Результаты методики «тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку на констатирующем этапе эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты методики «тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку на констатирующем этапе эксперимента



№ п/п

Баллы

Меньше 25 25-40 40 и выше
1 +    
2   +  
3 +    
4   +  
5   +  
6     +
7   +  
8   +  
9     +
10     +
11     +
12   +  
13     +
14     +
15 +    
16   +  
17 +    

№ п/п

Баллы

Меньше 25 25-40 40 и выше
18     +
19     +
20   +  
21     +
22 +    
23 +    
24   +  
25     +
26 +    
27     +
28     +
29   +  
30   +  
31     +
32     +
Всего 7 12 13
В % 21,7 37,2 40,3

 

Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно:

меньше 25 баллов – 7 чел. (21,7%)

25-40 баллов – 12 чел. (37,2%)

40 баллов и выше – 13 чел. (40,3%)

 

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что в большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%). Это в основном семьи с единственным ребенком. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.

 

Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём.

Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.

1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

3. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.

4. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

5. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

6. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан.

7.Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

8. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

9. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

10. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

11. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

12. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

13. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.

14. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

15. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

16. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

17. Учитесь быть своему ребенку другом.

18. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

19. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

20. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.

21. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Ваш дом должен быть открытым не только для ваших друзей, но и для приятелей ребенка. Особенно если вы уверены, что ваш малыш — „несадовский” ребенок. Походы в кружки и секции могут развить интеллектуальные, спортивные или эстетические способности ребенка. Но приобрести навыки настоящего детского общения он там не сможет: внимание сосредоточено на занятиях, после чего детей уводят по домам. В лучшем случае они повозятся в песочнице. Но и этого недостаточно.

Значит, ваш удел — стать режиссером всевозможных праздников, детских вечеринок, организовать домашний клуб. Конечно, это нелегко, но зато окупится сторицей.

Мамы, у которых один ребенок, бывают чересчур тревожны. Что объяснимо, но для ребенка часто становится обузой. Строгий контроль может загубить первые ростки самостоятельности, а в подростковом возрасте, когда большинство ребят стремятся получить независимость, станет причиной серьезных конфликтов между ребенком и взрослыми.

Когда детей несколько, родители волей-неволей распределяют любовь, заботу и строгость на всех. И дают детям больше самостоятельности, а единственного труднее отпустить от себя, это в глазах чужих людей он уже большой, но мама уверена, что он еще того не умеет - этого не знает. Нельзя не переживать за ребенка, но можно скрывать от него этот страх. Научитесь не показывать тревоги, старайтесь разговаривать спокойно и быть сдержанными. Кому-то для этого будет достаточно здравого смысла, другим помогут элементы аутотренинга, а кому-то стоит больше внимания уделять своим собственным достижениям и неудачам, чтобы не так сосредотачиваться на детских.

Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней. При этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт.

Запреты и повышение голоса – весьма неэффективные средства воспитания.

Когда ребёнок станет постарше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.

Никто от родителей не требует совершенства, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье.

Полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим родителям помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей здоровыми в психологическом смысле слова. Дети, чувствуя в родителях прежде всего любовь, находя опору и понимание, гораздо легче проходят кризисные моменты своей жизни. Надо отследить следующий момент: насколько адекватно отношение родителей к возрасту ребенка, и соответствующие ли его возрасту предъявляются требования.

Семья необходима детям и взрослым, в любом возрасте хочется, чтобы его любили, ждали, радовались общением с ним, помогали в неудачах, гордились успехами. Кроме приведенных в работе рекомендаций нами были проведены родительские собрания, касающиеся воспитания единственного ребенка в семье (см. Приложение 2), а также разработана памятка для родителей (см. Приложение 3).

 

Выводы по главе III

 

Итак, целью экспериментальной работы является: Рассмотреть отношение родителей к ребенку и выявить степень заботы родителей о ребенке с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: тест-опросник выявление родительского отношения к детям» и тест «Забота родителей о ребенке»

Согласно проведенному исследованию нами было выявлено, что для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: кумир семьи, гиперопека (12,4%), а также кронпринц (9,3%). В большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%). Это в основном семьи с единственным ребенком, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.

Зачастую каждый из родителей пытается сделать из своего единственного вундеркинда, загружая тем самым ребенка до предела. Однако гиперопека не позволяет развить творческое начало. Напротив — принимая как должное заботу и внимание других, ребенок может "застрять" в иллюзии, что настоящее только то, о чем догадался и на чем настоял другой. В общем, "мама лучше знает, что мне надо". На выходе — социально незрелая личность, доступная всевозможным более или менее безобидным манипуляциям.

Практика показывает, что родители единственных детей по-разному относятся к необходимости устанавливать ребенку четкие границы-"рамочки". Если единственный ребенок с рождения окружен лишь взрослыми, в детский сад или в школу он приходит с низким потенциалом социальной адаптации в обществе ровесников. А если к тому же привыкший к своей исключительности человечек пытается "построить" и сверстников, горькое разочарование может наложить серьезный отпечаток на его дальнейшую "карьеру". Дети, наверное, инстинктивно предчувствуют что-то в таком роде. Им часто отчаянно не хватает общества равных.

 


Заключение

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму.

Решение родителей ограничиться одним ребенком сказывается на его воспитании, развитии характера и формировании личности.

У единственного ребенка развит высокий уровень интеллекта, самооценки, потребности в достижениях и успехах. Одновременно единственные дети чаще стремятся играть ведущие роли, они более самолюбивы и эгоцентричны, однако сильнее реагируют на неудачи и поражения. Единственные дети не так легко вступают в контакт с незнакомыми людьми и в меньшей степени способны к сочувствию и сопереживанию по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер.

Отрицательно сказываются на единственных детях издержки их воспитания. Как правило, помимо родителей в семье есть еще и мощная группа взрослой поддержки - бабушки, дедушки и т.п. Чем больше взрослых, тем больше опеки и взаимоисключающих требований. С одной стороны, это повышает чувство собственной значимости ребенка, заостряет самолюбие. А с другой - делает «я» ребенка чрезмерно чувствительным и ранимым. Единственного ребенка могут захвалить до такой степени, что он теряет чувство реальности и начинает везде рассчитывать на признание и уважение. На отсутствие внимания он реагирует крайне болезненно: обидой, плачем, капризами. Причем такое поведение переносится и на отношения со сверстниками.

Ситуация усугубляется, если Ваш ребенок нередко пропускает детский сад или не ходит в него вообще, все больше и больше вращаясь в искусственной среде общения со взрослыми. Не получив признания среди сверстников и среагировав так, как он привык - слезами и обидой, ребенок запросто может прослыть «плаксой». Проблемы начнутся и в школе - ведь для учителей и сверстников он не будет «самым-самым». Поэтому процесс адаптации к новой жизни в школе будет проходить, скорее всего, очень болезненно для такого ребенка из-за отсутствия желаемого и одновременно требуемого внимания со стороны окружающих.

Проведенное нами исследование показало, что зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них.

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 


Список литературы

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.

2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2007. – 490 с.

3. Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 2003, № 4. – С. 10-15.

4. Афанасьева Т.М. Семья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007.-285с.

5. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.

7. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 450 с.

8. Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.

9. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1991. - №4. – С. 17 – 29.

10. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Феникс, 2004. – 485 с.

11. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.

12. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.

13. Корчак Я. Как любить детей. — М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.

14. Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.

15. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 17.

16. Мантейчек Зденяк. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415 с.

17. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2007. – 217 с.

18. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2007. – 560 с.

19. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье.— Минск, 2003. – 498 с.

20. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М.: Кнорус, 2005. – 275 с.

21. Отец в семье: Книга для родителей. — М.: просвещение, 2004. – 550 с.

22. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

23. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 2007. – 375 с.

24. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 256 с. – Кн. 2: Процесс воспитания.

25. Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бугрим Г.А. Минск: УП «Экоперспекгива», 2003. – 216 с.

26. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений/Пер, с нем. Н. Брусковой. М. - Семья и школа, 2007. – 254 с.

27. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.

28. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ. Психология. – 2002. - №2. – С.48-55.

29. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Феникс, 2006. – 378 с.

30. Соловейчик С.М Педагогика для всех — М.: Просвещение, 2007. – 585 с.

31. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Просвещение, 2005. – 455 с.

32. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания: Советы родителям // Воспитание школьников. – 2005. - №3. – С.46-48.

33. Сухомлинский ВА Родительская педагогика. — М.: Просвещение, 2004. – 450 с.

34. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 452 с.

35. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. — 160 с

36. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 320 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 14318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.04 с.)