Какую же оценку внешней политики Советского союза можно дать, исходя из вышесказанного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какую же оценку внешней политики Советского союза можно дать, исходя из вышесказанного.



Съезд народных депутатов образовал комиссию по политической и правовой оценке договора о ненападении, заключенного СССР и Германией 23 августа 1939 г., которую возглавлял член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А.Н. Яковлев. Эта комиссия была призвана оценить правомерность заключения договоров 1939 г. и итоги внешней политики СССР перед Великой Отечественной войной в целом. Комиссия сделала следующие выводы, которые можно, на наш взгляд, считать наиболее верными и компромиссными для сегодняшнего состояния советской исторической науки.

В отличие от бытовавшей до сих пор официальной точки зрения, комиссия Съезда, основываясь на тщательном анализе документов того времени и свидетельствах еще живых очевидцев, пришла к однозначному заключению о том, что пакт от 23 августа 1939 г., договор о дружбе и границе от 28 сентября 1939 г. и другие акты и договоры с Германией, в которых нашли свое выражение внешнеполитические устремления сталинского руководства, находятся в глубоком противоречии с ленинскими принципами международных отношений и нормам права, не отражали волю советского народа и народ не несет ответственности за тайные преступные сделки своего руководства, а вся тайная внешняя политика противоречит идеям мира и безопасности, провозглашавшимся СССР на внешней арене. В предвоенные годы Советским Союзом были сделаны значительные шаги в предотвращении угрозы войны, сталинская внутренняя политика геноцида по отношению к собственному народу получила свое отражение и в империалистических наклонностях, проявлявшихся при реализации внешней политики СССР, что свело все мирные инициативы нашего государства к нулевому результату.

Советская внешняя политика предвоенного времени носила противоречивый характер. Эта противоречивость объясняется своеобразием международной обстановки того времени и особенностями сложившейся в СССР бюрократической системы партийно-государственного руководства, которая пренебрегала нравственными критериями и критериями международного права в своей деятельности, в том числе внешнеполитической. Решающее значение в возникновении такой ситуации в международных отношениях имел Мюнхен.

Руководство Советского Союза во главе со Сталиным на протяжении почти двух десятилетий исходило из тезиса о наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя если иметь в виду наших непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х годов не был готов и не имел намерения воевать против Советского Союза. Обстановка, сложившаяся на мировой арене к весне 1939 года, способствовала тому, что Советский Союз не мог продолжать свою деятельность в одиночестве, и ему надо было позаботиться о своей безопасности, так как к весне 1939 г. вторая мировая война была уже реальностью.

В сложившейся военно-политической обстановке у СССР были три альтернативы: достичь военного соглашения с Францией и Англией; остаться в одиночестве; заключить договор с Германией. Наиболее выгодным представлялось англо - франко - советское соглашение о взаимной помощи, направленное против фашистской Германии. Оно привело бы к созданию единой антифашистской коалиции, эффективно послужило бы сдерживанию фашистских агрессоров и, возможно, воспрепятствовало бы развязыванию мировой войны.

Политический и военный альянс между двумя государствами был предопределен существованием неоспоримой общности интересов во внешней политике - претензий на отторгнутые после Первоймировой и Гражданской войны территории и возвращение в «клуб великих держав». Отдельной целью Германии была нейтрализация «военных статей» Версальского договора, ограничивавших ее право на вооружение и дальнейшее развитие технический средств борьбы, без которых рейхсвер мог существовать только в качестве пограничной стражи и высокопрофессиональных полицейских сил. Понимая, что конечная реализация этих задач в условиях версальской Европы возможна только при условии создания политического и военного альянса с СССР, Германия пошла на заключение Рапалльского договора и на военное сотрудничество, но сохранила при этом восприятие себя как временно отторгнутой части европейского мира. Отношения с СССР всегда шли «отдельной графой» во внешней политике Веймарской республики: их плодами Германия пользовалась пока существовала такая возможность, но в то же время она вполне прагматично рассматривала Рапалльский договор как разменную монету в политической игре с державами Антанты. В соответствии с изменениями международной ситуации менялись и представления обеих сторон о необходимости тех или иных форм сотрудничества. Созданные в период активного советско-германского сотрудничества разработки и накопленный опыт стали опорой для проведения в СССР военной реформы 1925 года и для развертывания в годы пятилеток советского военно-промышленного комплекса.

С военной точки зрения эффективность сотрудничества и принесенная им польза достаточно очевидны. Но прочный союз двух государств и их армий на основе «рапалльской политики» так и не был создан - слишком различались их интересы и их взгляд на перспективы советско-германского «неоформленного альянса».

 


Заключение

 

В курсовой работе рассмотрены политические итоги Первой мировой войны в свете отношений между Германией и Россией. Проанализированы советско-германские отношения в 1920 - начале 30-х годах, а также рассмотрена динамика отношений Германии и России в период между двумя мировыми войнами. Обобщены итоги внешнеполитического сотрудничества России и Германии накануне второй мировой войны и в весь период между двумя мировыми войнами.

Среди работ советских историков-международников, статьи и монографии, посвященные истории советско-германских отношений межвоенного периода, занимают довольно значительное место.

Советско-германские отношения занимают особое место в политической истории ХХ столетия.

Они явились причиной многих противоречий, доминировавших на политической мировой арене в указанный период.

Анализ на основе документальных источников мотивов альянса СССР и Германии, развития «особого» партнерства, причин последующей антагонистической трансформации отношений, принципиально важен в настоящее время, когда изучение общего исторического прошлого во всей его полноте стало одним из доминирующих факторов русско-немецкого диалога, явившегося в начале ХХI века ключевым направлением отечественной внешней политики. Советская политика по отношению к Германии вырабатывалась, руководством страны, коллективным образом и, в основном, отражала точку зрения большинства в руководящем ядре партии. Изучение давно минувших событий имеет большое значение, поскольку через них мы познаем будущие и объясняем современность.

год - начальная дата военного сотрудничества между Германией и Советской Россией. На этот момент обе стороны ограничились пакетом частных соглашений и договоров по каждому из направлений сотрудничества, контрактами с отдельными предприятиями, по отдельным видам и даже типам вооружений. Отношения двух стран после прихода Гитлера к власти в Германии были не прекращены, а лишь трансформировались, во многом базируясь на прежних, уже наработанных контактах, однако в новых условиях доминировать стало уже не военное и военно-техническое сотрудничество, но торговые и торгово-промышленные отношения».

Созданные в период активного советско-германского сотрудничества разработки и накопленный опыт стали опорой для проведения в СССР военной реформы 1925 года и для развертывания в годы пятилеток советского военно-промышленного комплекса.

«Рапалльский период» и последовавшее за ним охлаждение советско-германских отношений рассматриваются как некое единое целое, но при этом в качестве конечного рубежа устанавливается 1939 год и подписание пакта о ненападении. Раппальский договор открыл возможности для осуществления экономического и военно-промышленного сотрудничества. приступая к нему, обе стороны были более или менее едины в своих интересах. германская сторона замышляла создание «восточного арсенала» - тайной военно-промышленной базы, в то время как советское государство остро нуждалось в технической помощи для реконструкции оборонно-промышленного комплекса.


Список используемой литературы и источников

 

1. Ахтамзян А.А. Военное сотрудничество СССР и Германии 1920-1933гг. // Новая и новейшая история. 1990. №5 С.3 - 24.

. Ахтамзян А.А. Советско-германские экономические отношения в 1922 - 1933 гг. // Новая и новейшая история. 1988. №4 - С.42 - 56.

. Байков А. Военно-промышленное сотрудничество СССР и Германии - кто ковал советский меч? // Неправда Виктора Суворова - 2. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. - С.220-304.

. Гинцберг Л.И. Сталин и КПГ в преддверии гитлеровской диктатуры. // Новая и новейшая история. 1990. №6 - С.21 - 40.

. Гинцберг Л.И. Друзья новой России. Движение в защиту Советской страны в Веймарской Германии. М.: Наука, 1983. - 229 с.

. Захаров В.В. Военные аспекты взаимоотношений СССР и Германии: 1921 - июнь 1941 г. М: ГА ВС., 1992

. История международных отношений и внешней политики СССР / Под ред. В.Г. Трухановского. - В 3-х т. - 2-е изд. - Т.2.1939 - 1945 гг. / Ред. В.Б. Ушаков. - М., 1967. - 421 с.

. История международных отношений и внешней политики СССР. - Т.1 / Ред. Г.В. Фокеев. - М., 1987. - 417 с.

. Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар. отношения, 1986. - 482 с.

. Кульбакин В.Д. Экономические связи с Советским Союзом и позиция общественных сил Германии в 1929 - 1932 годах. // Вопросы истории. 1977. №5 - С.63 - 76.

. Максимычев И.Ф. Дипломатия мира против дипломатии войны: Очерк советско-германских дипломатических отношений в 1933 - 1939 годах. - М.: Международные отношения, 1981. - 288 с.

. Нежинский Л.Н. Советская внешняя политика 1917 - 1945 гг. - М.: Междунар. отношения, 1992. - 328 с.

. Ножкина Н.В. Советско-германские экономические отношения межвоенного периода (1920 - 1941). // Вестник Московского университета. 1999. №3 - С.39 - 51.

. Новая и новейшая история. №6 1992, статья: «Архивы Коминтерна и внешняя политика СССР в 1939-1941гг.» Москва. Изд. Наука. 1999. С. 12-39

. Российско-германские отношения - вчера, сегодня, завтра. Международная конференция, проведенная Институтом Европы РАН (Центр германских исследований) совместно с Фондом им. Розы Люксембург (Германия) 26 апреля 2002 года в г. Москве. // Современная Европа. 2002. №3 - С.25 - 64.

. Советская внешняя политика в ретроспективе 1917 - 1991/Под ред.А.О. Чубарьяна. - М., 1993. - 410 с.

. Сороко-Цюпа О., Смирнов В., Посконин В. Мир в первой половине ХХ века. 1918 - 1945

. Трухнов Г.М. Поучительные уроки истории: три советско-германских договора (1922 - 1926 гг.) М.: Просвещение, 1979. - 183 с.

. Чубарьян А.О., Белоусова З.С., Наринский М.М. Европа между миром и войной 1918 - 1939. М.: 1992. 221 с.

. Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами 1914 - 1936 г. - М.:, 1958. - 476 с.

. «1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной». Е.Н. Цветаев, B.C. Яровиков. М., Издательство политической литературы. 1990.

. «Пакт Гитлер - Сталин и инициатива германской дипломатии 1938-1939гг.» Ингеборг Фляйшхауэр. М., Изд. Прогресс 1991



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.009 с.)