Организация труда работников железнодорожного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация труда работников железнодорожного транспорта



 

Организация труда на предприятии представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей силы. Она включает расстановку исполнителей в процессе производства, разделение и кооперацию труда, организацию рабочих мест, нормирование и стимулирование труда. Объектом организации труда является живой труд работников трудового коллектива.

На железнодорожном транспорте труд работников организую с учетом особенностей производственной деятельности этой отрасли. Железнодорожный транспорт по организационной структуре делиться на хозяйства: локомотивное, вагонное, пути, перевозок и т.д. В каждом хозяйстве выполняют конкретные операции, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров.

Производственные процессы взаимосвязаны, и, следовательно, трудовые процессы должны быть согласованы и выполняться комплексно. Согласование производственных процессов достигается на базе графика движения поездов.

Многообразие производственных процессов на железнодорожном транспорте требует привлечения для их выполнения работников различных профессий и специальностей.

Первичным производственным подразделением является производственный участок, где осуществляются конкретный технологический процесс или его законченную часть. Участок обслуживает одна или несколько производственных бригад.

Производственные участки или другие подразделения (цеха, отрасли и т.д.) составляют предприятие.

Организация труда решает следующие задачи. Первая – экономическая – предполагает ускорение темпов роста производительности труда за счет улучшения применения рабочей силы и более полного использования производственных фондов, а также предметов труда. Вторая – психофизиологическая – характеризуется соблюдением наиболее благоприятных производственных условий, обеспечивающих сохранение в процессе труда здоровья и работоспособности человека. Третья – социальная – направленная на обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития личности, повышения степени содержательности и привлекательности труда.

Организация труда рабочих и служащих на предприятиях железнодорожного транспорта происходит в условиях, отклоняющихся от нормальных:

· круглосуточная работа по сменам или скользящим графикам, несовпадение дней отдыха с субботами и воскресеньем;

· воздействие природно-климатических факторов при выполнении работ на открытом воздухе;

· работа на движущемся подвижном составе, наличие шума и вибрации;

· повышенные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, большие переходы в рабочей зоне, выполнение операций в неудобной позе;

· наличие элементов риска в работе (выполнение операций в зоне движения подвижного состава, на высоте, при высоком электрическом напряжении, повышения ответственности за свои действия и т.д.).

Основными направлениями совершенствования организации труда являются:

· разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;

· улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;

· совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

· рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда;

· совершенствование нормирование труда;

· совершенствования норм и методов материального и морального стимулирования труда;

· улучшение условий труда.

Организация труда предусматривает укрепление дисциплины труда. На железнодорожном транспорте очень важно четко выполнить действующие правила и инструкции.

 

План по труду

План по труду содержит такие показатели, как производительность труда, численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата.

При действующей системе планирования разработку плана по труду производится на основе установленного вышестоящей организации лимита фонда заработной платы, численность работников по перевозкам и заданного процента роста производительности труда не перевозках.

При расчете процента роста производительности исходит из базы, которую принимают по отчету года, предшествующего плановому периоду.

Лимит численности работников по перевозкам устанавливают вышестоящие организацией. При этом учитываются факторы, снижающие численность работников (введение новых технических средств, ресурсосберегающих технологий, улучшение технологий, улучшение эксплуатационных технологий и др.), и факторы, которые увеличивают потребность в контингенте (вновь вводимые производственные объекты и производственные мощности).

Численность работников на железнодорожном транспорте определяют в три этапа.

На первом этапе рассчитывают общую численность работников, исходя из планового объема работ и выработки одного работника.

На втором этапе определяют численность работников по видам деятельности, участкам, цехам на основе прогрессивных норм выработки, норм времени и плановой программы работ (услуг). При этом численность работников всех видов деятельности не должна превышать численности работников линейного предприятия.

На третьем этапе вычисляют профессионально-квалификационный состав работников на основе технологического процесса и единого тарифно – квалификационного справочника (ЕТСК) работ и профессий рабочих. На основе ЕТКС производят отнесение каждой работы (операции) к соответствующему тарифному разряду.

Явочную численность работников рассчитывают в плане одним из трех способов:

· по плановому объему работы и нормам выработки или плановой трудоемкости и нормам времени;

· по количеству оборудования, технических устройств, обслуживаемых рабочих мест и номам обслуживания в одну смену;

· по числу структурных подразделений или штатному расписанию, которое устанавливается в зависимости от класса и группы подразделения.

Первым способом рассчитывают плановую (списочную) численность работников локомотивных бригад в грузовом движении, рабочих, занятых на деповском ремонте вагонов, грузчиков и др.

По плановой трудоемкости определяют численность работников, занятых на ремонте локомотивов.

Численность руководителей, специалистов и технических исполнителей определяют классом и группой линейного предприятия, его структурой и штатным расписанием.

Процент на замещение отпускных и больных зависит от средней продолжительности отпуска по данной группе работников. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на пятидневную рабочую неделю. При расчете процента на замещение отпускных учитываются и ежегодные дополнительные отпуска, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, с ненормированным рабочим днем и др. численность рабочих на замещение отпускных и больных колеблется в среднем от 8 до 11%, а для локомотивных бригад достигает 20%.

Численность работников на замену отпускных, больных увеличивается в том случае, если по характеру производства невозможно заменить отсутствующих работников другими, имеющимися в наличии.

Планирование фонда оплаты труда осуществляют, исходя из лимита численности персонала, занятого на перевозках, и среднемесячной заработной платы.

За базу принимают среднемесячную заработную плату отчетного периода и ее индексацию на процент роста цен на продовольственные товары и услуги в плановом периоде.

Фонд заработной платы и численность работников, занятых на погрузо-разгрузочных работах, капитальном ремонте пути, зданий и сооружений, и работников не списочного состава определяется линейным предприятием самостоятельно. Среднемесячную заработную плату индексируют в том же размере, что и на перевозках.[14.]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.006 с.)