Важнейшие особенности поэзии серебряного века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие особенности поэзии серебряного века



Постоянное стремление к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, к всевозможным литературным экспериментам: от Брюсова (“старшие символисты”) до Маяковского, Хлебникова (футуризма 1910-х годов) и особенностей поэтического языка М. Цветаевой в 1920-х годах.

А. А. Блок. Значение идей В. Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя. «Вступление» («Отдых напрасен. Дорога крута...»), «Вхожу я в тёмные храмы...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Предчувствую тебя...»*, «Я отрок, зажигаю свечи...», «Девушка пела в церковном хоре...»*. Символизм Блока.

Принципы циклизации поэтических книг Блока. Три тома лирики как путь и судьба лирического героя. «Город», «Снежная маска»*, «Страшный мир» и «Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На островах»*, «О доблестях, о подвигах, о славе...»).

Блок о поэте и его назначении — «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка», «Клеопатра»*, «Соловьиный сад». Использование литературной традиции в создании поэтических символов.

Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) — «Русь», цикл «Родина» («На поле Куликовом», «На железной дороге», «Родина», «Россия»). Куликовская битва — “символическое событие русской истории”.

«Двенадцать». Многообразие жанровых истоков поэмы (частушка, марш, романс, песня, заупокойная молитва и другие). Контраст как основной принцип построения поэмы: контраст образов, цвета, стихового ритма, языковых стилей (просторечие — книжный). Контрастная природа революции. Ветер и метель как символы революционной стихии. Символические образы в поэме. Разнообразные толкования образа Двенадцати. Особенности композиции поэмы. Значение финала поэмы, его принципиальная непрояснённость.

А. А. Ахматова. Книги: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini».

Многоликость лирической героини. Конкретность образов, “дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью...».

Формирование эпического взгляда на мир (от стихотворений 1914 года до стихов начала 1920-х годов) — «Июль 1914», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Всё расхищено, предано, продано...», «Я гибель накликала милым...», «Для того ль тебя носила...», «А Смоленская нынче именинница...», «Когда в тоске самоубийства...», «Ты — отступник: за остров зелёный...».

Значение темы памяти в поэзии Ахматовой: «В сороковом году», «Мужество», «Реквием», «Северные элегии»*, «Поэма без героя»*.

Ахматова о поэте и поэзии («Тайны ремесла»). Влияние классической традиции русской лирики на творчество поэта.

О. Э. Мандельштам*. Книги: «Камень» и «Tristia».

Сиюминутное — вечное у раннего Мандельштама («Дано мне тело»). Трагическое ощущение хрупкости смертного и холодности, безликости вечного («Нет, не луна, а светлый циферблат...»). Воплощение темы творчества (в том числе и поэтического) в конкретно-осязаемых образах (камня, дерева, ласточки и другом). Значимость архитектурных мотивов («Notre Dame», «Айя-София»), в том числе в связи с темой культурной преемственности («Я не слыхал рассказов Оссиана», «Silentium», «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», «Век»). Мотивы Тютчева в поэзии Мандельштама и их переосмысление. Образ Петербурга в стихотворениях Мандельштама. Тема гибели культуры, апокалиптические мотивы («Петербургские строфы», «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «Сумерки свободы», «Нет, никогда ничей я не был современник...», «За гремучую доблесть…», «Мы живём, под собою не чуя страны…»).

В. В. Маяковский. Предреволюционная лирика. Своеобразие поэтического языка. Единство противоположностей в характере лирического героя: грубость–нежность, ненависть–любовь. Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы. Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. Своеобразие и функция художественных средств. Особенности стихосложения. Ритмическое своеобразие поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского — «А вы могли бы?..», «Любовь» («Девушка пугливо куталась в болото...»), «Послушайте!», «А всё-таки», «Адище города», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Вам!», «Облако в штанах». Своеобразие послереволюционного творчества. Работа в Окнах РОСТА. Понятие акцентного стиха*. Маяковский о назначении поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Во весь голос».

Современность в зеркале сатиры Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся». Сатирическая драматургия Маяковского* («Баня», «Клоп»).

С. А. Есенин. Блоковские мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий богомолец я смотрю твои поля...»*, «Отговорила роща золотая...»). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»). Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни», «Песнь о хлебе»*). Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращение на родину», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Сорокоуст»*, «Несказанное, синее, нежное», «Русь уходящая»*, «Анна Снегина»). Поздняя любовная лирика (цикл «Персидские мотивы»).

Трагическое мироощущение поэта в поэме «Чёрный человек»*.

М. И. Цветаева*. Романтическое мироощущение Цветаевой. «Стихи о Москве». Романтические поэтические портреты современников (цикл «Стихи к Блоку»; «Стихи к Ахматовой»). Мотивы одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл «Провода», «Русской ржи от меня поклон», «Расстояния: вёрсты, мили»). М. Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт» («Поэт — издалека заводит речь»).

Б. Л. Пастернак. Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!», «Марбург»*, «Определение поэзии», «Про эти стихи»*, «Поэзия» («Поэзия, я буду клясться»)*, «Во всём мне хочется дойти...». Музыкальные темы и мотивы* («Импровизация»*, «Опять Шопен не ищет выгод»*, «Годами когда-нибудь в зале концертной...»*).

«Доктор Живаго»*. Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории. Художественное решение проблемы соотношения жизни и смерти. Роль искусства в бессмертии человека. Образ эпохи в романе. Роман Пастернака в контексте традиций русской классики и литературы ХХ века.

Соотношение прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла стихотворений Юрия Живаго.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Развитие представлений о литературном направлении и течении. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме лирики, о влиянии музыки на поэзию.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Принципы французского символизма и русская поэзия.

Блоковские мотивы в поэзии Юрия Живаго.

Средства создания атмосферы тайны в поэзии Блока.

Вещность и осязаемость поэтического образа у Ахматовой.

Экзотика и традиция в поэзии Н. Гумилёва: особенности темы пути, образ лирического героя.

Языковые эксперименты В. Маяковкого (или В. Хлебникова).

Живописность образов В. Маяковского (или А. Блока).

Поэтический синтаксис Цветаевой.

Детство и отрочество в поэзии и мемуарной прозе Цветаевой.

Принципы поэтического изображения “обстоятельств великолепия” (А. Жолковский) у Б. Пастернака: сверхэмоциональное напряжение в жизни человека, природы, поэзии.

Мифологические образы деревенской Руси в поэзии Н. Клюева и С. Есенина.

ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ (“новый человек”, “новый быт”, “новый язык”)

Е. И. Замятин. «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах “идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций*.

На выбор одно или несколько произведений о Гражданской войне:

И. Э. Бабель*. «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя.

А. А. Фадеев*. «Разгром». Своеобразие композиции романа и её художественный смысл (противопоставление путей Морозки и Мечика). Интеллигенты в романе — представители разных политических партий. Социальный состав партизанского отряда. Образ Левинсона как символ военного лидера эпохи Гражданской войны.

М. А. Шолохов*. «Тихий Дон». Донское казачество как историческая сила. Мир казачества в романе Шолохова: распад патриархальных семейных связей, разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции. Судьба семьи Мелеховых. Жестокость изображённой в романе жизни. Особенности финала романа и его значение. Логическая и историческая неизбежность революции и Гражданской войны в романе.

М. А. Булгаков. «Белая гвардия»*. Изображение истории в романе. Противопоставление дома и города: дом — основа человечности в бесчеловечном мире. Мир культуры в романе: театр, литература, семейные и социальные традиции как основа романа и как условие сохранения возможностей нормальной жизни. Своеобразие пространства и времени в романе. Литературная традиция в романе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.95.157 (0.015 с.)