сентября 2006 года: по состоянию на 08 ноября 2007 года] // «Волна». -

6. Областной закон «О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Развитие жилищного строительства в Архангельской области» на 2005-2008 годы»: [принят Арх. обл. Собранием депутатов 20 сентября 2005 года: по состоянию на 20 октября 2006 года] // «Волна». - 11.10. 2005. - № 40.

7. Постановление «Об утверждении краткосрочной целевой социально-экономической программы «Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении (строительстве) жилья с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования в 2008 году»»: [принят Арх. обл. Собранием депутатов 28 сентября 2007 года: по состоянию на 01 января 2008 года] // «

8. Жилищный фонд области // Аналитическая записка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. 2007. – Архангельск, 2007. – 12 с.

9. О жилищном строительстве в Архангельской области (в том числе и в НАО) в 2006 году // Аналитическая записка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. 2007. – Архангельск, 2007. – 12 с.

10. Строительный комплекс Архангельской области (2001-2006 годы) // Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. 2007. – Архангельск, 2007. – 41 с.

11. Сметанин А.В. Архангельская область: истоки, свершения, перспективы. - Архангельск: Правда Севера, 2007.- 675 с.

12. Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / Под. общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 568 с.

13. Бесхмельницын М. Роль государства в обеспечении жилья для населения России // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №6.- С. 15-21.

14. Воробьев В. Жилье станет доступней // Российская газете.- 01.11.2006.- № 245.- С. 2-3.

15. Григорьев С. Жилищный вопрос: кто виноват и что делать? // Правда Севера. – 26.07.2006. – С.2.

16. Журавлев В. Обсуждены проблемы реализации национального приоритетного проекта по доступному жилью // Строительная газета (Москва). - 02.03.2007. - № - 9. – С. 3-4.

17. Иванова Е В. Национальный проект как инструмент инвестирования в социальный капитал // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. Сборник научных работ. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв.ред.) и др. – М., 2007. – С. 23-29.

18. Кучер Н. Жилье, доступное не всем // Парламентская газета. – 21.06.2007.- № 83.- С. 2-3.

19. Крупчак В. Федеральный законы не выполняются // Архангельск. – 31.05.2006. - № 95. – С. 4-5.

20. О месте и роли приоритетных национальных проектов в военно-социальной политике российской федерации // Право в Вооруженных Силах. - 01.08.2006. – 8. – С. 5-7.

21. Смольякова Т. Ипотека подогрела цены // Российская газета. - 20.01.2007. – 11. – С. 8.

22. Ступин И. Другие города // Эксперт. - 27.02.2006. - 8. – С.15-17.

23. Доля ветхого жилья в жилфонде: [Электронный документ]. (www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d01/04-21.htm).Проверено 27.04.2008.

24. К 2020 году объем жилищного строительства в России должен составлять не менее 150 миллионов квадратных метров в год: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/news/2008/02/281743_13036.shtml). Проверено 27.04.2008.

25. Механизмы реализации жилищного нацпроекта будут усовершенствованы: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/themes/2007/12/261728_12202.shtml). Проверено 27.04.2008.

26. «Молодая семья» - рубли: [Электронный документ]. (http://www.ipohelp.ru/programs/600270.html). Проверено 15.05.2008.

27. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2007 год: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/habitation_doc_1_2007.doс). Проверено 28.04.2008.

28. Направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий демографической политики и программы газификации регионов Российской Федерации в 2008 году: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/main/docs/z42.indd.pdf). Проверено 28.04.2008.

29. О ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: [Электронный документ]. (http://www.dvinaland.ru/national/house/). Проверено 24.04.2008.

30. Положение о Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике: [Электронный документ].

(http://www.rost.ru/main/docs/docs.shtml). Проверено 13.04.2007.

31. Программа Архангельского регионального оператора по ипотечному жилищному кредитованию «Своя квартира»: [Электронный документ]. (http://www.ipoteka29.ru/credits/47.shtmlwww.ipohelp.ru). Проверено 15.05.2008.

32. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007-2010 годы: [Электронный документ] // Российская газета. –27.04.2007. - №4353. (http://www.rg.ru/2007/04/27/poslanie.html). Проверено 30.04.2008.

33. Путин В.В. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания, и членами президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 года: [Электронный документ] // Сборник материалов Торгово-промышленной палаты РФ. – 2006. - №1. (http:www.tpprf.ru/img/uploaded/2007061421035). Проверено 30.04.2008.


Приложения

Приложение 1

Рис.1 Динамика ввода жилья в Архангельской области


Приложение 2

 

Таблица 1

Выполнение целевых региональных показателей, установленных Соглашением о взаимодействии Министерства регионального развития РФ и Архангельской области по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Наименование показателя План 2007 Факт 2007 План 2008
Годовой объем ввода жилья (тыс. кв. метров) 140,4 199,2** 200,0*
Объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам (млн. руб.) 439,0 2585,73 3 650,0
Количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия (семей) 62 67*** 257****
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета (семей) 113         114         135*

 

*   ведется работа по уточнению;

** по данным органов Росстата на 15.01.2008;

*** выдано в муниципальные образования области (реализовано 59 сертификатов);

**** показатель рассчитан исходя из объемов финансирования за счет средств федерального бюджета, определенного для области на 2008 год и из стоимости 1 м² жилья, утвержденного приказом Минрегиона РФ на 3 квартал 2007 года. Списки получателей утверждены по состоянию на 1.10.2007.


Приложение 3

Анкета

для определения оптимальной ипотечной программы для молодой семьи Архангельской области

1. Здравствуйте, скажите, пожалуйста, вы являетесь членом молодой семьи?

1) да 2) нет (прекращение опроса)

2. Знаете ли вы про реализацию в Архангельской области подпрограммы «Дом для молодой семьи» в рамках социально-экономической программы «Развитие жилищного строительства в Архангельской области» на 2005-2008 годы?

1) да (переход к 3 вопросу) 2) нет (переход к 4 вопросу)

3. Считаете ли вы данную программу эффективной?

1) да 2) нет 3) з.о.

4. Хотели ли бы вы улучшить свои жилищные условия?

1) да (переход к 5 вопросу) 2) нет

5. Есть ли у вас желание воспользоваться для этого ипотечным кредитом?

1) да (переход к 7 вопросу)

2) нет, почему______________________________________________ (переход к 6 вопросу)

6. Каким образом вы собираетесь улучшать свои жилищные условия? (в любом случае переход к 8 вопросу)

1) жилщно-накопительный кооператив; 2) потребительский кредит; 3) строительный кредит; 3) самостоятельное (без участия кредитных институтов) приобретение жилья; 4) самостоятельное строительство жилья; 5) участие в областной программе «Дом для молодой семьи» (получение субсидии на приобретение жилья); 6) съём квартиры (комнаты); 7) получение квартиры в наследство; 8) другой способ, какой_________________________

7. Какие препятствия, по вашему мнению, будут существовать для вашей семьи при получении кредита?

1) недостаточный совокупный доход 2) высокий процент по кредиту 3) невозможность накопить средства для первоначального взноса 4) другие

5) препятствий нет

Смоделируем ситуацию. Предположим, что вы решили улучшить свои жилищные условия с помощью получения ипотечного кредита для приобретения квартиры в Архангельской области. Рассмотрим основные параметры вашей ипотечной программы.

8. Совокупный доход вашей семьи (тыс. руб.)?

1) до 10 2) от 10-15 3) от 15-20 4) от 20-25 5) от 25-30 6) от 30-35 7) от 35-40 7) от 40-45 8) от 45-50 9) свыше 50

9. На каком рынке жилья вы собираетесь приобретать квартиру?

1) на первичном 2) на вторичном

10. Чем вы собираетесь обеспечивать ипотечный кредит?

1) уже имеющейся недвижимостью 2) приобретаемой недвижимостью

11.Предположительно определите стоимость приобретаемой квартиры (млн. руб.), исходя из того, что стоимость типовой однокомнатной квартиры в хорошем районе города Архангельска на первичном рынке в среднем составляет около 1,5 млн. руб., на вторичном рынке – около 1 млн. руб.?

1) до 1 2) от 1 до 1,5 3) от 1,5 до 2 4) от 2 до 2,5 5) от 2,5 до 3

12. Какой суммы вы хотели бы получить кредит (в % от стоимости квартиры), учитывая, что сумма кредита зависит от дохода заемщиков и рассчитывается исходя из условия, что ежемесячные выплаты по возврату кредита и уплате процентов по нему не превышают 60% от совокупного дохода (суммарный доход заемщиков)?

1) до 30 1) от 30 до 50 2) от 50 до 70 3) от 70 до 100

13. В какой валюте вы бы взяли ипотечный кредит?

1) в евро 2) в долларах 3) в рублях

14. Приемлемый для вашей семьи срок возврата кредита (лет), учитывая, что при увеличении размера срока кредитования увеличивается и размер процентов по ипотечному кредиту в год? Следует отметить тот факт, что с растягиванием срока кредитования сумма кредита сначала растет быстрее, чем переплата по нему, но в какой-то момент они меняются местами: несколько лет (1-3) в сроке кредитования дают несущественное увеличение суммы кредита, но значительно увеличивает сумму процентов по кредиту.

1) от 1 до 5 2) от 5 до 10 3) от 10-15 4)от 15-20 5) от 20-25 6) от 25-30

15. Какие виды ежемесячных платежей по кредиту вы бы выбрали?

1) аннуитетные (равными частями) 2) дифференцированные

16. Какая максимальная сумма ежемесячных платежей допустима для вашей семьи при определе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.12 с.)