Контрольный этап эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольный этап эксперимента



Цель - выявить результативность развития креативности в процессе декоративно - прикладной деятельности при помощи разработанной нами системы занятий.

Диагностическая работа на контрольном этапе эксперимента велась по методике констатирующего этапа. На этом этапе мы работали с обеими группами А-котрольной и Б-экпериментальной.

Детям опять был предложен тест Е. Торренса «Неполные фигуры»

И мы вновь обратились к анализу детских работ, качество и исполнение которых очень возросло.

В процессе анализа детских работ мы опирались на три уровня развития креативности у детей.

. Высокий уровень - оценка «3» - оставалась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным содержанием, преимущественно без повторения одного или близкого образа. Рисунки, в которых объединены 2 или 3 круга в один предмет.

. Средний уровень - оценка «2» - ставилась тем детям, которые наделяли образным значение все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочки) или оформляли круги очень простыми часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик, солнышко и т.п.).

. Низкий уровень - оценка «1» - ставилась тем, детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

В процессе выполнения задания в контрольной группе уже трое детей увидели, что из нескольких кругов можно создать образ предмета. Так Оля Сорокина соединила 4 круга в один образ - краски. Богдан Полежанов изобразил также из четырех кругов интересный образ - гусеницу. Марина Котеля, соединив два круга, изобразила трактор и еще из двух кругов нарисовала велосипед.

Остальные дети: Дима Жосан, Атрей Ганган, Ольга Амашукели, Наташа Семякова, Кристина Погорлецкая, Ярослав Цуркан, Ярослава Слободян хоть и не выполнили образ из нескольких фигур, но наделили данные им фигуры достаточно интересными образами: тарелка, чашка, мороженное и др. Не было ни одного ребенка, который не довел работы до конца и не наделил бы все фигуры образным решением.

Результаты:

Высокий уровень - оценка «3» - 3 детей (30%)

Средний уровень - оценка «2» - 7 детей (70%)

Низкий уровень - оценка «1» - 0 детей (0%)

Х = 2,3 (балла)

В процессе проведения диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента, нами было выявлено, что творческое воображение детей данной группы значительно возросло, дети с низким уровнем развития творческих способностей на констатирующем этапе (которые не наделяли все фигуры образным значением или не доводили работу до конца) на этом этапе работы наделили все фигуры образным значением. Так, Ковченко Олег, Белова Аня, Кушнир Алеша, Воскобойник Вова наделили свои фигуры интересными образами: часы, черепаха, окно и т.д., хотя другие изображения носили часто повторяемый образ: солнце, рожица, мяч и т.д.

Но так, как ребята смогли наделить образным значением все фигуры они перешли с низкого уровня развития творчества к среднему.

У Райлян Леры, Вранчан Ани, Кравец Сони уровень развития творческих способностей вырос до высокого. Эти дети смогли создать такие изображения: Лера, соединив два круга, изобразила трактор, соединив четыре фигуры - краски; Аня, соединив в одно изображение два круга, нарисовала грузовик; Соня в результате объединения двух фигур изобразила трактор.

Результаты:

Высокий уровень - оценка «3» - 4 детей (40%)

Средний уровень - оценка «2» - 6 детей (60%)

Низкий уровень - оценка «1» - 0 детей (0%)

Средний балл:

Х = = 2,4 (балла)

 

Сравнительная таблица

подгруппы

уровни

Средний балл Количество детей
  низкий средний высокий    
контрольная 0% 70% 30% 2,3 10
экспериментальная 0% 60% 40% 2,4 10

 

Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в контрольной группе.

 


 

Этапы эксперимента

уровни

Средний балл Количество детей
  низкий средний высокий    
Констатирующий этап 10% 70% 20% 2,1 10
Контрольный этап 0% 70% 30% 2,3 10

 

Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе.

 

Этапы эксперимента

уровни

Средний балл Количество детей
  низкий средний высокий    
Констатирующий этап 40% 50% 10% 1,7 10
Контрольный этап 0% 60% 40% 2,4 10

 

Средний балл вырос в контрольной группе на 0,2 балла, а в экспериментальной группе на 0,7 балла.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу: что в процессе декоративно - прикладной деятельности, основанной на нашей системе занятий, происходит развитие творческих способностей, т.е. наша гипотеза подтвердилась.


Выводы

В процессе нашей работы мы раскрыли особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определили особенности и значение декоративно - прикладной деятельности для развития творческого воображения. Разработали систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста и апробировали её на практике.

На основании полученных в ходе экспериментального исследования результатов, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что декоративно - прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения если учитываются определенные условия - подтвердилась.

Необходимо отметить, что система занятий должна быть направлена на овладение детьми обобщенными способами отражения в орнаментах предметов, явлений и др., определенным образом построенных на их «расшифровывании», что позволяет оптимально развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста. «Расшифровывание» народного орнамента здесь выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа построения орнамента вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретными вариантами предметного содержания. В отличие от традиционной методики обучения декоративно - прикладному искусству, которая строится лишь на подражательной основе - использовании образца, показе и подробном объяснении процесса изготовления каждой поделки. Каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке только в контексте её изготовления.

Для эффективности развития творческих способностей первым и непременным условием является семантика народного орнамента, систематическая, комплексная работа с использованием новых методик обучения, создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей, тесной взаимосвязи всех видов воспитания: семейного и общественного.

 


Литература

 

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства М, 2005 г., 256 стр.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей С, 2002 г., 320 стр.

3. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» Москва «просвещение» 1986 г.

4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребёнок» Москва «Педагогика», 1972

5. Веникова Т.Г., Малай Л.К. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе интеграции средств художественно-творческой деятельности // Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Материалы конференции/ сост. Гелло В.А., Илькова А.П., Ткач Л.Т., Тирасполь, 2004 г.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М, 1967 г. 93 стр.

.   Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду» Москва «Просвещение» 1974 г.

.   Ванханен Н. «Фантазии из колготок» изд. «Профиздат» Москва 2007 г.

.   Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности М, 1999 г., 344 стр.

.   «Дошкольное воспитание» №2, 2004 г.

.   Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» Линка-пресс Москва 2007 г.

.   Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» М, 1976, 79 стр.

.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М, 1996 г., 126 стр.

.   Дорникова С.М. Проблемы художественно - эстетического образования на современном этапе // Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школе. Материалы конференции. сост. Гелло В.А, Илькова А. П, Ткач Л.Т, Тирасполь, 2004 г.

.   Дьяченко О.М., Лаврентьев Т.В. Психология развития дошкольника М, 1984 г., 128 стр.

.   Дьяченко О.М., Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание №8, 1993, стр. 46-51.

.   Ересь Е.П. Способности и их развитие М, 1957 г., 32 стр.

.   Ерошенко Т. Оригами - это просто // Мой ребенок №6, 2004 г. стр. 78-81.

19. Зеленчук В., Лившиц М., Хынку И. «Народное декоративное искусство Молдавии» издательство «картя молдовеняскэ» Кишинев 1968 г.

20. Игнатьев Е.И. Развитие у детей способностей к рисованию // Как развивать и воспитывать способности у детей/ сост. Шумилин Е.А, М, 1962 г., 120 стр., стр. 102-119.

21. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» Москва «просвещение» 1987 г.

.   Косминская В.Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», Москва «Просвещение», 1977

.   Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание №2, 2005 г. стр. 80-87.

.   Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание №10, 1998 г., стр. 65-68.

.   Комарова Т. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание №6, 1990 г., стр. 44-51.

.   Комарова Т. Что такое изобразительное творчество ребенка? // Дошкольное воспитание №1, 1991 г., стр. 58-61.

.   Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе» Педагогическое общество России Москва 2000 г.

.   Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности М, 2002 г., 192 стр.

.   Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» изд. «Просвещение» Москва 1991 г.

.   Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, издательство «Мозаикака-Синтез» Москва 2008 г.

.   Кудряшова Т. «Великолепные украшения для дома в технике «ТЕРРА»» изд. «Эксмо» Москва 2006 г.

.   Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду М, 1990 г., 158 стр.

.   Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я., М, 1981 г., 304 стр.

.   Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Издательство «карапуз - дидактика», творческий центр «Сфера», Москва 2007 г.

.   Лыкова И.А. конспекты занятий в ИЗОстудии «ПУТЕШЕСТВИЯ в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолёте и в машине времени», издательский дом «Карапуз», творческий центр» Сфера», Москва 2008 г.

.   Мелик - Пашаев А., Новлянская З. «Ребёнок любит рисовать», издательский дом «Первого сентября» Москва 2007 г.

.   Методика выполнения курсовых и дипломных работ по дошкольной педагогике / сост. Гелло В.А., Тирасполь, 1997 г., 28 стр.

.   Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования под. ред. Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С., М., 1979 г., 272 стр.

.   Мусиенко С., Бутылкина Г. Поделки в стиле оригами // Ребенок в детском саду №6, 2003 г., стр. 14-21.

.   Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, Ярославль, 2001 г., 224 стр.

.   Немов Р.С. Психология в 3 книгах, книга 1. Общие основы психологии М, 2001 г., 688 стр.

.   Патокова Э. «Одесский археологический музей» изд. «Маяк» Одесса 1970 г.

.   Приложение к журналу «Методист», «Мастер - класс» №4 2008.

.   Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Москва AKADEMIA 2002 г.

.   Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду, М, 2002 г., 192 стр.

.   Переверзева С.К. Дидактическая игра как средство развития творческого воображения в изобразительной деятельности // Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Материалы конференции/ сост. Гелло В.А., Илькова А.П., Ткач Л.Т., Тирасполь, 2004 г., стр. 128-131.

.   Петровский А.В., Ярошевкий М.Г. Психология, М, 2002 г., 512 стр.

.   Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В., Общая психология, М, 2005 г., 384 стр.

.   Полунина В.Н. «Искусство и дети», Москва «Просвещение», 1982

.   Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтес Н.С. М, 2002 г., 336 стр.

.   Рогов А.П. «Кладовая радости», Москва «Просвещение», 1982

.   Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М, 2000 г., 232 стр.

.   Сакулина Н.П. «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду», Москва «Просвещение», 1971

.   Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва «Просвешение», 1973

.   Селезнев Е.В. Я познаю мир: Психология: Детская энциклопедия. М, 2003 г., 425 стр.

.   Симановский А.Э. Как развивать творческие возможности // Энциклопедия воспитания и развития/ под ред. Субботиной Л.Ю., Ярославль, 2001 г., 480 стр., стр. 218-239.

.   Смолярчук И. Развивать творческие способности детей/ Дошкольное воспитание №8, 1993 г., стр. 51-54.

.   Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ под ред. Ерофеевой Т.И., М, 2000 г., 344 стр.

.   Соколова С.В. Программа развития и обучения дошкольника. Игрушки и забавы. Оригами, Санкт - Петербург, 2003 г., 48 стр.

.   Степанова Н.И. «Поделки из природных материалов» Кишинёв «Тимпул» 1988.

.   Степанов С.С. Популярная энциклопедия М, 2005 г., 672 стр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.101.170 (0.095 с.)