Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами



 

В соответствии со ст. 65 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» кассовое обслуживание бюджетов вновь образуемых муниципальных образований осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов и городских округов осуществляется территориальными органами Федерального казначейства. [1]

Вместе с тем, в условиях существования и функционирования в ряде субъектов Федерации региональных систем казначейских органов, кассовое обслуживание бюджетов поселений может быть организовано и в органах регионального казначейства согласно приказу Федерального казначейства №1н от 25 марта 2005 г. о «Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства». [8]

В зависимости от выбранного варианта кассового обслуживания бюджетов поселений согласно приказу №1н функции территориальных органов Федерального казначейства могут включать:

– ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств местных бюджетов;

– учет и доведение информации о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования до бюджетополучателей местных бюджетов;

– учет денежных обязательств местных бюджетов;

– санкционирование и проведение платежей за счет средств местных бюджетов;

– формирование и предоставление отчетной информации о кассовых операциях местных бюджетов.

В связи с реформированием бюджетного устройства местного уровня, связанного с выделением четвертого уровня бюджетной системы, возникает объективная необходимость построения оптимальной с организационной и экономической точки зрения, но в тоже время эффективной и информативной модели управления бюджетными потоками на субфедеральном уровне, которая укладывалась бы в рамки приказа №1н.

При этом кассовые расходы и учет операций со средствами бюджетов должны будут осуществляется с отдельных счетов 40204 «Средствами местных бюджетов», открытых в учреждении Банка России отделениям Федерального казначейства для каждого муниципального образования.

Из вариантов кассового обслуживания, предусмотренных приказом №1н Казначейства России, обязательным должен быть вариант с открытием и ведением счета финансовой службы соответствующего бюджета. [1]

При этом финансовая служба поселения должна организовывать:

– ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в собственном казначействе;

– ведение учета лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, учет бюджетных обязательств, а также осуществление кассовых расходов.

В данном случае Федеральное казначейство будет проверять, соответствует ли заполнение представленных платежных документов требованиям нормативных актов, и обеспечивать исполнение платежных поручений, списывая средства с единого счета бюджета поселения в пределах имеющегося остатка.

Среди первостепенных недостатков можно определить экономическую неэффективность применения данной схемы, так как она влечет за собой затраты трех уровней власти: федеральной, региональной и местной.

Вместе с этим, данная модель может быть реализована исключительно при организации электронного документооборота между органом Федерального казначейства и органом, организующим исполнение бюджета поселения.

Другой моделью кассового обслуживания исполнения бюджета, избранной муниципальным образованием поселенческого уровня, может быть вариант с открытием главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств лицевых счетов в отделениях Федерального казначейства для учета операций по расходам бюджета на основании соглашения о передаче органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета поселения.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов поселений по схеме с открытием и ведением в органах казначейства лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджета поселения, процедуры доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до распорядителей и получателей средств реализуются аналогично технологиям казначейского исполнения регионального бюджета сообразно приказу Минфина №46н от 19 апреля 2000 г. «Об утверждении правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» и п. 5,6 и 7 приказа №1н (в зависимости от объема передаваемых функций). [8]

Необходимо отметить, что для обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений по данной технологии необходимо создать кадровый и информационно-технологический базис в каждом из вновь образуемых муниципалитетов, а в частности:

– организовывать в структуре администрации поселения финансовую службу;

– построить в каждом поселении полновесную структуру операторов бюджетных средств, состоящую из главного распорядителя, распорядителей и получателей бюджетных средств поселения;

– произвести отбор, а при необходимости произвести обучение специалистов, которые будут организовывать исполнение бюджета поселения и взаимодействие с казначейским органом, организующим кассовое обслуживание соответствующего бюджета (кадровый вопрос на местном уровне стоит достаточно остро и является проблемным аспектом организации казначейской системы исполнения бюджетов местного уровня);

– приобрести необходимый комплект компьютерной техники, информационно-программных средств, а также обеспечить наличие телекоммуникационной системы транспортной сети, для корреспонденции с казначейскими органами;

– обеспечить электронный документооборот между органами казначейства и финансовой службой поселения, а также всеми бюджетополучателями для организации доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств поселения, что предусмотрено в приказе №1н (в противном случае, в условиях географической удаленности от органов казначейства, организующего кассовое обслуживание соответствующего бюджета, потребуются значительные транспортные расходы, операторов бюджетных средств поселенческого уровня для регулярной доставки расходных расписаний в отделение Федерального казначейства и получения выписок по своим счетам);

– создать адекватную систему инженерного обеспечения, которая являлась бы надежной основой для должного функционирования комплекса технико-технологического оборудования.

Наряду с этим, открытие и ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств поселения потребует бухгалтерского учета в организациях – бюджетополучателях, а следовательно повлечет за собой рост затрат на оплату труда и содержание дополнительного количества штатных единиц.

Однако следует отметить, что в условиях дефицитности абсолютного большинства бюджетов местного уровня, которая лишь усугубится при дроблении существующего в настоящее время на данном уровне налогового потенциала, реализация вышеперечисленных мероприятий для вновь образуемых муниципальных образований на начальном этапе является проблемной, а возможно, и не выполнимой задачей.

Очевидна необходимость выработки альтернативных моделей кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений, которые вписывались бы в рамки действующего законодательства РФ, инструктивных и методологических документов Минфина России и Казначейства России, а также соответствовали концепции организации межбюджетных отношений, принятой на уровне субъекта Федерации.

При этом данные модели должны решать политические задачи, обеспечивать деятельность органов местного самоуправления без ущемления их конституционных прав по осуществлению принадлежащих им полномочий. Актуальность этой задачи была обозначена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ о бюджетной политике на 2007 г. [2]

Одной из таких моделей можно предположить схему кассового обслуживания бюджета поселения органами Федерального казначейства, при котором органы местного самоуправления на основании соглашения передают ряд полномочий по исполнению своего бюджета финансовому органу районного уровня.

Эта модель предусматривает открытие на отдельном счете 40204 «Средства местных бюджетов» лицевого счета главного распорядителя средств – администрации поселения для проведения операций со средствами бюджета поселения при заключении органами местного самоуправления поселенческого уровня соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им полномочий по исполнению своих бюджетов путем предоставления субвенций. Этим обеспечивается соблюдение ст. 9 и 215.1 Бюджетного кодекса РФ и положений приказа №1н.

Отличительной особенностью этой схемы является то, что полномочия по финансированию части бюджетополучателей поселения, согласно ст. 14 закона №131-ФЗ, передаются на уровень муниципального района.

При этом лицевые счета бюджетополучателей вновь создаваемых муниципальных образований (администрации района, финансовой службы, учреждения культуры) открываются в финансовом органе района, который от имени и по поручению органа местного самоуправления поселения осуществляет учет операций на их лицевых счетах через единый счет бюджета поселения, открытый в отделении Федерального казначейства.

Процедура доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до получателя средств бюджета поселения, переданного на районный уровень, ведение учета и формирование отчетности в процессе его финансирования, будет производиться финансовым органом муниципального района.

Тем не менее, в рамках этой схемы казначейского исполнения бюджетов поселения остается необходимость обеспечения бюджетополучателей на уровне поселения техническими средствами и программными комплексами, необходимыми для казначейского исполнения бюджета, а также высококвалифицированными специалистами, способными вести бухгалтерский учет. Все это также требует определенных затрат и стимулирует рост непроцентных расходов бюджетов поселений в условиях их дефицитности.

Однако стоит отметить, что в Российской Федерации, на первоначальном этапе введения в действие закона №131-ФЗ вероятна ситуация, когда органы местного самоуправления поселенческого уровня объективно не смогут обеспечить осуществление казначейского исполнения на своей территории.

Причиной этому могут являться как географические особенности, так и информационно-технологические факторы, например, технологические и финансовые сложности в организации транспортной телекоммуникационной сети, отсутствие телефонной связи надлежащего качества, а также проблемы, связанные с минимизацией расходов на оплату труда муниципальных служащих или же отсутствием квалифицированного кадрового состава, способного обеспечить ведение бухгалтерского учета согласно инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.04 №70н.

В данной ситуации, если на территории поселения совершенно отсутствует экономический, технологический или кадровый потенциал для организации казначейского обслуживания своего бюджета, считается целесообразным заключение органами местного самоуправления поселенческого уровня соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им полномочий по исполнению своих бюджетов и ведению бюджетного учета путем предоставления субвенций в полном объеме своих доходных источников.

Для реализации данной схемы казначейского исполнения бюджета поселения необходимо открытие лицевого счета финансового отдела муниципального района на счете 40204 «Средства местных бюджетов поселения». На данном счете будет происходить учет всех расходных операций по финансированию бюджетных обязательств поселения, а также формирование и передача отчетности по исполнению бюджета поселения.

Таким образом, финансовый отдел муниципального района может стать так называемой централизованной бухгалтерией для поселения.

Преимуществом организации кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений по этой схеме является решение многих процедурных вопросов. Так, например:

– использование телекоммуникационных каналов связи, имеющихся на уровне муниципального района при кассовом обслуживании бюджетов вновь образуемых муниципальных образований;

– уход от необходимости построения в каждом поселении структуры операторов бюджетных средств;

– сокращение времени прохождения бюджетных средств до конечных бюджетополучателей.

Все это позволяет поддерживать технологическую составляющую процесса кассового обслуживания бюджетов поселений на должном уровне и одновременно экономит бюджетные ресурсы поселения. Кроме того, применение данной модели решает проблему кадрового наполнения вновь создаваемых участников бюджетного процесса: главных распорядителей и распорядителей средств – в них нет необходимости.

Отметим, что данный вариант представляется нам оптимальный моделью организации кассового обслуживания бюджетов поселений, как для территориальных органов Федерального казначейства, так и для администраций поселений, особенно на начальном этапе деятельности вновь образуемых органов местного самоуправления.

Моделью казначейского исполнения бюджетов поселений, способной урегулировать нерешенные кадровые и технико-технологические вопросы может стать вариант с открытием на счете 40204 «Средства местных бюджетов» для проведения операций со средствами бюджета поселения и ведением в органах казначейства лицевого счета распорядителя средств бюджета поселения без открытия лицевых счетов бюджетополучателей бюджета поселения.

Реализация данной схемы предполагает осуществление кассового обслуживания бюджетов поселения с открытием одного лицевого счета администрации поселения, с которого будет производиться кассовый расход без открытия лицевых счетов получателям бюджетных средств.

При этом функции по составлению сметы получателя средств бюджета поселения, распределению объемов финансирования, ведению бухгалтерского учета, принятию бюджетных обязательств и сбору необходимых документов для осуществления кассового расхода, формированию платежных поручений для предоставления в органы федерального казначейства будут осуществляться финансовой службой администрации поселения, на основании соглашений, аналогично функциям централизованных бухгалтерий.

Тем более что ведение бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях, являющихся юридическими лицами и финансируемых из местных бюджетов, осуществляется в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» централизованными бухгалтериями, как учреждениями, обеспечивающими ведение бухучета муниципальных учреждений.

Данный порядок финансирования всех муниципальных учреждений и ведения учета централизованными бухгалтериями не только не противоречит ни гражданскому, ни бюджетному, ни налоговому законодательству, но является достаточно эффективным.

В противном случае, бюджетные учреждения поселенческого уровня будут наделены полномочиями самостоятельного ведения бухгалтерского учета и будут вынуждены открывать отдельные лицевые счета в органах Федерального казначейства, что повлечет за собой:

– увеличение сметных расходов по содержанию дополнительной численности работников и приобретению обеспечивающей техники;

– рост транспортных расходов бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств поселения, особенно в условиях их географической удаленности от органа, осуществляющего их кассовое обслуживание.

Очевидными преимуществами реализации данной схемы являются:

– минимизация сроков прохождения финансирования от распорядителя к бюджетополучателю, т.е. отсутствие необходимости в доведении объемов финансирования первоначально до распорядителя средств, а после этого до бюджетополучателя;

– сокращение расходов бюджетов поселения на обучение и содержание квалифицированных специалистов;

– возможность организации кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений, основанного на электронном документообороте, что призвано обеспечить точность и оперативность реализации бюджетного процесса на поселенческом уровне.

По моему мнению, применение технологии, предусматривающей существование централизованных бухгалтерий, конструктивно повлияет на процесс кассового обслуживания бюджетов поселений.

 


2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.027 с.)