Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



Выпускная квалификационная работа

Тема: Публицистический стиль в системе функциональных стилей русского языка

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Лингвистическая характеристика публицистического стиля

1.1 Публицистический стиль как функциональный стиль русского языка

Жанровые разновидности публицистического стиля

Особенности публицистического стиля на современном этапе

Глава 2. Освоение публицистического стиля речи в школе

2.1 Содержание работы над публицистическим стилем в школе

Методы и приемы освоения публицистического стиля в школе

Заключение

Библиография

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь общества постоянно меняется. Язык, обслуживающий общество, быстро реагирует на эти изменения. Общественные трансформации как в зеркале отражаются в языке. Публицистический стиль в большей степени, чем все остальные стили языка, воспринимает эти изменения.

Разнообразие и широта в сочетании с той ролью, которую играет публицистика в современном обществе, делают необходимым глубокое и постоянное изучение языка публицистического стиля речи.

Язык публицистики как один из функциональных стилей речи неоднократно привлекал внимание специалистов, как отечественных, так и зарубежных. В отечественной лингвистике это такие имена, как А.Н. Васильева, B.C. Виноградов, А.Н. Кожин, В.Г. Костомаров, О.А. Крылова, Н.Н. Курчаткина, В.В. Одинцов, Х.-К. Л. Попок, А.В. Синявский, Г.Я. Солганик, Ю.С. Степанов, Н.М. Фирсова, Т.Н. Шишкова и др.

За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в функционировании русского языка, и прежде всего в сфере массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами -глобальными переменами в политической и экономической жизни нашего общества. Эти изменения были зафиксированы исследователями М.В.Пановым, Г.Я.Солгаником, В.Н.Шапошниковым и др. В связи с этим, нам представляется актуальным и необходимым изучение стилистических особенностей современного языка средств массовой информации, а именно, языка публицистики.

Кроме того, актуальность исследования специфики публицистического стиля речи обусловлена усилением внимания лингвистов к текстам массовой коммуникации как средству воздействия на реципиента и необходимостью более полного изучения лингвистических характеристик данных текстов.

Актуальность исследуемой проблемы определяется и потребностями современной школы и общества в таких выпускниках образовательных учреждений, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью - важнейшим средством человеческого общения и познания объективной действительности.

Частично некоторые аспекты языка публицистического стиля речи освещались в работах B.C. Виноградова (2009), Н.М. Фирсовой (1988,2001), Шишковой Т.Н., Х.-К. Л. Попок (2009).

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Все эти особенности обусловили своеобразие образной системы публицистического стиля.

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на ее эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" [цит. по Сопер М. Основы искусства речи. - с.112]. К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность темы, освещаемой средствами массовой информации, требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Цель работы: описание публицистического стиля как одного из функциональных стилей русского языка и его жанров.

Объект исследования: публицистический текст.

Предмет исследования: стилистика публицистического текста.

Выдвинутая цель дипломной работы потребовала решения следующих задач:

1. Дать общую лингвистическую характеристику публицистического стиля речи, его функций, жанров, языковых особенностей.

. Рассмотреть особенности публицистического стиля речи на современном этапе.

. Провести анализ содержания работы над публицистическим стилем в школе.

. Рассмотреть методы и приемы освоения публицистического стиля школьниками.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы: изучение лингвистической, научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; статистический метод, стилистический и языковой анализ текстов.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

 


Содержание работы над публицистическим стилем в школе

 

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5-11 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение.

В программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений указано, что одной из основных задач курса русского языка в старших классах является обеспечение дальнейшим овладением функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.

Главными в данной программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности - докладом, выступлением в прениях.

На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой «Публицистический стиль», особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

)опознавательные:

распознавать стиль текста;

распознавать жанр публицистического стиля;

узнавать отдельные языковые явления публицистического стиля в тексте;

выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля;

выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления;

)классификационные:

группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам);

устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий;

- определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов;

составлять классификации, таблицы;

3)аналитические:

производить разные виды языкового разбора текста публицистического стиля разной степени полноты (полного, частичного, выборочного);

определять функции языковой единицы (текста публицистического стиля), языковые средства публицистического стиля;

)синтетические:

- образовывать тексты публицистического стиля (статью) по модели, схеме, алгоритму;

преобразовывать языковые единицы (изменять жанр текста публицистического стиля);

находить ошибки в использовании единиц языка в текстах публицистического стиля и исправлять их;

5)творческие:

подбирать примеры текстов публицистического стиля;

конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них;

репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением);

составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме.

Конкретными задачами работы над публицистическим стилем в школе являются:

1 повторение и углубление усвоенных ранее (в курсах литературы и русского языка) знаний о публицистике как особом роде литературы; о видах и жанрах публицистических произведений;

2 формирование представления о языковых особенностях публицистического текста;

3 формирование умений создавать публицистические высказывания в разных жанрах;

4 развитие творческих способностей и эстетического вкуса детей.

Рассмотрим работу над публицистическим стилем речи на уроках русского языка в 5-7-х классах общеобразовательной школы.

Пятый класс:

В пятом классе начинается ознакомление школьников с элементами стилистики. Здесь вводится для практического использования понятие «стиль речи». Знакомство со стилями речи начинается с противопоставления двух речевых разновидностей: разговорной речи и книжной. Следующий этап в изучении стилей речи - это расчленение книжной речи на конкретные стили.

Учащиеся узнают, что в книжной речи выделяют несколько стилей: художественный, научный, деловой и др.

Сообщая учащимся эти сведения и организуя соответствующую работу, следует иметь в виду, что в пятом классе основное внимание сосредоточено на художественном стиле речи, научный же и деловой на этом этапе обучения не разграничиваются. Они рассматриваются обобщенно под названием «научно-деловая речь» как оппозиция художественному стилю речи.

Шестой класс:

В шестом классе учащиеся расширяют и углубляют знания по стилистике, переходя к дифференцированному изучению научно-деловой речи. В центре внимания при освоении данного раздела оказываются два стиля: научный и деловой (официально-деловой).

Седьмой класс:

Работа над стилями речи начинается с повторения изученного. Необходимо совершенствовать умение учащихся отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи.

Начинается работа над новым для школьников стилем речи - публицистическим. В ходе специально организованных наблюдений семиклассники должны узнать, что публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни, что это стиль агитаторов, пропагандистов. Публицистический стиль, как и другие стили речи, характеризуется по четырем признакам:

) используется в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах;

) задача речи:

а) сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение;

б) воздействовать на массы, сформировать у людей правильное отношение к общественным делам;

) высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным;

) к характерным языковым приметам относятся:

совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств;

сочетание стандартных и экспрессивных выражений;

использование слов в переносном значении (так называемой «газетной образности»: белое золото - хлопок, голубые дороги - водные пути и др.), вопросительных и побудительных предложений;

повторы; обратный порядок слов (инверсия); обращения; именительные представления; расчлененные предложения; параллельный способ связи предложений; антитеза.

Сведения о языковых и речевых средствах вводятся рассредоточено, по мере изучения материала.

В процессе работы над высказываниями публицистического стиля важно привлечь внимание учащихся к такой разновидности текстов, как информационные заметки. Особенность этих материалов в том, что в них кратко сообщается о каком-то конкретном факте, событии общественной жизни.

Итак, в ходе работы над понятием «стиль речи» в 5-7-х классах общеобразовательной школы учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания (на его содержание, на отбор языковых средств) всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных текстов. Иначе говоря, школьники учатся, во-первых, осознанно решать вопрос о стилевой принадлежности своего сообщения, а во-вторых, подчинять содержание и языковые средства требованиям, предъявляемым к текстам именно этого стиля.

Таким образом, систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи у школьников, как коммуникативная целесообразность, точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность.

Предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.

На стилистику публицистической речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации.

Тематическая неограниченность публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы. К сожалению, в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму.

Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.

Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля.

Таким образом, предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.

Систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность.

Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых - проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Пропедевтическая работа по стилистике в 5-11 классах, направленная на успешное выполнение школьниками творческого задания ЕГЭ (часть С), требует новых научно-методических исследований, посвященных стилистическому анализу текста, в частности публицистического стиля, как подготовительному этапу в работе над сочинением по прочитанному тексту, поскольку в качестве исходного текста в контрольных измерительных материалах ЕГЭ преимущественно выступают тексты публицистического стиля, обладающие мощным воспитательным потенциалом и позволяющие ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется потребностями современной школы и общества в таких выпускниках образовательных учреждений, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью - важнейшим средством человеческого общения и познания объективной действительности.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Антонова Л.Р. Система обучения созданию высказываний разных речевых жанров // Проблема развития речи в школе и вузе. - Новосибирск: НГУ, 2009.

2. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. М., 1972.

.   Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.

.   Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

.   Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2009.

.   Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. - М., 2009.

.   Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.

.   Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984.

.   Горохов В.М. Критика и библиография в газете. - М., 1970.

.   Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. - М., 2008.

.   Гуревич С.М. Репортаж в газете. - М., 2009.

.   Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М., 2008.

.   Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 2009.

.   Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998.

.   Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

.   Киш Э.Э. Опасный жанр литературы // Репортажи.- М., 1964.

.   Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М., 1998.

.   Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи - М., 1982.

.   Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1983.

.   Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - М., 1997.

.   Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. - М., 1998.

.   Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 2009.

.   Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе - М., 1971.

.   Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. - М., 1976.

.   Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2000.

26. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003.

27. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. -М., 2006.

.   Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

29. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: Учеб. пос. - М.: Флинта; Наука, 2008.

.   Любимова Г.П. Основы анализа публицистического текста. - Н. Новгород, 1997.

31. Магай И.П. Структура произведения журналиста // Проблемы теории печати. - M., 1975.

.   Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Красноярск, 1973.

.   Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров.- Свердловск, 1987.

.   Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.

35. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М., 2003.

36. Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка // Филологические этюды. - Ростов, 2007.

37. На подступах к риторике: Пос. для учащихся 8-11-х классов общеобразоват. учебных заведений / Авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина, 1996.

38. Недостатки ученических сочинений публицистического стиля // Филологический анализ текста в школе и вузе: Материалы научно-практической конференции (март 2005 г.) / Отв. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 2005.

.   Особенности синтаксиса сочинений публицистического стиля // Сопоставительная филология и полилингвизм: Материалы всероссийской научно-практической конференции (29-31 октября 2002 г.). - Казань: РИЦ «Школа», 2002.

.   Ошибки учащихся в построении текстов различных типов речи // Актуальные проблемы языка и литературы на рубеже веков: Материалы всероссийской конференции (25 - 27 сентября 2001 г.). - Выпуск II. - Абакан: Абакан, гос. ун-т, 2007.

41. Писарук Г.В. Обучение учащихся класса связным высказываниям в жанрах публицистики: (публицистические раздумья, устные публицистические выступления). - Минск, 2009.

42. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи.- Минск, 2008.

.   Рождественский Ю.В. Общая филология. - М.,1996.

.   Розенталь Д. Э. Стилистика газетных жанров. - М., МГУ, 1981.

.   Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Смирнова А.Л. - М., 1996.

.   Русский язык и культура речи / Под ред. В. Черняк. - М.: Высшая школа, 2002.

.   Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. - М.,1979.

.   Сенкевич М.П. Работа редактора над стилистико-речевыми ошибками. - М., 2008.

.   Советский энциклопедический словарь. - М., 1990.

.   Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 2010.

.   Солганик Г.Я Язык газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды- М., 2008.

.   Солганик Г.Я. Стиль репортажа- М., 1970.

.   Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М.: Дрофа, 1996.

.   Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

.   Стилистическая подготовка к сочинению в жанре хроникальной заметки публицистического стиля на уроках русского языка в 7-ом классе // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: толерантность и интеграция: Материалы IV всероссийской научно-практической конференции (24 - 26 ноября 2004 г.) / Отв. ред. Л.С. Перкас, науч. ред. И.В. Пекарская. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2004.

.   Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики.- М., 1982.

.   Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2009.

.   Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000.

.   Умения и навыки учащихся в работе над текстами публицистического стиля // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе. Доклады и тезисы докладов участников международной научно-практической конференции (12-13 марта 2002 г.) / Составители и научные редакторы проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. - М.: МПГУ, 2002.

.   Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. - Новосибирск: Наука, 2006.

.   Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998.

.   Шкатова Л.А. Средства и приёмы выразительности речи. - М., 1995.

.   Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Д.Э. Розенталя - М., 2008.

Выпускная квалификационная работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.083 с.)