Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения снв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения снв



 

С президентством Буша начался заключительный этап процесса демонтажа политико-правового и военного арсенала холодной войны в Европе. Уже в декабре 1988г., выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Горбачев объявил о своем намерении вывести в одностороннем порядке советские войска из стран Варшавского договора: еще один шаг в сторону разрядки, который, вместе с тем, скрывал растущие трудности, возникшие в отношениях СССР с союзниками.

Горбачев продолжал поиски окончательных договоренностей с Бушем по стратегическим вооружениям, но ему удалось добиться только частичных результатов. Первая встреча нового американского президента с Горбачевым состоялась на рейде Мальты 2-4 декабря 1989г. после падения Берлинской стены. С первого взгляда реальные результаты встречи было трудно оценить, но в действительности она означала поворотный момент в двусторонних отношениях. Во время прямых переговоров Горбачев поднял все критические вопросы международной ситуации, не исключая угрозы в связи с началом отделения Прибалтийских стран от Советского Союза.

"Не колеблясь, Горбачев открыто говорил и о внутренних трудностях. Он говорил о проблемах бюджета, о последствиях Чернобыля. По его словам, "главное испытание заключалось в том, чтобы покончить с недостатком потребительских товаров".

"Затем участники переговоров перешли к обсуждению закрытых вопросов, и этот момент доверительности показал американскому президенту, что Горбачев признал слабость своей позиции. Хотя он и продолжал утверждать, что Советы сохраняют превосходство в Европе, но при этом заявил: "Вы не являетесь больше нашими врагами. Времена изменились. Вы нужны в Европе. Вы должны оставаться в Европе. Для будущего континента важно, чтобы вы присутствовали". Государственный секретарь Джеймс Бэйкер оценил эти заявления как самые важные и самые многообещающие из тех, что сделал Горбачев. Именно в то время, когда советская империя в Восточной Европе разваливалась, Горбачев подтвердил свою готовность связать советскую внешнюю политику с доминированием американцев. С другой стороны, переговоры на Мальте убедили Буша, что Горбачев - лучший из возможных собеседников на тот момент; надежный партнер в эпоху новых отношений между Москвой и Вашингтоном".

В этой обстановке глубоких политических перемен Буш и Горбачев на Мальте весьма решительно обязались продолжить в последующие месяцы переговоры о разоружении и подошли к ситуации с такой обостренной заинтересованностью, которой, возможно, не требовалось. Они договорились о существенном ограничении своих войск, размещенных в Европе. Получив одобрение НАТО и Варшавского договора 13 февраля 1990г. в Оттаве состоялась встреча представителей двух союзов, которые установили максимальный предел - в 195 000 человек - для советских и американских войск в Европе.

Буш и Горбачев снова встретились 30 мая в Кэмп - Дэвиде. На этот раз они договорились, что переговоры СНВ должны быть завершены, подтвердили обязательство на 50% сократить соответствующие ядерные силы, уничтожить арсеналы химического оружия и подписать новое торговое соглашение.

Прежде чем соглашение, достигнутое во время встречи в верхах в 1990г., стало официальным договором, на пути к разоружению был сделан новый важный шаг: в Париже завершились переговоры, начатые в Вене в 1973г. о взаимном сбалансированном сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе. Соглашение было одобрено на встрече глав государств и правительств СБСЕ, которая состоялась 19 ноября 1990г. в Париже, где были подписаны два документа. Первый из них - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). Он подтверждал обязательства, уже содержавшиеся в Заключительном Хельсинкском акте, и устранял возможность неожиданного нападения и проведения крупных наступательных операций в Европе. Второй документ, подписанный 21 ноября всеми странами - участницами СБСЕ, провозглашал принципы "Парижской хартии для новой Европы", т.е. правила будущего мирного сосуществования на Европейском континенте. Заключение этого договора открыло путь к соглашению о стратегических вооружениях. Переговоры по этой проблеме завершились 31 июля 1991г., когда Буш и Горбачев подписали в Москве Договор СНВ-1, т.е. договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Соглашение отражало договоренности, достигнутые на разных стадиях в ходе встреч на высшем уровне Горбачева с Рейганом и Бушем. Их результаты отражает нижеследующая таблица.

Ядерные боеголовки

Силы до СНВ-1

Лимит СНВ
  США СССР  
Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР) 2450 6612 4900 (общее количество боезарядов на баллистических ракетах морского и наземного базирования, разрешенных каждой державе)
Баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ) 5760 2804  
Тяжелые бомбардировщики, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками (ТБ) 2353 855  
В целом 10 563 10 271 6000

 

Эти переговоры завершились в январе 1993г. заключением нового договора между Бушем и Ельциным, названного СНВ-2. Этот договор практически вдвое снижал лимиты, установленные СНВ-1.

Соглашения от 31 июля 1991 г. для Горбачева были кульминационным и заключительным моментом в его международной деятельности как руководителя государства.

"После этого наступила острая фаза кризиса в Советском Союзе - в августе 1991г произошел государственный переворот и Горбачев был отстранен от власти, а в декабре 1991г. он официально прекратил исполнение обязанностей президента СССР. Одновременно СССР перестал существовать "как субъект международного права и геополитическая реальность". 9 декабря 1991г. Ельцин приступил к формированию отношений между бывшими советскими республиками на новой основе". Американскому правительству предстояло сделать выбор между четырьмя субъектами, обладавшими атомным оружием, которым располагал бывший СССР, т.е. между Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Выбор должен был пасть на самого сильного преемника.

Осенью Буш приступил к переговорам с президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, и именно с ним в январе 1993г. было подписано соглашение СНВ-2.

 

2.4 Мировое лидерство США в начале 90-х гг. Американская концепция "расширения демократии"

 

Последнее десятилетие прошедшего века было отмечено кардинальными переменами в мировых делах. Развал СССР наделил США статусом глобальной сверхдержавы, возвестив конец эпохи биполярного политического мироустройства. "В результате краха соперника Соединенные Штаты оказались в уникальном положении. Они стали первой и единственной действительно мировой державой".

Всю цепь геополитических изменений, которые привели к формированию нового, постбиполярного мироустройства, условно можно разделить на два этапа:

конец биполярного мироустройства сразу после падения Берлинской стены, развала СССР и окончания холодной войны;

вступление в НАТО и ЕС первых постсоциалистических государств.

После того как в начале 90-х годов прошлого века после распада Советского Союза США оказались в роли единственной сверхдержавы, американское руководство, очевидно, пришло к заключению, что им была одержана "победа" в "холодной войне" (Буш заявил об этом в январе 1992г.). На основе этого был взят курс на закрепление плодов этой "победы", запрограммировано сохранение и даже усиление безусловного американского лидерства, позиции единственного центра силы в мире, по крайней мере, на ближайшие десятилетия XXI века.

После распада СССР довольно ощутимы были потери России в связи с политикой "перестройки" в военно-технической сфере. Так по сравнению с США Россия за последние годы стала продавать танков в 17 раз меньше, БМП - в 3. 5, ракетных комплексов - в 20 раз. При общем снижении объемов мировой торговли оружием отчетливо прослеживается монополизация рынка двумя державами - США и ФРГ. Их доля выросла соответственно на 50% и более чем в 3 раза. Доля России же сократилась втрое, наблюдается процесс вытеснения России с мирового рынка торговли в этой области.

Безвозвратно нарушенным оказался тот глобальный баланс сил, который установился на планете в результате Второй мировой войны. Биполярная система мира - СССР и США, отошла в прошлое.

Распад ОВД является 2-м по значению после развала СССР фактором, определившим принципиальное изменение военно - стратегической обстановки в мире, заметному нарушению баланса в пользу США. Все это привело к качественному усилению геополитических позиций США. В результате исчезновения советского "центра силы".

Соединённые Штаты своей внешней политикой поддерживали появление признаков распада СССР. Они одни из первых признали независимость стран Балтии, поддерживали факторы информационной атаки.

В нач. 90-х гг. появилось мнение о неизбежности гегемонии США.

Концепции глобального лидерства США:

1. Концепция жесткой гегемонии

2. Мягкая (скрытая гегемония)

.   Принцип "первый среди равных"

О власти Америки в Евразии

"Евразия является крупнейшим континентом на земном шаре и занимает осевое положение в геополитическом отношении. Государство, которое господствует в Евразии, контролировало бы два из трех наиболее развитых и экономически продуктивных мировых регионов. Один взгляд на карту позволяет предположить, что контроль над Евразией почти автоматически повлечет за собой подчинение Африки, превратив Западное полушарие и Океанию в геополитическую периферию центрального континента мира

Около 75% мирового населения живет в Евразии, и большая часть мирового физического богатства также находится там как в ее предприятиях, так и под землей. На долю Евразии приходится около 60% мирового ВНП и около трех четвертей известных мировых энергетических запасов.

В Евразии также находятся самые политически активные и динамичные государства мира. После Соединенных Штатов следующие шесть крупнейших экономик и шесть стран, имеющих самые большие затраты на вооружения, находятся в Евразии. Все, кроме одной, легальные ядерные державы и все, кроме одной, нелегальные находятся в Евразии. Два претендента на региональную гегемонию и глобальное влияние, имеющие самую высокую численность населения, находятся в Евразии. Все потенциальные политические и/или экономические вызовы американскому преобладанию исходят из Евразии. В совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американское. К счастью для Америки, Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении.

Евразия, таким образом, представляет собой шахматную доску, на которой продолжается борьба за глобальное господство".

Стратегия России

"Россия остается крупным геостратегическим действующим лицом, несмотря на ослабленную государственность. Само ее присутствие оказывает ощутимое влияние на обретшие независимость государства в пределах широкого евразийского пространства бывшего Советского Союза. Она лелеет амбициозные геополитические цели, которые все более и более открыто провозглашает. Как только она восстановит свою мощь, то начнет также оказывать значительное влияние на своих западных и восточных соседей. Кроме того, России еще предстоит сделать свой основополагающий геостратегический выбор в плане взаимоотношений с Америкой: друг это или враг? Она, возможно, прекрасно чувствует, что в этом отношении имеет серьезные варианты выбора на Евразийском континенте. Многое зависит от развития внутриполитического положения и особенно от того, станет Россия европейской демократией или - опять - евразийской империей. В любом случае она, несомненно, остается действующим лицом, даже несмотря на то, что потеряла несколько своих "кусков", равно как и некоторые из ключевых позиций на евразийской шахматной доске".

Американская концепция "расширения демократии"

Приход к власти администрации демократов привел к увеличению внимания, которое в Вашингтоне стали уделять отношениям с бывшими социалистическими странами, ставшими, как было принято считать, на путь перехода от авторитаризма к демократии ("демократического транзита").

Американское руководство, осмысливая перемены в мире, размышляло над тем, как направить ход перемен в благоприятном для США русле. Прежде всего имелось в виду ликвидировать потенциал возобновления военной угрозы со стороны России. Кроме того, было важно создать условия, при которых наиболее развитые страны Запада могли получить доступ к интеллектуальным, человеческим, энергосырьевым, пространственным и другим ресурсам бывших "закрытых" стран. Требовалось преодолеть их изолированность посредством включения в мировые хозяйственные и политические интересы.

"Предполагалось, что США "в соответствии со своей исторической миссией и предназначением" принесут "свет демократии" в бывшие социалистические страны, окажут им помощь в переходе к демократии и сумеют воспитать из молодых демократических режимов партнеров США в мировой политике". По сути, речь шла о распространении американского влияния на обширные пространства, ранее для него малодоступные.

сентября 1993г. помощник президента США по национальной безопасности Энтони Лейк выступил в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса (г. Вашингтон) с речью, в которой он огласил концепцию "расширения демократии". Ее смысл состоял в том, что содействие демократизации бывших стран социалистических режимов в Евразии провозглашалось приоритетом американской внешней политики. "В июле 1994г. идей Э. Лейка были положены в основу документа СНБ США - директивы "Стратегия национальной безопасности посредством вовлечения и расширения". Речь шла о трансформировании стран Восточной Европы и бывшего СССР по усредненной демократической модели и превращении "пост - коммунистического" пространства в "стратегический резерв", с опорой на который США могли бы с большими основаниями рассчитывать на сохранение позиций, приобретенных после распада СССР". Идея " расширения демократии" оказалась направляющей для международно-политической деятельности США при первой и второй администрациях Клинтона.

Смысл концепции был осознан не сразу. Первоначально в России идею Э. Лейка приветствовали как знак намерения США оказать России помощь в проведении реформ. Но вскоре выяснилось, что под реализацию концепции "расширения демократии" США имели намерения ассигновать фонды, сравнимые с финансированием "плана Маршалла" в 1947г. Даже те ресурсы, которые были выделены на реализацию концепции Э. Лейка, были адресованы преимущественно малым и средним странам Восточной Европы, а не России. Западные страны не полностью доверяли Москве, считали ее слишком сильной, непредсказуемой и опасной.

Помимо экономического концепция Э. Лейка имела военно-политическое содержание. В этом смысле она вообще противоречила представлениям российской элиты о национальных интересах страны. "Расширение демократии" предполагало включение стран, прошедших через этап "демократического транзита", в состав "демократического сообщества" - через их принятие в военно-политические и экономические структуры Запада. "Расширение демократии" должно было означать включение бывших восточноевропейских союзников СССР в состав НАТО. К такому повороту событий в Москве были готовы не все".

Подводя итоги по второй главе, нужно сказать, что в период прихода к власти Горбачева государства были истощены гонкой вооружений. Необходимо было преодолеть научно-техническую отсталость, а для этого - сотрудничать с Западом. Суть политики Горбачева состояла в деидеологизации внешней политики. Вслед за этим наступил период нормализации отношений с США. Встреча Горбачева с Рейганом в 1985г. обозначила новый этап в переговорах. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный в 1987г., означал прорыв в двусторонних отношениях.

После распада СССР США предполагали, что Россия превратится в демократию западного образца. За распространением демократии на Россию последовала демократизация Центральной и Восточной Европы, что более подробно будет описано в следующей главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.02 с.)