Сравнительно-правовые аспекты расчетов с использованием БПК в западных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительно-правовые аспекты расчетов с использованием БПК в западных странах



 

В праве Республики Беларусь обязанности сторон - участниц карточного обращения определяются главным образом на договорной основе, а не на основе специального нормативного правового акта. Следует признать, что на сегодняшний день имеется ограниченное число государств, имеющих специальное законодательство, посвященное обороту банковских карт.

Правовое регулирование расчетов с использованием банковских карточек осуществляется по трем направлениям:

·   определение юридического статуса, прав и обязанностей сторон;

·   защита потребителей, в частности, в связи с использованием потребительского кредита, так как большинство используемых за рубежом банковских карт являются кредитными;

·   защита персональных данных, связанных с движением средств по карт-счетам держателей магнитных карт.

Последняя проблема связана с тем, что регулярное использование персонифицированных банковских карт создает вероятность полного контроля за финансовой составляющей личной жизни держателя, так как слипы и другие финансовые документы (в том числе в электронной форме) постоянно архивируются и в любой момент могут быть востребованы соответствующими органами и прочими лицами, имеющими доступ к подобным сведениям. Именно только в этой сфере приняты два международно-правовых документа, так или иначе связанных с оборотом банковских карт: Конвенция о защите частных лиц в том, что касается автоматической обработки личных данных (Совет Европы, Страсбург, 28 января 1981 г.) и Руководящие принципы, регулирующие неразглашение и трансграничные потоки личных данных (ОЭСР, Париж, 23 сентября 1980 г.).

Англия. В этой стране не существует единого нормативного акта, регулирующего использование банковских карт. Отдельные нормы содержатся в Законе о потребительском кредите 1974 г., Законе о нечестных контрактных условиях 1977 г., Законе о поставках товаров и услуг 1982 г., Законе о честной торговле 1973 г. Обороту банковских карт также посвящены отдельные нормы Кодекса добросовестной банковской практики (Banking Code), добровольно применяемом английскими банками. Однако большинство норм содержится в правилах соответствующих платежных систем, а также в соответствующих договорах. Существует ряд судебных прецедентов. В английском праве есть три группы норм, относящихся к использованию банковских карт:

1. регулирующие использование держателями банкоматов;

2. относящиеся к дебетовым картам;

.   относящиеся к кредитным картам.

Обязанности эмитента в связи с использованием банкоматов:

·   обеспечить адекватное выполнение банкоматом команд, введенных держателем;

·   поддерживать банкомат в исправном состоянии;

·   обеспечить предоставление банкоматом достаточной информации для правильного дебетования карт-счета.

Что касается первой обязанности, то спорные ситуации могут возникать при выдаче банком суммы большей или меньшей, чем запрашивал клиент. Тогда держатель рассматривается как получивший деньги в доверительную собственность с обязанностью возвратить их банку. Во втором случае выдача клиенту меньшей суммы рассматривается как нарушение банком контрактных условий с обязанностью последнего вернуть спорную сумму, но без возможности взыскания дополнительных убытков, так как последние рассматриваются как труднодоказуемые.

Вторая обязанность банка - поддерживать банкомат в исправном состоянии - подчинена критерию разумной заботливости. Иными словами, банкомат не обязан работать все время; главное, чтобы информация о неработающем банкомате была высвечена на его дисплее. Кодекс добросовестной банковской практики налагает на банки ответственность лишь в случае, если такое сообщение на экране отсутствовало.

Наконец, третья обязанность банка заключается в предоставлении информации о проведенных операциях с использованием банкомата. В одном из судебных дел (United Overseas Bank v. Jiwani, 1976) было постановлено, что если держатель совершил транзакцию на сумму большую, чем позволял остаток на счете, основываясь на ошибочной информации, предоставленной банкоматом в виде выписки по счету, то банк не вправе требовать возврата излишне уплаченных сумм, если обстоятельства конкретного дела будут свидетельствовать о несправедливости такого требования.

На предоставление банкоматом сведений о счете клиента распространяются требования о банковской тайне. На техническом уровне они означают то, что экран банкомата должен быть невидимым для посторонних лиц.

Согласно Закону о гражданско-правовых доказательствах 1968 г. выписки из банкоматов могут быть использованы в качестве судебных доказательств.

При использовании дебетовых карт в расчетах за товары (услуги) в английском праве существует ряд правил, регламентирующих спорные ситуации. Одна из них может возникнуть, если торговец по какой-то причине отказывается принять к платежу банковскую карту. Хотя обязанность принять карту к платежу и рассматривается в качестве подразумеваемого условие контракта, однако из этого правила есть ряд исключений, основанных на отсутствии договорных отношений между держателем карты и торговцем. Первый не обязан принимать карту к платежу, если на устный вопрос покупателя им дан отрицательный ответ. Правомерным будет отказ торговца и в случаях невозможности принять карту к оплате (вследствие отказа в авторизации, истечения срока ее действия и т.п.).

Такие действия торговца могут являться правонарушением с точки зрения Закона о торговых описаниях 1968 г., а также нарушением контрактных обязательств перед банком-эквайером или эмитентом.

Общее правило английского права в связи с неуполномоченным использованием карт третьими лицами состоит в том, что несанкционированное использование карты не дает банку права дебетовать карт-счет владельца, за исключением случаев, когда такое использование произошло в результате грубой неосторожности (например, нанесение ПИН-кода на карточку) либо мошенничества со стороны клиента.

В случае утраты карты до момента извещения банка все риски, связанные с ее неуполномоченным использованием, несет владелец, однако Кодекс добросовестной банковской практики ограничивает верхний предел ответственности клиента суммой в 50 фунтов стерлингов, если иной размер не предусмотрен соглашением сторон. [28, c. 294]

Специальные положения в английском праве посвящены кредитным карточкам. Они содержатся в Законе о потребительском кредите, действие которого распространяется на «кредитные жетоны», под которыми понимаются не только карты, но и чеки, купоны, ваучеры, штампы, формы, буклеты, другие документы или предметы, выдаваемые физическому лицу лицом, ведущим бизнес, обязующимся (лично либо посредством третьих лиц) предоставить клиенту наличные, товары и услуги в кредит. Вместе с тем действие данного Закона не распространяется на дебетовые карты, выполняющие исключительно платежную функцию.

Особенность английского законодательства о потребительском кредите - возможность применения общих положений агентского права к отношениям сторон, причем они могут превалировать даже над конкретными контрактными условиями.

Еще одной особенностью английского Закона является установление уголовной ответственности за выдачу кредитного жетона без письменного заявления держателя, а также солидарной ответственности эмитента и торговца за неисполнение последним условий договора купли-продажи с держателем кредитной карты. [19, c. 204]

В отличие от оборотных документов (чек, вексель и др.) платеж посредством кредитной карты рассматривается в английском праве не как условный, а как окончательный (absolute), погашающий обязательство покупателя перед продавцом. Это означает, например, что в случае неплатежеспособности эмитента продавец не может предъявить иск покупателю - держателю карты. По крайней мере, это относится к карточкам, эмитированным третьими лицами.

США. Основные нормативные акты: Закон «О переводе средств электронным способом» 1978 г. и принятая в его развитие одноименная «Инструкция Е» ФРС, а также Закон «О справедливых условиях при кредитовании» 1968 г. и принятая на его основе «Инструкция Z» ФРС. Первый закон регулирует оборот дебетовых карт, эмитируемых кредитными организациями, второй - кредитных.

Закон «О переводе средств электронным способом» содержит несколько блоков вопросов. Причем сфера его действия распространяется не только на банковские дебетовые карты, но и на любые другие переводы средств электронным способом (по телефону, компьютеру, посредством электронного терминала, магнитной ленты) с депозитного, сберегательного или иного счета, предназначенного для учета денежных средств, открытого главным образом для личных и бытовых целей. К электронным переводам приравниваются и переводы с использованием дебетовых карт в случае, если даже вначале они оформляются слипом на бумажном носителе, но впоследствии завершаются переводом через электронную систему.

Первый блок посвящен информации, которая должна предоставляться держателем-эмитентом. Во-первых, при заключении договора и до начала электронного перевода информация должна касаться, в частности: видов переводов и ограничений на размер и частоту их совершения; размеров платы за их совершение; прав держателя на получение документов о таких переводах и ответственности держателя за несанкционированный перевод; прав держателя требовать расследования предполагаемых ошибок; ответственности эмитента за неспособность выполнить или приостановить перевод; номера телефона и адреса организации, которые должны уведомляться в случае несанкционированного перевода. Непредоставление двух последних сведений является основанием для возложения всей ответственности за несанкционированное использование дебетовой карты другими лицами, на эмитента.

Во-вторых, эмитент обязан предоставлять информацию о каждом совершенном переводе, причем она должна содержать: сумму, календарную дату начала и вид перевода; номер или код, идентифицирующие держателя; место расположения терминала, через который инициировался перевод; наименование третьей стороны, которой или от которой переводятся средства. Ответственность за предоставление такой информации лежит на эмитенте, даже если фактически ее предоставляет третья сторона - другой банк или торговец.

В-третьих, на эмитенте лежит обязанность по крайней мере ежемесячно (или ежеквартально при отсутствии движения по счету) предоставлять держателю периодические отчеты, которые должны содержать помимо информации о каждом переводе также: номер счета клиента; сумма платежей за переводы и обслуживание счета; остаток средств на начало и конец отчетного периода; адрес и номер телефона для любых заявлений об ошибках.

В последнем случае кредитная организация обязана провести расследование при условии, что устное или письменное уведомление держателя получено в течение 60 дней после направления периодического отчета. Обычный срок такого расследования - 10 дней. При его недостаточности банк может условно кредитовать счет клиента на сумму предполагаемой ошибки, и срок расследования в таком случае продлевается до 45 дней.

Если кредитная организация признает ошибку, то счет владельца должен быть кредитован в течение 1 операционного дня, если нет, то в течение 3 операционных дней она обязана представить мотивированные разъяснения. Если в ходе судебного разбирательства будет установлен факт умышленного сокрытия ошибки, то держатель имеет право взыскать с эмитента сумму убытков и штрафов в тройном размере.

Второй блок вопросов в Законе «О переводе средств электронным способом» посвящен ответственности сторон за несанкционированное использование средств со счета. Когда перевод совершают третьи лица, по поручению держателя, но с превышением полномочий или после их прекращения, ответственность до момента уведомления эмитента несет держатель. Если поручения держателя не было, то аналогично ответственность до момента уведомления банка несет первый, но ее предел ограничен 50 долл. США. Если уведомление последовало по истечении 2 операционных дней, то верхний предел ответственности увеличивается до 500 долл. США.

После получения уведомления всю ответственность за несанкционированный доступ к счету несет эмитент. Причем американская судебная практика отрицает влияние неосторожности держателя на характер его ответственности. Бремя доказывания того, что перевод был санкционирован, а если не был, то условия ограниченной ответственности держателя были соблюдены, лежит на эмитенте.

Эмитент несет ответственность за убытки (при соблюдении мер предосторожности - только за реальный ущерб), причиненные держателю в результате неспособности выполнить перевод. Однако если такая неспособность была вызвана непреодолимой силой или технической ошибкой, известной держателю в момент перевода, ответственность с кредитной организации снимается. [28, c. 297]

Второй блок правовых актов, посвященных обороту кредитных карт и направленный на защиту потребительского кредита, представлен Законом «О справедливых условиях при кредитовании». Точнее, речь идет о целом ряде законов, объединенных под этим названием. Необходимо учитывать, что многие штаты приняли собственные аналогичные законы, еще более жестко охраняющие интересы потребителей. Основные меры, направленные на защиту потребительского кредита:

·   требование о периодическом предоставлении сведений о
выплатах, относящихся к потребительскому кредиту;

·   установление перечня элементов, которые не могут включаться в такие выплаты;

·   право потребителя отказаться от кредита в течение 3 дней после получения;

·   строгие требования к рекламе финансовых услуг;

·   запрет на выдачу карточки без просьбы или официального ходатайства клиента. [17, c. 526]

Франция. Во Франции правовое регулирование операций с использованием банковских карт осуществляется несколькими нормативными актами: Декретом-законом от 30 октября 1935 г. «Об унификации права в области чеков и о расчетных картах»; Законом «О деятельности кредитных организаций и контроле над ними» от 24 января 1984 г. №84-46; Законом «Об информации и о защите потребителей при отдельных видах кредитования» от 01.10.1978 г. №78-22.

Декрет-закон регулирует операции с двумя видами банковских карт: расчетными, по которым осуществляются как снятие наличных, так и денежные переводы, и картами снятия наличных, по которым производятся только операции последнего рода. В качестве общего правила устанавливается безотзывность поручений и обязательств по платежу, относящихся прежде всего к держателю. Исключение из принципа безотзывности составляют случаи потери (кражи) карточки, а также осуществление процедур ликвидации или санации кредитора.

Расчеты банковскими картами рассматриваются во Франции как разновидность безналичных расчетов, следовательно на них не распространяются установленные в этой стране ограничения по суммам, в которых допускаются расчеты наличными.

Операции с банковскими картами рассматриваются во Франции как банковские операции, однако это не означает запрета на использование торговых карт.

Французское законодательство не содержит детальной регламентации ответственности сторон по операциям с банковскими картами, однако некоторые положения выработаны судебной практикой. В частности, считается, что ответственность держателей за использование потерянной (похищенной) банковской карты прекращается с момента уведомления о таких фактах эмитента.

Закон от 1 октября 1978 г. детально описывает процедуру заключения соглашений о предоставлении потребительского кредита. В частности, потребителю предоставлено право немотивированного отказа от такого договора в течение 7 дней с момента заключения. Предусмотрены отдельные льготы при погашении таких кредитов, в частности при увольнении работника-заемщика по инициативе администрации. [28, c. 297]

Среди иных особенностей французского права, судебной практики и доктрины в области оборота банковских карт следует отметить, что договор эмитента и держателя рассматривается как договор присоединения. Такой договор может быть в любое время расторгнут по желанию держателя. Договор между эмитентом и торговцем рассматривается как договор в пользу третьего лица (держателя), следовательно, последний несет перед банком обязанность принимать карты к платежу. Предъявление карточки торговцу не погашает обязательства держателя перед торговцем (ст. 1293 Французского ГК). Его погашает лишь платеж эмитента торговцу, но держатель не освобождается от ответственности, пока не предоставит покрытие эмитенту, который, произведя платеж, вступает в права торговца по отношению к держателю. Если торговая организация не получила отдельного согласия эмитента (авторизации платежа), то ответственность последнего перед ней ограничивается установленной суммой в день на одного владельца, за исключением случаев, когда большая сумма получена эмитентом за счет последнего. Французская судебная практика достаточно жестко подходит к вопросу ответственности держателя за несанкционированное использование утраченной карточки, фактически вводя презумпцию небрежности клиента. [21, c. 492]

Законодательство ЕС. Оно носит рекомендательный характер и призвано служить образцом при разработке соответствующих национальных законов. Следует назвать Рекомендацию Комиссии ЕС от 8 декабря 1978 г. «О европейском Кодексе поведения в сфере электронных платежей»; Рекомендацию Комиссии ЕС от 17 февраля 1988 г. «О платежных системах, в частности, касательно отношений между держателем и эмитентом карточек»; Рекомендацию Комиссии ЕС от 9 ноября 1989 г. «О будущих приоритетах в политике защиты потребителей»; Рекомендацию Комиссии ЕС от 14 февраля 1990 г. «О прозрачности поведения банков в отношении трансграничных финансовых сделок»; Директиву ЕС от 22 февраля 1990 г. «Об изменении Директивы 87/102/ЕЭС для целей сближения законов, постановлений и административных правил стран-членов, относящихся к потребительскому кредиту», Кодекс лучшей практики европейского банковского сообщества по карточным платежным системам от 14 ноября 1990 г. Наконец, последним по времени принятия и наиболее комплексным нормативным актом является Рекомендация Комиссии ЕС от 30 июля 1997 г. №97/489/ЕС «О сделках, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов, их эмитентах и держателях».

Рекомендация Комиссии ЕС от 8 декабря 1978 г. «О европейском Кодексе поведения в сфере электронных платежей» содержит несколько групп норм:

1. правила относящиеся к условиям контрактов;

2. технические требования к оборудованию, в том числе в части совместимости электронных платежных систем;

.   защита персональных данных и безопасность;

.   честный доступ к платежной системе, включая вопросы конкуренции между эмитентами.

Рекомендация в основном не содержит дифференциации в отношении контрактов, заключаемых эмитентами с потребителями (держателями) и торговыми организациями. Такие контракты должны:

· заключаться в письменной форме, причем по инициативе контрагентов эмитента;

·   подлежать предварительному согласованию сторонами;

·   содержать детальное описание общих и специальных условий соглашения, в том числе и размер платы за услуги. Причем размер платы не должен быть направлен на ограничение конкуренции;

·   четко описывать условия и процедуру расторжения соглашения, причем такие условия должны доводиться до сведения контрагентов до заключения контракта.

Помимо общих правил Рекомендация содержит ряд специальных, относящихся к конкретным сторонам. В отношениях между эмитентом и торговцем: запрещаются контрактные оговорки, ограничивающие право торговой организации принимать к платежу карты других платежных систем; такие контракты не должны ограничивать конкуренцию между различными эмитентами; наличие в контрактах положений, не подлежащих обсуждению, допускается лишь в отношении сугубо технических аспектов функционирования системы.

В отношениях между эмитентом и держателем введено общее правило об обязанности держателя принимать разумные меры по защите карты, в том числе в случае утраты. Введено требование о защите персональных данных, по крайней мере до обычной степени, присущей чекам и банковским переводам.

В отношениях между держателем и торговцем существует императивная норма, согласно которой в торговой точке обязательно наличие логотипов соответствующих платежных систем, что само по себе означает ее обязанность принимать в оплату соответствующие карты. Также введено требование о безотзывности электронного платежа посредством банковской карты.

Технические требования к оборудованию включают:

·   полную совместимость электронных платежных систем, т.е. торговцы и потребители должны иметь возможность соединения с эмитентами и любыми терминалами, которые в состоянии обрабатывать данный вид карт;

·   электронные платежные терминалы должны регистрировать, контролировать и передавать платежи;

·   торговцы вправе установить один мультикартный (т.е. обслуживающий карты нескольких эмитентов) терминал либо выбрать терминал по своему усмотрению, включая право определять условия его использования (аренда или приобретение в собственность).

С точки зрения безопасности основным положением Рекомендации в этой сфере является безотзывность платежа с использованием банковской карты. Установлено правило, согласно которому передаваемая с использованием карты информация не должна наносить ущерб тайне личной жизни клиентов. В частности, объем передаваемой информации должен быть лимитирован в той степени, в которой это необходимо для чеков и денежных переводов.

Наконец, данная рекомендация регулирует равный доступ к системе. В частности, отказ торговой точке в таком доступе возможен только на законных основаниях.

Рекомендация Комиссии ЕС «О платежных системах, в частности, касательно отношений между держателем и эмитентом карточек» определяет основные права и обязанности сторон. Эмитент обязан:

·   составить договор, написанный ясным простым языком, который исчерпывающим образом определяет права и обязанности сторон;

·   включить в его текст условия об оплате услуг, характере операций и сроках их проведения;

·   указать в договоре порядок дебетования и кредитования счета. Если эти записи проводятся не одновременно с проведением операции, указать сроки их совершения;

·   если использование карты предполагает выставление счетов клиенту, в договоре необходимо указать сроки такого выставления.

Обязанности держателя:

·   принятие всех разумных мер для сохранности карт и иных реквизитов (в частности, ПИН-кода), например, воздержание от записи последнего на самой карте;

·   немедленное уведомление эмитента об утрате карты или несанкционированной транзакции;

·   обязательство воздерживаться от отзыва платежа.

Данная Рекомендация устанавливает ответственность сторон. Так, основаниями ответственности эмитента перед держателем являются:

·   невыполнение (неправильное выполнение) эмитентом операций, причем даже в случае, когда устройство, используемое держателем, находится вне контроля эмитента;

·   совершение эмитентом операций, не санкционированных держателем.

В первом случае ответственность эмитента ограничивается суммой неисполненной (неправильно исполненной) транзакции, во втором - суммой, необходимой для возвращения держателя в первоначальное положение.

Бремя доказывания в случае несанкционированного использования карточки лежит на эмитенте, который должен доказать, что операция была должным образом документирована и отражена и что она не была связана с техническими поломками и прочими неполадками.

Рекомендация не предусматривает ответственности держателя перед эмитентом, что, однако, не исключает ее возможности в соответствии с применимым договорным правом. [28, c. 305]

Риск держателя в связи с утратой, кражей или копированием ограничивается суммой операций, совершенных до сообщения об этом эмитенту, но не может превышать установленного размера. Однако это ограничение не применяется, если держатель проявил грубую неосторожность, или в его действиях присутствовало мошенничество, или он не исполнил договорных обязательств по сохранности карты и извещению эмитента. [20, c. 136]

Рекомендация Комиссии ЕС «О сделках, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов, их эмитентах и держателях» применяется к сделкам, совершаемым с использованием электронных платежных инструментов, под которыми понимаются: 1) «средства удаленного доступа» - устройства, позволяющие их владельцу давать поручения на переводы средств, находящиеся на банковском счете, получателю (помимо магнитных карт это также средства удаленного доступа по телефону и компьютеру); 2) «электронные деньги» - отличный от средств удаленного доступа платежный инструмент в виде карты или памяти компьютера, позволяющий нести изменяемую информацию о денежных единицах в электронной форме и осуществлять переводы средств, а также получать наличные в банкоматах или в соответствующих банках.

Принципиальное отличие двух видов платежных инструментов в наличии (персонифицированные карты) либо отсутствии (неперсонифицированные) банковского счета. Если перевод с банковских счетов на носитель электронных денег возможен, то к таким видам электронных денег Рекомендация применяется в полном объеме, если нет-то в ограниченном.

Рекомендация регулирует отношения между эмитентом и держателем, которые обязательно должны строиться на основании письменного договора. Это, в частности, означает запрет эмитенту на предоставление держателям платежных инструментов без их на то согласия. Изменение эмитентом в одностороннем порядке условий договора допускается, как правило, только после уведомления держателя, при условии, что в течение установленного эмитентом периода (не меньше месяца) держатель не заявит о расторжении договора.

Основные обязанности эмитента:

·   при заключении договора информировать держателя о самом платежном инструменте; взаимных правах и обязанностях сторон; типах платежей, взимаемых с держателя, включая размер первоначальной и ежегодной сервисных ставок, размер процентов или твердых сумм за совершение сделок; периоде времени, в течение которого счет клиента будет дебетован или кредитован, либо периоде времени, в течение которого держателю будет выслан счет; периоде времени, в течение которого сделка может быть оспорена и процедуре такого оспаривания (пропуск такого срока имеет, как правило, пресекательное значение); праве, применимом к договору;

·   после совершения сделки сообщать клиенту информацию (обычно в виде выписки), содержащую все данные, позволяющие идентифицировать сделку, сумму комиссий, а для транзакций в иностранной валюте - обменный курс;

·   обеспечение конфиденциальности кодов держателя;

·   хранение в течение достаточного периода времени данных о соответствующих сделках; предоставление круглосуточной информации об утрате карточки;

·   обеспечение возможности предъявления держателем претензий в связи с использованием платежного инструмента;

·   принятие всех разумных мер по прекращению несанкционированного использования карточки, даже если держатель действовал с умыслом или по грубой неосторожности.

Рекомендация возлагает на эмитента бремя доказывания надлежащей фиксации и отражения на счетах соответствующих сделок.

Обязанности держателя:

·   использовать платежный инструмент в соответствии с установленными правилами, в особенности в части безопасности;

·   без промедления извещать эмитента об утрате кар точки и о совершенных ошибочных записях;

·   не оставлять и не записывать код в легкодоступных местах;

·   не отменять поручения на перевод, кроме случаев, когда на момент выдачи такого поручения сумма перевода не была определена.

Ответственность сторон, включая предельный размер ответственности в Рекомендации от 30 июля 1997 г. аналогичны установленным Рекомендацией от 17 февраля 1988 г. Дополнительно на держателя возлагается риск убытков в связи с неуполномоченным использованием карты третьими лицами, если операция была совершена без физического присутствия платежного инструмента или его электронной идентификации. Использование же секретных кодов или иных аналогичных средств само по себе не влечет возложения ответственности на держателя.

Эмитент несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поручений держателя даже в случаях, когда операция совершена на оборудовании, не находящемся под прямым контролем эмитента. В объем ответственности входят суммы неисполненных или недолжным образом исполненных поручений держателя с любыми применимыми процентами, а также суммы, необходимые для восстановления держателя в первоначальном положении, если больший размер ответственности не установлен договором либо применимым национальным законодательством.

В законодательстве ЕС имеется специальный блок вопросов, посвященный так называемым дистанционным договорам (заключаемым в том числе в Интернет и предусматривающим платеж с помощью пластиковой карточки). Не всякий договор может заключаться подобным образом. Например, согласно Директиве 2000/31/ЕС от 8 июня 2000 г. о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции на внутреннем рынке заключение договоров с использованием электронных средств может не допускаться в отношении договоров:

·   которые передают права на недвижимость, за исключением прав аренды;

·   требующих участия суда, государственных органов или лиц публичных профессий;

·   договоров поручительства и залога ценных бумаг;

·   договоров, регулируемых семейным и наследственным правом.

Поскольку такие договоры затрагивают интересы потребителей, в ряде стран принимаются специальные меры по защите их интересов. Так, Директива 97/7/ЕС о защите потребителей в отношении дистанционных договоров (дистанционная продажа) предусматривает, что: «В отношении любого дистанционного договора у потребителя должен иметься срок, как минимум 7 рабочих дней, в течение которых он вправе отказаться от договора без штрафа и объяснения любых причин. Если стороны не договорились об ином, поставщик должен исполнить заказ, максимум в течение 30 дней. Государства-участники обеспечивают меры, позволяющие потребителю: требовать аннулирования платежа, если производилось мошенническое использование его платежной карты в связи с дистанционными договорами; в случае мошеннического использования - требовать восстановления или возврата уплаченных сумм. Использование поставщиком автоматических вызывающих систем без человеческого вмешательства, а также факсов требует предварительного согласия потребителя». [28, c. 309]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.143.63 (0.062 с.)