Теоретико-методологические основы понятия программно-целевого механизма государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основы понятия программно-целевого механизма государственного управления



Введение

 

Программно-целевой механизм решения существующих отдельных проблем в настоящее время в РФ считается одним из самых эффективных. Применение программно-целевого механизма является оправданным и обоснованным, т.к. современное состояние России характеризуется наличием в социально-экономической системе страны и отдельных регионов неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и др., что, несомненно, создает большие сложности для управления и социально-экономического развития регионов. Необходимость использования данного механизма государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.

В последние годы появляется все больше публикаций, связанных с обсуждением возможностей применения программно-целевых методов для прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития страны в целом и отдельных территориальных комплексов.

Учеными часто освещается тема методических и организационных механизмов формирования и реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ (В. Зимин, Е.Г. Коваленко, А.М. Митерев, А. Махмудов, А. Швецов), в связи с чем, данная тема является весьма проработанной.

Также довольно проработанной является тема эффективности программно-целевого метода в управлении регионом. Рассмотрению данной темы уделяет внимание также достаточно большое количество ученых, например, А.М. Митерев, Е.Г. Коваленко, А. Махмудов, А. Швецов.

Довольно часто встречаются работы ученых на тему достоинств и недостатков программно-целевых методов управления (Е.Г. Коваленко, А. Махмудов, А.М. Митерев).

Среди всей изученной нами литературы проблеме пробелов правового регулирования в процессе реализации приоритетных национальных проектов уделяет внимание лишь В.Н. Назаров, и, хотя данная тема в современных условиях является одной из самых важных и актуальных в области программно-целевого механизма государственного управления, она является мало изученной.

Совсем редко в литературе встречается упоминание о совершенствовании метода прогнозирования финансовых ресурсов при создании инновационной продукции в рамках федеральных целевых программ. В данной области нам лишь встретилась научно-публицистическая статья Джамай Е.В. и Демина С.С.

Перспективам программного подхода в региональной экономике больше внимание уделяют А. Швецов и А. Махмудов, данная тема также является очень важной, хотя довольно редко освещается учеными.

Таким образом, мы видим, что в контексте изучаемой темы понятие методических и организационных механизмов формирования и реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, тема эффективности программно-целевого метода в управлении регионом, тема достоинств и недостатков программно-целевых методов управления хорошо освещены и достаточно изучены. А вот проблеме правовых пробелов в законодательстве о программно-целевом регулировании и проблеме совершенствования уделяется недостаточно внимания.

Объектом исследования данной курсовой работы является программно-целевой механизм государственного управления. Предметом же исследования является описание программно-целевого механизма с точки зрения понятия, истории развития, структуры и его реализации в РФ на примере ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Целью данной курсовой работы является раскрытие смысла и содержания программно-целевого механизма государственного управления в Российской Федерации.

В связи с поставленной целью задачами данной курсовой работы являются:

Изучить понятие, историю и структуру программно-целевого механизма государственного управления;

Выделить особенности, достоинства и проблемы реализации программно-целевого механизма государственного управления в Российской Федерации;

Ознакомиться с целями, задачами и основными положениями ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области;

Ознакомиться с итогами реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области.

В ходе исследования использованы следующие методы:

Сбор и систематизация данных по настоящей теме.

Анализ источников (нормативно-правовых актов, научных журналов и статей, учебников, а также электронного ресурса).

Обобщение материалов и выводы.

Курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений.

В данной курсовой работе проработаны теоретические основы программно-целевого механизма управления, а именно, понятие, история развития, структура. Большое внимание в данной работе уделено особенностям, достоинствам и проблемам реализации программно-целевого механизма в России. В практической части работы освещены цели, задачи и основные положения ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области, а также проанализированы итоги реализации проекта.

Данная тема будет интересна и полезна как специалистам в области государственного и муниципального управления, задействованным в области реализации приоритетных национальных проектов и целевых программ, так и студентам, обучающимся по специальностям, связанным с изучением менеджмента, государственного управления и экономики.


Заключение

 

Итак, в данной курсовой работе мы выяснили, что программно-целевой механизм решения существующих отдельных проблем в настоящее время в РФ считается одним из самых эффективных.

В первом параграфе данной главы мы узнали, что программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана <http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0/> увязываются с ресурсами <http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/> с помощью программ <http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0/>. Они представляют собой применение системного подхода <http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4/> и основаны на формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели более дробного характера и выявлении ресурсов <http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B/>, необходимых для их согласованной реализации. Также мы выяснили, что главная цель программно-целевого механизма управления состоит в обеспечении стабильного функционирования и развития системы жизнеобеспечения населения, всех ее подсистем, в удовлетворении полноценных социальных и экономических потребностей человека, семей, различных социальных групп.

Далее мы познакомились с историей программно-целевого механизма государственного у правления, с видами целевых программ и их основными компонентами.

Во втором параграфе данной главы мы ознакомились с особенностями программно-целевого механизма государственного управления, которые и являются его достоинствами. К особенностями программно-целевого механизма можно отнести: целевую направленность всех без исключения мероприятий программы; концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития; системность мероприятий, необходимых для достижения генеральной цели программы; адресность заданий (организации-исполнители, сроки, контрольные параметры и т.п.); возможность в наименее короткие сроки решить проблему, благодаря комплексному подходу; и т.д.

Кроме того, в данном параграфе мы рассмотрели проблемы, возникающие при реализации программно-целевого механизма государственного управления.

В первом параграфе второй главы мы разобрали цели и задачи реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на примере Пензенской области и выяснили, что данный проект реализуется в Пензенской области по следующим основным направлениям деятельности:

Стимулирование развития жилищного строительства;

Поддержка платежеспособного спроса на жилье, в т.ч. с помощью ипотечного жилищного кредитования;

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

Повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

Реализация ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области по основным направлениям деятельности состоит из следующих программ и подпрограмм:

Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Пензенской области в 2011 - 2015 гг.»;

Долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы,

Подпрограмма «Социальная поддержка многодетных семей по улучшению жилищных условий» на 2011-2012 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы;

Подпрограмма «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы;

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы;

Подпрограмма «Дом для специалиста сельской местности» на 2010 - 2015 годы;

Подпрограмма «Государственная поддержка в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы Пензенской области» на 2010 - 2015 годы. Так же в данном направлении реализуются ряд муниципальных программ, таких как, например, долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2011-2015 годы и др.;

Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году».

Направление «Поддержка платежеспособного спроса на жилье, в т.ч. с помощью ипотечного жилищного кредитования» реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области осуществляется Агентством ипотечного кредитования Пензенской области.

Во втором параграфе второй главы мы ознакомились с итогами реализации данного проекта на территории Пензенской области за первое полугодие 2011 г.

Таким образом, в данной курсовой работе мы достигли поставленной цели и выполнили все поставленные задачи.


Приложение А

Приложение Б

Требования к содержанию государственной программы

 

Государственная программа содержит: а) паспорт государственной программы по форме согласно приложению; б) характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы; в) приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы; г) прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере; д) сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей; е) перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ, которые утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (далее - методические указания); ж) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов; з) перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм; и) перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы; к) обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение; л) информацию по ресурсному обеспечению за счет средств федерального бюджета государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы); м) описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы; н) методику оценки эффективности государственной программы [1].


 

Приложение В

Дополнительные требования к содержанию государственной программы

 

Государственная программа может содержать: а) в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы; б) в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов - обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации; в) в случае участия в разработке и реализации государственной программы субъектов Российской Федерации - информацию о прогнозных расходах субъектов Российской Федерации, а также перечень реализуемых ими мероприятий; г) в случае участия в реализации государственной программы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов - соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию государственной программы. [1].

Введение

 

Программно-целевой механизм решения существующих отдельных проблем в настоящее время в РФ считается одним из самых эффективных. Применение программно-целевого механизма является оправданным и обоснованным, т.к. современное состояние России характеризуется наличием в социально-экономической системе страны и отдельных регионов неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и др., что, несомненно, создает большие сложности для управления и социально-экономического развития регионов. Необходимость использования данного механизма государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.

В последние годы появляется все больше публикаций, связанных с обсуждением возможностей применения программно-целевых методов для прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития страны в целом и отдельных территориальных комплексов.

Учеными часто освещается тема методических и организационных механизмов формирования и реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ (В. Зимин, Е.Г. Коваленко, А.М. Митерев, А. Махмудов, А. Швецов), в связи с чем, данная тема является весьма проработанной.

Также довольно проработанной является тема эффективности программно-целевого метода в управлении регионом. Рассмотрению данной темы уделяет внимание также достаточно большое количество ученых, например, А.М. Митерев, Е.Г. Коваленко, А. Махмудов, А. Швецов.

Довольно часто встречаются работы ученых на тему достоинств и недостатков программно-целевых методов управления (Е.Г. Коваленко, А. Махмудов, А.М. Митерев).

Среди всей изученной нами литературы проблеме пробелов правового регулирования в процессе реализации приоритетных национальных проектов уделяет внимание лишь В.Н. Назаров, и, хотя данная тема в современных условиях является одной из самых важных и актуальных в области программно-целевого механизма государственного управления, она является мало изученной.

Совсем редко в литературе встречается упоминание о совершенствовании метода прогнозирования финансовых ресурсов при создании инновационной продукции в рамках федеральных целевых программ. В данной области нам лишь встретилась научно-публицистическая статья Джамай Е.В. и Демина С.С.

Перспективам программного подхода в региональной экономике больше внимание уделяют А. Швецов и А. Махмудов, данная тема также является очень важной, хотя довольно редко освещается учеными.

Таким образом, мы видим, что в контексте изучаемой темы понятие методических и организационных механизмов формирования и реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, тема эффективности программно-целевого метода в управлении регионом, тема достоинств и недостатков программно-целевых методов управления хорошо освещены и достаточно изучены. А вот проблеме правовых пробелов в законодательстве о программно-целевом регулировании и проблеме совершенствования уделяется недостаточно внимания.

Объектом исследования данной курсовой работы является программно-целевой механизм государственного управления. Предметом же исследования является описание программно-целевого механизма с точки зрения понятия, истории развития, структуры и его реализации в РФ на примере ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Целью данной курсовой работы является раскрытие смысла и содержания программно-целевого механизма государственного управления в Российской Федерации.

В связи с поставленной целью задачами данной курсовой работы являются:

Изучить понятие, историю и структуру программно-целевого механизма государственного управления;

Выделить особенности, достоинства и проблемы реализации программно-целевого механизма государственного управления в Российской Федерации;

Ознакомиться с целями, задачами и основными положениями ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области;

Ознакомиться с итогами реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области.

В ходе исследования использованы следующие методы:

Сбор и систематизация данных по настоящей теме.

Анализ источников (нормативно-правовых актов, научных журналов и статей, учебников, а также электронного ресурса).

Обобщение материалов и выводы.

Курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений.

В данной курсовой работе проработаны теоретические основы программно-целевого механизма управления, а именно, понятие, история развития, структура. Большое внимание в данной работе уделено особенностям, достоинствам и проблемам реализации программно-целевого механизма в России. В практической части работы освещены цели, задачи и основные положения ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области, а также проанализированы итоги реализации проекта.

Данная тема будет интересна и полезна как специалистам в области государственного и муниципального управления, задействованным в области реализации приоритетных национальных проектов и целевых программ, так и студентам, обучающимся по специальностям, связанным с изучением менеджмента, государственного управления и экономики.


Теоретико-методологические основы понятия программно-целевого механизма государственного управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.046 с.)