Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников



 

Декоративное искусство в его разнообразных формах оказывается наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества.

Анализируя литературные источники по данному вопросу можно сделать ряд сообщений.

В психологии, творчество - должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют ли этим показателям детские работы?

Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но необходимо уяснить, что «детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности». И в своём художественном творчестве ребёнок «открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе».

В монографии «художественное творчество и ребёнок под редакцией Н.А. Ветлугиной, представлены результаты исследований проблемы детского художественного образа.

В исследованиях удалось выявить показатели детского творчества, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции

группа показателей - характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности;

группа - показатели качества способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий;

группа - показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение.

Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе:

этап - возникновение идеи замысла;

этап - вынашивание замысла;

этап - реализация замысла, в процессе которого идёт дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы;

этап - появление художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности (72, стр. 31).

Исследование путей формирования детского творчества дало возможность определить 3 этапа:

1. задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменять, улучшать сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

.   задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, лепки, рисования, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и поделок, концерты и утренники и т.п.).

Задачи развития творческих способностей детей, предусмотренные программами «Детство», «Гармония», «Истоки», и пр. получают конкретные решения при обучении декоративно - прикладной деятельности.

Обучение и творчество имеет свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

Есть различия и в результатах. Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведёт к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением, обобщением реальной практики, интуиции, обогащенной художественным опытом ребёнка, и преднамеренностью поисков.

Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Между ними имеются существенные связи. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения - это тот опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретёт истинный эстетический характер.

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, рисовании, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающаяся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки и умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию (30, стр. 55).

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что все дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств - цвета, формы и т.п. Благоприятствует развитию детского творчества:

побуждение детей путём постановки интересных, разнообразных творческих заданий;

учёт индивидуальных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями на занятиях;

варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности;

Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам организации детской самостоятельной художественной деятельности, т.е. педагогу надо проявить много выдумки, педагогического такта, творчества, в руководстве детским творчеством.

Подтверждением действенности метода практического участия в художественной деятельности, которая увлекает ребёнка и тем самым способствует развитию в нём творческого начала, служат высказывания видных психологов и педагогов. Справедливы их утверждения, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.75.78 (0.005 с.)