Методы и приемы освоения публицистического стиля в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приемы освоения публицистического стиля в школе



 

Приемы, методы и формы работы над освоением публицистического стиля определяются указанными выше задачами и содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д., ведение дневника и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение публицистического стиля речи строится таким образом, что учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в публицистический стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. Это способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление учащихся, их способность видеть за частными (частно-стилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.

На стилистику публицистической речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации.

Тематическая неограниченность публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы. К сожалению, в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму.

Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.

Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля.

Таким образом, предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.

Систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность.

Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5-11 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется потребностями современной школы и общества в таких выпускниках образовательных учреждений, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью - важнейшим средством человеческого общения и познания объективной действительности.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Антонова Л.Р. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблема развития речи в школе и вузе. - Новосибирск: НГУ, 2009.

2. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. М., 1972.

.   Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.

.   Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

.   Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2009.

.   Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. - М., 2009.

.   Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.

.   Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984.

.   Горохов В.М. Критика и библиография в газете. - М., 1970.

.   Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. - М., 2008.

.   Гуревич С.М. Репортаж в газете. - М., 2009.

.   Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М., 2008.

.   Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 2009.

.   Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998.

.   Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

.   Киш Э.Э. Опасный жанр литературы // Репортажи.- М., 1964.

.   Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М., 1998.

.   Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи - М., 1982.

.   Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1983.

.   Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - М., 1997.

.   Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. - М., 1998.

.   Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 2009.

.   Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе - М., 1971.

.   Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. - М., 1976.

.   Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2000.

26. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003.

27. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. -М., 2006.

.   Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

29. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учеб. пос. - М.: Флинта; Наука, 2008.

.   Любимова Г.П. Основы анализа публицистического текста. - Н. Новгород, 1997.

31. Магай И.П. Структура произведения журналиста // Проблемы теории печати. - M., 1975.

.   Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Красноярск, 1973.

.   Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров.- Свердловск, 1987.

.   Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.

35. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М., 2003.

36. Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка // Филологические этюды. - Ростов, 2007.

37. На подступах к риторике: Пос. для учащихся 8-11-х классов общеобразоват. учебных заведений / Авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина, 1996.

38. Недостатки ученических сочинений публицистического стиля // Филологический анализ текста в школе и вузе: Материалы научно-практической конференции (март 2005 г.) / Отв. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 2005.

.   Особенности синтаксиса сочинений публицистического стиля // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы всероссийской научно-практической конференции (29-31 октября 2002 г.). - Казань: РИЦ «Школа», 2002.

.   Ошибки учащихся в построении текстов различных типов речи // Актуальные проблемы языка и литературы на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции (25 - 27 сентября 2001 г.). - Выпуск II. - Абакан: Абакан, гос. ун-т, 2007.

41. Писарук Г.В. Обучение учащихся класса связным высказываниям в жанрах публицистики: (публицистические раздумья, устные публицистические выступления). - Минск, 2009.

42. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи.- Минск, 2008.

.   Рождественский Ю.В. Общая филология. - М.,1996.

.   Розенталь Д. Э. Стилистика газетных жанров. - М., МГУ, 1981.

.   Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Смирнова А.Л. - М., 1996.

.   Русский язык и культура речи / Под ред. В. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002.

.   Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. - М.,1979.

.   Сенкевич М.П. Работа редактора над стилистико-речевыми ошибками. - М., 2008.

.   Советский энциклопедический словарь. - М., 1990.

.   Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 2010.

.   Солганик Г.Я Язык газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды- М., 2008.

.   Солганик Г.Я. Стиль репортажа- М., 1970.

.   Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М.: Дрофа, 1996.

.   Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

.   Стилистическая подготовка к сочинению в жанре хроникальной заметки публицистического стиля на уроках русского языка в 7-ом классе // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: толерантность и интеграция: Материалы IV всероссийской научно-практической конференции (24 - 26 ноября 2004 г.) / Отв. ред. Л.С. Перкас, науч. ред. И.В. Пекарская. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2004.

.   Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики.- М., 1982.

.   Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2009.

.   Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000.

.   Умения и навыки учащихся в работе над текстами публицистического стиля // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе. Доклады и тезисы докладов участников международной научно-практической конференции (12-13 марта 2002 г.) / Составители и научные редакторы проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. - М.: МПГУ, 2002.

.   Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. - Новосибирск: Наука, 2006.

.   Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998.

.   Шкатова Л.А. Средства и приёмы выразительности речи. - М., 1995.

.   Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Д.Э. Розенталя - М., 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.027 с.)