Проблемы, связанные со вступлением в ВТО   и пути их решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы, связанные со вступлением в ВТО   и пути их решения.



 

 

 В Армении в течение последних шести лет в результате блокады возникла ситуация так называемого естественного протекционизма. Поэтому уже на первом этапе реформ в стране сформировалось одно из наиболее либеральных законодательств по тарифному регулированию внешней торговли, причем не только в рамках СНГ. Вхождение в ВТО практически никак не изменило тарифную политику Армении, потому что у нас тарифные ставки и так ниже предусмотренных нормами ВТО; средний тариф по Армении составляет 4%, в то время как по требованиям ВТО - около 8%. Таким образом, принципиально какого-либо улучшения внешнеторговых отношений, в частности, увеличения экспорта или уменьшения импорта не произойдет. воздействие может проявится в более долгосрочной перспективе, и уже через несколько лет на некоторых рынках произойдут серьезные изменения и возникнут проблемы, к решению которых Армения должна быть готова.

В первую очередь это изменения на рынке труда. В связи со вступлением в ВТО Армения  вынуждена принять основную систему трудового законодательства, принятую в странах-членах ВТО, что может отразиться на экономическом росте, и уже в конце прошлого года  наше государство приняло Трудовой Кодекс, который уже соответствует международным стандартам, например согласно этому кодексу работа считается незаконной, если нету трудового договора между работадателем и работником, то есть государство уже заставляет работадателям и работникам заключать договоры между собой.  С одной стороны, это хорошо, так как наемные рабочие будут защищены на тех же условиях (продолжительность рабочего дня, условия оплаты, оплачиваемый отпуск и др.), на которых защищается труд во всех странах-членах ВТО. С другой стороны, на определенном этапе это может привести к дополнительным расходам в экономике, к снижению производительности труда (и так находящейся на довольно низком уровне), снижению конкурентоспособности нашей продукции и как следствие - к замедлению экономического роста. И в связи с этим Армения создала новый институт- Трудовая Инспекция, чтобы эти новые трудности связанные с новым Трудовым Кодексом были разделены от Налоговой Инспекции, у которых и без того немало проблем. Я думаю что Армения на правильном пути по отношению к институциональным реформам, это разделение поможет государству лучше следить за трудовыми отношениями в нашей стране. Правда еще год полтора потребуется чтобы этот новый институт сформировался окончательно и нашло свое место в нашей экономике. Еще окончательно не решено какие задачи будут поставлены на Трудовую Инспекцию, которые раньше были задачами Налоговоых Инспекций и других институтов.

   

 

Другое направление - это защита интеллектуальной собственности. Армения в настоящее время пытается выйти на новый уровень в сфере новых и информационных технологий. Требования ВТО по защите интеллектуальной собственности для Армении имеют свои плюсы и минусы. Во-первых, они позволят нам защитить на внешних рынках интеллектуальную собственность, созданную в Армении. Но в то же время и внешние производители будут защищать свою собственность в Армении, и тут возникнут проблемы. Как только наши производители начнут самостоятельно выходить на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией, естественно, возникнет вопрос об использовании в процессе разработки этих информационных и технологических продуктов интеллектуальной собственности иностранных производителей. В случае, если этот информационный продукт был разработан с применением пиратских программ, будут вводиться ограничения на его экспорт, т.е. произойдет снижение конкурентоспособности нашей продукции в сфере информационных технологий, являющейся одной из приоритетных отраслей армянской экономики. Сегодня Армения может конкурировать на внешнем рынке в этой сфере во многом за счет дешевых технологий, применяемых в производстве информационных продуктов.

Лицензированные программные продукты, используемые для чип-дизайна, или разработки информационных продуктов в области мобильной связи и других областях очень дороги. Многие армянские компании после введения в действие механизмов защиты иностранной интеллектуальной собственности окажутся в очень затруднительном положении. Даже самый дешевый программный продукт "Windows" (100$) - с учетом постоянно возрастающего числа компьютеров после введения механизмов защиты поглотит значительную часть средств, выделяемых разработчиками на создание программных продуктов. Конечно, использование нелицензированных программ - пиратство, но многие развивающиеся страны обеспечивают таким образом свое развитие.

Само собой разумеется, что любая собственность, в том числе и интеллектуальная, должна быть защищена. Но игнорирование этой проблемы может иметь серьезные последствия. Уже сегодня надо думать о том, как реально оценить эту опасность, как сформировать, например, определенную систему государственного дотирования или специальные фонды для финансирования подобных затрат. Если мы не найдем эффективного решения этой проблемы, стоимость наших информационных продуктов резко возрастет, что приведет к снижению их конкурентоспособности на мировом рынке. И делать это надо сейчас, пока к Армении еще не предъявляются серьезные требования по защите интеллектуальной собственности.

От решения этой проблемы может зависеть и то, по какому пути пойдет развитие информационных технологий в Армении. По так называемому оффшорному, когда иностранные компании, в частности, американские размещают в развивающихся странах (где себестоимость создания программных продуктов гораздо ниже, чем в развитых странах) разработку отдельных блоков крупного программного продукта, а окончательную его доработку производят в самой компании. В этом случае иностранные компании закрывают глаза на несанкционированное использование их продуктов. По такому пути развиваются информационные технологии в Индии. Таким же образом пока создается и значительная доля промежуточных программных продуктов в Армении. Однако, если Армения решит пойти по пути Израиля или Ирландии, возникнут сложности, так как эти страны ориентированы на создание конечных программных продуктов. И разница очень существенная. Если Индия, имея 200 тыс.программистов, экспортирует программные продукты на 3 млрд.долларов, то Израиль, где программистов на порядок меньше, экспортирует их на 30 млрд.долларов.

Другое направление, которое требует особого внимания, - сельское хозяйство. За прошедший период за счет естественного протекционизма начался подъем сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли. В настоящее время мы находимся на этапе импортозамещения, производя пищевую продукцию на базе собственного сельскохозяйственного сырья. Однако, по мнению многих экспертов, потенциал роста импортозамещения будет исчерпан к 2005-2006 гг., и тогда самым серьезным образом встанет вопрос наращивания экспорта.

Надо сказать, что Армения уже сегодня в силу объективных и субъективных условий является экспортером пищевой продукции. Но сегодня с сельхозпродукции не взимается НДС, а с 2009 года в связи с вступлением в ВТО Армения будет вынуждена отказаться от этой практики. Это может привести к тому, что, когда будет введен НДС на производство сельхозпродукции, возникнет необходимость субсидирования сельского хозяйства. ВТО считает, что неприменение НДС по отношению к сельхозпродукции - своего рода субсидирование, а по правилам ВТО во всех странах установлены пределы субсидирования. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день неизвестно, когда Армения начнет напрямую субсидировать сельское хозяйство, переведя его в контролируемый сектор экономики, будут ли размеры этих субсидий равнозначны тем средствам, которые сегодня получает сельскохозяйственное производство за счет освобождения от уплаты НДС. Однако переход к системе субсидирования займет ориентировочно от четырех до шести лет, и сейчас уточняются именно эти сроки. Кроме того, эффективное субсидирование возможно лишь при наличии сильного институционального государства. В условиях же армянского государства, когда чиновники начнут распределять субсидии, замена протекционизма субсидированием может привести к значительным деформациям в сельском хозяйстве, поскольку личные пристрастия или интересы того или иного чиновника могут перевесить объективные экономические интересы государства.

  Кроме того, с введением налогообложения в сельском хозяйстве возникнет теневой сектор, и немалый!

И для решения проблемы насчет субсидирования Армении в первую очередь надо заниматься проблемой институтов, то есть институциональными реформами, и не только в сфере налогов или экономики, чтобы к 2009 году государство  могло бы субсидировать сельское хозяйство.

В заключение этой главы могу сказать, что мы вошли в систему, в которой действуют свои правила игры. Этот процесс объективен и закономерен, если наша страна хочет интегрироваться в мировую экономику. Вопрос в том, насколько Армения сможет использовать эти правила в своих интересах.


Глава 4.

Теневая Экономика в Армении

Хотя теневая экономика в той или иной мере присуща всем странам, в том числе развитым, до сих пор единого общепринятого понятия теневой экономики экономической теорией не сформулировано, что объясняется неоднозначностью и сложностью явления. Одной из главных отличительных черт теневой экономической деятельности считается ее неконтролируемый государством характер, когда деятельность экономических агентов каким-либо образом скрыта от органов государственного управления и контроля или вовсе запрещена законом.
По характеру этой деятельности различают две основные сферы теневой экономики: - экономическая деятельность в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля (полностью или частично); - экономическая деятельность в нелегальном секторе, запрещенная законом.

 

Оценки для Армении колеблются в больших пределах - от 40% (по официальным данным) до 60%, а в сфере розничной торговли и услуг тень достигает 80%.
Особенностью теневой экономики Армении является то, что массовый характер носят теневые операции в легальном секторе экономики, которые в основном направлены на снижение налоговой нагрузки путем сокрытия части оборота, фонда оплаты труда и т.п. Другой особенностью является значительный объем неучитываемых частных трансфертов и относительно низкий уровень криминального теневого сектора. В качестве национальной особенности можно указать также на отсутствие тени в сельском хозяйстве, поскольку оно освобождено от налогообложения. Но поскольку к 2008 году сельское хозяйство подвергнется налогообложению по требованию ВТО, можно ожидать, что в этой сфере также образуется большая тень.
Из многочисленных отрицательных последствий влияния теневой экономики на общество выделю два наиболее важных - уменьшение бюджетных доходов и искажение конкурентного поля. В качестве положительного последствия можно указать на смягчение проблемы занятости.
Основные причины, порождающие теневую экономику в Армении
Теневая экономика есть естественная реакция бизнеса на неэффективность государства. Очевидно, что есть множество объективных причин существования теневой экономики в Армении, находящейся в условиях переходного периода. Тем не менее столь высокий, а главное, неуменьшающийся уровень теневой экономики свидетельствует о наличии серьезной системной проблемы.
Следует признать, что главной причиной, породившей и поддерживающей высокий уровень теневой экономики в легальном секторе, была и остается неадекватная налоговая политика государства и провоцирующее коррупцию законодательство. Неадекватность этой политики выражается в том, что в условиях институциональной и ресурсной слабости государства, находящегося на переходном этапе, правительство изначально попыталось перенести налоговые модели развитых западных стран в армянскую действительность без учета ресурсных возможностей нашего государства. Отличительные черты этих налоговых моделей - сложность и громоздкость в сочетании с высоким уровнем налоговых ставок.

Такие модели вполне работоспособны, но лишь при высоком уровне развития государственных институтов и механизмов госрегулирования экономики, а также при соответствующем материальном и техническом обеспечении налоговых служб. Если ресурсов недостаточно, а институты не развиты, то высокие ставки неизбежно корректируются на практике с помощью механизмов коррупции и теневой экономики. Именно это и произошло в Армении.

Так, введение НДС в Армении прямо противоречило опыту мировой практики. Вместо постепенного роста ставки с минимально возможной до оптимальной сразу была введена максимально возможная ставка. Эволюция стандартных ставок НДС в мировой налоговой практике происходила от уровня 8-10% (Австрия, Англия, Дания, Турция, Германия) до нынешних 14-16% в Испании, Германии и 17-20% в Англии, Греции, Италии, Франции. Самая высокая ставка НДС в 25% установилась в Дании и Швеции, при этом доля НДС в общих налоговых доходах в Швеции наиболее низкая - всего 13%. Мировой опыт взимания НДС показал, что из-за высоких фиксированных издержек и административной сложности этого налога его оптимальная ставка должна составлять 10-15%. Так, правительство России рассматривает возможность снижения НДС до 15-17%.

Высокие налоги на фонд зарплаты и социальные отчисления также породили массовую тень в оплате труда.

Самая большая "тень" сегодня наблюдается в сфере розничной торговли и услуг. Основная причина та же - нереально высокая налоговая нагрузка. В качестве примера можно привести закон об упрощенном налоге, в поле которого работают 11 тысяч хозяйствующих субъектов, в основном торговых объектов. В соответствии с ним розничные торговцы платили налог с оборота в размере 5%. Поскольку издержки нахождения в "тени" ниже, почти вся торговля переместилась в "тень", занижая показываемые обороты. Внедрение в этих условиях кассовых аппаратов, объявленных в качестве главной меры борьбы с теневыми оборотами, лишь усугубило ситуацию, т.к. нереальный налог в сочетании с кассовым аппаратом создал уже идеальную почву для массовой коррупции.
В декабре 2002 года правительство выступило с законодательными инициативами в области налоговой политики, в соответствии с которыми, в частности, было предложено уменьшить ставку упрощенного налога с 5% до 3,5%. Тем самым правительство косвенно признало, что этот налог был завышенным.

Таким образом, в институционально слабом государстве псевдожесткая политика высоких налоговых ставок неэффективна и опасна, т.к., во-первых, она провоцирует теневую экономику и коррупцию, приводит к несправедливому распределению налогового бремени и несправедливому ценообразованию, во-вторых, она не дает желаемого фискального результата - государство все равно не добивается завышенных налоговых целей, и в-третьих, она развращает психологию госаппарата и деформирует отношения между бизнесом и властью.

Отметить можно также, что политика высоких налоговых ставок в большинстве стран с переходной экономикой стала отражением того, что налоги выполняют ярко выраженную фискальную функцию, а не являются механизмом реализации государственной экономической политики.
Таким образом, высокий уровень теневой экономики обусловлен тем, что совокупные трансакционные издержки пребывания в тени (величина взяток, невозможность заключения контрактов, которые могут стать предметом судебного разбирательства и тд.д.) в большинстве случаев ниже издержек нахождения в легальном секторе. При этом следует подчеркнуть, что издержки нахождения в легальном секторе связаны не только с высоким уровнем налоговых ставок и методами налогового администрирования, но и невыполнением со стороны государства своих основных функций, в частности, по защите прав собственности и соблюдению контрактного права, эффективной судебной системы и т.д.
Что касается фактора правоохранительных органов, то формально-правовой метод борьбы с теневой экономикой является эффективным лишь при высоком уровне развития государственных институтов по регулированию экономики, как это имеет место в большинстве развитых стран. В Армении, где государство еще не в состоянии обеспечить равные правила игры для хозяйствующих субъектов и выступать в роли независимого арбитра, усиление налогового администрирования опасно и неэффективно.

  

В заключение этой главы можно сказать следующее: борьба с теневой экономикой и коррупцией предполагает наличие трех важнейших условий - политической воли руководства страны, "антитеневого" экономического, в первую очередь налогового, законодательства, адекватного ресурсным возможностям государства, и эффективно работающей правоохранительной системы. Полностью искоренить теневую экономику невозможно, но можно существенно уменьшить ее размеры. Видимо, существует естественный фон теневой экономики, после которого борьба с ней вообще лишена смысла. Для Армении величину такого фона можно принять равной 25-30%. При наличии соответствующей политической воли главным способом снижения уровня теневой экономики в условиях институционально слабого государства является максимальное упрощение налогового законодательства и приведение налоговой политики в соответствие с ресурсными возможностям государства по контролю за ее исполнением.
В целом нормальная эволюция налоговой политики в институционально слабом государстве должно происходить в направлении от низких налогов к более высоким, а не наоборот, как сейчас. Сегодня государство не располагает ресурсами, достаточными для проведения существующей налоговой политики. Сам по себе высокий уровень теневой экономики уже является доказательством неэффективности проводимой налоговой политики и неэффективными действиями государства в легальном секторе. Следовательно, необходимо уменьшение базовых налоговых ставок до того уровня, при котором реально имеющийся ресурсный и административный потенциал государства был бы достаточен для гарантированного исполнения налоговых законов подавляющим большинством легальных хозяйствующих субъектов. Именно это должно стать критерием эффективности налоговой политики для стран переходного периода, а не уровень собираемых налогов в ВВП по аналогии с развитыми странами.    Это крайне важно для того, чтобы создалось одинаковое конкурентное поле и заработали рыночные механизмы справедливой конкуренции и ценообразования. Пока же несмотря на официальные декларации, теневая экономика в Армении не проявляет тенденции к уменьшению. Однозначных и бесспорных критериев, свидетельствующих в пользу этого, нет.

 

 


Глава 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.014 с.)