Теоретические основы развития креативности дошкольников в процессе декоративно - прикладной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы развития креативности дошкольников в процессе декоративно - прикладной деятельности



Введение

 

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Народное искусство в национальной культуре ПМР занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, родине; честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров России, Украины, Молдавии. А также овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством Приднестровья и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и т.п.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от того, насколько педагоги умеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование - и придать ей познавательный характер.

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно - прикладное творчество.

Детское декоративно - прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, Е.Н. Игнатьева, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Симановского, Л. Ю Субботиной, Н.П. Саккулиной, Н.А. Ветлугиной и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет декоративно - прикладная деятельность.

В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. Сафоновой, Г. Урадовских и др. было установлено, что в процессе декоративно - прикладного творчества из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать декоративно - прикладное творчество не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (изделий, текстов, сюжетов и т.п.) Это обусловило выбор нашей темы исследования.

Объект исследования:

Процесс развития декоративно - прикладного творческого воображения дошкольников.

Предмет исследования:

Декоративно - прикладная деятельность, как средство развития творческого воображения дошкольников.

Задачи исследования:

1. раскрывать особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. определить особенности декоративно - прикладной деятельности и уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

.   разработать систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста;

.   апробировать в практике разработанную систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Изучить возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы посредством декоративно - прикладной деятельности.

В результате анализа теоретических и практических источников по проблеме была выдвинута гипотеза:

Декоративно - прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения, если учитываются следующие условия:

I. - определить принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста,

II. - наметить пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью,. - выделить основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из 3-х этапов:. - знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора..   - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.. - творческое использование полученных знаний, умений и навыков..    Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных принципов создания выразительности в орнаментальной деятельности - ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность:. - построение узора в круге, в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, ромбе, овале, различных форм, передающих образы одежды, обуви посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объёмных форм. В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяется мотивам родного края.

1) умение детьми осуществить перенос знакомых способов изображения в новые условия их использования.

2) сохранять любовь, желание и заинтересованность детей к процессу декоративно - прикладного творчества, используя для этого игровые ситуации, включающие шутки, рифму;

)   повысить активность и самостоятельность детей в процессе декоративно - прикладного творчества;

)   создание предметно - развивающей среды для органической взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей; (15)

Методы исследования:

- Анализ теоретической и методической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации педагогов;

Психолого-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного;

Эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев на базе изостудии МДОУ №18 г. Тирасполя в группе старшего дошкольного возраста.

креативность дошкольный воображение ребенок


Выводы

В процессе нашей работы мы раскрыли особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определили особенности и значение декоративно - прикладной деятельности для развития творческого воображения. Разработали систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста и апробировали её на практике.

На основании полученных в ходе экспериментального исследования результатов, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что декоративно - прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения если учитываются определенные условия - подтвердилась.

Необходимо отметить, что система занятий должна быть направлена на овладение детьми обобщенными способами отражения в орнаментах предметов, явлений и др., определенным образом построенных на их «расшифровывании», что позволяет оптимально развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста. «Расшифровывание» народного орнамента здесь выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа построения орнамента вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретными вариантами предметного содержания. В отличие от традиционной методики обучения декоративно - прикладному искусству, которая строится лишь на подражательной основе - использовании образца, показе и подробном объяснении процесса изготовления каждой поделки. Каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке только в контексте её изготовления.

Для эффективности развития творческих способностей первым и непременным условием является семантика народного орнамента, систематическая, комплексная работа с использованием новых методик обучения, создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей, тесной взаимосвязи всех видов воспитания: семейного и общественного.

 


Литература

 

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства М, 2005 г., 256 стр.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей С, 2002 г., 320 стр.

3. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» Москва «просвещение» 1986 г.

4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребёнок» Москва «Педагогика», 1972

5. Веникова Т.Г., Малай Л.К. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе интеграции средств художественно-творческой деятельности // Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Материалы конференции/ сост. Гелло В.А., Илькова А.П., Ткач Л.Т., Тирасполь, 2004 г.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М, 1967 г. 93 стр.

.   Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду» Москва «Просвещение» 1974 г.

.   Ванханен Н. «Фантазии из колготок» изд. «Профиздат» Москва 2007 г.

.   Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности М, 1999 г., 344 стр.

.   «Дошкольное воспитание» №2, 2004 г.

.   Дрезнина М.Г., Куревина О.А. «Навстречу друг другу» Линка-пресс Москва 2007 г.

.   Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» М, 1976, 79 стр.

.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М, 1996 г., 126 стр.

.   Дорникова С.М. Проблемы художественно - эстетического образования на современном этапе // Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школе. Материалы конференции. сост. Гелло В.А, Илькова А. П, Ткач Л.Т, Тирасполь, 2004 г.

.   Дьяченко О.М., Лаврентьев Т.В. Психология развития дошкольника М, 1984 г., 128 стр.

.   Дьяченко О.М., Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание №8, 1993, стр. 46-51.

.   Ересь Е.П. Способности и их развитие М, 1957 г., 32 стр.

.   Ерошенко Т. Оригами - это просто // Мой ребенок №6, 2004 г. стр. 78-81.

19. Зеленчук В., Лившиц М., Хынку И. «Народное декоративное искусство Молдавии» издательство «картя молдовеняскэ» Кишинев 1968 г.

20. Игнатьев Е.И. Развитие у детей способностей к рисованию // Как развивать и воспитывать способности у детей/ сост. Шумилин Е.А, М, 1962 г., 120 стр., стр. 102-119.

21. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» Москва «просвещение» 1987 г.

.   Косминская В.Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», Москва «Просвещение», 1977

.   Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание №2, 2005 г. стр. 80-87.

.   Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание №10, 1998 г., стр. 65-68.

.   Комарова Т. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание №6, 1990 г., стр. 44-51.

.   Комарова Т. Что такое изобразительное творчество ребенка? // Дошкольное воспитание №1, 1991 г., стр. 58-61.

.   Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе» Педагогическое общество России Москва 2000 г.

.   Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности М, 2002 г., 192 стр.

.   Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» изд. «Просвещение» Москва 1991 г.

.   Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, издательство «Мозаикака-Синтез» Москва 2008 г.

.   Кудряшова Т. «Великолепные украшения для дома в технике «ТЕРРА»» изд. «Эксмо» Москва 2006 г.

.   Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду М, 1990 г., 158 стр.

.   Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я., М, 1981 г., 304 стр.

.   Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Издательство «карапуз - дидактика», творческий центр «Сфера», Москва 2007 г.

.   Лыкова И.А. конспекты занятий в ИЗОстудии «ПУТЕШЕСТВИЯ в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолёте и в машине времени», издательский дом «Карапуз», творческий центр» Сфера», Москва 2008 г.

.   Мелик - Пашаев А., Новлянская З. «Ребёнок любит рисовать», издательский дом «Первого сентября» Москва 2007 г.

.   Методика выполнения курсовых и дипломных работ по дошкольной педагогике / сост. Гелло В.А., Тирасполь, 1997 г., 28 стр.

.   Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования под. ред. Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С., М., 1979 г., 272 стр.

.   Мусиенко С., Бутылкина Г. Поделки в стиле оригами // Ребенок в детском саду №6, 2003 г., стр. 14-21.

.   Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, Ярославль, 2001 г., 224 стр.

.   Немов Р.С. Психология в 3 книгах, книга 1. Общие основы психологии М, 2001 г., 688 стр.

.   Патокова Э. «Одесский археологический музей» изд. «Маяк» Одесса 1970 г.

.   Приложение к журналу «Методист», «Мастер - класс» №4 2008.

.   Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Москва AKADEMIA 2002 г.

.   Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду, М, 2002 г., 192 стр.

.   Переверзева С.К. Дидактическая игра как средство развития творческого воображения в изобразительной деятельности // Реализация преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Материалы конференции/ сост. Гелло В.А., Илькова А.П., Ткач Л.Т., Тирасполь, 2004 г., стр. 128-131.

.   Петровский А.В., Ярошевкий М.Г. Психология, М, 2002 г., 512 стр.

.   Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В., Общая психология, М, 2005 г., 384 стр.

.   Полунина В.Н. «Искусство и дети», Москва «Просвещение», 1982

.   Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтес Н.С. М, 2002 г., 336 стр.

.   Рогов А.П. «Кладовая радости», Москва «Просвещение», 1982

.   Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М, 2000 г., 232 стр.

.   Сакулина Н.П. «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду», Москва «Просвещение», 1971

.   Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва «Просвешение», 1973

.   Селезнев Е.В. Я познаю мир: Психология: Детская энциклопедия. М, 2003 г., 425 стр.

.   Симановский А.Э. Как развивать творческие возможности // Энциклопедия воспитания и развития/ под ред. Субботиной Л.Ю., Ярославль, 2001 г., 480 стр., стр. 218-239.

.   Смолярчук И. Развивать творческие способности детей/ Дошкольное воспитание №8, 1993 г., стр. 51-54.

.   Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ под ред. Ерофеевой Т.И., М, 2000 г., 344 стр.

.   Соколова С.В. Программа развития и обучения дошкольника. Игрушки и забавы. Оригами, Санкт - Петербург, 2003 г., 48 стр.

.   Степанова Н.И. «Поделки из природных материалов» Кишинёв «Тимпул» 1988.

.   Степанов С.С. Популярная энциклопедия М, 2005 г., 672 стр.

Введение

 

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Народное искусство в национальной культуре ПМР занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, родине; честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров России, Украины, Молдавии. А также овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством Приднестровья и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и т.п.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от того, насколько педагоги умеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование - и придать ей познавательный характер.

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно - прикладное творчество.

Детское декоративно - прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, Е.Н. Игнатьева, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Симановского, Л. Ю Субботиной, Н.П. Саккулиной, Н.А. Ветлугиной и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет декоративно - прикладная деятельность.

В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. Сафоновой, Г. Урадовских и др. было установлено, что в процессе декоративно - прикладного творчества из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать декоративно - прикладное творчество не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (изделий, текстов, сюжетов и т.п.) Это обусловило выбор нашей темы исследования.

Объект исследования:

Процесс развития декоративно - прикладного творческого воображения дошкольников.

Предмет исследования:

Декоративно - прикладная деятельность, как средство развития творческого воображения дошкольников.

Задачи исследования:

1. раскрывать особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. определить особенности декоративно - прикладной деятельности и уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

.   разработать систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста;

.   апробировать в практике разработанную систему занятий по развитию декоративно - прикладного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Изучить возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы посредством декоративно - прикладной деятельности.

В результате анализа теоретических и практических источников по проблеме была выдвинута гипотеза:

Декоративно - прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения, если учитываются следующие условия:

I. - определить принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста,

II. - наметить пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью,. - выделить основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из 3-х этапов:. - знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора..   - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.. - творческое использование полученных знаний, умений и навыков..    Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных принципов создания выразительности в орнаментальной деятельности - ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность:. - построение узора в круге, в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, ромбе, овале, различных форм, передающих образы одежды, обуви посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объёмных форм. В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяется мотивам родного края.

1) умение детьми осуществить перенос знакомых способов изображения в новые условия их использования.

2) сохранять любовь, желание и заинтересованность детей к процессу декоративно - прикладного творчества, используя для этого игровые ситуации, включающие шутки, рифму;

)   повысить активность и самостоятельность детей в процессе декоративно - прикладного творчества;

)   создание предметно - развивающей среды для органической взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей; (15)

Методы исследования:

- Анализ теоретической и методической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации педагогов;

Психолого-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного;

Эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев на базе изостудии МДОУ №18 г. Тирасполя в группе старшего дошкольного возраста.

креативность дошкольный воображение ребенок


Теоретические основы развития креативности дошкольников в процессе декоративно - прикладной деятельности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.35.224 (0.098 с.)