Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников



ВВЕДЕНИЕ

 

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.

Трудовое обучение - важное средство творческого и эстетического развития. Возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус. Учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.

Но все это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.

В связи с вышесказанным дипломная работа посвящена теме: «Художественное изображение сказочного мира в работе с бумагой на уроках технологии».

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:

создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;

обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования является творческая деятельность детей младшего школьного возраста, а его предметом - процесс развития творчества младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой на основе сказочных текстов.

В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования определены следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творчества;

Рассмотреть особенности развития творчества у младших школьников;

Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста с использованием сказочной литературы и бумаги;

Выявить отношение младших школьников к урокам труда;

Определить творческие задания на уроках технологии для младших школьников.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирические (практические):

работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование);

коллективная и индивидуальная работа учащихся;

анализ результатов творческой работы учащихся.

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: развитие творчества младших школьников будет осуществляться эффективнее с использованием сказочных сюжетов в работе с бумагой на уроках технологии, при соблюдении следующих условий:

в задания систематически включать задачи, требующие поисков самостоятельного решения;

применять сочетание репродуктивных и поисковых методов в работе с детьми;

работа должна закончиться видимым, осязаемым результатом.

Экспериментальной базой являлся Центр Образования № 1485 города Москвы.


ВВЕДЕНИЕ

 

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.

Трудовое обучение - важное средство творческого и эстетического развития. Возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус. Учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.

Но все это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.

В связи с вышесказанным дипломная работа посвящена теме: «Художественное изображение сказочного мира в работе с бумагой на уроках технологии».

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:

создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;

обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования является творческая деятельность детей младшего школьного возраста, а его предметом - процесс развития творчества младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой на основе сказочных текстов.

В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования определены следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творчества;

Рассмотреть особенности развития творчества у младших школьников;

Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста с использованием сказочной литературы и бумаги;

Выявить отношение младших школьников к урокам труда;

Определить творческие задания на уроках технологии для младших школьников.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирические (практические):

работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование);

коллективная и индивидуальная работа учащихся;

анализ результатов творческой работы учащихся.

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: развитие творчества младших школьников будет осуществляться эффективнее с использованием сказочных сюжетов в работе с бумагой на уроках технологии, при соблюдении следующих условий:

в задания систематически включать задачи, требующие поисков самостоятельного решения;

применять сочетание репродуктивных и поисковых методов в работе с детьми;

работа должна закончиться видимым, осязаемым результатом.

Экспериментальной базой являлся Центр Образования № 1485 города Москвы.


Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.013 с.)