Всемирная Торговая организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всемирная Торговая организация



Глава 1.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

 ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова,Киргизия.

Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота.

 

Задачи ВТО.

 

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам:

1). Отсутствие дискриминации в торговле: ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров: торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные меры и политика определения обменных курсов валют.


3). Стабильность и предсказуемость условий торговли: иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле: для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств: этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

 

Практические принципы работы ВТО.

 

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, в том числе и Арменией, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-General Agreement on Tariffs and Trade) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС-General Agreement on Trade Services) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС-Agreement on Trade Related Intellectual Property Rights). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

 


 Основные функции ВТО.

 

 

1.контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

2.создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

3.урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

4.контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

5.оказание помощи развивающимся странам;

6.сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.

Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».  

   

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

 


ГЛАВА 2.

 

Глава 3.

 

Глава 4.

Теневая Экономика в Армении

Хотя теневая экономика в той или иной мере присуща всем странам, в том числе развитым, до сих пор единого общепринятого понятия теневой экономики экономической теорией не сформулировано, что объясняется неоднозначностью и сложностью явления. Одной из главных отличительных черт теневой экономической деятельности считается ее неконтролируемый государством характер, когда деятельность экономических агентов каким-либо образом скрыта от органов государственного управления и контроля или вовсе запрещена законом.
По характеру этой деятельности различают две основные сферы теневой экономики: - экономическая деятельность в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля (полностью или частично); - экономическая деятельность в нелегальном секторе, запрещенная законом.

 

Оценки для Армении колеблются в больших пределах - от 40% (по официальным данным) до 60%, а в сфере розничной торговли и услуг тень достигает 80%.
Особенностью теневой экономики Армении является то, что массовый характер носят теневые операции в легальном секторе экономики, которые в основном направлены на снижение налоговой нагрузки путем сокрытия части оборота, фонда оплаты труда и т.п. Другой особенностью является значительный объем неучитываемых частных трансфертов и относительно низкий уровень криминального теневого сектора. В качестве национальной особенности можно указать также на отсутствие тени в сельском хозяйстве, поскольку оно освобождено от налогообложения. Но поскольку к 2008 году сельское хозяйство подвергнется налогообложению по требованию ВТО, можно ожидать, что в этой сфере также образуется большая тень.
Из многочисленных отрицательных последствий влияния теневой экономики на общество выделю два наиболее важных - уменьшение бюджетных доходов и искажение конкурентного поля. В качестве положительного последствия можно указать на смягчение проблемы занятости.
Основные причины, порождающие теневую экономику в Армении
Теневая экономика есть естественная реакция бизнеса на неэффективность государства. Очевидно, что есть множество объективных причин существования теневой экономики в Армении, находящейся в условиях переходного периода. Тем не менее столь высокий, а главное, неуменьшающийся уровень теневой экономики свидетельствует о наличии серьезной системной проблемы.
Следует признать, что главной причиной, породившей и поддерживающей высокий уровень теневой экономики в легальном секторе, была и остается неадекватная налоговая политика государства и провоцирующее коррупцию законодательство. Неадекватность этой политики выражается в том, что в условиях институциональной и ресурсной слабости государства, находящегося на переходном этапе, правительство изначально попыталось перенести налоговые модели развитых западных стран в армянскую действительность без учета ресурсных возможностей нашего государства. Отличительные черты этих налоговых моделей - сложность и громоздкость в сочетании с высоким уровнем налоговых ставок.

Такие модели вполне работоспособны, но лишь при высоком уровне развития государственных институтов и механизмов госрегулирования экономики, а также при соответствующем материальном и техническом обеспечении налоговых служб. Если ресурсов недостаточно, а институты не развиты, то высокие ставки неизбежно корректируются на практике с помощью механизмов коррупции и теневой экономики. Именно это и произошло в Армении.

Так, введение НДС в Армении прямо противоречило опыту мировой практики. Вместо постепенного роста ставки с минимально возможной до оптимальной сразу была введена максимально возможная ставка. Эволюция стандартных ставок НДС в мировой налоговой практике происходила от уровня 8-10% (Австрия, Англия, Дания, Турция, Германия) до нынешних 14-16% в Испании, Германии и 17-20% в Англии, Греции, Италии, Франции. Самая высокая ставка НДС в 25% установилась в Дании и Швеции, при этом доля НДС в общих налоговых доходах в Швеции наиболее низкая - всего 13%. Мировой опыт взимания НДС показал, что из-за высоких фиксированных издержек и административной сложности этого налога его оптимальная ставка должна составлять 10-15%. Так, правительство России рассматривает возможность снижения НДС до 15-17%.

Высокие налоги на фонд зарплаты и социальные отчисления также породили массовую тень в оплате труда.

Самая большая "тень" сегодня наблюдается в сфере розничной торговли и услуг. Основная причина та же - нереально высокая налоговая нагрузка. В качестве примера можно привести закон об упрощенном налоге, в поле которого работают 11 тысяч хозяйствующих субъектов, в основном торговых объектов. В соответствии с ним розничные торговцы платили налог с оборота в размере 5%. Поскольку издержки нахождения в "тени" ниже, почти вся торговля переместилась в "тень", занижая показываемые обороты. Внедрение в этих условиях кассовых аппаратов, объявленных в качестве главной меры борьбы с теневыми оборотами, лишь усугубило ситуацию, т.к. нереальный налог в сочетании с кассовым аппаратом создал уже идеальную почву для массовой коррупции.
В декабре 2002 года правительство выступило с законодательными инициативами в области налоговой политики, в соответствии с которыми, в частности, было предложено уменьшить ставку упрощенного налога с 5% до 3,5%. Тем самым правительство косвенно признало, что этот налог был завышенным.

Таким образом, в институционально слабом государстве псевдожесткая политика высоких налоговых ставок неэффективна и опасна, т.к., во-первых, она провоцирует теневую экономику и коррупцию, приводит к несправедливому распределению налогового бремени и несправедливому ценообразованию, во-вторых, она не дает желаемого фискального результата - государство все равно не добивается завышенных налоговых целей, и в-третьих, она развращает психологию госаппарата и деформирует отношения между бизнесом и властью.

Отметить можно также, что политика высоких налоговых ставок в большинстве стран с переходной экономикой стала отражением того, что налоги выполняют ярко выраженную фискальную функцию, а не являются механизмом реализации государственной экономической политики.
Таким образом, высокий уровень теневой экономики обусловлен тем, что совокупные трансакционные издержки пребывания в тени (величина взяток, невозможность заключения контрактов, которые могут стать предметом судебного разбирательства и тд.д.) в большинстве случаев ниже издержек нахождения в легальном секторе. При этом следует подчеркнуть, что издержки нахождения в легальном секторе связаны не только с высоким уровнем налоговых ставок и методами налогового администрирования, но и невыполнением со стороны государства своих основных функций, в частности, по защите прав собственности и соблюдению контрактного права, эффективной судебной системы и т.д.
Что касается фактора правоохранительных органов, то формально-правовой метод борьбы с теневой экономикой является эффективным лишь при высоком уровне развития государственных институтов по регулированию экономики, как это имеет место в большинстве развитых стран. В Армении, где государство еще не в состоянии обеспечить равные правила игры для хозяйствующих субъектов и выступать в роли независимого арбитра, усиление налогового администрирования опасно и неэффективно.

  

В заключение этой главы можно сказать следующее: борьба с теневой экономикой и коррупцией предполагает наличие трех важнейших условий - политической воли руководства страны, "антитеневого" экономического, в первую очередь налогового, законодательства, адекватного ресурсным возможностям государства, и эффективно работающей правоохранительной системы. Полностью искоренить теневую экономику невозможно, но можно существенно уменьшить ее размеры. Видимо, существует естественный фон теневой экономики, после которого борьба с ней вообще лишена смысла. Для Армении величину такого фона можно принять равной 25-30%. При наличии соответствующей политической воли главным способом снижения уровня теневой экономики в условиях институционально слабого государства является максимальное упрощение налогового законодательства и приведение налоговой политики в соответствие с ресурсными возможностям государства по контролю за ее исполнением.
В целом нормальная эволюция налоговой политики в институционально слабом государстве должно происходить в направлении от низких налогов к более высоким, а не наоборот, как сейчас. Сегодня государство не располагает ресурсами, достаточными для проведения существующей налоговой политики. Сам по себе высокий уровень теневой экономики уже является доказательством неэффективности проводимой налоговой политики и неэффективными действиями государства в легальном секторе. Следовательно, необходимо уменьшение базовых налоговых ставок до того уровня, при котором реально имеющийся ресурсный и административный потенциал государства был бы достаточен для гарантированного исполнения налоговых законов подавляющим большинством легальных хозяйствующих субъектов. Именно это должно стать критерием эффективности налоговой политики для стран переходного периода, а не уровень собираемых налогов в ВВП по аналогии с развитыми странами.    Это крайне важно для того, чтобы создалось одинаковое конкурентное поле и заработали рыночные механизмы справедливой конкуренции и ценообразования. Пока же несмотря на официальные декларации, теневая экономика в Армении не проявляет тенденции к уменьшению. Однозначных и бесспорных критериев, свидетельствующих в пользу этого, нет.

 

 


Глава 5.

Выводы

 

 

Вступление Армении в ВТО - самое подходящее время для начала структурных преобразований в предпринимательском секторе. Необходимо отметить, что основным препятствием в области структурных реформ является отсутствие прозрачности налогового и таможенного законодательств в Армении. В таких условиях предприятиям очень сложно планировать свои производственные программы и держать торговую марку. Поэтому, когда конкуренция с импортными товарами на внутреннем рынке после вступления Армении в ВТО обострится, для правительства наступит самый актуальный момент снять это давление на экономику.

Вступление Армении в ВТО очень важно в двух аспектах. Во-первых, это прежде всего мощный политический сигнал внешнему миру, что экономика данной страны развивается по признанным во всем мире экономическим и торговым правилам. Кроме того, это своего рода рычаг для более активной интеграции Армении в мировой рынок. Армения в силу своих малых масштабов может эффективно развиваться только при условии максимальной открытости внешнему миру. Очень важно, чтобы ее ВВП рос именно за счет экономического обмена с остальным миром, как это происходит в странах с маленькими экономиками, таких, как Эстония. Как известно, экспортная квота товаров и услуг Эстонии составляет больше половины ее ВВП. Армения пока не вышла на этот уровень по объективным причинам, обусловленным блокадой со стороны Турции и Азербайджана. К сожалению, блокада пока остается неопровержимым фактом, который не будет ликвидирован даже несмотря на то, что оба государства - Армения и Турции - на сегодня являются членами ВТО. Устав ВТО и Уругвайский раунд предусматривают неприменение правил ВТО для стран, имеющих политические разногласия. И Турция этим правом воспользовалась, она заявила, что не будет применять в отношении Армении режима свободной торговли.
Многие говорят что данное обстоятельство может отрицательно повлиять на развитие Армении.

Армения может даже в этих сложных политических и географических условиях активнее интегрироваться в мировой рынок за счет тех отраслей, которые не требуют больших расходов на транспортировку. Это прежде всего сектор услуг, информационных технологий, пищевая и легкая промышленность.

Возникает вопрос:  

-Как Армения будет развивать свои отношения с торговыми партнерами, которые не являются членами ВТО?
- Отношения с ними будут развиваться естественным образом, однако здесь важно учесть, чтобы Армения торговала с этими странами на принципах членства в ВТО. В идеальном варианте суверенные государства должны договориться о том, что в торговой практике будут руководствоваться принципами, заложенными в ВТО. Армении надо будет заявить об этом своим торговым партнерам, в противном случае она нарушит свои международные обязательства. Членство в ВТО не является препятствием для торговли со странами - не членами ВТО. Так, Россия была и остается одним из ведущих партнеров Армении, и членство последней в ВТО не отразится на товарообороте этих стран, так как двусторонний торговый режим между ними в принципе соответствует международным правилам.
В случае возникновения проблем налогового плана необходимо их решать на двусторонней основе. Армения должна заключить со странами - не членами ВТО двусторонние торговые соглашения.

Следует привести и положительные аргументы в пользу членства                                                   Армении в ВТО.

 Перед Арменией прежде всего открывается возможность для более активной интеграции в мировой рынок. Противники вступления в ВТО любят пугать, что местного производителя задавят импортные товары. Я с этим не согласен. Если в стране будут произведены структурные реформы и армянские малые и средние предприятия будут поставлены в либеральный налоговый и таможенный режимы, они смогут полностью реализовать свои конкурентные преимущества - дешевую рабочую силу и низкие издержки. Итогом этой работы станет вытеснение импорта с внутреннего рынка. Импортозамещение станет возможным, так как местная продукция по качеству не будет уступать ввозимой, она может быть даже более предпочтительной ввиду меньшего количества содержащихся в ней консервантов и относительно более низкой цены.

Насчет того как складывается механизм ценообразования.
 С одной стороны, армянские предприятия смотрят на стоимость импортных товаров, которые все же дороже, и начинают повышать цены. С другой стороны, цены на армянскую продукцию обусловлены еще и тем, что предприятия вынуждены отчислять непредсказуемо большую сумму в качестве различного рода налоговых сборов. Предприниматели не знают точно, сколько им предстоит перечислить в следующем месяце в качестве налоговых платежей. И это является основным препятствием в области структурных реформ, когда из-за отсутствия прозрачности налоговых и таможенных законодательств предприятиям очень трудно планировать свои производственные программы. Поэтому государство должно устранить все эти факторы давления на экономику. Иначе критики окажутся правы, и армянская экономика погибнет под натиском импорта, не сумев реализовать своих конкурентных преимуществ.

 
Еще один очень важный момент. Сейчас правительство и особенно в преддверии предстоящих президентских выборов будет заявлять, что вступление Армении в ВТО автоматически означает гармонизацию армянского законодательства с мировой экономикой и ее стандартами. Это вовсе не так. Недостаточно иметь Таможенный кодекс и комплекс налоговых законов, которые не противоречат соглашениям ВТО. Этого мало, необходимо применять эти законы в хозяйственной практике. Мы говорим, что Армения - член ВТО, и она открыта для инвесторов. Но на деле инвесторы сталкиваются с массой проблем.

 

 Применение международных норм торговли в Армении затруднено по разным причинам, хотя бы потому, что таможня рассматривается как источник пополнения казны.

В принципе для инвестора не будет иметь значения членство Армении в ВТО: если потенциальный инвестор узнает о наличии каких-либо проблем на границе, то он никогда сюда не придет. Он уйдет туда, где нет никакой неопределенности и где есть предсказуемость для его бизнеса. Поэтому в Армении необходимо устранить всякого рода административные препятствия. Если этого не сделать, эйфория от членства в ВТО может быстро пройти, а правительство останется с теми же нерешенными проблемами. Нельзя ждать от членства только политических очков или политического капитала. Все это себя очень быстро исчерпает раньше, чем пройдут выборы президента. Нужно работать над тем, чтобы возникла реальная хозяйственная выгода для экономики, чтобы можно было решить основные проблемы - сокращение уровня бедности и безработицы.

 Как показывают последние статистические данные, в области снижения уровня бедности в стране есть определенные подвижки.
Имеющиеся положительные тенденции таковы: два года назад уровень бедности в Армении составлял 55%, а теперь - 51%, в то время как рост ВВП с 3% вырос до 12%. При таком экономическом росте снижение бедности в Армении должно было быть более значительным. Тут мы подошли к проблеме, о которой редко говорят, но она существует: в целом Армения потребляет больше, чем производит. Такое превышение возможно только благодаря финансированию со стороны диаспоры и международных финансовых организаций. Однако весь смысл этого финансирования, которое, кстати, продолжается довольно долго, состоит в том, чтобы наладить работу экономики внутри государства. Сделать это можно только за счет частного сектора, а он закрыт административно-бюрократическими препятствиями. Поэтому очень важно, чтобы государство устранилось от экономического и административного воздействия на конкретное предприятие, снизило налоговую нагрузку, наладило четкую и предсказуемую систему сбора налогов. Тогда Армения в определенный момент сможет нормально и эффективно торговать, тем более в рамках ВТО.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Всемирная Торговая Организация-И.И. Дюмулен 2003г.

2. Интернет сайт www.express.am

3. Интернет сайт www.referat.ru

4. Интернет сайт www.wto.ru

5. Интернет сайт www.wto.org

6. Irtek professional

 

  

Глава 1.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

 ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова,Киргизия.

Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота.

 

Задачи ВТО.

 

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам:

1). Отсутствие дискриминации в торговле: ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров: торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные меры и политика определения обменных курсов валют.


3). Стабильность и предсказуемость условий торговли: иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле: для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств: этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

 

Практические принципы работы ВТО.

 

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, в том числе и Арменией, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-General Agreement on Tariffs and Trade) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС-General Agreement on Trade Services) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС-Agreement on Trade Related Intellectual Property Rights). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

 


 Основные функции ВТО.

 

 

1.контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

2.создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

3.урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

4.контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

5.оказание помощи развивающимся странам;

6.сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.

Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».  

   

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.088 с.)