Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Освоение публицистического стиля речи В школе
Содержание работы над публицистическим стилем в школе
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5-11 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение. В программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений указано, что одной из основных задач курса русского языка в старших классах является обеспечение дальнейшим овладением функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.
Главными в данной программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности - докладом, выступлением в прениях. На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой «Публицистический стиль», особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками: )опознавательные: распознавать стиль текста; распознавать жанр публицистического стиля; узнавать отдельные языковые явления публицистического стиля в тексте; выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля; выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления; )классификационные: группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам); устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий; - определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов;
составлять классификации, таблицы; 3)аналитические: производить разные виды языкового разбора текста публицистического стиля разной степени полноты (полного, частичного, выборочного); определять функции языковой единицы (текста публицистического стиля), языковые средства публицистического стиля; )синтетические: - образовывать тексты публицистического стиля (статью) по модели, схеме, алгоритму; преобразовывать языковые единицы (изменять жанр текста публицистического стиля); находить ошибки в использовании единиц языка в текстах публицистического стиля и исправлять их; 5)творческие: подбирать примеры текстов публицистического стиля; конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них; репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением); составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме. Конкретными задачами работы над публицистическим стилем в школе являются: 1 повторение и углубление усвоенных ранее (в курсах литературы и русского языка) знаний о публицистике как особом роде литературы; о видах и жанрах публицистических произведений; 2 формирование представления о языковых особенностях публицистического текста; 3 формирование умений создавать публицистические высказывания в разных жанрах; 4 развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей. Рассмотрим работу над публицистическим стилем речи на уроках русского языка в 5-7-х классах общеобразовательной школы. Пятый класс: В пятом классе начинается ознакомление школьников с элементами стилистики. Здесь вводится для практического использования понятие «стиль речи». Знакомство со стилями речи начинается с противопоставления двух речевых разновидностей: разговорной речи и книжной. Следующий этап в изучении стилей речи - это расчленение книжной речи на конкретные стили. Учащиеся узнают, что в книжной речи выделяют несколько стилей: художественный, научный, деловой и др. Сообщая учащимся эти сведения и организуя соответствующую работу, следует иметь в виду, что в пятом классе основное внимание сосредоточено на художественном стиле речи, научный же и деловой на этом этапе обучения не разграничиваются. Они рассматриваются обобщенно под названием «научно-деловая речь» как оппозиция художественному стилю речи. Шестой класс: В шестом классе учащиеся расширяют и углубляют знания по стилистике, переходя к дифференцированному изучению научно-деловой речи. В центре внимания при освоении данного раздела оказываются два стиля: научный и деловой (официально-деловой). Седьмой класс: Работа над стилями речи начинается с повторения изученного. Необходимо совершенствовать умение учащихся отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи. Начинается работа над новым для школьников стилем речи - публицистическим. В ходе специально организованных наблюдений семиклассники должны узнать, что публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни, что это стиль агитаторов, пропагандистов. Публицистический стиль, как и другие стили речи, характеризуется по четырем признакам:
) используется в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах; ) задача речи: а) сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; б) воздействовать на массы, сформировать у людей правильное отношение к общественным делам; ) высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным; ) к характерным языковым приметам относятся: совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств; сочетание стандартных и экспрессивных выражений; использование слов в переносном значении (так называемой «газетной образности»: белое золото - хлопок, голубые дороги - водные пути и др.), вопросительных и побудительных предложений; повторы; обратный порядок слов (инверсия); обращения; именительные представления; расчлененные предложения; параллельный способ связи предложений; антитеза. Сведения о языковых и речевых средствах вводятся рассредоточено, по мере изучения материала. В процессе работы над высказываниями публицистического стиля важно привлечь внимание учащихся к такой разновидности текстов, как информационные заметки. Особенность этих материалов в том, что в них кратко сообщается о каком-то конкретном факте, событии общественной жизни. Итак, в ходе работы над понятием «стиль речи» в 5-7-х классах общеобразовательной школы учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания (на его содержание, на отбор языковых средств) всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных текстов. Иначе говоря, школьники учатся, во-первых, осознанно решать вопрос о стилевой принадлежности своего сообщения, а во-вторых, подчинять содержание и языковые средства требованиям, предъявляемым к текстам именно этого стиля. Таким образом, систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи у школьников, как коммуникативная целесообразность, точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность. Предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.028 с.) |