Глава 1. Теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий

1.1 Типология профессий.

1.2 Исследования мотивов профессиональной деятельности в организационной психология

    Особенности жизненного стиля представителей различных профессий

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирические исследования мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий

Организация исследования

Результаты диагностики жизненного стиля и мотивов труда

Математическая статистика и анализ результатов эмпирического исследования

Выводы по второй главе

Рекомендации

Заключение

Список используемой литературой


Введение

При переходе российского общества от тоталитарной, монокультурной системы управления к демократической заметно увеличилось количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление.(6, 58)

Подобные тенденции нашли свое выражение в середине 20-го века в создании концепции личности, автором которой является А.Маслоу. Самоосуществление подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоосуществлению является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни. (27, стр. 62)

Понятие самоосуществление охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, не исключая профессиональную деятельность, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. В обобщенном определении самоосуществление подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мы подразумеваем, приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными. Под личностным - подразумевается приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п. Как показывают исследования видных психологов указанные направления находятся в сложной взаимосвязи. С одной стороны, личностный рост соотносится с категорией внутреннего мира и понимается как движение «к себе», в то время как социальное развитие (куда относятся усвоение каких-либо знаний, деятельности, системы ценностей, формирование активной жизненной позиции, развитие способности созидать новые формы общественной жизни и т.п.), в т.ч. профессиональный рост, соотносится с внешним миром, усиливая разворот личности «от себя», а потому считается не способствующим, а препятствующим личностному росту. С другой стороны, при полноценном личностном росте внутренние изменения рождают внешние проявления, личностный рост является единством интраперсональных и интерперсональных качеств, таких как принятие и понимание себя, внутренняя целостность и динамичность, а также принятие и понимание других, открытость, гибкость и естественность в контактах (С.Л. Братченко, М.Р. Миронова). В работах данных ученых человек рассматривается как систему отношений, в контексте данного диссертационного исследования включающую в себя отношение к окружающим людям, к профессии, к себе самому и к окружающему миру в целом. Процесс самоосуществление, как единство профессионального (социального) и личностного роста затрагивает различные стороны данной системы. (6, стр. 90)

Престиж профессии и ее популярность на рынке труда является одним из главных факторов, влияющих на привлекательность профессии и во многом определяет профессиональный выбор оптанта. Недостаточно осмысленный выбор профессии, не принимающий во внимание личностных особенностей, ценностей и стремлений человека, со временем приведет к разочарованию и снижению мотивации в профессиональной деятельности, следствием которого станет падение эффективности труда, переводя личностную проблему на социальный уровень. Между тем, профессиональная деятельность занимает основную часть жизни человека и может задавать существенные направления для самоосуществления. (6, стр. 130).

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К. Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность".Е.А. Климов <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf6.html> выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека)(21, стр. 15). Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла" (41, стр. 258. <javascript:void(0);>). Правда, по В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.

Самоосуществление можно отнести к одному из видов мотивации профессиональной деятельности. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, Т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа, 1992), в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, Т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), Т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Цель работы: определить особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

. Дать теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий.

. Определить аппарат исследования.

. Определить с помощью психодиагностических методик жизненный стиль и мотивы труда представителей различных профессий.

. Обобщить выводы на основе полученных результатов.

. разработать рекомендации мотивации персонала с учетом жизненного стиля представителей различных профессий.

Объект исследования: 93 человек, которые образовали три группы специальностей, выделенные по принадлежности к таким профессиям, как педагоги, экономисты и слесари.

Предмет исследования: особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий.

Гипотеза исследований: мы предполагаем, что жизненный стиль и мотивы труда педагога, экономиста и слесаря имеют различия.

Психодиагностические методики:

1. Методика выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. (О.Ф. Потемкина)

. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан)

. Опросник «Индекс жизненного стиля (Плутчика - Келлермана - Конте)

Практическая значимость: результаты исследования особенностей жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий в дальнейшем можно использовать для подбора кадров, на предприятии, а также для помощи студентам в выборе правильности профессии, а также психологической помощи при сомнениях в выборе профессии.


Типология профессий

 

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования являются выделенные еще К.Г. Юнгом <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf4.html> архетипы. Сам "архетип" определяется - как коллективное бессознательное. К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное ("архетипы" как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который "в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия" данного человека). При этом "каждый шаг к более высокой сознательности", означающий "исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире" и связанный с "добродетельностью" и "дельностью" в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более "одиноким", непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей (45. С. 57 <javascript:void(0);>). Иными словами "прорыв бессознательного (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь. Для дальнейшего рассмотрения "пространств" самоопределения можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т.п. На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.

Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все "науки" (виды труда) по критерию "добра и зла для человека":

o "нуждные" науки (экономика, медицина, право);

o "полезные" науки (риторика, грамматика, "мафематика"-арифметика, "землемерие", механика, астрономия);

o "щегольские, или увеселяющие" (поэзия, танцевание, живопись, "вольтежирование"-гарцевание на лошади), служащие больше для получения положения в обществе, чем для дела;

o "любительские, или тщетные" (астрология, физиогномика, алхимия);

o "вредительные" науки (колдовство, ворожба) (см. Татищев, 1979).

Вероятно, такой критерий классификации профессиональной деятельности актуален и для оценки различных направлений самой современной психологии. (21. стр. 28)

В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf52.html> предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

Ø автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.);

Ø полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста);

Ø шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);

Ø самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста);

Ø свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля) (21, <javascript:void(0);> стр. 50).

В современной России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами:

ü человек - природа;

ü человек - техника;

ü человек - человек;

ü человек - знаковые системы;

ü человек - художественный образ (21, <javascript:void(0);> стр. 78).

Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: 1 - ценности общения; 2 - интеллектуальная активность; 3 - практико-техническая активность; 4 - художественная активность; 5 - соматическая активность; 6 - материальная (экономическая) активность (Йовайша, 1983 <javascript:void(0);>). За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды (Прощицкая, 1993 <javascript:void(0);>)

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

v реалистический тип (техника, мужские проф.) - Р;

v интеллектуальный тип - И;

v социальный - С;

v конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К;

v предпринимательский - П;

v артистический тип - А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде. На таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды (29, стр. 254)


Таблица 1.1

Тип личности

Тип профессиональной среды

  Р И С К П А
Р ++ + -- + - -
И + ++ -- + - -
С -- - ++ - + +
К + - - ++ + --
П - -- + + ++ -
А - + + -- - ++

Примерное соотношение типов личности и типов профессиональной среды (плюсами и минусами отмечена степень соответствия: "++" - сильно соответствует, "+" - соответствует, "-" - не соответствует, "--" - сильно не соответствует).

 

Еще в 1922 г. Э. Шпрангер в своей работе "Основные идеальные типы индивидуальности" выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: 1) теоретический человек; 2) экономический человек; 3) эстетический; 4) социальный; 5) политический; 6) религиозный (Шпрангер, 1982 <javascript:void(0);>). При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит не только позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для России эпохи СССР типологии Е.А. Климова <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf6.html> отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется (нечто похожее выделил уже и литовский психолог Л.А. Йовайша, видимо потому, что даже Литовская ССР ближе к западному образу жизни).Таким образом, типологии профессиональной деятельности и соответственно пространства самоопределения во многом зависят от культурно-исторической среды. Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной) ситуации, например в условиях России "переходного периода"? Сложность вопроса в том, что устаревшие типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии тем более часто не учитывают специфику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то "универсальной" типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Российская Федерация (РФ), тем более, что "переходный период" к "светлой жизни" (или к "свету в конце тоннеля" - по словам одного бывшего "всенародно любимого Президента") сильно затянулся. В этом плане интересной представляется достаточно универсальная типология людей, предложенная известным отечественным историком Л.Н. Гумилевым. Его типология построена по пассионарно-аттрактивному принципу. (29, стр. 112)

Выстраивается некоторое пространство, где:

o одна ось - аттрактивность - имеет следующие полюсы: а) эгоизм, основанный на рассудке и б) аттрактивность как "странное стремление к истине, красоте, справедливости";

o другая ось - пассионарность - имеет полюсы: а) инстинкт самосохранения и б) пассионарность как антиинстинкт ("неоправданный риск ради достижения иллюзорных целей"). (29, стр. 120)

В итоге выделяются следующие типы людей: 1) обыватели; 2) бродяги-солдаты; 3) преступники; 4) честолюбцы; 5) деловые люди; 6) авантюристы; 7) ученые люди; 8) творческие люди; 9) пророки; 10) нестяжатели (бескорыстные люди); 11) созерцатели; 12) искусители (см. Гумилев, 1990.) <javascript:void(0);>. Но далее сам Л.Н. Гумилев отмечал, что "для изучения отдельной особи предлагаемая точка зрения и система отсчета дают очень мало" (Там же. С. 332). Типология Л.Н. Гумилева интересна в том смысле, что позволяет рассматривать и сопоставлять в перспективе самоопределение различных в культурно-историческом плане людей. Интересную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р. Гинзбург <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf64.html>, который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как "совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее" (Гинзбург, 1995. <javascript:void(0);>)."Психологическое настоящее, - отмечает далее М.Р. Гинзбург, - существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой сомопознание - т.е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности" Аналогично выделяются психологические пространства для прошлого и будущего. В частности, прошлое, существующее как "опыт", по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании. личностный мотив труд профессия

Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости - конкретным планированием своей жизни во времени, т.е. жизненными и профессиональными планами На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения (Там же. С. 26-28): 1) гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется); 2) стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим); 3) беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить "само собой"); 4) бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как "вынужденное"); 5) негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности); 6) защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; "бегство в будущее"); 7) фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; "бегство в грезы о будущем"); 8) прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; "адаптивность", проекция в будущее заимствованных ценностей); 9) гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями); 10) зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей); 11) бездуховное (успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, "эмоциональная уплощенность"); 12) пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем); 13) невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы); 14) бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний); 15) отсроченное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализованных ценностей)

Интересную типологию людей предложил отечественный психолог Б.С. Братусь, использовав для этого такой критерий, как способ отношения к другим людям (Братусь, 1994 <javascript:void(0);>): (29, стр. 180)

§ эгоцентрический человек (другой человек для него рассматривается как вещь);

§ группоцентрический человек (другие люди делятся для него на "своих" или "не своих");

§ гуманистический человек (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь принцип - самоценность человека становится всеобщей, откуда следует и другой принцип: нравственность - это основа существования человека);

§ духовный, эсхатологический человек, связанный с проблемой конечности и бесконечности жизни; осознание себя и других как существ особого рода, что в итоге приближает человека к божественному, к единению с Богом.

Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf27.html>. Он выделил два основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) неплодотворную ориентацию и 2) плодотворную. При этом сам "характер - это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера" (Фромм, 1992. <javascript:void(0);>). (45, стр. 26)

1. Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды:

o рецептивная ориентация: источник всех благ человека - вовне и главное для такого человека - получить его, чтобы человека "одаривали", "любили" и т.п.; отсюда - вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе по важным вопросам человек проявляет пассивность и т.п.;

o эксплуататорская ориентация: источник благ - вовне и главное для такого человека - забрать эти блага силой или хитростью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; для эксплуататорского человека важен девиз: "краденый плод - самый сладкий";

o стяжательская ориентация: благо - у самого себя, в себе и главное для "стяжателя" - это сохранить свое благо от других, сэкономить; "сохранить" означает также и память о прошлом, и бережное отношение к существующим привязанностям;

рыночная ориентация, которой Э. Фромм посвящает значительное место в своих работах, может быть охарактеризована следующими высказываниями: а) важно не само благо, а его "меновая стоимость" на "рынке личностных ценностей"; б) материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а "от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование"; в) "человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно "привлекательнее", чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтобы получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая "ценная" из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды"; д) Э. Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе, где идентичность понимается как единство человека и его дела: "я то, что я делаю"; идентичности противопоставляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделяются: "я то, чего изволите" (здесь уже неустойчивая идентичность черпается не в самой себе, а в мнениях окружающих). Когда всеобщее мнение становится над индивидуальным "я", отношения между людьми становится поверхностными, поскольку общаются уже "не сами люди, а взаимозаменяемые товары"; ж) сущность "рыночной личности" - это "пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством". В итоге "проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи". (45, стр. 35)

. Плодотворная ориентация представлена у Э. Фромма не столь четко, как ориентации неплодотворные. При этом сам автор замечает, что ХХ в. "блистает отсутствием" образов "достойного человека в достойном обществе, какими они должны быть", в ХХ в. все сосредоточились на "критическом анализе человека и общества", поэтому трудно предложить что-то конструктивное в обществе, где любая попытка хотя бы "помечтать" о достойном часто подвергается осмеянию и весьма циничному отношению. По Э. Фромму, плодотворность (плодотворная ориентация) рассматривается не как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на "успех", а именно "как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни... Мы имеем в виде характер человека, а не его успех". В итоге главная ориентация - это ориентация на самого человека, на самого себя... При этом сама плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную. Например, Э. Фромм пишет, что "человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит" ((45, стр. 66).

Для творчески ориентированного психолога интересны будут и несколько ироничные (и самоироничные) типы личности ученого, выделенные Г. Селье (Селье, 1987. С. 35-45 <javascript:void(0);>):

1.  "Делатели", которые подразделяются на: а) "собирателей фактов" (обычно они начисто лишены воображения, но их труд полезен для других ученых); б) "усовершенствователей" (постоянно пытаются "улучшить" аппаратуру и методы исследования; они достаточно оригинальны и увлечены своей работой).

2. "Думатели" подразделяются на: а) "книжных червей" (чистая форма теоретика, обладателя энциклопедическими познаниями; обычно безжалостны на экзаменах, которые используют в основном для демонстрации своих познаний); б) классификаторов (в отличие от "собирателя фактов" стремятся выстроить из этих фактов систему); в) аналитиков (стараются докопаться до "первоосновы", но часто забывают как вновь "собрать" вещи и исследуемые объекты, только что разобранные на составляющие). (Селье, 1987. С. 35-45 <javascript:void(0);>):

.   "Чувствователи" подразделяются на:

§ "крупных боссов" (главная цель - успех ради успеха, в том числе и в науке; любят работать в "соавторстве", умеют "нажимать на рычаги" и перекладывать свою работу на других; обычно постоянно участвуют в застольях "с сильными мира сего" и заседают в различных комиссиях);

§ "хлопотунов" (хотят сделать все побыстрее; часто они не любят Природу, а "лишь насилуют ее");

§ людей типа "рыбья кровь" (демонстративно невозмутимые скептики, эпитафией конца их профессионального пути могла бы служить надпись: "Ни достижений, ни попыток, ни ошибок");

§ "высушенных лабораторных дам" (резкие, недружелюбные, властные и лишенные воображения женские двойники "рыбьей крови");

§ "самолюбователей" (воплощения чистого эгоцентризма, пребывающие в постоянном восторге от своих талантов и готовые на любые жертвы для их реализации; сами подразделяются на "мимозоподобных самолюбователей" и "сварливых тореодороподобных самолюбователей");

§ "агрессивных спорщиков" (в школе они были "умненькими всезнайками", а в науке - это опасная разновидность "самолюбователя");

§ "первостатейных акул" (главная их цель - вставить свою фамилию в возможно большее число публикаций);

§ "святых" (это воистину Рыцари Добра и Справедливости, но нередко их "самоуничижительный альтруизм" препятствует успехам в науке, хотя в практике они могли бы оказаться весьма полезными работниками);

§ "святоши" (это искусная ханжеская имитация подлинно "святого" типа);

§ "добрячков" (в школе это обычно любимчики учителя, но их "пресная невинность, полное отсутствие воображения и инициативы делают их непригодными для творческого научного исследования".

4. "Идеальные" типы: а) "Фаусты - идеальные учителя и руководители"; б) фамулусы - идеальные ученики и сотрудники (в отличие от Фаустов у них все еще впереди). При этом сам Г. Селье <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf44.html> отмечает, что "идеалы создаются не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать путь". (Селье, 1987. С. 45 <javascript:void(0);>).

Представленные выше варианты "пространств" самоопределения и выборов позволят, на наш взгляд, рассматривать не только традиционно понимаемые профессиональные выборы (например, выбор "вот этой", данной профессии или места работы), но и выбор того, каким человек хотел бы стать в ходе своей трудовой деятельности, ради чего вообще стоит трудиться. Нам представляется, что и при решении профориентационных задач профконсультант может и должен информировать клиента (молодого или уже взрослого) о возможном "поле", "пространстве" смыслов самоопределения в конкретном труде. Другой вопрос - каким образом лучше проводить такую нетрадиционную информацию? И здесь еще, видимо, предстоит поиск и создание специальных средств ценностно-нравственной, смысловой профконсультации. Интересны и перспективны в этом плане для профконсультации идеи и разработки В. Франкла, предложившего метод логотерапии для рассмотрения смысловой стороны человеческой жизни (см. Франкл, 1990 <javascript:void(0);>). Заметим также, что психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленными в сознании данного человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Проблема профессионального консультирования состоит еще и в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяемые и "желаемые" самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя). Тип профессии, выбираемый человеком зависит от мотивов выбора данной специальности.

Таблица 1.1

Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала

Индивидуальные характеристики Характеристики выполняемой работы Характеристики рабочей ситуации
• Пол • Возраст • Образование • Квалификация • Стаж работы в организации • Трудовые ценности • Установки • Ведущие потребности • Сложность и ответственность выполняемой работы • Степень самостоятельности, которую имеет исполнитель • Степень ответственности за конечные результаты • Наличие обратной связи относительно рабочих результатов • Степень разнообразия выполняемых заданий • Организационный контекст: • система стимулирования • система информирования • оргкультура • сложившаяся практика управления • обучение и развитие персонала • условия труда • Непосредственное рабочее окружение • коллеги (равные по положению) • подчиненные • руководство

 

Управленческая практика

Сложившая в организации практика управления (система планирования, организации работ, контроля за исполнением, практика подготовки и принятия решений и др.) оказывают сильное влияние на мотивацию работников. Чем в большей степени сложившаяся в организации практика управления ориентирована на раскрытие потенциала людей, работающих в организации, на учет их интересов, тем выше уровень трудовой мотивации персонала, выше готовность вносить свой вклад в достижение организационных целей.

Неудовлетворенность выполняемой работой и получаемой оплатой может привести к серьезным последствиям для организации в долгосрочной перспективе. Если из организации начнут увольняться лучшие работники или персонал будет работать хуже, то ее эффективность и способность к оперативному реагированию на изменения внешней среды может сильно снизиться. Таким образом, удовлетворенность работников своей работой может самым непосредственным образом влиять на конкурентоспособность и выживание организации. (35, стр. 400)

Неудовлетворенность работника разными сторонами работы может повлечь за собой ряд негативных последствий, как для самого работника, так и для организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.064 с.)