Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста



 

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.

К. Маркс писал: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку: в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры и т.п. требуют оформления. (21,34)

Этим занимаются представители декоративно-прикладного искусства - дизайнеры. В отличие от произведений живописи, скульптуры произведения прикладного искусства должны быть не просто красивы, вызывать у человека эстетические, моральные и другие переживания, но и быть также полезными.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются черты национального характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю, культуру и даже экономику данного народа. Многонациональна культура в Приднестровье. Народы, населяющие нашу республику, имеют свои художественные национальные традиции, которые создают большие возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов взаимно влияет друг на друга, переплетаются, многое приобретается вновь, часть теряется. Поэтому необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла, чтобы сохранить всё действительно ценное. (19,8)

Следует более подробно ознакомиться с различными народными промыслами.

Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.

Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия.

Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) - это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены, в узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нём округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных или животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

Наибольший контраст создаёт сочетание чёрного со светлыми хроматическими цветами. Более мягкое сочетание даёт соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, тёплые и холодные. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания различными оттенками одного цвета. (21,35)

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги.

Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).

Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю - имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;

по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент - узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой, с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке.

Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);

в центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания их круг за кругом;

по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга. (21,35)

Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.

В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге.

Узор на треугольнике строится по краю, углам и по принципу сетчатого орнамента. В равностороннем треугольнике в углах располагаются одинаковые узоры. В равнобедренном треугольнике в двух равных углах симметрично располагаются одинаковые узоры, в третьем углу - узор из подобных же элементов, но более крупный или по-другому расположенный.

Узор на предметах сложной формы (кувшины, вазы, одежда и т.п.) строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы и отдельных частей. Например, на кувшине может быть линейное расположение по краю горлышка и основания, в середине или по центру вокруг всего горлышка. На платье - линейный узор по краю рукавов, горловины, подола или сетчатый орнамент по всей форме. (21,37)

Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения к действительности. В ряде работ определены принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста, намечены пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью, выделены основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.

Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трёх этапов:

знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;

углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

творческое использование полученных знаний умений и навыков.

Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности - ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и наконец, по возможности, украшение объёмных форм.

В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами нашего региона. В последнее время особое внимание на занятиях по декоративно-прикладному искусству уделяется краеведческим мотивам.

К восприятию произведений народного декоративно - прикладного искусства детей уже приобщили во второй младшей и средней группах. Им предлагали расписывать силуэты дымковских и молдавских игрушек. В старшей группе эта работа продолжается.

Вспомнив с детьми дымковские и молдавские игрушки, воспитатель выставляет их на своём столе, предлагает детям рассмотреть, как они выглядят, как расписаны, спрашивает, чем похожи и чем отличаются эти игрушки. Затем педагог раскладывает на столе силуэты дымковских и молдавских игрушек, вырезанные из белой бумаги, и предлагает каждому ребёнку выбрать силуэт той игрушки, которую он хотел бы расписать. В процессе работы воспитатель наблюдает за действиями детей, в случае необходимости оказывает помощь. Готовые фигурки раскладывают на отдельном столе, и все вместе их рассматривают. Педагог предлагает составить коллективные композиции «Дымковская слобода» и «Молдавские игрушки», раскладывает заранее приготовленные силуэты игрушек, предлагает детям в свободное время вырезать и наклеить их. (30,115)

После этого детей знакомят с новым для них видом декоративного искусства - Петриковской росписью, начиная с самого простого и постепенно усложняя содержание занятий.

Произведения народного искусства, относящиеся к тому или иному виду художественных изделий (вышивка, керамика, ковры, кружева), создаются в разных районах нашей многонациональной республики и отличаются по характеру построения узора (композиции), колориту (подбору цветов), мотивам (изображения растений, животных и других предметов). В старшей группе можно познакомить детей с некоторыми узорами на игрушках, посуде, мебели; указать на особенности изображений, расцветки, расположения узора народов России, Украины, Молдавии.

Дети должны узнать и запомнить, в чём заключаются особенности декоративного рисования народов нашего региона (колорит, составляющие узор элементы, композиция узора, материал из которого она сделана), а затем научится, повторяя элементы её украшения и подражая им, создавать варианты узоров, изменяя расположение, расцветку, включая в них те или иные мотивы. Занятия следует строить таким образом, чтобы на каждом из них было и повторение увиденного, и придумывание чего-то своего или изменение чего-либо по-своему с сохранением основных характерных признаков того или иного вида декоративного искусства.

Знакомить детей с народным искусством надо постепенно и последовательно, выделяя его виды. Вот пример проведенного в старшей группе цикла занятий по знакомству с украинской «Петриковской» росписью (на основе знакомства с подлинными изделиями украинских мастеров). (30,116)

Из разнообразных мотивов этой росписи для показа детям нужно сначала взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент украинской росписи - цветок. Для первого занятия выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев. Можно подобрать разные варианты бутонов и листьев; в рисовании их кистью имеется определенная последовательность: сначала рисуется круглое пятно, затем, когда пятно подсохнет, из его центра, путём примакивания боковой стороной кисти изображаются расходящиеся во все стороны лепестки, более тёмного цвета. Зелёные листья располагаются попарно между бутонами. Подавляющее большинство детей сразу усваивают особенности расцветки. Овладев приёмами рисования бутонов и листьев, они знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски; вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями. На последующих занятиях дети создают общий узор на полосе.

Затем педагог показывает им узоры, в которые входят изображения цветка, бутонов и листьев, более сложных по форме и в ином положении. Украшая цветок деталями, они проявляют свой вкус и изобразительность. Подбираются так же, как и при рисовании бутонов.

На последующих занятиях дети знакомятся с более сложным построением узора и разнообразной разработкой цветка, листьев и бутона; получают всё более богатый материал для самостоятельных поисков вариантов исполнения. После четырёх занятий, на которых в качестве образцов детям показывали народные орнаменты, им предлагают нарисовать украинский узор на прямоугольной доске для резки хлеба по своему замыслу. Перед этим следует рассмотреть несколько изделий. (30,117)

Количество занятий по украинской, молдавской или российской росписи определяет педагог в зависимости от того, как дети осваивают роспись.

В каждом районе нашей республики есть местные виды народного прикладного искусства, произведения которого могут быть использованы на занятиях с дошкольниками. Наиболее близка детям народная игрушка, которую они изображают в лепке и рисунках. Несложные мотивы можно найти в росписи по керамике, дереву, ковроткачества, вышивки.

Ещё одним видом народного искусства, с которым можно познакомить детей старшей группы, является гжельская роспись. (30,117)

Цветоведение.

В старшей группе продолжается работа по развитию у детей чувства цвета. Помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставится задача - научить детей делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Дети различают цвета яркие (спектральные) и тёмные (чёрный, серый, коричневый); замечают, что есть светлые цвета (розовый, голубой, светло-жёлтый, белый); начинают понимать, что многие цвета могут быть яркими (насыщенными) и светлыми. В конце года следует показать детям, как можно получить светлые тона, добавляя краску какого-либо яркого цвета в белую (при рисовании гуашью) или разбавляя её водой (при рисовании акварелью).

Необходимо показать детям выразительные возможности цвета, чаще спрашивать их о сочетании цветов: «А как будет красиво?». При этом не следует настаивать только на тех сочетаниях, которые нравятся воспитателю: надо дать детям возможность высказать своё мнение. Отмечать красоту формы, строения предметов, пропорций частей детям сложно, их вкус может ярко выражаться, прежде всего, именно в подборе цветов и цветосочетаний. Воспитывать вкус надо постепенно, на хороших примерах, на знакомстве с произведениями искусства, как классического, так и народного. Ярче всего красота в сочетании линий и форм, в подборе цветов проявляется в декоративно - прикладном искусстве. (30,118)

Навыки в декоративном рисовании.

В старшей группе продолжается совершенствование всех навыков и умений в рисовании. Очень важно отработать навык различного положения карандаша и кисти при разных приёмах рисования; так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть наклонён к бумаге почти параллельно, что позволяет получить более широкие штрихи и закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти. Совершенствование разнообразных приёмов владения кистью и карандашом способствует выработке лёгкости, свободы движения, его произвольного изменения по мере надобности. Приобретенная свобода движений руки позволяет детям проявлять свободу в творческом решении изображения в декоративном рисовании. (30,121)

Дети шестого года жизни учатся рисовать не только цветными карандашами и красками гуашь, но и новыми материалами: акварелью, цветными восковыми мелками, сангиной, угольным карандашом, простым графитным карандашом (достаточно мягким), гелиевой ручкой и др. не следует давать детям все материалы подряд. Они должны постепенно осваивать их особенности и выразительность.

Продолжается отработка рисовальных движений с умеренным нажимом на карандаш, начинается обучение проведению лёгких линий (это даёт возможность искать при создании рисунка более точную линию, нужную форму, особенно при работе над подготовительным рисунком). лёгкая линия также позволяет исправлять неточность рисунка. Одновременно нужно отрабатывать навык произвольной регуляции нажима, используя нажим как средство для получения нужного по интенсивности цвета.

Обучая детей декоративному рисованию, не следует забывать о закрашивании рисунков. К концу года они должны научиться накладывать штрихи (линии при закрашивании красками) в одном направлении в пределах контура формы, без просветов, не выходя за линии контура; регулировать силу нажима на карандаш в зависимости от задачи изображения (если нужно закрасить рисунок или отдельный предмет поярче - нажать на карандаш по сильнее; слабый нажим на карандаш позволит получить более бледный тон). Закрепляется навык изменения амплитуды (размаха) движения при рисовании и закрашивании крупных и мелких изображений. Продолжается отработка навыка произвольного изменения темпа движения. Чтобы штрихи при закрашивании не выходили за пределы контура, детей учат медленнее двигать рукой с карандашом, закрашивая мелкие рисунки и крупные изображения у края контура, середина же может закрашиваться более быстрыми, размашистыми движениями.

Ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Дети должны уметь изменять направление движения руки, чтобы передать изменение направления линии контура изображаемого предмета.

В старшей группе должны быть окончательно отработаны движения, направленные на изображение формы предметов. Передача простейшего строения предметов и расположения их частей требует отработки умения подчинять движения рисованию этих частей в различном пространственном положении.

Изображение предметов (и их частей) разных пропорций требует закрепления навыка регуляции длительности движения, своевременной остановки движения и изменения его направления. В старшей и подготовительной группах дети изображают предметы криволинейного контура, в которых части составляют единое целое, например, вазы, керамические фигурки, дымковские игрушки и т.д. Если раньше они рисовали предметы сложной формы по частям, передавая более простую форму каждой части, например, отдельно туловище животного, голову, лапы, хвост, то теперь можно учить их рисовать контур в целом, одной линией, обрисовывающей предмет и составляющие его части. Но для этого необходимо отработать свободные повороты руки в процессе рисования, в зависимости от направления контура изображаемого предмета. Такой навык постепенно формируется в предметном и декоративном рисовании (рисование дуг в разном направлении, волнистых линий, разнообразных завитков, встречающихся во многих народных орнаментах, росписях).

Нужно учить детей подчинять движения соизмерению частей по пропорциям (управление движением при рисовании частей и предметов разной величины). Это умение начинает формироваться при рисовании круга и овала 9в средней группе). В старшей группе умение соизмерять и передавать различия в длине отрезков и величине частей связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея произвести формообразующее движение, ребёнок не может регулировать его длительность; поэтому умение подчинять движение соизмерению отрезков и частей изображения начинают формировать в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен.

Постепенно, по мере развития и совершенствования изобразительных движений, рука ребёнка становится послушной, свободно подчиняется его замыслам. Он приобретает возможность отражать в рисунках любые предметы и явления окружающей жизни, выражать своё отношение к ним. У дошкольников в полном смысле этого слова появляется свобода творчества. В тех же случаях, когда рука ребёнка не развита, скована, не может произвести нужного движения, он ограничен в своих возможностях. Опыт показывает, что это огорчает ребёнка, он не получает удовлетворения от изобразительной деятельности, теряет к ней интерес. (30,123)

В подготовительной группе дети знакомятся с хохломской росписью, молдавским орнаментом; углубляются их знания и умения в украинской и гжельской росписи.

Знакомству с каждым видом народного декоративного искусства отводится отдельное занятие (или несколько занятий). Занятие проходит в виде беседы, в процессе которой расширяются знания детей, обогащается их словарь. Целесообразно в этот день после небольшого перерыва провести занятие декоративным рисованием с привлечением впечатлений, полученных детьми в процессе беседы.

Начинать занятия декоративным рисованием надо с повторения того что дети освоили в старшей группе - с украинской росписи, посвятив этому 2-3 занятия. Приведём примерный конспект занятия по знакомству с художественными изделиями Хохломы. (30,157)

Познакомившись в течении года с двумя или тремя видами народного прикладного искусства, дети могут сравнивать их между собой, отмечать их особенности. Когда воспитатель спрашивает их о различиях в расцветке, характере узоров, их расположении, дети отвечают самостоятельно, так как у них уже выработалось умение рассматривать изделия, выделять их характерные особенности. У некоторых детей накапливается личный опыт наблюдений. Очень полезно посетить с дошкольниками музей прикладного искусства, специальную выставку или краеведческий музей. Если в городе есть предприятие народного искусства, необходимо побывать на нём с детьми и познакомить их с работой народных мастеров.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» определена последовательность усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для овладения приёмами народного декоративного искусства. Подлинные образцы народного прикладного искусства помогут детям усвоить эти умения и навыки в художественной форме.

Из всего богатства предметов, имеющихся в краеведческих и художественных музеях, а также воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству, необходимо выбрать доступный для рассматривания материал. Необходимо тщательно отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами желательно иметь в детском саду предметы, украшенные узорами, изделия народных мастеров и постепенно создавать художественный фонд, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.

Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а по возможности учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают).

На занятиях по изобразительной деятельности декоративное творчество проявляется не только во время декоративного рисования, но и лепки, аппликации, конструирования.

Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы, всё то, что воспринимается нами как декор, издавна наполнялось глубочайшим смыслом. По сути дела, очень долгое время не существовало даже самого понятия декоративное рисование (декор значит украшение, декоративное рисование - рисование для украшения). Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение.

В этом выражалась унитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять своё первоначальное назначение. Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая, по мнению А.В. Бакушинской, изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца - предмет особого поклонения наших предков.

В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т.е. дождь; чёрные точки - семена в земле. Смысл орнамента ясен - согретое солнцем и наполненное небесной влагой прорастет зерно - начнётся новая жизнь. (10,23)

В молдавской игрушке линии, пересекающие солярный знак (знак солнца), показывают суточное вращение солнца и местонахождение его утром (слева), днём (сверху), вечером (справа) и ночью (внизу).

Расшифрование и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров - процесс увлекательный и познавательный.

Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, поможет:

пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;

создать яркий эмоциональный фон декоративно - орнаментальной деятельности;

наполнить повествовательным смыслом общую композицию;

сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

В связи с обозначенным направлением в организации обучения декоративному рисованию целесообразно выдержать следующую последовательность:

изучение знаков солнца, луны, воды;

изображений растений, птиц и животных;

их взаимосвязи с образом женщины;

отображение повседневной жизни людей в декоративных росписях.

Знакомство детей с семантикой народного орнамента, не преследуя цели углубления в сакральность (священность) языческих знаков и символов, способствует осознанию средств выразительности в декоративном рисовании (стилизованность, ритмичность и т.п.) и через систему игровых заданий поможет наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом.

Сама по себе семантика народного орнамента Приднестровья невозможна без глубоких исследований истории нашего края. (10,25)

Можно назвать и другие формы ознакомления детей с народным искусством. И всё-таки наиболее эффективной и действенной из них является практическое участие дошкольников в создании изделий, которые они сами лепят из глины, вышивают, расписывают кистью. При этом причастность к творческому процессу изготовления художественных изделий, близких тем, какие создают народные мастера не только и не столько развивают технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость того, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художником.

Но необходимо помнить, что занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности.

Творческую работу детей в изодеятельности можно назвать искусствотерапией, которая в первую очередь направлена против страха, она исцеляет детей духовно, даёт им ощущение свободы, приводит в порядок их чувства и мысли.

Каждому тематическому творческому занятию предшествует рассказ, сказка, игра. Дети должны вообразить себе то, что никогда не видели или видели, но забыли. Свободные темы чередуются с натюрмортами, пейзажами и копированием картин-образцов.

Занятие можно начинать с разминки - ритмических упражнений. Метод ритмических упражнений призван сделать самого «художника» и его руку окрыленными и гибкими. Благодаря этим упражнениям, дети извлекаются из зрительной и мыслительной рутины, они уже предвкушают дальнейшую работу, полную веселья и фантазии. Выполнение упражнений сосредотачивает детей, даёт им общий импульс, и дети погружаются в другое пространство, где властвуют эллипсы, синусоиды, круги, кривые и прямые. Такая работа проделывается «с цветом - составляется цветовой круг, смешивание краски - эта работа для палитры, или детская игра с волчками (юлой) «Какой цвет получится?».

Лучше всего заниматься с большим количеством детей, чем с малым или одним ребёнком. В большой группе дети заражают друг друга идеями. Я стараюсь не навязывать им своё внимание, тем самым, предоставляя им возможность, большего воздействия друг на друга. Мне приходится исподволь готовить детей к будущей работе в обществе. Ведь работа группы представляет собой неконкурирующее целое, совокупную единицу мощности. Путём интенсивной работы и группа, и личность, получают результаты: все готовы справляться со сложностями, дети становятся не только критичными, но и доброжелательными друг к другу.

С целью уменьшения страха перед изодеятельностью и обучения техническим навыкам на занятиях пришлось использовать психотерапевтические игровые техники, АРТ терапию и другие развивающие игры с дошкольниками: «Глиняные каракули», «Сочинение историй с помощью шарфа», «Рисование с помощью клубка», «Разрывание бумаги», «Салочки - догонялочки», «раздувайся пузырь» и другие психологические техники. Психологический настрой детей на занятие считаем, что необходим в основном в начале учебного года, а к концу - предлагаем только психологические игры. (28,35)

Вся методика работы по изодеятельности строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у дошколят сформировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась бы напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.

И ещё. Нам необходимо создавать такие условия общения с памятниками народного искусства, при которых дети, используя навыки расшифровывания семантики народного орнамента, могли создавать свои, оригинальные композиции узоров.

Извечные вопросы искусства «что?» и «как?» не пугают детей. Вот почему мне хотелось подчеркнуть, что нам нужно больше доверять интуиции детей - великому дару природы.

В народном декоративном искусстве всё основано на отработанных профессиональных навыках и приёмах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приёмы столь совершены, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными: нанесением особым штампиком ямок, штрихов и звёздочек на глиняные изделия, ритмичными прорезами в резьбе по дереву, кистевыми мазками в росписи, равномерно чередующимся переплетением нитей при изготовлении узорных тканей и вышивки, и т.д. Обучение многим из этих технических приёмов вполне доступно для детей. Их можно показать и объяснить ребятам в возрасте уже пяти-семи лет, и это открывает перед ними новые возможности для собственного творчества. (10,27)

Встречи с красочной птицей, изображенной на прялке, с глиняным дымковским коньком, с орнаментальным узором вышивки, с нарядными молдавскими коврами не только воспитывают художественный вкус дошкольников, но и пробуждают в них желание самим лепить из глины и расписывать красками таких, же сказочных коней и птиц, рисовать орнаментальные узоры на бумаге и ткани.

Если ознакомление детей с произведениями народного искусства хорошо продумано и умело организовано, где ребята вовлечены в увлекательный для них процесс расшифровки семантики народного орнамента и создания непосредственно изделий из различных материалов, то можно видеть интересные результаты. Основу работы в этом направлении составляет метод тематических творческих заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образцов и практическое участие в декоративном творчестве.

Творческие задания способствовали возникновению в воображении детей ярких красочных образов и позволяли поддерживать увлеченность декоративно-прикладной деятельностью. Уже сами названия некоторых творческих заданий - «Весёлые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «волшебная карусель» - показывают, что в основе их лежит образное, поэтическое начало, развивающее эмоции, ассоциативное мышление дошкольников.

В ходе выполнения творческих заданий дети приобрели уверенность в том, что они могут от начала до конца (от подготовки материалов к работе, разработки эскизов и до воплощения их в керамике, декоративных коллажах, мозаике, аппликациях и т.п.) создавать красивые и необходимые в быту вещи. Работы эти использовались затем в оформлении помещений детского сада, при создании костюмов для театрализованной деятельности, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни.

Дошкольники в возрасте 5-7 лет научились в пределах своих возможностей разбираться в том, что хорошо и что плохо в художественном отношении, а это является основой для дальнейшего развития их творческих способностей, эстетического вкуса и общей художественной культуры. Оправдало себя и использование в творческих заданиях таких материалов, как глина, ткани различных фактур и расцветок, разбитые стеклянные сосуды, фольга из-под конфет, всевозможные коробочки, свечи, уголь, песок, опилки, старые деревянные изделия, а также ознакомление детей с доступными для них видами художественной обработки этих материалов. Это позволило внести новизну и разнообразие в детское творчество, сделало его более увлекательным.

Каждому кому хоть однажды довелось побывать в местах, где расположены художественные промыслы, приходилось наблюдать такие сценки. Мастерица дымковской игрушки готовит глину к лепке или расписывает забеленную фигурку козлика или птицы весёлыми узорами. Рядом, расположившись с ней за одним столом, тоже мнёт глину или наносит узоры на свою птицу девчушка с голубыми бантиками или вихрастый малыш. Подобное можно увидеть и в цехах предприятий хохломской росписи, на нашей сувенирной фабрике. И вот, что характерно: дети, которые находятся рядом с мастерами, никогда не бывают только наблюдателями. Они тоже непременно рисуют на бракованных дощечках, на листах бумаги орнаменты, выкладывают свои узоры из соломки, природного и бросового материала. (10,28)

В процессе работы коллектива МДОУ в течение года проводится 3 раза оценка уровня развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников.

Проверка знаний, умений и навыков у детей кроме контролирующей функции выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую; служит одним из важнейших средств, помогающих педагогу выявлять проблемы в декоративно-прикладной деятельности ребят. В комплексной программе воспитания и обучения в детском саду под. ред. М.А. Васильевой даны разработки показателей развития дошколят.

И если постоянно проводится работа по данному направлению, то диаграмма уровня творческого развития будет как у нас.

В заключении можно сказать, что работа в данном направлении строится так, чтобы ребёнок преломлял новые знания, умения через призму своего жизненного опыта, неповторимого и уникального. Чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобретало свой колорит, свои особенности и индивидуальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.99.5 (0.049 с.)