Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
После распада "социалистического лагеря" в политической науке были произведены терминологические уточнения. Часть региона зарубежной по отношению к СССР Восточной Европы стала именоваться " Центральной и Восточной" (или даже "Центрально-Восточной") Европой. К ней стали относить Болгарию, Венгрию, Польшу, Чехию, Словакию, Румынию, Словению и три страны Прибалтики (Латвию, Литву и Эстонию). В группу стран Юго-Восточной Европы начали включать государства бывшей Югославии (кроме Словении), Албанию, Болгарию и Румынию. Восточной Европой в публикациях стали именовать Белоруссию, Украину, Молдавию и Россию. При этом, наряду с новым словоупотреблением в литературе продолжало фигурировать прежнее обобщающее название "Восточная Европа", которое объединяет как бывшие страны ОВД, так и новые страны, образовавшиеся в 1991 г. на европейских частях пространства распавшихся СССР и Югославии. "После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы в 1989 г. в них начались процессы трансформации. Государства, вставшие на путь демократических реформ, включая Россию и другие страны бывшего СССР, стали называть " странами с переходной экономикой" и "переходными странами" (transitional societies)". Новые некоммунистические или коалиционные правительства стали осуществлять политические и экономические преобразования. Проводилась линия на либерализацию ценообразования и внешней торговли. Предпринимались меры по сдерживанию инфляции. Шла приватизация государственной собственности. Начала создаваться база рыночного хозяйства. Образцом успешного проведения преобразований стала реформа в Польше, которой после распада социалистического строя раньше других восточноевропейских стран удалось преодолеть экономический спад и достичь дореформенного уровня жизни. Решающим фактором успеха польских реформ стало решение западных стран списать 2/3 внешней задолженности страны. В декабре 1992 г. посредством подписания соглашения между органами власти обеих частей Чехословацкой федерации эта страна была разделена на два государства - Чехию и Словакию. Реформы в Чехии осуществлялись более быстрыми темпами, хотя шли они труднее, чем в Польше. "Сравнительно гладко преобразования удалось провести в Венгрии, оказавшейся подготовленной к рыночным реформам "особой экономической политикой" Я. Кадара в 70-80-х годах. Румыния и Болгария по темпам и эффективности реформ отставали. В них преобразования сопровождались глубоким спадом производства и обеднением населения".
Среди республик бывшей Югославии наиболее успешно трансформация социалистической системы проходила в Словении, в которой удалось избежать резкого падение жизненного уровня. Остальные части югославской федерации не смогли приступить к преобразованиям из-за войн, разгоревшихся на территории Югославии. Чрезвычайно трудно преобразования шли в Албании, где компартия лишилась власти в 1992 г., а реформы, начатые новым президентом Сали Беришей, обернулись криминализацией экономики и тяжелым внутриполитическим кризисом 1997 г. "В целом, в первой половине 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы утверждались демократические тенденции, хотя в некоторых из них имелись проявления авторитарности (в Польше и Словакии). В наибольшей степени авторитаризм проявил себя в странах распадавшейся Югославии. Во всех странах крепли националистические настроения, принявших крайние формы в странах Балканского полуострова". Позиции правых партий, пришедших к власти после распада "социалистического лагеря", к середине 90-х годов стали слабеть. Наметилось усиление влияния сил социал-демократического толка.Л. Валенса в Польше в 1995 г. проиграл президентские выборы социал-демократу Александру Квасьневскому. В Чехии в 1998 г. было сформировано социал-демократическое правительство. В Румынии в 2000 г. после неудачного правления правоконсервативной коалиции в 1995-1999 гг. к власти вернулся первый "посткоммунистический" президент И. Илиеску. Социалисты стали возвращать себе влияние в Венгрии. Однако, приходя к власти, социал-демократы оставались проводниками умеренно-правого социально-экономического курса при сохранении ориентации на США и НАТО. "Влияние России в этой части мира упало - отчасти оттого, что Российская Федерация после распада СССР утратила границу с "прежней" Восточной Европой - за исключением небольшого участка российско-польской границы в Калининградской области. Российская Федерация взамен старых союзных договоров СССР с социалистическими странами в 1993 г. подписала серию договоров о дружбе и сотрудничества с Болгарией, Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией и Румынией". Из них договоры с Венгрией и Румынией не были ратифицированы Государственной Думой России, поскольку их содержание было сочтено "не соответствующим интересам России". В случае с Венгрией речь шла о пункте, в котором говорилось об ответственности СССР за вмешательство в венгерские события 1956 г. В договоре с Румынией - о статье относительно осуждения "пакта Молотова - Риббентропа" 1939 г. и его последствиях для Румынии, что могло подразумевать косвенное указание на неправомерность вхождения Бессарабии в состав СССР в 1940 г.
Довольно натянутыми в первой половине 90-х годов были отношения России со странами Прибалтики. С их территории в этот период начали выводиться российские (бывшие советские) войска, что сопровождалось вспышками национализма, на волне которых в Латвии и Эстонии были приняты законы о гражданстве, которые носили дискриминационный характер по отношению к русскому населению. "После распада прежних отношений с Советским Союзом страны региона стали переориентировать экономические связи на Запад. То же сделала и Россия". В итоге объем ее торговли с восточноевропейскими странами уменьшился. Бывшие союзники СССР поставили целью вступление в Европейское сообщество, преобразовавшееся в 1993 г. в Европейский Союз. "С 1995 г. государства региона стали заключать договоры об ассоциации с ЕС. В 1994 г. все восточноевропейские страны, ранее входившие в ОВД, и три прибалтийские страны получили статус ассоциированных партнеров Западноевропейского союза. В 1996 г. к ним присоединилась Словения. С 1998 г. начались переговоры об их вступлении в Европейский Союз ". По степени готовности к нему в первую группу были включены Польша, Чехия, Венгрия, Словения и Эстония. Вторая группа, пополнившая список кандидатов в 1999 г., включила в себя Румынию, Болгарию, Латвию, Литву и Словакию. На саммите ЕС в Хельсинки в декабре 1999 г. все они наряду с Кипром, Мальтой и Турцией были наделены статусом кандидатов на вступление в ЕС. Руководство Евросоюза критично считало, что большинство из них не завершило необходимых предварительных реформ. Ожидалось, что в результате вхождения новых слабых участников возрастет нагрузка на фонды ЕС, а приток рабочей силы из восточных регионов увеличит безработицу в западной части Европы. Подводя итоги по третьей главе, можно сказать, что в ходе изменений, произошедших в структуре управления стран Восточной Европы, авторитет России значительно ослаб и эти страны стали ориентироваться в своей внешней политике на Америку, что ослабило значение России на мировой арене. Заключение
Подводя краткие итоги, можно отметить следующие основные изменения, произошедшие на международной арене вследствие Перестройки: распад СССР, вывод ракет средней и малой дальности из Европы, сокращение ядерных вооружений, распад социалистического лагеря и Варшавского договора (согласно Протоколу о полном прекращении действия Договора 1 июля 1991 г.), объединение Германии с последующим выводом советских войск, завершение Афганской войны выводом советских войск (15 февраля 1989), восстановление дипломатических отношений с Албанией (30 июля 1990) и Израилем (3 января 1991) и многие другие.
Главным вопросом, волнующими мировое сообщество в настоящее время, является проблема расстановки сил в мире, образования новых полюсов. В последние годы 20 столетия Россия старалась балансировать между различными силовыми центрами современного мира, пытаясь отстоять независимость своей внешней политики, стимулировать тенденции к многополярности миропорядка. Об этом свидетельствуют встречи президентов РФ с лидерами ФРГ, Франции, Японии, Китая и других стран, достигнутые на них договоренности о новых направлениях сотрудничества, оживление российской политики на многих направлениях. Основной целью усилий России являлось и остается недопущение такой расстановки сил в мире, когда идет создание единственного мирового силового полюса. Отсюда - принципиальный отказ России от формирования общеевропейской системы в рамках НАТО, ее стремление к повышению статуса и расширению функций ОБСЕ. В связи с этим, можно предполагать, что наиболее вероятный в настоящее время вариант глобальной международной системы - многополярность, при которой основными акторами являются страны - обладатели ядерного оружия. Список литературы
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / З. Бжезинский - М.: Международные отношения, 2009. - 280с. 2. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. Том второй. События 1945-2003 годов/ А.Д. Богатуров - М.: Культурная революция, 2007. - 720с. . Богатуров А.Д. История международных отношений. Том второй. 1945-2008 гг. / А.Д. Богатуров, А.В. Аверков - М.: Аспект Пресс, 2010. - 520с. . Боффа Дж. История Советского Союза/Дж. Боффа - М.: Международные отношения, 1994. - 448с. . Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира/ М.С. Горбачев - М.: ИПА, 1988. - 272с. . Дубинин Ю.А. История международных отношений. 1975 - 1991гг. / Ю.А. Дубинин, Б.Ф. Мартынов, Т.В. Юрьева - М.: МГИМО, 2006. - 336с. . Ермаков В.Д. История международных отношений / В.Д. Ермаков - СПб: Соларт, 2008. - 512с. . Мунчаев Ш.М. Политическая история России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов - М.: Норма, 1999. - 736с. . Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. 1918-1999 гг. /Эннио Ди Нольфо - М.: Логос, 2003. - 748с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.013 с.) |