Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юрисдикционный порядок защиты прав граждан - потребителей
Статья 46 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину. В случае нарушения или оспаривания права всякое заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием о его защите. Отказ от права на обращение в суд недействителен. Судебная защита прав потребителей является одной из основных форм защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Под формой защиты обычно понимается определенный порядок защиты прав и интересов, осуществляемый тем или иным юрисдикционным органом в зависимости от его природы. Также выделяют административную, третейскую, арбитражную и другие формы защиты прав граждан и юридических лиц. В соответствии с действующим процессуальным законодательством (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ) любой потребитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Право на обращение в суд обеспечено юридическими гарантиями: действием принципов гражданского процессуального права, доступностью судебной формы защиты права, невысокими размерами госпошлины, наличием в гражданском процессуальном законодательстве исчерпывающего перечня оснований к отказу в принятии искового заявления. Гарантией реализации субъективного права граждан и юридических лиц на обращение в суд является и закрепленное в ч. 2 ст. 3 ГПК РФ правило, согласно которому отказ от права на обращение в суд недействителен. Отказ от права на обращение в суд недействителен независимо то того, как он был сделан: в общей форме, или для какой-то категории дел, или в отношении споров, возникших или могущих возникнуть в будущем из конкретного правоотношения. Закон не устанавливает определенных оснований для обращения в суд. Достаточным поводом для такого действия является субъективная убежденность потребителя в необходимости судебной защиты. Праву заинтересованного лица на обращение в суд корреспондирует обязанность суда рассмотреть предъявленное заявление на предмет принятия дела к производству. Право на судебную защиту является правом на судебное рассмотрение заявленного требования, правом на процесс и судебное решение.[68] Потребитель, обращаясь в суд за защитой субъективного права или охраняемого законом интереса, добивается постановления решения об удовлетворении его требования. Ответчик же, наоборот, добивается постановления решения об отказе истцу в иске, возражая против материально-правовых требований истца, или же стремится к прекращению дела производством, ссылаясь на обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. В обоих случаях суд, прежде чем постановить решение, должен рассмотреть спор сторон по существу.
В силу принципа диспозитивности в гражданском процессуальном праве потребители могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, в том числе и обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Однако это не означает, что любое лицо может, обратившись в суд, положить тем самым начало рассмотрению дела, имеющему целью и результатом вынесение судебного решения. Как отмечают некоторые авторы, принцип диспозитивности тесно связан с активной ролью суда, ибо свобода заинтересованных лиц распоряжаться материальными и процессуальными правами вызывает необходимость не только помощи, но и контроля со стороны суда.[69] Деятельность правосудия осуществляется в определенном порядке, регламентированном процессуальным законодательством. Судья, принимая заявление, должен решить вопрос о том, соблюдает ли гражданин или организация условия реализации субъективного права на обращение в суд за защитой и осуществляется ли это право в порядке, предусмотренном законом. Закон о защите прав потребителей также предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Статья 17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны.
Для судебной защиты прав потребителей законом установлена альтернативная подсудность. Иск может быть предъявлен в суд по месту жительства потребителя или по месту нахождения продавца (изготовителя), а также по месту причинения вреда. Некоторые суды иногда обязывают потребителей подавать иски только по их по месту жительства. Это незаконно, выбранный потребителем вариант подачи иска обязателен для суда.[70] Ст.46 Закона «О защите прав потребителей» определяет, что соответствующие иски предъявляются в суд в отношении действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих их функции на основании соответствующих договоров. Закон определяет: изготовителя - как организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, производящих товары для реализации потребителям; исполнителя - как организацию или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям по возмездному договору; продавца - как лицо, реализующее товары потребителям по договору купли-продажи. Следовательно, подобные исковые требования могут быть заявлены исключительно в отношении лиц, выступающих в качестве продавцов (изготовителей, исполнителей).[71] В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: 1) нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; 2) жительства или пребывания истца; 3) заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Таким образом, для потребителя Законом установлена так называемая альтернативная подсудность: он вправе по своему выбору обратиться в суд по собственному месту жительства, по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, организации, выполняющей их функции, исполнителя) или по месту причинения вреда. Исключение из этого правила составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации. Выбор ответчика и, следовательно, суда зависит не только от усмотрения потребителя, но также и от ряда других обстоятельств: содержания нарушенного права, времени нарушения права (в период гарантийного срока, после его истечения и т.п.), от того, кто несет ответственность в конкретных обстоятельствах. Требования потребителя носят гражданско-правовой, в основе материальный характер, выражают личный интерес, основанный на невыполнении своих обязательств другой стороной гражданско-правового договора. Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного Законом, если такое нарушение подлежит судебному рассмотрению. Исковое заявление потребителя может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т.п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п. Конкретные требования должны формулироваться исходя из тех прав, которые предоставлены потребителю Законом и нарушены ответчиком.
Потребитель может предъявить иск и вести дело в суде лично или через представителя, которым может быть адвокат и граждане, допущенные судом к представительству по делу. Представитель в суде действует на основании доверенности, которая удостоверяется нотариусом. Полномочия адвоката закрепляются в ордере. При рассмотрении дел о защите прав потребителей суд первой инстанции обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение эксперта, ознакомиться с письменными и осмотреть вещественные доказательства.[72] Если потребитель предъявил продавцу или изготовителю требование о замене товара с недостатками на товар той же марки, который снят с производства или прекращены его поставки, то в соответствии со ст.439 ГПК РФ обязательства продавца (изготовителя) в части такой замены прекращаются в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить любое другое требование, но бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец, а также принятие продавцом всех необходимых мер для выполнения требований потребителя лежит на продавце. Потребителю по делам такого рода необходимо доказать прежде всего факт покупки товара у конкретного продавца. Кроме покупки товара у конкретного продавца, истец должен доказать наличие недостатков в купленном товаре. Поскольку большое значение имеет определение недостатков товара, время их возникновения, причины, здесь каждая из сторон доказывает свои утверждения самостоятельно. Если истец требует замены товара с недостатком или расторжения договора, он вправе поставить вопрос о назначении экспертизы. Если, возражая против иска, ответчик ссылается на то, что недостатки вызваны ненадлежащими условиями хранения и использования, он должен это доказать.[73]
Если потребитель заявил иск о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя в следствии конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также в следствии непредставления достоверной или полной информации о товаре, доказыванию подлежат все обстоятельства причинения вреда, т.е. время, место, размер вреда, а также условия наступления ответственности, в том числе срок годности товара и другие обстоятельства. Если имеются обстоятельства, освобождающие ответчика от ответственности, то они также подлежат доказыванию. По общему правилу судебное решение о защите прав потребителей вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано. Однако, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении судебного решения могут привести к значительному ущербу для взыскателя или само исполнение может оказаться невозможным суд должен решить вопрос о необходимости обратить решение по делу о защите прав потребителей к немедленному исполнению в силу ч.2 ст.209 ГПК РФ. Вступившее в законную силу решение приводиться в исполнение судебным приставом-исполнителем по месту жительства или по месту работы должника, или по месту нахождения его имущества. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. При оказании должником сопротивления судебный пристав-исполнитель в присутствии понятых составляет об этом акт и для устранения препятствий обращается за содействием к органам власти. Акт, подписанный судебным приставом-исполнителем и понятыми, представляется судье для разрешения вопроса о привлечении виновных лиц к юридической ответственности. По предложению судебного пристава-исполнителя должник вправе (и обязан) добровольно исполнить решение суда в срок до 5 дней. По истечении этого срока производиться принудительное исполнение решения суда. Большую роль в защите прав потребителей играет и государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Государственный контроль и надзор осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с передачей ей функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).[74]
ФАС РФ - федеральный орган государственной власти, который подчинен правительству РФ и в интересах защиты прав потребителей использует все предоставленные ему права. Но обращение в ФАС РФ - крайняя мера и связана со значительной потерей времени. ФАС РФ целесообразно включать в разбор дела тогда, когда оно не нашло своего решения в территориальном антимонопольном управлении. ФАС РФ и его территориальные органы является ведущим федеральным органом исполнительной власти по организации контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителя. Его основная задача - обеспечение надежного контроля за достоверностью информации о товарах, работах, услугах и о тех, кто их предоставляет, за соблюдением договорных обязательств, за качеством товаров и услуг, а также правовая защита граждан-потребителей.[75] Для решения этих задач ФАС РФ наделена широкими полномочиями. Так, она имеет право: - осуществлять меры по пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и недобросовестной конкуренции на рынке потребительских товаров; - давать обязательные для исполнения предписания хозяйствующим субъектам о прекращении нарушения ими прав потребителей; - принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц; - обращаться в суд или арбитражный суд с исками и заявлениями по делам, связанным с нарушением прав потребителей; - направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам, связанным с нарушением прав потребителей.[76] Положение о Федеральной службе по надзору в Сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.[77] Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба создана в результате слияния Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Департамента Государственной инспекции по качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекции) и Управления по защите прав потребителей МАП России. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.[78] Порядок осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления установлен ст. 44 Закона. Необходимо отметить и то, что в соответствии со ст. 45 Закона граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. В 1990 г. был создан Российский союз потребителей. Федерацию потребительских союзов решили не распускать. Она трансформировалась в международную конфедерацию потребительских союзов, туда же вошли и общества потребителей стран СНГ. Российский союз потребителей сейчас решает две задачи: 1) если общество защиты прав потребителей защищает права граждан, то Российский союз отстаивает права самих обществ; 2) на Российском союзе лежит роль координатора по обмену информацией.[79] Государственная поддержка общественного потребительского движения явно недостаточна. На местах неудовлетворительно решаются вопросы выделения помещений, средств связи и оргтехники, предоставления льгот при оплате аренды и коммунальных услуг, финансирования конкретных проектов, реализуемых общественными организациями. Руководители органов государственной власти на местах подчас ставят под сомнение право общественников самостоятельно проводить проверки предприятий торговли и услуг, хотя это право установлено статьей 45 ФЗ «О защите прав потребителей». Иногда государственные и муниципальные чиновники оспаривают не само право проводить проверки, а пытаются ограничить способы их существования. Например, запрещают проводить контрольные покупки, требовать накладные и т.д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.027 с.) |