Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии



Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить - и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях.

Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, складывать бумагу по образцу, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

На занятиях младшие школьники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.

Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед, что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.

Сгибание и складывание бумаги - простейшие способы работы с бумагой, при помощи которых можно сделать много интересных игрушек.

Несмотря на то, что сам процесс сгибания и складывания требует лишь незначительных навыков, само же изготовление поделок этим способом представляет определенную трудность. Поэтому в работе нужна не только аккуратность, но и внимательность, точность выполнения отдельных операций.

Сгибают и складывают бумагу в различных направлениях: к себе, от себя, влево, вправо. Чаще всего без помощи инструментов, иногда используя линейку или гладилку.


Рис. 1

 

Приступая к работе, надо знать некоторые правила. Чтобы получить четкую, ровную линию сгиба, перед сгибанием ее хорошо проглаживают гладилкой (рис. 1). Если линию сгиба надо получить посередине листа, его складывают так, чтобы противоположные стороны и углы совпали (рис. 5). Если бумага плотная (рисовальная, ватман, настольная), необходимо по линии сгиба сделать небольшой надрез. Выполняют его так: вдоль линии кладут металлическую линейку и концом ножниц или специальным ножом с небольшим усилием проводят по линии сгиба (рис. 1). В этом месте образуется надрез или канавка, то есть разрезаются или надламываются волокна, поэтому сгиб получается ровный. Надрез делают с внутренней стороны поделки. Если в дальнейшем получившееся на месте сгиба ребро будет оклеено, то надрез можно сделать на внешней стороне.

При складывании бархатной (велюровой) бумаги место сгиба предварительно смачивают водой, чтобы избежать заломов. Заглаживание ребра ведут легкими движениями гладилки, не прилагая значительных усилий. Направление волокон в бумажных, картонных заготовках должно совпадать с длинной стороной изготавливаемых деталей. Особенно важно это соблюдать в выполнении работ имеющих изогнутую, криволинейную форму.

Чтобы выполнить игрушку, имеющую коническую или цилиндрическую поверхность, лист бумаги, из которой она будет сделана, протягивают между рабочей поверхностью стола и прижатой к нему линейкой (рис. 1). Эту операцию можно выполнить, протягивая бумагу о край стола.

При сгибании и складывании с материалом происходят существенные изменения, имеющие свои минусы и плюсы. К негативным моментам можно отнести: потерю прочности материала, так как в месте сгиба нарушается целостность волокон; изменение первоначального вида, ведь по месту сгиба образуются четко выраженные складки, поэтому данную операцию проводят только по предварительно выполненной разметке (когда это необходимо и целесообразно), чтобы предотвратить появление лишних складок.

Положительной стороной приема являются: трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости - важнейшего конструктивного элемента, значительно повышающего прочность изготавливаемого изделия, частично компенсирующего потерю прочности, появляющуюся после обработки линий сгиба; способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, то есть устойчивость.

Структура материалов и свойства, определяемые ею, влияют на качество изготавливаемых изделий в технике сгибания и складывания. Учет их - основное условие работы. В частности следует помнить, что сгибание и складывание листа тонкой бумаги (писчей, тетрадной, типографской, газетной и др.) ведут только на столе или иной твердой, ровной поверхности, чтобы избежать образования случайных заминов, вмятин, складок.

Известно много игрушек, которые изготовляют способом складывания. Они могут быть как чисто игрового характера (лебедь, пингвин, лягушка, самолетик и т.п.), так и практического характера (пилотка, буденовка, коробочка, стаканчик и т.п.). К игрушкам, изготавливаемым способам складывания, относят простое оригами, модульное оригами, складывание по развертке, кусудамы, мокрое складывание.

Оригами - древнейшее искусство складывания бумаги. Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» - сложенный и «ками» - бумага. Это способ создания из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.

С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.

Оригами - идеальный конструктор, состоящий из одной детали - листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания, представленные в виде серии рисунков - чертежей, и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир. Помимо фигурок животных и птиц методом оригами можно сложить маски и цветы, кораблики и самолетики, геометрические фигуры и знаки Зодиака, орнаменты всевозможных форм и размеров и многое другое.

Для большинства фигурок оригами существуют изначальные формы складывания. Таких форм одиннадцать. Все они придуманы в Японии очень давно, и каждая изначальная форма имеет свое название.

детский творчество технология бумага

Рис. 2

 

Базовая форма «книжка»:

Наиболее простая форма. Квадратный лист бумаги складывается пополам.

Базовая форма «треугольник»:

Это также одна из самых простых форм. Равносторонний лист бумаги складывают по диагонали.

Базовая форма «дверь»: Эта форма делается поэтапно. Наметьте по центру листа серединную линию (лист складывается пополам). Эта линия разделила лист на две равные части. Каждая из частей поочередно складывается к середине.

Базовая форма «воздушный змей»:

Форма выполняется в три этапа. Для начала необходимо наметить линию, для этого квадрат складывают по диагонали складкой «долина». Затем полученную форму в виде треугольника распрямляют. После этого боковые стороны квадрата нужно сложить к диагональной линии.

Базовая форма «Квадрат»:

Возьмите равносторонний (квадратный) лист бумаги. Этот лист сгибается по диагонали. Полученный треугольник сгибается «долиной» вправо. После этого верхний угол заготовки отгибается влево сгибом «гора», а заготовку переворачивают. Затем еще раз осуществляется сгиб «долиной», и еще раз сгиб «горой». В результате получается базовая форма «квадрат». Базовая форма «двойной квадрат»:

Равносторонний лист бумаги складывается по диагонали на себя. Лист разворачивается. Складывание повторяется с другой стороны. В итоге получается две намеченные диагонали. Лист вновь разворачивается. По горизонтали складывается «горой» и вновь разгибается. Операция повторяется по вертикали. В итоге часть складок прогибает лист вниз, другая часть - вверх. Затем лист необходимо согнуть по намеченным линиям в ту сторону, куда направлены складки.

Базовая форма «блин»:

Через центр равностороннего листа из его углов проводятся диагональные линии. Затем каждый угол складывается в направлении центра листа, соприкасаясь носом с другими тремя.

Базовая форма «рыба»:

Следует выполнить базовую форму «воздушный змей». После этого полученную форму распрямить и проделать туже базовую форму с другой стороны листа. После того, как лист размечен (видны четко все линии), нужно сложить лист пополам, разогнуть его и сложить изделия по линиям.

Базовая форма «дом»:

Квадрат дважды складывается пополам, лист после каждого раза распрямляется. Затем боковые стороны складываются к средней линии, которая наметилась. Верхние слои бумаги раскрывают вправо и влево и расплющивают.

Базовая форма «бомбочка»:

Эту форму еще называют «водяной бомбочкой». Квадратный лист сложите пополам (вправо «горой»). Затем снова складывается, но уже влево «долиной». После этого нужно часть левого угла получившейся заготовки оттянуть вправо и расплющить. После этого заготовку нужно перевернуть и выполнить складку «долиной». Затем новый верхний слой бумаги нужно оттянуть вправо и также расплющить (примять).

Базовая форма «катамаран»:

Это довольно сложная форма, поскольку она не терпит плохих линий. Для начала следует наметить четыре линии: две крестообразно и две по диагонали. Затем нужно сложить все углы к центру и развернуть обратно. Теперь стороны листа нужно сложить к центру. Затем верхнюю и нижнюю сторону полученного прямоугольника нужно тоже свернуть к центру. После этого каждый угол нужно вытянуть изнутри.

Базовая форма «лягушка»:

Сначала нужно сложить базовую форму «квадрат». Затем наметить поочередно линии с каждой из сторон, для этого с каждой из сторон надо отвернуть влево угол по направлению к центру и расплющить. То же самое проделывается и с другой стороны заготовки.

Базовая форма «птица»:

Первый этап складывания: создать базовую форму «треугольник». После этого треугольник складывают «долиной» вправо, а верхний слой заготовки отгибают влево «горой». Теперь переверните заготовку, вновь согните ее «долиной» вправо и влево «горой». Затем все углы заготовки надо согнуть к центру. Углы разгибаются, заготовку раскрывают, отгибая ее верхний слой на себя. Теперь заготовку следует перевернуть другой стороной, вновь наметить складки, раскрыть их и выгнуть верхний слой на себя.

Виды и техники оригами:

Простое оригами - стиль оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>, придуманный британским <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами - многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток, так как в силу принципа минимального складывания, где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества (особенно касается выражений лиц <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> и фигурок животных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5>).

Складывание по развертке (англ. crease pattern; паттерн складок) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана - дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отстутствия для некоторых моделей иных диаграм, кроме развёртки.

Может показаться, что паттерн не так иллюстративен, как пошаговая схема складывания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8%29>. На самом деле, паттерн даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. При современном способе конструирования, как утверждает Роберт Лэнг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8D%D0%BD%D0%B3,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82>, сам автор может не знать всю последовательность складывания, более того, её просто может не существовать - в некоторых моделях все складки развёртки осуществляются одновременно, без промежуточных шагов.

Следует учесть, что на паттерне могут быть нанесены не все складки, он может передавать лишь основные черты окончательной модели - окончательную форму должен придать фигурке сам складывающий.

В паттернах редко применяются стандартные обозначения складок - долиной и горой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8%29>. На чертеже присутствуют сотни линий и использование штриховых и штрих-пунктирных линий делает его нечитабельным. Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, каждый автор придерживается собственного стиля. На самых сложных паттернах главные части иногда обозначаются затененными кругами.

Роберт Лэнг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8D%D0%BD%D0%B3,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82> разработал программу TreeMaker <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=TreeMaker&action=edit&redlink=1>, являющуюся мощным средством проектирования паттернов.

Складывание по паттерну не простое занятие и фигурка получается далеко не с первого раза.

Мокрое складывание - техника складывания оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>, разработанная Акирой Ёсидзавой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B0> и использующая смоченную водой бумагу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0> для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жёсткости. До этого идеалом оригами было проведение точно определённых плоских складок. Лучшая иллюстрация подобной тенденции - математика оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>. Однако для таких негеометричных объектов, как животные <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5> и цветы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA> прямые линии скорее исключение. Мокрое складывание, возникнув более двадцати лет назад, остаётся практически единственным способом создать красивые трёхмерные фигурки, столь похожие на оригинал.

Для мокрого складывания требуется бумага, обладающая определёнными свойствами. Как правило, чем толще бумага, тем она лучше подходит для данной техники, но единственный способ проверить пригодность бумаги - попробовать сложить из неё что-нибудь мокрым способом: чем больше и проще модель, тем плотнее должна быть бумага и наоборот.

Для смачивания можно использовать чуть влажную губку <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B1_%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%28%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%29>, ткань или пульверизатор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80>. Лист не должен быть в буквальном смысле мокрым - слегка увлажняются лишь те места, где необходимо придать бумаге форму рассматриваемым способом. Если требуется сделать несколько влажных сгибов, следует дождаться высыхания предыдущей складки, прежде чем переходить к следующему шагу (высыханию можно помочь теплом собственных пальцев). Не стоит делать острые складки, тем более проводить по ним ногтем <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8C> или ножницами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B> - такие складки впитывают больше влаги и поэтому легко рвутся.

Сложенную модель необходимо высушить, при необходимости использовать различные способы фиксации (булавки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0>, прищепки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0>, резинки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0>) для предотвращения деформации модели до полного высыхания. Последнему процессу можно способствовать, например феном <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BD>.

Однако до сих пор многие оригамисты избегают мокрого складывания из-за некоторых его недостатков. С влажной бумагой тяжело работать и она легко рвётся. Трудно создавать многослойные складки - в них мокрая бумага расползается, а её требуемая толщина не позволяет проводить такие складки точно. Однако при использовании тонкой бумаги данная техника наоборот, позволяет сделать многослойные складки куда тоньше и острее, что важно при складывании ног и антенн у членистоногих <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B5>.

Модульное оригами - техника складывания оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0>. Каждый отдельный листок складывается в модуль <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C> по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F> не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C> со сложной структурой.

Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B9> и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA> (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же - правильными многогранниками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA> или их композициями.

Вырезание из бумаги - один из интересных видов работы. Простота и четкость исполнения, симметрия отельных деталей и всего изделия доставляют подлинное эстетическое удовольствие младшим школьникам, которые занимаются этим видом деятельности.

Процесс изготовления подобных поделок прост, не требует особых инструментов, материалов, специальной подготовки. Поэтому вырезание широко распространено в народном творчестве. Наиболее известные виды вырезания - снежинки, салфетки, отдельные предметы, композиции.

Для вырезания используют тонкую белую и цветную бумагу. Основной инструмент - ножницы. Они должны быть хорошо отточены: тупые ножницы приводят к быстрой утомляемости рук, так как приходится резать бумагу в несколько сложений. Винт, скрепляющий ножницы, надо хорошо отрегулировать. Если он слишком туго закручен, работать трудно, если слабо - края бумаги получаются неровными, отчего теряются четкость рисунка и его качество.

Общие принципы вырезания основаны на складывании и удалении в местах сгиба части бумаги. Складывание - важный этап работы. Линии сгиба тщательно проглаживают, стороны, где это необходимо, должны строго совпадать. Чтобы во время работы края бумаги не смещались, их придерживают рукой.

Создание узора в вырезках - главный элемент работы, поэтому рисунку уделяется особое внимание. Он зависит, прежде всего, от назначения поделки. Обычно вырезки создаются экспромтом, без предварительного эскизирования. Опытный мастер как бы видит узор. Но на первых порах, когда еще нет опыта работы, целесообразно сделать эскиз.

Выбор узора зависит от назначения поделок. Одни могут использоваться как салфетки под стакан, чашку, на фрукты, хлеб и так далее; другие - для отделки помещений, карнавальных или маскарадных костюмов, украшений елок. Вырезки могут служить отделкой различных предметов, украшений альбомов, использоваться как аппликация.

Выделяют несколько видов вырезания:

Вырезание по одной линии симметрии. Для таких вырезок используют тонкую белую или цветную бумагу.

В природе есть много предметов, имеющих симметричное строение, поэтому для выполнения поделки используют половинное изображение. Лист Бумаги складывают пополам. Со стороны линии сгиба рисуют половину нужного предмета (можно для этой цели использовать шаблон). Держа бумагу со стороны сгиба, отрезают лишнюю бумагу.

Вырезки по одной линии симметрии привлекательны простотой исполнения, лаконичностью выразительных средств, доступных учащимся практически всех возрастных групп, не требует специальной подготовки, что дает возможность использовать такой вид работы на различных этапах обучения. Творческий простор здесь достаточно широк. Линии симметрии имеют многие предметы, изготавливая их, дети лучше познают окружающий мир, у них развивается наблюдательность, аналитическое мышление.

Бесконечный орнамент, гирлянды. Эти вырезки делают в том случае, когда надо получить многократное повторение изображения предметов, орнамента. Вырезки используют для украшения елки, зала, костюмов, помещений, альбомов.

Полоску белой или цветной бумаги складывают несколько раз пополам, пока не получат заготовку нужного размера. С одной стороны наносят половинное изображение предмета, растения, элемента орнамента и вырезают по контурным линиям. Противоположную сторону не отрезают, она служит перемычкой для соединения вырезанных частей. Изображение наносят как на одну сторону сгиба, так и на обе.

Салфетки, снежинки. Красивые салфетки и снежинки можно сделать из самой разнообразной бумаги - белой и цветной, тонкой или плотной, а так же из фольги или папиросной бумаги разных цветов.

Выбор формы и узора зависит от назначения изделия, например салфетки под чайную чашку, вазочку или снежинки на елку. Изготавливаются салфетки и снежинки из квадратных листов бумаги разных размеров. Изменить узор можно, увеличив или уменьшив число складываний. Исходный квадрат в зависимости от того, какой рисунок нужно получить в результате на готовом изделии, может складываться на разное количество частей.

Транспарантное вырезание. Это совершенно уникальный способ вырезания из бумаги пользуется большой популярностью в Гурмании, Дании, Швейцарии.

Первая особенность этого способа заключается в том, что, хотя рисунки, которые получаются в результате вырезания, симметричны, складывать бумагу не обязательно. Вторая особенность состоит в том, что в таких вырезках используется метод симметричного отгибания половины рисунка. Это позволяет создать объемность и двухцветность произведени (если используется бумага, окрашенная с двух сторон разными цветами, либо только с одной стороны).

Художественное вырезание из бумаги. В таком виде работы простых форм практически не бывает. Вырезание строится по принципам симметрии и без нее, по своим линиям.

Вырезки делаются из однотонной, чаще всего черной бумаги. Основные темы - цветы, деревья, птицы, животные, бытовые сценки. Во многих вырезках присутствует природа - она вырезается с особой тщательностью. Такое исполнение, конечно, очень трудоемко. Эту работу справедливо можно назвать ювелирной.

Аппликация (от латинского «applicatio») - прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на основу разноцветных кусочков бумаги, выполняя определенный узор или композицию. Аппликация - это наиболее древний и доступный вид творчества.

Прежде чем приступить к работе, подготавливают рисунок, в зависимости от которого подбирают бумагу, основу и намечают последовательность наклейки отдельных частей. Рисунок выполняют чаще всего на изнаночной, неокрашенной стороне бумаги, поэтому при наклейке частей на основу получается обратное изображение. Этот факт необходимо учитывать в работе.

Подготовленные для аппликации детали раскладывают на основе и затем приклеивают в определенной последовательности: те детали, которые наиболее удалены в перспективе, наклеивают первыми, потом остальные с постепенным приближением к переднему плану. В многоцветном рисунке не производят тщательную подгонку деталей - их наклеивают внакладку, то есть одну часть на другую, этим достигается качество работы.

Необходимо помнить, что аппликации передает предметы обобщенно, условно, порой лишь отдаленно напоминая то, что существует в действительности. Учитывая эту особенность, следует избегать детализации, дорисовки, подкраски.

Аппликации бывают самыми различными и неожиданными. Простейший вид аппликации - орнаменты из геометрических фигур, а так же создание панно с изображением плодов, цветов, грибов, птиц и животных.

Орнамент представляет собой чередование геометрических, растительных и других форм. Его можно выполнить как из одинаковых, так и из смешанных заготовок. Таким способом можно сделать закладку, украсить альбом, стенную газету, стенд.

Для аппликации из отдельных предметов используют рисунки овощей, фруктов, отдельных растений, цветов, животных (перечень предметов не ограничен). Это самая простая аппликация по исполнению.

Сюжетная аппликация более сложная в работе, состоит из нескольких предметов. Рисунку уделяется большое внимание. Вначале выполняют эскиз, потом каждую часть переносят на цветную бумагу с изнаночной стороны. Вырезанные части накладывают на основу, приклеивают после того, когда будет найден наиболее удачный композиционный вариант. Одна из особенностей данного вида аппликации - большая степень обобщенности.

Аппликация из силуэтов - один из интереснейших видов аппликативной техники и привлекателен оригинальностью исполнения. Выразительные средства в этом виде предельно лаконичны: эффект контрастности. В работе используют обычно черную бумагу, приклеенную на белый фон, иногда наоборот.

Работа проста по исполнению. Рисунок переносят на черную бумагу с неокрашенной стороны, вырезают его по контуру и приклеивают на фон. Способом силуэта можно сделать аппликации отдельных предметов, жанровые сценки, иллюстрации к рассказам, сказкам, басням, явлениям природы. Такими аппликациями можно украсить альбом, шкатулку, стенд, классный уголок, газету.

Аппликация из геометрических фигур - не только интересный, но и увлекательный вид работы. Из различных геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, кружочков - делают аппликации птиц, зверей, строений, технических конструкций и другие поделки.

Наблюдательность, умение найти главное, характерное в предмете, животном и растительном мире - необходимое требование в этой работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.047 с.)