Глава 2. Освоение публицистического стиля речи В школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Освоение публицистического стиля речи В школе



Содержание работы над публицистическим стилем в школе

 

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5-11 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение.

В программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений указано, что одной из основных задач курса русского языка в старших классах является обеспечение дальнейшим овладением функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.

Главными в данной программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности - докладом, выступлением в прениях.

На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой «Публицистический стиль», особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

)опознавательные:

распознавать стиль текста;

распознавать жанр публицистического стиля;

узнавать отдельные языковые явления публицистического стиля в тексте;

выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля;

выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления;

)классификационные:

группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам);

устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий;

- определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов;

составлять классификации, таблицы;

3)аналитические:

производить разные виды языкового разбора текста публицистического стиля разной степени полноты (полного, частичного, выборочного);

определять функции языковой единицы (текста публицистического стиля), языковые средства публицистического стиля;

)синтетические:

- образовывать тексты публицистического стиля (статью) по модели, схеме, алгоритму;

преобразовывать языковые единицы (изменять жанр текста публицистического стиля);

находить ошибки в использовании единиц языка в текстах публицистического стиля и исправлять их;

5)творческие:

подбирать примеры текстов публицистического стиля;

конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них;

репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением);

составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме.

Конкретными задачами работы над публицистическим стилем в школе являются:

1 повторение и углубление усвоенных ранее (в курсах литературы и русского языка) знаний о публицистике как особом роде литературы; о видах и жанрах публицистических произведений;

2 формирование представления о языковых особенностях публицистического текста;

3 формирование умений создавать публицистические высказывания в разных жанрах;

4 развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей.

Рассмотрим работу над публицистическим стилем речи на уроках русского языка в 5-7-х классах общеобразовательной школы.

Пятый класс:

В пятом классе начинается ознакомление школьников с элементами стилистики. Здесь вводится для практического использования понятие «стиль речи». Знакомство со стилями речи начинается с противопоставления двух речевых разновидностей: разговорной речи и книжной. Следующий этап в изучении стилей речи - это расчленение книжной речи на конкретные стили.

Учащиеся узнают, что в книжной речи выделяют несколько стилей: художественный, научный, деловой и др.

Сообщая учащимся эти сведения и организуя соответствующую работу, следует иметь в виду, что в пятом классе основное внимание сосредоточено на художественном стиле речи, научный же и деловой на этом этапе обучения не разграничиваются. Они рассматриваются обобщенно под названием «научно-деловая речь» как оппозиция художественному стилю речи.

Шестой класс:

В шестом классе учащиеся расширяют и углубляют знания по стилистике, переходя к дифференцированному изучению научно-деловой речи. В центре внимания при освоении данного раздела оказываются два стиля: научный и деловой (официально-деловой).

Седьмой класс:

Работа над стилями речи начинается с повторения изученного. Необходимо совершенствовать умение учащихся отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи.

Начинается работа над новым для школьников стилем речи - публицистическим. В ходе специально организованных наблюдений семиклассники должны узнать, что публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни, что это стиль агитаторов, пропагандистов. Публицистический стиль, как и другие стили речи, характеризуется по четырем признакам:

) используется в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах;

) задача речи:

а) сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение;

б) воздействовать на массы, сформировать у людей правильное отношение к общественным делам;

) высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным;

) к характерным языковым приметам относятся:

совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств;

сочетание стандартных и экспрессивных выражений;

использование слов в переносном значении (так называемой «газетной образности»: белое золото - хлопок, голубые дороги - водные пути и др.), вопросительных и побудительных предложений;

повторы; обратный порядок слов (инверсия); обращения; именительные представления; расчлененные предложения; параллельный способ связи предложений; антитеза.

Сведения о языковых и речевых средствах вводятся рассредоточено, по мере изучения материала.

В процессе работы над высказываниями публицистического стиля важно привлечь внимание учащихся к такой разновидности текстов, как информационные заметки. Особенность этих материалов в том, что в них кратко сообщается о каком-то конкретном факте, событии общественной жизни.

Итак, в ходе работы над понятием «стиль речи» в 5-7-х классах общеобразовательной школы учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания (на его содержание, на отбор языковых средств) всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных текстов. Иначе говоря, школьники учатся, во-первых, осознанно решать вопрос о стилевой принадлежности своего сообщения, а во-вторых, подчинять содержание и языковые средства требованиям, предъявляемым к текстам именно этого стиля.

Таким образом, систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи у школьников, как коммуникативная целесообразность, точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность.

Предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.028 с.)