Глава 1. Общая характеристика бронхиальной астмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общая характеристика бронхиальной астмы



Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика бронхиальной астмы

1.1 Анатомия строения органов дыхания

1.2 Этиология

1.3 Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы

Глава 2. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе

2.1 Механизмы лечебного действия ЛФК при бронхиальной астме

2 2 Цель, задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе

2.3 Методика лечебного массажа при при бронхиальной астме на поликлиническом этапе

2.4 Физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе

Глава 3. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой

Выводы и практические рекомендации

Литература


Введение

 

Аллергическими заболеваниями страдает около 10-15% населения земного шара. В структуре аллергических заболеваний видное место занимают аллергические поражения респираторного тракта, из которых наиболее тяжелым является бронхиальная астма (БА). В последние десятилетия во всех экономически развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести течения БА, характерен более ранний дебют заболевания. Частота БА составляет в структуре детской заболеваемости по России от 0. 2-0. 5% до 8% (в США 6-8%).

В связи с бурным развитием в последние годы клинико-иммунологических, лабораторных и инструментальных методов исследования, появилось много сведений характеризующих с новых позиций этиологические и патогенетические варианты развития БА.

Цель работы: определить роль лечебной физической культуры в комплексной реабилитации больных бронхиальной астмой на поликлиническом этапе

Задачи работы:

1. Изучить этиологию и патогенез бронхиальной астмы.

. Дать клиническую и этиологическую характеристику бронхиальной астмы при помощи современных литературных источников.

. Охарактеризовать лечебную физическую культуру как средство физической реабилитации при бронхиальной астмой на поликлиническом этапе.

. Охарактеризовать механизм лечебного действия физических упражнений и основные средства, формы и методики лечебной физической культуры при данном заболевании на поликлиническом этапе.

Новизна: были рассмотрены и систематизированы современные литературные данные при бронхиальную астму, что и послужило основой для написания данной работы.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что описаны формы и методики лечебной и физической культуры можно успешно применять на практике при реабилитации больных бронхиальной астмой на поликлиническом этапе.

Объем и структура работы: работа набрана на ____ страницах компьютерной верстки и содержит введение, три главы, выводы, практические рекомендации, список использованной литературы, состоящий из 56 источников.

бронхиальная астма физическая реабилитация


Этиология

 

Принято выделять первичную бронхиальную астму (как самостоятельную нозологическую единицу) и вторичную, то есть симптоматическую бронхиальную астму, развитие которой не связано с воздействием аллергена. В первичной бронхиальной астме выделяют два патогенетических варианта неинфекционно-аллергическую, или атопическую, и инфекционно-аллергическую.

При атопической бронхиальной астме аллергеном может явиться любое вещество, способное вызвать в организме образование антител. Аллергены могут быть животного происхождения (перья, шерсть, хитин и т. д.), растительного (пыльца трав и цветов), химического, с простой и сложной структурой (медикаменты, соли, вещества ароматического ряда, а также химические соединения, входящие в состав стиральных порошков, строительных материалов, красок, косметики и т. д.).

Сенсибилизация организма бактериями или их токсинами обусловливает 50-80 % случаев развития бронхиальной астмы. Причем, необходимо отметить, что, начинаясь как атопический вариант, бронхиальная астма часто переходит в инфекционно-аллергическую форму.

Помимо аллергенов, этиологическим фактором первого приступа удушья может быть и психогенный. Его значение особенно возрастает при дальнейшем течении заболевания (часто провоцирует повторные приступы удушья). Физическая нагрузка, равно как и климатические факторы (охлаждение, инсоляция), также могут явиться пусковыми моментами развития бронхиальной астмы.

Роль наследственной отягощенности также значительна. Механизм передачи наследственной предрасположенности и участвующий в нем генетический фактор не установлены. Однако известно, что почти в половине случаев заболевания у близких родственников больного к 65 годам тоже развивается бронхиальная астма. При наличии заболевания у обоих родителей в 75 % случаев бронхиальная астма также развивается у детей.

В этиологии бронхиальной астмы различают две группы факторов: антигенные и неантигенные. К антигенным относится широкий круг экзогенных аллергенов, среди которых у детей ведущую роль играют неинфекционные:

"бытовые" аллергены (пылевые, эпидермальные, частицы тел насекомых - сухой корм аквариумных рыбок, некоторые вещества бытовой химии и др.),

пыльцевые аллергены,

пищевые,

лекарственные, включая гамма-глобулин и другие белковые препараты.

В формировании неинфекционной сенсибилизации у детей прослеживаются определенные закономерности. В раннем возрасте наиболее значимой является пищевая сенсибилизация, реализующаяся чаще всего в виде аллергодерматоза. У некоторых больных при ранней пищевой сенсибилизации органами-мишенями являются пищеварительный тракт и дыхательная система. Присоединение эпидермальной сенсибилизации (шерсть животных, перо подушек и др.) закономерно совпадает с возникновением респираторного аллергоза, который на этом этапе чаще проявляется в виде ринофарингита, ларинготрахеита и других "малых" форм респираторной аллергии. Респираторные аллергические заболевания нередко ошибочно трактуются как инфекционные, что ведет к массивной медикаментозной терапии, а это приводит к формированию медикаментозной аллергии. Развертывание типичной клиники бронхиальной астмы у большинства детей происходит на фоне присоединения сенсибилизации к домашней пыли. Формирование БА, как правило, происходит на втором-пятом годах жизни. Сенсибилизация к пыльце растений у детей, проживающих в умеренном климатическом поясе, обычно формируется в старшем возрасте, однако наслоение ее на предшествующую сенсибилизацию к аллергенам эпидермиса и домашней пыли может произойти и в возрасте 2-5 лет. Сенсибилизирующая роль бактерий, вирусов в этиологии астмы многими исследователями оспаривается, однако нельзя исключить возможность наслоения инфекционной сенсибилизации на поливалентную неинфекционную в пубертатном возрасте и у взрослых. При отсутствии своевременной этиологической диагностики и терапии сенсибилизация при аллергозах у детей развивается по типу цепной реакции с расширением круга непереносимых аллергенов, усугублением клинических проявлений заболевания, вовлечением в патологический процесс новых органов-мишеней.

Неантигенные факторы. Провоцировать приступ БА могут многие физические факторы (охлаждение, перегревание, инсоляция и др.), метеорологические условия (ветер, перепады атмосферного давления и температуры), психогенные факторы (волнение, испуг, возбуждение), физическая нагрузка.

По патогенезу бронхиальная астма может быть разделена на два варианта: иммунопатологический и неиммунный. Среди иммунопатологических форм у детей основную роль играет атопическая БА, реализующаяся по I типу классификации Gell и Coombs. Причиной этого варианта чаще всего являются неинфекционные аллергены. Значительно реже встречается иммунокомплексный вариант заболевания (III тип по Gell и Coombs), в этиологии которого наряду с неинфекционными аллергенами, могут играть роль и инфекционные. В индивидуальном патогенезе указанные иммунопатологические формы БА могут сочетаться.

В основе неиммунологических механизмов БА лежит неспецифическая гиперреактивность бронхов, которая может быть генетически детерминированной или приобретенной на фоне течения иммунопатологических форм БА. Одним из существенных факторов, повышающих реактивность бронхов, является острая и хроническая бронхолегочная инфекция. Механизмы, лежащие в основе провоцирующего эффекта инфекции, многогранны, но в конечном итоге они сводятся к повышению проницаемости эпителиальных барьеров органов-мишеней, снижению их резистентности к патологическому действию специфических аллергенов, непосредственному возбуждению инфекционным агентом рецепторов клеточных мембран органов-мишеней. Велика провоцирующая роль инфекции у детей первых лет жизни в связи с наличием у них повышенной проницаемости эпителиальных мембран, недостаточностью секреторных иммуноглобулинов, сниженной способностью к фагоцитозу. Сопряженность обострения аллергоза с интеркуррентными инфекциями нередко является основанием для ошибочной констатации инфекционно-аллергической природы заболевания.

Одним из современных направлений исследований неиммунологических механизмов явилось изучение рецепторных и метаболических особенностей больных бронхиальной астмой. Показано, что одной из характерных черт болезни является преобладание холинергической системы регуляции над адренергической. Этот дисбаланс определяется на разных уровнях: на уровне рецепторов клеточных мембран, соотношения внутриклеточных посредников - циклических нуклеотидов (адренергическая система - циклический аденозинмонофосфат, ЦАМФ; холинергическая система - циклический гуанозинмонофосфат, ЦГМФ) и метаболических систем, активируемых ЦАМФ - и ЦГМФ-зависимыми механизмами.

Именно эти механизмы обусловливают легкость возникновения бронхоспастических реакций у больных астмой при действии различных экзо - и эндогенных факторов. В связи с этим, одной из распространенных концепций этиопатогенеза бронхиальной астмы является так называемая "теория бета-адренергической блокады". Следует считать, однако, что в большинстве случаев обнаруживаемые изменения в соотношении компонентов системы циклических нуклеотидов являются вторичными по отношению к иммунологическим и лишь потенцируют проявление патохимической и патофизиологической фаз иммунологических реакций. Однако, в ряде случаев они являются ведущим звеном патогенеза, что позволяет выделять неиммунную БА ("паторецепторную", с "первично-измененной реактивностью бронхов"). Особым вариантом неиммунных механизмов является патогенез так называемой "аспириновой бронхиальной астмы". Аспирин и близкие ему вещества, ингибируя циклооксигеназный путь метаболизма арахидоновой кислоты (синтез простагландинов), активируют тем самым второй путь ее метаболизма - липооксигеназный (синтез лейкотриенов, медленно реагирующей субстанции анафилаксии - МРСА). МРСА, обладающая мощным и длительным бронхоконстрикторным действием, является тем основным эндогенным фактором, который обусловливает обострение астмы.

Патогенезбронхиальной астмы сложен и окончательно не изучен. Большинством исследователей легкие рассматриваются как "шоковый орган" в связи с огромной альвеолярной поверхностью, усиленной васкуляризацией, повышенной чувствительностью хемо-рецепторов к шоковым ядам. Важной особенностью бронхолегочной системы является участие в синтезе и инактивации биологически активных веществ (кинины, гистамин, серотонин, простагландины и др.)

В результате реакции аллерген + антитело на мембранах гучных клеток из них высвобождаются биологически активные вещества (гистамин, серотонин, брадикинин, медленно реагирующая субстанция анафилаксии - МРС-А), повышается уровень простагландинов (Рд Fa2, а в некоторых случаях ацетилхолина. Большинство из них обладает выраженной бронхосластической активностью по отношению к сенсибилизированным тканям. Помимо этого, некоторые из них (брадикинин) обусловливают развитие очагов воспаления. В результате возникают спазм бронхов и бронхиол, гиперергическое воспаление с повышенной экссудацией и отеком, гиперсекреция слизистых желез, гипертензия малого круга кровообращения.


Комплекс 1

Примерный комплекс звуковых упражнений для занятий взрослых

больных при отсутствии нарушений легочной вентиляции

-е занятие.

Упражнение"!. "Очистительный выдох" пфф. - 5-7 раз.

-е занятие.

Упражнение 1. "Очистительный выдох" пфф. - 3 раза

Упражнение 2. "Закрытый стон" ммм. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

Упражнение 3. бррух. (о, о, е. и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 4. грруф. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 5. дррух. (о, о, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Упражнение 6. ррр. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

Упражнение 7. бррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 8. пррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1раз.

Упражнение 9. жррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 10. кррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 11. тррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 12. фррух. (о, о, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 13. чррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 14, цррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф,,. - 1 раз.

Упражнение 15. шррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 16. хррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

-е занятие.

Повторить все предыдущие упражнения.

Упражнение 17. бррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Упражнение 18. гррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Комплекс 2

Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы у взрослых больных.

пфф. - 3 раза.

ммм. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

бррух,. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

вррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

шррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

зррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз.

вррот. - 3 раза и пфф,. - 1 раз.

Комплекс 3

Примерный комплекс звуковых упражнений при бронхиальной астме с сопутствующим хроническим обструктивным бронхитом и легочным сердцем, а также при сопутствующих органических поражениях сердечно-сосудистой системы.

пфф. - 3-5 раз.

ммм. (короткой волной) - 3-5 раз и пфф. - 1 раз.

бррух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

джух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

бррах., (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз

джах. (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

дзух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

гзух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

дзах. (е) - по одному разу и пфф. - 1

гзах. (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз.

Комплекс упражнений, включающий дыхательные, создающие навыки полного дыхания, развивающие подвижность грудной клетки и диафрагмы, тренирующие мышцы, прямо или косвенно участвующие в акте дыхания, в сочетании с гимнастическими упражнениями общеукрепляющего характера, получил название респираторной гимнастики (Стрельцова Э.В., 1987), которую можно использовать в качестве утренней гигиенической гимнастики (УГГ.) у данного контингента больных.

В последние годы для лечения больных бронхиальной астмой стали более широко применять модифицированный метод волевого уменьшения глубины дыхания по К.П. Бутейко.

Показанием к применению волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) является наличие синдрома гипервентиляции (глубокого дыхания и дефицита углекислоты в легких). Противопоказания (относительные):

психические заболевания и умственные дефекты, не позволяющие больному понять суть метода и освоить способ лечения заболевания;

инфекционные заболевания в остром периоде;

профузные крово течения;

обострение хронического тонзиллита.

Перед началом лечения проводится проба с глубоким дыханием. Если у больного в момент обследования имеет место приступ удушья (бронхиальная астма), то ему предлагается тут же уменьшить глубину дыхания, то есть дышать очень поверхностно с включением пауз после выдоха на 3-4 секунд, вплоть до уменьшения или исчезновения удушья. При прекращении приступа больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав время появления затруднения дыхания. Проба считается положительной, если состояние больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании - улучшается. Указанная проба не должна проводиться, если больной незадолго до этого принял бронхорасширяющие средства (в пределах 4-6 часов).

Лечение способом ВЛГД, по мнению К. П. Бутейко, следует сочетать с другими методами терапии. Автор методики считает, что перед началом занятий больному необходимо объяснить, каким должно быть нормальное дыхание: каждое дыхание состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы; в покое и при физической нагрузке дышать надо только через нос; вдох медленный, 2-3 секунды, как можно более поверхностный (0,3-0,5 л), почти незаметный на глаз, за ним следует спокойный пассивный полный выдох 3-4 секунды, затем пауза 3-4 секунды, снова вдох и т. д. Частота дыхания должна быть 6-8 в минуту (МОД - 2-4 л/мин.), при этом содержание углекислоты в альвеолярном воздухе составляет 6,5±0,5 %. Тренировка должна проводиться постоянно, не менее 3 часов в сутки в покое (в начале), затем в движении, усилием воли больной уменьшает скорость и глубину вдоха, а также вырабатывает паузу после полного спокойного выдоха, стремясь постепенно приблизить дыхание к нормальному. Кроме того, необходимо не менее 3 раз в сутки (утром, перед обедом, перед сном) проделывать по 2-3 максимальных задержки дыхания после выдоха, доведя их продолжительность до 60 секунд и более. Максимальная задержка дыхания определяется сидя в удобной расслабленной позе. После ненасильственного выдоха зажать нос двумя пальцами в конце выдоха и зафиксировать время начала и конца паузы до появления ощущения предельной трудности задерживать дыхание. После каждой максимальной задержки дыхания больной должен 1-2 минуты отдохнуть на "малом" дыхании.

В последнее время для лечения бронхиальной астмы также применяется система гимнастики йогов, в основном хатха-йога:

) физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела - асаны;

) специальные дыхательные упражнения - пранайама.

Пребывание больного бронхиальной астмой даже на протяжении 1 дня в пассивном состоянии отрицательно сказывается на кровообращении и функции дыхательного аппарата. Поэтому, если нет противопоказаний, покой может сочетаться с активными движениями. Покой и движения в режиме больного должны взаимно дополнять друг друга. Установленный соответствующий двигательный режим в течение дня для больного является важным условием успешного применения ЛФК.

Активные движения рекомендуются не только при общем, но и постельном режиме. В основе активного режима больного лежит правильное использование средств ЛФК. Переводить больного на более активный режим надо постепенно, после улучшения функции дыхания, уменьшения силы и частоты приступов удушья, снижения пульса до 85-90 ударов, а частоты дыхания - до 24-26 в 1 минуту.

При бронхиальной астме положительный терапевтический эффект получается от применения лечебной гимнастики в сочетании с физиотерапевтическими средствами - соллюксом, кварцем, суховоздушными ваннами, диатермией, массажем. В последнее время хорошие результаты получают от применения точечного массаже., иглотерапии в сочетании с ЛФК.

Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.

Основными исходными положениями (И. П.) являются: лежа, сидя, стоя. Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата. Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.

Положение лежа, как правило, применяется у больных с тяжело протекающей бронхиальной астмой, наличием изменений в легких и сердце, то есть при появлении признаков дыхательной недостаточности и легочного сердца.

Исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

· лежа на спине типичное: голова на подушке, руки вдоль туловища;

· лежа на спине горизонтально: голова на постели без подушки;

· лежа на спине с приподнятой верхней частью тела.

Типичное положение лежа на спине применяется у больных бронхиальной астмой без выраженной легочной недостаточности. Исходное положение на спине с приподнятым туловищем рекомендуется при наличии у больных бронхиальной астмой легочной, сердечно-легочной недостаточности, эмфиземы легких, пневмосклероза. Положение, лежа на спине с приподнятым ножным либо головным концом, а также лежа на животе, на боку чаще применяется у больных бронхиальной астмой, осложненной нагноительными процессами, например, бронхоэктазами и абсцессом легкого.

Исходное положение стоя применяют при занятиях ЛФК с больными, у которых отсутствуют приступы удушья, легочная и легочно-сердечная недостаточность, распространенные нагноительные процессы в легких.

В основу построения процедуры лечебной гимнастики при бронхиальной астме положены следующие принципы:

Подбор наиболее целесообразных общих и специальных физических упражнений для воздействия на организм в целом и, в частности, на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему с учетом патологических изменений и общего состояния больного.

Выбор физиологически наиболее выгодных исходных положений, из которых больные выполняют упражнения.

Соблюдение дозировки упражнений.

Ряд авторов весь курс ЛФК при бронхиальной астме условно подразделяет натри периода: вводный, основной (тренировочный) и заключительный.

Подготовка больного к физической нагрузке начинается с момента прихода к нему инструктора или медицинской сестры для проведения лечебной гимнастики (ЛГ) или с момента явки больного в кабинет ЛФК. А. А. Ухтомский (1950) и другие ученые показали, что одно только воспоминание о предстоящей физической нагрузке уже сопровождается изменением гемодинамики, дыхания и газообмена. Представление о предстоящих занятиях ЛГ вызывает у больного положительные эмоции, изменяет в коре больших полушарий соотношение возбудительного и тормозного процессов с преобладанием возбуждения. В результате этого повышаются функции органов и систем, в том числе дыхательного аппарата.

Во вводном периоде происходит мобилизация нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем для выполнения более сильных по своей нагрузке физических упражнений, чем в основной период. Для этого во вводном периоде применяются простейшие упражнения с небольшой нагрузкой, дозированная ходьба. Проводят всего 8-10 занятий. Продолжительность вводного периода ЛФК в среднем равна 10-12 дней. Используется он для ознакомления с больными, выявления их индивидуальной реакции на физические упражнения, для разучивания основных упражнений в зависимости от степени тяжести заболевания, постановки правильного дыхания.

В основном периоде применяют специальные упражнения, направленные на удлинение выдоха, повышение тонуса дыхательных мышц, улучшение дренажной функции бронхов, укрепление вспомогательных дыхательных мышц. Он может длиться с перерывами 6-7 месяцев (80--100 занятий), рассчитан на тренировку организма с широким использованием дыхательных, общеукрепляющих упражнений, терренкура и т. д.

Больным с легко протекающей бронхиальной астмой во внеприступный период занятия можно назначать через день или каждый день по 10-15 упражнений общей продолжительностью 20-30 минут.

При наличии бронхиальной астмы средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. В случае развития осложнений (эмфизема легких, пневмосклероз, легочное сердце) количество упражнений приходится снижать до 6-8. Одновременно уменьшается и темп выполнения их. Такие больные должны придерживаться руками за спинку стула или гимнастическую стенку для облегчения выполнения упражнений, либо делать упражнения лежа в постели с наличием балканской рамы, за которую в момент выдоха больной держится руками.

Большие трудности возникают при назначении ЛФК больным с тяжелой формой бронхиальной астмы, наличием изменений в легких и сердечно-сосудистой системе. Однако вообще отказываться от применения физических упражнений таким больным не нужно. В этом случае комплекс упражнений необходимо подбирать индивидуально. Больные должны выполнять упражнения лежа в постели на спине и на боку, можно сидя на стуле. Они направлены в первую очередь на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Можно рекомендовать гимнастические упражнения с произнесением звуков или сочетать их с рефлексотерапией. Больные лучше себя чувствуют, если между 2-3 физическими упражнениями дышат в течение 15-20 секунд увлажненным кислородом. Упражнения выполняются в медленном темпе - 4-5 раз в 1 минуту (комплексы 4-6).

Важным для этого периода является целесообразное распределение нагрузки. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

Общая нагрузка для организма больного при выполнении ЛГ должна повышаться и снижаться постепенно.

Физические упражнения с наибольшей нагрузкой и, следовательно, значительно повышающие работу сердечно-сосудистой системы больного, следует применять в середине занятия. Увеличение нагрузки в середине процедуры ЛГ наиболее целесообразно, так как при этом кислородная задолженность в организме больных ниже, а работа сердечно-сосудистой системы - более умеренная, чем при другом распределении нагрузки. Упражнения с большой нагрузкой в середине занятия больные переносят легче, а учащенное дыхание у них менее выражено, чем при максимальной нагрузке в начале или в конце основного раздела процедуры.

После физических упражнений, вызывающих у больных учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно применять дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее влияние на дыхание и кровообращение.

Физические упражнения в основном периоде должны вовлекать в работу все мышечные группы (рук, ног, туловища).

Комплекс 4. Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (слабая группа)

№ п/п Исходное положение Содержание упражнения Дозировка Темп выполнения Методические указания
1 2 3 4 5 б
1. Сидя иа стуле. Откинувшись иа спинку стула Спокойное диафрагмальное дыхание 1 мин. Медленный Дыхание не задерживать
2. То же Поднять прямую руку вверх - вдох, опустить ее вниз - выдох. Пауза. То же другой рукой 4-6 раз Медленный То же
3. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях Вдох. Выпрямить ногу в колене и подержать ее на весу - выдох. В И. П. - пауза. То же другой ногой 4-6 раз каждой ногой. Средний. То же
4. Сидя, кисти рук у плеч Развести локти в стороны - вдох, свести их, слегка ссутулиться - выдох. В И. П. - пауза 4-6 раз То же То же
5. То же Вдох. Согнуть правую ногу в колене и достать левый локоть - выдох. То же другой ногой 4-6 раз каждой ногой Медленный То же
6. Сидя, руками упереться в колени Вдох. На выдохе произносить брухх. (а, е, и, о). После каждого звукосочетания пфф. и пауза 1-2 секунды 2-3 раза То же То же
7. То же Вдох. Согнуть руки в локтях и наклониться вперед - выдох. Пауза 3-4 раза То же Тё же
8. Сидя, руки опущены виз вдоль туловища Вдох. Наклониться в сторону и рукой достать пол - выдох. В И. П. - пауза 3-4 раза в каждую сторону Средний То же
9. То же Вдох. Отвести прямую ногу в сторону - выдох. Пауза 3-4 раза каждойногой Медленный То же
10. То же Круговые движения головой 2-3 раза в каждую сторону То же Дыхание произвольное
11. То же Ходьба на месте 30 секунд Медленный 1,2 - вдох, 3,4,5 - выдох, 6,7 - пауза
12. То же Полное дыхание 30 секунд То же Дыхание ме задерживать
13. То же Определение времени задержки дыхания после выдоха - - -
14. Сидя, руки разведены в стороны Поочередное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз Средний Дыхание произвольное
15. Сидя, держась руками за сиденье Вдох. Подтянуть обе ноги к груди - выдох 3-4 раза Медленный Дыхание не задерживать
16. Сидя Развести прямые руки в стороны - вдох, опустить их вниз, расслабиться - выдох. Пауза 3-4 раза То же То же
17. То же Сгибание и разгибание стоп 4-6 раз Средний Дыхание произвольное
18 То же Поднять и опустить плечи 4-6 раз То же То же
1 2 3 4 5 6
19. То же Нижнегрудное дыхание 30секунд Медленный Дыхание не задерживать
20. То же Полное дыхание 30 секунд То же То же

Примечание. Необходимо соблюдать следующий ритм дыхания: 1-2 - вдох, 3-4-5 - выдох, 6-7 - пауза. Комплекс Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (средняя группа)

№ п/п Исходное положение Содержание упражнения Дозировка Темп выполнения Методические указания
1 2 3 4 5 6
1. Сидя, руки перед грудью Вдох. Движение руками - как при плавании стилем "брасс" (вперед и 1 мин. Медленный Дыхание не задерживать
2. Сидя, руки на коленях, ноги вытян/ты вперед На произвольном дыхании быстрое попеременное сгибание ног в коленных суставах 4-6 раз каждой ногой Быстрый Дыхание произвольное
3. Сидя, руки вытянуты перед собой Скрестное движение рук 4-6 раз Средний То же
4. Сидя Вдох. Круговые движения приподнятой и выпрямленной ноги на выдохе. Пауза. То же другой ногой 4-6 раз Медленный То же
5. Сидя. Вдох. Круговые движения выпрямленных на уровне плеч рук (вперед-назад) на выдохе. Пауза 4-6 раз Средний Дыхание не задерживать
6. Сидя, руки на коленях Диафрагмальное дыхание 30секунд Медленн ый На вдохе живот поднимается вверх, выдох через губы, сложенные трубочкой, живот при этом втягивается
7. Стоя Развести руки через стороны вверх - вдох; скрестно опустить их вниз и слегка наклониться вперед - выдох. Наклонившись - пауза. Вернуться в И. П. 4-6 раз Средний Дыхание не задерживать
8. Стоя, руки согнуты в локтях Коленом правой ноги достать локоть левой руки 4-6 разкаждой ногой. Средний с переход ом на быстрый Дыхание произвольное
9. Стоя, руки на поясе Вдох. Поднять правую руку вверх и наклониться влево - выдох. Пауза 3-4 раза в каждую сторону. Медленный Дыхание незадерживать
10. Стоя, руки вытянуты вперед Вдох. Махом прямой правой ноги достать кисть левой руки, произнося на выдохе - бррах. Пауза 4-6 раз каждой ногой Средний То же
11. Стоя Руки s стороны - вдох, присесть, охватить колени руками - выдох. Пауза 4-6 раз Медленный То же
12. Стоя, руки вдоль туловища, ■ с небольшим наклоном туловища вперед Диафрагмальиое дыхание 2 мин. Средний ЧД не более 14-16 в минуту
13. Стоя Ходьба на месте с переходом на бег на месте 1 мин. ходьба и 1 мин. - бег 60-90 шагов вминуту Дыхание произвольное
14. То же Развести руки в стороны - вдох, охватить плечи руками - выдох. Пауза 4-6 раз Медленный Дыхание не задерживать
15. Стоя Перекаты с пятки на носок 4-6 раз Средний Дыхание произвольное
16. Сидя на стуле Поднять подбородок вверх - вдох, опустить его на грудь - выдох. Пауза 4-6 раз Медленный Дыхание ие задерживать
17. То же Отработка частоты дыхания 3 мин. Медленный На счет: 1-2 - вдох, 3 - пауза, 4-5-6 - выдох, 7-8-9 - пауза (ЧД при таком счете равна б в минуту).
18. То же Полное дыхание 1-2 мин. Медленный Дыхание не задерживать

Комплекс 6 Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (сильная группа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.067 с.)