Юрисдикционный порядок защиты прав граждан - потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юрисдикционный порядок защиты прав граждан - потребителей



 

Статья 46 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину. В случае нарушения или оспаривания права всякое заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием о его защите. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Судебная защита прав потребителей является одной из основных форм защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Под формой защиты обычно понимается определенный порядок защиты прав и интересов, осуществляемый тем или иным юрисдикционным органом в зависимости от его природы. Также выделяют административную, третейскую, арбитражную и другие формы защиты прав граждан и юридических лиц.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ) любой потребитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Право на обращение в суд обеспечено юридическими гарантиями: действием принципов гражданского процессуального права, доступностью судебной формы защиты права, невысокими размерами госпошлины, наличием в гражданском процессуальном законодательстве исчерпывающего перечня оснований к отказу в принятии искового заявления.

Гарантией реализации субъективного права граждан и юридических лиц на обращение в суд является и закрепленное в ч. 2 ст. 3 ГПК РФ правило, согласно которому отказ от права на обращение в суд недействителен. Отказ от права на обращение в суд недействителен независимо то того, как он был сделан: в общей форме, или для какой-то категории дел, или в отношении споров, возникших или могущих возникнуть в будущем из конкретного правоотношения.

Закон не устанавливает определенных оснований для обращения в суд. Достаточным поводом для такого действия является субъективная убежденность потребителя в необходимости судебной защиты. Праву заинтересованного лица на обращение в суд корреспондирует обязанность суда рассмотреть предъявленное заявление на предмет принятия дела к производству. Право на судебную защиту является правом на судебное рассмотрение заявленного требования, правом на процесс и судебное решение.[68]

Потребитель, обращаясь в суд за защитой субъективного права или охраняемого законом интереса, добивается постановления решения об удовлетворении его требования. Ответчик же, наоборот, добивается постановления решения об отказе истцу в иске, возражая против материально-правовых требований истца, или же стремится к прекращению дела производством, ссылаясь на обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. В обоих случаях суд, прежде чем постановить решение, должен рассмотреть спор сторон по существу.

В силу принципа диспозитивности в гражданском процессуальном праве потребители могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, в том числе и обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Однако это не означает, что любое лицо может, обратившись в суд, положить тем самым начало рассмотрению дела, имеющему целью и результатом вынесение судебного решения. Как отмечают некоторые авторы, принцип диспозитивности тесно связан с активной ролью суда, ибо свобода заинтересованных лиц распоряжаться материальными и процессуальными правами вызывает необходимость не только помощи, но и контроля со стороны суда.[69] Деятельность правосудия осуществляется в определенном порядке, регламентированном процессуальным законодательством. Судья, принимая заявление, должен решить вопрос о том, соблюдает ли гражданин или организация условия реализации субъективного права на обращение в суд за защитой и осуществляется ли это право в порядке, предусмотренном законом.

Закон о защите прав потребителей также предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Статья 17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны.

Для судебной защиты прав потребителей законом установлена альтернативная подсудность. Иск может быть предъявлен в суд по месту жительства потребителя или по месту нахождения продавца (изготовителя), а также по месту причинения вреда. Некоторые суды иногда обязывают потребителей подавать иски только по их по месту жительства. Это незаконно, выбранный потребителем вариант подачи иска обязателен для суда.[70]

Ст.46 Закона «О защите прав потребителей» определяет, что соответствующие иски предъявляются в суд в отношении действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих их функции на основании соответствующих договоров. Закон определяет: изготовителя - как организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, производящих товары для реализации потребителям; исполнителя - как организацию или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям по возмездному договору; продавца - как лицо, реализующее товары потребителям по договору купли-продажи. Следовательно, подобные исковые требования могут быть заявлены исключительно в отношении лиц, выступающих в качестве продавцов (изготовителей, исполнителей).[71]

В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

1) нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

2) жительства или пребывания истца;

3) заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Таким образом, для потребителя Законом установлена так называемая альтернативная подсудность: он вправе по своему выбору обратиться в суд по собственному месту жительства, по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, организации, выполняющей их функции, исполнителя) или по месту причинения вреда. Исключение из этого правила составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации.

Выбор ответчика и, следовательно, суда зависит не только от усмотрения потребителя, но также и от ряда других обстоятельств: содержания нарушенного права, времени нарушения права (в период гарантийного срока, после его истечения и т.п.), от того, кто несет ответственность в конкретных обстоятельствах.

Требования потребителя носят гражданско-правовой, в основе материальный характер, выражают личный интерес, основанный на невыполнении своих обязательств другой стороной гражданско-правового договора. Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного Законом, если такое нарушение подлежит судебному рассмотрению. Исковое заявление потребителя может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т.п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п. Конкретные требования должны формулироваться исходя из тех прав, которые предоставлены потребителю Законом и нарушены ответчиком.

Потребитель может предъявить иск и вести дело в суде лично или через представителя, которым может быть адвокат и граждане, допущенные судом к представительству по делу. Представитель в суде действует на основании доверенности, которая удостоверяется нотариусом. Полномочия адвоката закрепляются в ордере.

При рассмотрении дел о защите прав потребителей суд первой инстанции обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение эксперта, ознакомиться с письменными и осмотреть вещественные доказательства.[72]

Если потребитель предъявил продавцу или изготовителю требование о замене товара с недостатками на товар той же марки, который снят с производства или прекращены его поставки, то в соответствии со ст.439 ГПК РФ обязательства продавца (изготовителя) в части такой замены прекращаются в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить любое другое требование, но бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец, а также принятие продавцом всех необходимых мер для выполнения требований потребителя лежит на продавце.

Потребителю по делам такого рода необходимо доказать прежде всего факт покупки товара у конкретного продавца. Кроме покупки товара у конкретного продавца, истец должен доказать наличие недостатков в купленном товаре. Поскольку большое значение имеет определение недостатков товара, время их возникновения, причины, здесь каждая из сторон доказывает свои утверждения самостоятельно. Если истец требует замены товара с недостатком или расторжения договора, он вправе поставить вопрос о назначении экспертизы. Если, возражая против иска, ответчик ссылается на то, что недостатки вызваны ненадлежащими условиями хранения и использования, он должен это доказать.[73]

Если потребитель заявил иск о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя в следствии конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также в следствии непредставления достоверной или полной информации о товаре, доказыванию подлежат все обстоятельства причинения вреда, т.е. время, место, размер вреда, а также условия наступления ответственности, в том числе срок годности товара и другие обстоятельства. Если имеются обстоятельства, освобождающие ответчика от ответственности, то они также подлежат доказыванию.

По общему правилу судебное решение о защите прав потребителей вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано. Однако, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении судебного решения могут привести к значительному ущербу для взыскателя или само исполнение может оказаться невозможным суд должен решить вопрос о необходимости обратить решение по делу о защите прав потребителей к немедленному исполнению в силу ч.2 ст.209 ГПК РФ.

Вступившее в законную силу решение приводиться в исполнение судебным приставом-исполнителем по месту жительства или по месту работы должника, или по месту нахождения его имущества. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. При оказании должником сопротивления судебный пристав-исполнитель в присутствии понятых составляет об этом акт и для устранения препятствий обращается за содействием к органам власти. Акт, подписанный судебным приставом-исполнителем и понятыми, представляется судье для разрешения вопроса о привлечении виновных лиц к юридической ответственности. По предложению судебного пристава-исполнителя должник вправе (и обязан) добровольно исполнить решение суда в срок до 5 дней. По истечении этого срока производиться принудительное исполнение решения суда.

Большую роль в защите прав потребителей играет и государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Государственный контроль и надзор осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с передачей ей функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).[74]

ФАС РФ - федеральный орган государственной власти, который подчинен правительству РФ и в интересах защиты прав потребителей использует все предоставленные ему права. Но обращение в ФАС РФ - крайняя мера и связана со значительной потерей времени. ФАС РФ целесообразно включать в разбор дела тогда, когда оно не нашло своего решения в территориальном антимонопольном управлении.

ФАС РФ и его территориальные органы является ведущим федеральным органом исполнительной власти по организации контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителя. Его основная задача - обеспечение надежного контроля за достоверностью информации о товарах, работах, услугах и о тех, кто их предоставляет, за соблюдением договорных обязательств, за качеством товаров и услуг, а также правовая защита граждан-потребителей.[75]

Для решения этих задач ФАС РФ наделена широкими полномочиями. Так, она имеет право:

- осуществлять меры по пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и недобросовестной конкуренции на рынке потребительских товаров;

- давать обязательные для исполнения предписания хозяйствующим субъектам о прекращении нарушения ими прав потребителей;

- принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц;

- обращаться в суд или арбитражный суд с исками и заявлениями по делам, связанным с нарушением прав потребителей;

- направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам, связанным с нарушением прав потребителей.[76]

Положение о Федеральной службе по надзору в Сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.[77]

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба создана в результате слияния Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Департамента Государственной инспекции по качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекции) и Управления по защите прав потребителей МАП России.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.[78]

Порядок осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления установлен ст. 44 Закона.

Необходимо отметить и то, что в соответствии со ст. 45 Закона граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

В 1990 г. был создан Российский союз потребителей. Федерацию потребительских союзов решили не распускать. Она трансформировалась в международную конфедерацию потребительских союзов, туда же вошли и общества потребителей стран СНГ.

Российский союз потребителей сейчас решает две задачи:

1) если общество защиты прав потребителей защищает права граждан, то Российский союз отстаивает права самих обществ;

2) на Российском союзе лежит роль координатора по обмену информацией.[79]

Государственная поддержка общественного потребительского движения явно недостаточна. На местах неудовлетворительно решаются вопросы выделения помещений, средств связи и оргтехники, предоставления льгот при оплате аренды и коммунальных услуг, финансирования конкретных проектов, реализуемых общественными организациями. Руководители органов государственной власти на местах подчас ставят под сомнение право общественников самостоятельно проводить проверки предприятий торговли и услуг, хотя это право установлено статьей 45 ФЗ «О защите прав потребителей». Иногда государственные и муниципальные чиновники оспаривают не само право проводить проверки, а пытаются ограничить способы их существования. Например, запрещают проводить контрольные покупки, требовать накладные и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.027 с.)