Глава 3. Анализ факторов, влияющих на эффективность проводимой реабилитации в детском реабилитационно-восстановительном центре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Анализ факторов, влияющих на эффективность проводимой реабилитации в детском реабилитационно-восстановительном центре



 

Медицинская помощь населению на современном этапе подразделена на три направления: профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная. Несмотря на успехи лечебно-диагностической помощи, роль реабилитационного направления в последние годы становится все более значимой. Роль реабилитации в настоящее время настолько велика, что о культуре государства, о качестве медицинской помощи можно судить по уровню развития в нем реабилитационной помощи.

Медицинская реабилитация - система мероприятий, направленная на выздоровление больного, компенсацию и восстановление нарушенных функций органов и систем больного, профилактику рецидивов заболевания, его осложнений, развитие навыков самообслуживания и трудовой деятельности.

Современные принципы реабилитации

Своевременность

Непрерывность

Комплексность

Преемственность

Партнерство

Своевременность - раннее начало и непрерывное проведение реабилитационных мероприятий в зависимости от динамики клинико-функционального состояния и социальных возможностей больного.

Непрерывность - осуществление реабилитационного процесса во всех звеньях.

Комплексность - обеспечение медицинского, профилактического, социального аспектов на всех этапах реабилитационного процесса.

Преемственность - наличие четкой системы взаимодействия (в том числе информационного) между всеми элементами системы реабилитации.

Партнерство - взаимодействие врача и родителей больного ребенка, самого ребенка, обеспечивающее максимальную степень интеграции больного в общество, достижение человеком с ограниченными возможностями оптимального качества жизни и относительно независимой жизнедеятельности.

На эффективность реабилитации влияют многие факторы, в том числе:

· Время начала реабилитации

·   Продолжительность

·   Непрерывность

·   Комплексность

·   Заинтересованность родителей

·   Выбранные методики

·   Возраст пациента

·   Выбор оптимального ежедневного объема мероприятий для больного

·   Месторасположения проводимой реабилитации

·   Последовательность и преемственность реабилитационных мероприятий в течение дня, всего проводимого курса и т.д.

Для того чтобы проанализировать факторы, влияющие на эффективность реабилитации проводимой в Детском реабилитационно-востановительном центре была составлена анкета для родителей и для пациентов без родителей в возрасте (13-17лет). (см.приложение № 2,3,4)

Фактор месторасположения. В процессе опроса было выяснено, что пациентами центра являются дети из разных регионов России, но больше всего в Центре проходит курс реабилитации пациенты из Санкт-Петербурга и Ленинградской области (73%).(См.диаграмма №15)


Диаграмма 15

 

Это пациенты разного возраста, но больше всего детей в возрасте от 4 до 10 лет. (46,5%)

 

Диаграмма 16

 

И как видно из диаграммы ранее в других Центрах реабилитации не бывавшие. (см.диаграмму 16)

 

Диаграмма 17


Фактор информированности врачей (лечащих, участковых) и родителей пациентов. На вопрос «Вы поступили Центр впервые или повторно?», родители и пациенты ответили немного по разному. Это объясняется тем что, анкеты заполняли родители имеющие детей младшего возраста, и о Центре узнали относительно недавно, в отличие от подростков проходящих реабилитацию в этом Центре в течении нескольких лет.(диаграммы 18,19)

 

Диаграмма 18

 

Диаграмма 19

 

Большинство пациентов Центра поступает из больниц нашего города, после различного стационарного лечения (52%). (см.диаграмму 20)


Диаграмма 20

 

Чаще всего о существовании Центра и возможной дальнейшей реабилитации узнают от лечащих (участковых) врачей (61%).

 

Диаграмма 21

 

Из опроса видно, что существует отдельная категория родителей, которые не получили всесторонней информации у участковых врачей о возможной реабилитации в СПб и других регионах России. Эти родители самостоятельно занимались изучением и сбором информации, используя для этого СМИ и опрашивая родителей, имеющих детей-инвалидов со схожими проблемами.

На вопрос: «Есть ли в Вашей поликлинике школа для родителей детей-инвалидов, где бы Вы могли получить своевременную помощь психолога, социолога; информационную и правовую поддержку; познакомиться с другими родителями имеющими детей с похожими проблемами?» все родители (100%) ответили отрицательно, и все хотели бы, чтобы такая школа была.

Т.о. все выше изложенное дает основание предполагать, что отсутствии информации на местах является фактором влияющим на реабилитацию в более раннем возрасте.

На вопрос «Заметили ли улучшение в процессе реабилитации?» пациенты и родители ответили по разному. Родители чаще указывали на улучшение в состоянии детей (70%), чем подростки(44%). Возможно, родители более ответственно подошли к самому процессу и выполняли упражнения ЛФК, ношение ортопедических изделий, укладки не только в Центре, но и дома, т.о. из поступления к поступлению улучшая результат. (См.диаграммы 22,23)

 

Диаграммам 22


Диаграмма 23

 

Фактор активности родителей как участников реабилитационного процесса. На вопрос: «Знаете ли Вы комплект упражнений, применяемый при заболевании Вашего ребенка?»

 

Диаграмма 24

 

Пока родители и их дети находятся в Центре, выполнение упражнений имеет высокие показатели, но оказываясь дома активность родителей падает. Можно предположить, что на это влияют факторы загруженности работой, домашние заботы, наличие в семье других детей, отсутствие помощи со стороны родственников.


Диаграмма 25

 

Возраст пациентов и наличие мотивации как факторы эффективности реабилитационного процесса, оказывают несомненное влияние. Как видно из диаграмм в Центре при участии высококвалифицированного медицинского персонала дети всех возрастов активнее участвуют в процессе реабилитации. В дальнейшем, дома, помимо тех факторов, которые указывались выше, присоединяются возрастные особенности ребенка. Ситуация улучшается при появлении мотивации в более старшем возрасте.

 

Диаграмма 26


Диаграмма 27

 

Т.о. именно активность родителей играет большую роль в жизни ребенка, т.к. от их заинтересованности зависит будущее.

Ключевое слово «ИНФОРМАЦИЯ», т.к. информация решает много. Сталкиваясь с проблемой инвалидности, родители сами нуждаются в поддержке (психологической, социально-правовой). При опросе на вопрос «Есть ли у Вас в поликлинике школа для родителей детей инвалидов, где бы Вы могли получить консультацию у специалистов, познакомится с родителями детей, имеющими схожие проблемы» 100% родителей ответили отрицательно, и все хотели бы чтобы такая школа была.

Более (50%) родителей отметили, что профессионализм и компетентность отличают персонал Центра.

 

Диаграмма 28


Так же как видно из диаграммы №14 35% родителей чаще со своими проблемами родители обращались к медсестре. Следует отметить, что это в основном родители пациентов, которые в период реабилитации находятся на стационарном отделении.

 

Диаграмма 29

 

Чаще всего именно эти родители (28%) указывали, что медсестра это - самостоятельный специалист. (58%) пациентов, находящихся в Центре без родителей - называют медсестру «самостоятельным специалистом», видимо в потому, что в период реабилитации находясь на стационарном отделении имеют возможность наблюдать за работой медсестры. (см диаграмму 26)

 

Диаграмма 30


В целом все и пациенты и родители пациентов положительно оценили работу Центра.(см.диаграмму 27)

Но при анкетировании были указаны такие недостатки как излишняя загруженность, совмещение профессий, плохая организация труда, причиной которых является недостаток медицинского персонала.

 

Диаграмма 31

 

В целом родители высоко оценивают работу Центра. Многие родители как в устной, так и в письменной форма выражают благодарность всем сотрудникам Центра, за помощь в решении их нелегких проблем и надеются и будущем регулярно проходить реабилитацию


Выводы

Таким образом, в работе были проанализированы медико-социальные характеристики пациентов Детского реабилитационно-восстановительного центра:

это жители со всех регионов России, но большая часть из Санкт-Петербурга и ЛО; основные профильные заболевания отделения - ДЦП, сколиозы, врожденный вывих бедра.

пациентами Центра являются дети поступившие из поликлиник и больниц города, что говорит о преемственности лечебных учреждений различной ведомственной принадлежности.

в основном это пациенты поступившие повторно, большая часть пациентов не имеет опыта реабилитации в других центрах, что говорит о недостаточной информированности родителей детей-инвалидов.

Проведено анкетирование по структурированию персонала Центра: возраст, стаж работы, категория, семейное положение: В Центре работают в основном опытные квалифицированные медсестры, средний возраст медсестер Центра составляет 40-45 лет; большинство медсестер работают в реабилитации относительно недавно (10-15 лет), 81% медсестер является высококвалифицированными специалистам, сестринским персоналом довольны врачи, пациенты и родители пациентов. Родители пациентов в целом Центру дали самые высокие оценки.

Выявлены особенности деятельности сестринского персонала: Отсутствие дежурной службы требует от медсестры опыта, высокой профессиональной подготовки. Обучение, психологическая поддержка пациентов и членов их семей, - требует глубоких знаний в области медицины, педагогики, психологии, социологии и права. Полное отсутствие младшего медицинского персонала (буфетчиц) требует от медсестры собранности, четкой организации труда и рабочего времени.

Выявлены факторы, влияющие на эффективность реабилитации, проводимой в Центре. Основные:

фактор активности родителей детей-инвалидов, как участников реабилитационного процесса;

фактор информированности врачей и родителей -основная информация о реабилитационном Центре исходила от лечащих (участковых) врачей;

фактор преемственности - большинстве случаев пациентами Центра становятся дети, которые поступили из больниц, поликлиник, где они лечились или наблюдались.


Заключение

 

Эффективно восстанавливать здоровье населения, и детей в частности, возможно только при условии хорошей подготовленности высококвалифицированных кадров, хорошей организации труда, преемственности не только между лечебными учреждениями, но между специалистами, т.к отсутствие нацеленности на конечный результат в целом негативно влияет на комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию ребенка-инвалида.

Для того чтобы быть высококвалифицированным, компетентным специалистом, эффективно восстанавливающим состояние здоровья взрослых и детей, необходимо постоянно развиваться в профессиональной деятельности, используя для этого самообразование, курсы повышения квалификации, высшие учебные заведения, опыт работы коллег-специалистов.

Родители детей-инвалидов нуждаются в информационно-правовой поддержке. Эту проблему могло бы решить создание школ для родителей детей с ограниченными возможностями, основными задачами которых являлось бы: психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов, информационно-правовая поддержка, обучение родителей детей- инвалидов уходу за ребенком, упражнениям ЛФК, ФТ, в соответствии с особенностью заболевания ребенка, что помогло бы еще на раннем этапе положительно повлиять на эффективность реабилитации и как следствие - улучшение качества жизни как самого ребенка, так и родителей в частности.


Список литературы

 

1. Комплексная реабилитация детей инвалидов в условиях детского реабилитационно-восстановительного центра им Г.А.Альбрехта И.А.Кешишев, Л.Ю.Евдокимова, В.Н.Денисова спбнцэпр им Г.А.Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г

. Реабилитация детей с детским церебральным параличем. Р.И.Лупанова, Л.Ю.Евдокимова, Т.Е.Шулаева, О.В.Жунко спбнцэпр им Г.А.Альбрехта, спбиувэук, Санкт-Петербург 2006г

.Депрессии у детей и подростков. Н.М.Ивчук, А.А.Северный Москва 1998г

. Педагогика в сестринском деле. Пшеничная Л.Ф - М.: Феникс, 2002 - 354 с. (Среднее профессиональное образование)

. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (Базовый уровень среднего профессионального образования) 21 января 2002 г.N 02-0406-Б

. Критерии оценки медицинской реабилитации в условиях детской поликлиники Т.Б.Ненашева, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе МУЗ «Детская поликлиника №1» г. Архангельска



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.034 с.)