Глава 1 Общая характеристика защиты прав граждан - потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Общая характеристика защиты прав граждан - потребителей



Введение

 

Актуальность вопросов связанных с законодательным регулированием защиты прав потребителей обусловлена, прежде всего, необходимостью усиления социальных гарантий гражданина. Именно закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Действующий Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон)[1] вступил в силу 7 апреля 1992 г. Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.[2]

С момента принятия данного Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих на потребительском рынке, значительно улучшилось. Следует сказать, что предыдущий, ранее действовавший, вариант Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, был недостаточно завершенной попыткой создать фактически на пустом месте российское законодательство о защите прав потребителей. В новую редакцию Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон - один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует. И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области. В 2000 г. было принято Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон внес существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально - экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести, в частности, в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ).[3]

По делам о защите прав потребителей необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г., [4] а при предъявлении требования о взыскании компенсации морального вреда, кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г.[5] По этим вопросам Верховным Судом РФ был опубликован обзор судебной практики «Некоторые вопросы практики применения Закона РФ «О защите прав потребителей».[6]

Тема защиты прав потребителей была рассмотрена в трудах многих ученых. К ней обращались в своих работах А. Б. Аузан, Я. Е. Парций, Э. Корнилов, О. Гутников, А. Г. Нецветаев, И. Е. Лавров, Е.А. Мясин, Д. Н. Сорк, А. Е. Шерстобитов, В. Н. Аргунов, В. П. Грибанов и другие авторы.

Цель данной работы – выделение сущностных черт и особенностей защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Задачами работы являются:

1) исследование общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»;

2) юридическая характеристик отдельных способов защиты прав потребителей;

3) исследование положений касающихся защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг;

4) анализ правоприменительной практики по этим вопросам.

Вышеизложенные задачи определяют структуру данной работы и ее содержание. Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.


Заключение

 

Итак, основным выводом, вытекающим из проведенного в работе исследования, является то, что законодательство о защите прав потребителей носит социальную направленность, т.е. имеет своей целью защиту интересов широких слоев населения.

Первое и главное из требований к структуре такого закона - способность любого человека понять, регулирует ли данный закон отношения в интересующей его сфере, что понимается под тем или иным термином, содержащимся в нормах закона, и какие действия ему необходимо совершить, чтобы защитить свои личные интересы в данной сфере.

При этом следует учитывать, что закон, направленный на защиту интересов неограниченного круга лиц, должен быть максимально подробно и понятно изложен, так как рассчитан на его применение людьми не только не имеющими юридического образования, но и никогда не сталкивавшимися с проблемами правовой защиты своих интересов.

Проведенное исследование дает основания сделать вывод, что Закон о защите прав потребителей:

1) регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;

3) регулирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

4) регулирует права потребителей в области защиты их прав;

5) регулирует государственную и общественную защиту их интересов;

6) определяет механизм защиты этих прав.

В заключение, хотелось бы остановится на последних изменениях внесенных в данный Закон «О защите прав потребителей».

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. внес изменения в Закон о защите прав потребителей.[89] По мнению многих специалистов, обновленный Закон станет самым жестким актом, закрепляющим обязанности поставщиков товаров и услуг в мировой практике. Предполагается, что изменения должны способствовать расширению прав потребителей.

Изменения в Закон разработаны с целью обеспечения баланса интересов потребителей и предпринимателей, устранения административных барьеров в экономике, защиты малого бизнеса и усиления ответственности за нарушения прав потребителей, упорядочения государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью без снижения государственных гарантий защиты прав потребителей.

Закон закрепляет за потребителями новые права, а за продавцами и изготовителями - дополнительные обязанности. Так, продавцам и изготовителям предоставлено право принимать на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (п. п. 7 и 8 ст. 5 Закона).

При этом содержание дополнительного обязательства, срок его действия, порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются продавцом в договоре с потребителем, а изготовителем - самостоятельно. Взятие на себя дополнительных обязательств изготовителями и продавцами товаров будет способствовать развитию конкуренции на рынке товаров и услуг, привлечению покупателей и защите их прав и интересов.

Некоторые обязательства продавец вправе принять на себя добровольно. По общему правилу требования к качеству товара покупатель может предъявить в течение гарантийного срока или срока годности (ст. 19 Закона №). Однако фирма вправе удовлетворить требования клиента и по прошествии гарантии (п. 7 ст. 5 Закона в новой редакции). Трудно представить, что это нововведение получит широкое распространение. Практика показывает, что, имея законные поводы, организации, наоборот, стараются не исполнять требования покупателей. Ведь в конечном счете организации это приводит к убыткам. По замыслу законодателей дополнительные обязательства должны быть выгодны фирмам. Они позволят им обеспечить себе прочные позиции на рынке, предложить условия лучшие, чем у конкурентов.

Теперь в Законе появилась новая статья 26.1, посвященная дистанционной торговле.

Нередко товары (и довольно дорогостоящие) покупатель приобретает через Интернет, а также теле- и радиомагазины. В таком случае клиент не имеет возможности ознакомиться с образцом продукции и получить подробную информацию об изготовителе. С появлением нового закона фирмам, которые специализируются на дистанционных продажах, нужно обратить внимание на следующее.

Во-первых, в описании товара на сайте или в рекламе в СМИ фирма должна указать всю важнейшую информацию о продукции (потребительские свойства, место изготовления, цена, доставка, срок службы, срок годности, гарантийный срок, порядок оплаты и т.д.).

Во-вторых, все эти сведения нужно представить клиенту в письменном виде в момент доставки (рекомендуем вам взять с покупателя расписку о том, что с информацией он ознакомился). Кроме того, потребителю следует разъяснить порядок и сроки возврата товара. Иначе он вправе отказаться от покупки в течение трех месяцев с момента ее передачи, даже если товар был надлежащего качества.

В-третьих, до передачи покупки клиент вправе отказаться от договора, а после вручения товара он может сделать это в течение семи дней. При этом у потребителя должен быть документ, подтверждающий факт покупки. Однако, даже если его не будет, покупатель может ссылаться на другие доказательства (например, свидетельские показания).

Свои требования потребитель может адресовать не только продавцам и изготовителям, но и фирме, которая импортировала товар в Россию. Такая мера является вынужденной. Проблема заключается в том, что сейчас покупатели практически лишены возможности предъявить претензии изготовителю иностранного товара. Производитель может просто ответить, что он не находится под российской юрисдикцией. Теперь требования к качеству товара придется удовлетворить организации-импортеру.

При детальном изучении нормативно-правового материала о защите прав потребителей мы пришли к выводу о том, что законодательство в данной сфере для нашей страны является новым. Хотя оно и действует достаточно эффективно, но, к сожалению, есть еще и недоработки. Принято большое количество нормативных актов, но отсутствует должная систематизация, что создает трудности при их реализации. В силу этого представляется достаточно актуальной проблема систематизации законодательства в сфере защиты прав потребителей. Некоторые нормы Закона «О защите прав потребителей» являются декларативными, например, норма ст.6 Закона провозглашающая обязанность изготовителя обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, так как она не содержит положений об ответственности, наступающей за невыполнение названных обязанностей. Остаются еще и другие нерешенные вопросы правового характера, приводящие к нарушениям прав и законных интересов потребителей. Например, определения «недостатка» и «существенного недостатка», данные в преамбуле Закона, расплывчаты и не позволяют каждый выявленный дефект бесспорно трактовать как «недостаток» либо «существенный недостаток». Нечеткость в определениях дает широкие возможности толкования правовых норм в зависимости от целей применяющего Закон. В связи с этим возможно вынесение судами противоположных по своей сути решений, что недопустимо, так как нарушает декларированное Конституцией РФ (ст.46) право каждого гражданина на получение судебной защиты.

Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом. Зарубежное законодательство размер морального вреда, подлежащего возмещению, ничем не ограничивает и исходит из личности пострадавшего, его психики и материального положения. Размер морального вреда по российскому законодательству зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю (п. 25 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»), от вины нарушителя (ст. 15 Закона) и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Таким образом, мы видим, что совершенствование законодательства о защите прав потребителей продолжается и имеет своей целью обеспечение баланса интересов потребителей и предпринимателей, устранение административных барьеров в экономике, защиту малого бизнеса и усиление ответственности за нарушения прав потребителей, упорядочение государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью без снижения государственных гарантий защиты прав потребителей.


Введение

 

Актуальность вопросов связанных с законодательным регулированием защиты прав потребителей обусловлена, прежде всего, необходимостью усиления социальных гарантий гражданина. Именно закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Действующий Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон)[1] вступил в силу 7 апреля 1992 г. Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.[2]

С момента принятия данного Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих на потребительском рынке, значительно улучшилось. Следует сказать, что предыдущий, ранее действовавший, вариант Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, был недостаточно завершенной попыткой создать фактически на пустом месте российское законодательство о защите прав потребителей. В новую редакцию Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон - один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует. И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области. В 2000 г. было принято Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон внес существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально - экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести, в частности, в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ).[3]

По делам о защите прав потребителей необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г., [4] а при предъявлении требования о взыскании компенсации морального вреда, кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г.[5] По этим вопросам Верховным Судом РФ был опубликован обзор судебной практики «Некоторые вопросы практики применения Закона РФ «О защите прав потребителей».[6]

Тема защиты прав потребителей была рассмотрена в трудах многих ученых. К ней обращались в своих работах А. Б. Аузан, Я. Е. Парций, Э. Корнилов, О. Гутников, А. Г. Нецветаев, И. Е. Лавров, Е.А. Мясин, Д. Н. Сорк, А. Е. Шерстобитов, В. Н. Аргунов, В. П. Грибанов и другие авторы.

Цель данной работы – выделение сущностных черт и особенностей защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Задачами работы являются:

1) исследование общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»;

2) юридическая характеристик отдельных способов защиты прав потребителей;

3) исследование положений касающихся защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг;

4) анализ правоприменительной практики по этим вопросам.

Вышеизложенные задачи определяют структуру данной работы и ее содержание. Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.


Глава 1 Общая характеристика защиты прав граждан - потребителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.032 с.)