Этапы обучения прыгуна с шестом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы обучения прыгуна с шестом



 

Прыжок с шестом - красивый, зрелищный, но сложный вид легкой атлетики. Овладение совершенной техникой прыжка требует продолжительного времени, но простейшие основы прыжка можно освоить довольно быстро. Успех начального обучения в значительной степени зависит от предварительной физической подготовленности, уровня координации, а также от волевых качеств занимающихся.

Минимальные требования к физической подготовленности: умение висеть и лазать по канату приблизительно на 3 м; в висе - поднимание ног коленями к хвату не менее 5-6 раз, пробегание 20 м с ходу за 2,5 - 2,6 с, 40 м со старта за 5,8 - 6,0; прыжки в длину за 4 м, метание ядра весом 4 кг вперед и назад за 9 - 10 м. Таковы предпосылки физической подготовленности для начала обучения прыжку с шестом.

При начальном обучении гибкость шеста не имеет значения, так как новичок еще не умеет ее использовать. Скорее, играют роль вес и диаметр шеста. Особенно важно тщательно следить за состоянием места приземления и исправностью шестов. Многолетняя подготовка прыгунов с шестом длится довольно долго и представляет собой систему, включающую несколько этапов. Каждый этап решает свои задачи.[1,2]

Учет типологических особенностей при подготовке прыгунов с шестом

Эффективность отбора и подготовки прыгунов с шестом во многом связана с оценкой у спортсменов морфологических признаков, функциональных возможностей, психологических качеств различных сторон подготовленности. [2]

Однако использования усредненных критериев отбора и параметров структуры многолетней тренировки сегодня уже недостаточно. Основываясь на методологии эволюционной биомеханики (Н.А. Бернштейн, 1947-1991; В.К. Бальсевич, 1975-1991), можно предположить, что существуют типы возрастного развития моторики человека и его адаптации к скоростно-силовым нагрузкам. Н.А. Бернштейн [1] отмечал, что телосложение каждого, его мускулатура, а тем более строение и степень развития его мозговых уровней так разнообразны и неповторимы, что уже тогда, когда навык в общих чертах освоен, каждый учащийся в двигательном составе навыка очень многое приписывает своим личным особенностям. Здесь открывается широкий простор и для настоящего изобретательства и рационализации. Поэтому редко кто из элитных спортсменов соответствует усредненному идеалу.

Наиболее выдающихся результатов добиваются спортсмены с ярко выраженной индивидуальностью, что позволяет рекомендовать при подготовке юных спортсменов, проявляющих какие-то яркие, пусть даже локальные способности, исходить из необходимости их культивирования, а затем уже ставить задачу общей разносторонней подготовленности, строго следя, чтобы такая разносторонность не вошла в противоречие с природным дарованием, что не раз случалось на практике.

Все вышеперечисленное приводит к необходимости изучения типологических особенностей занимающихся. Видимо, только комплексно-типологический подход позволяет научно обоснованно определять адекватные педагогические воздействия на индивидуальность и личность занимающихся в процессе учебно-тренировочных занятий.[7]

 

4.1 Этап предварительной подготовки прыгуна

 

Цель этого этапа - активизация физического развития детей 8, 9, 10, 11 лет, конкретные задачи - следующие:

а) развитие ловкости и координации, умение владеть своим телом;

б) развитие темпа движений;

в) овладение элементами и простейшей схемой легкоатлетических упражнений, в том числе и прыжка с шестом.

Беговая подготовка осуществляется главным образом в виде игр и эстафет, а также быстрого повторного бега на отрезках 20-80 м. Особенно важны упражнения для увеличения частоты движений: бег в упоре, бег на месте максимально часто, бег через положенные на дорожке предметы, набивные мячи и т.п., быстрая работа руками и т.д.

Особенностью беговой подготовки юного прыгуна является бег с шестом. Для этого можно применять легкие шесты, планки для высоты и т.п. Не следует с самого начала стремиться к максимальной скорости бега. На этом этапе нужно добиваться свободы и непринужденности в беге с шестом на отрезках 30-60 м.

Необходимо начинать вырабатывать чувство ритма разбега и воспитание глазомера при постановке шеста в упор. Следует использовать множество постановок шеста на точность, стараясь попасть концом шеста в камешки, ямки, бровку дорожки и т.п. Целесообразно выполнять большое количество прыжков различного вида: многократные прыжки, запрыгивание на предметы и спрыгивание с них, прыжки с отметки на отметку, а также прыжки в длину и высоту простейшими способами.

Следует обратить особое внимание на такие моменты технической подготовки:

. Шест используется как опора для прыжка через естественные (канавы, кусты) и искусственные препятствия.

. Постановку шеста в упор необходимо сразу выполнять технически правильно и своевременно (за 2 шага). Неправильную постановку очень трудно исправить.

. Техника прыжка осваивается только тогда, когда это обеспечивают физические возможности. Особенно это касается силовых элементов.

. Обучение технике через игру - вот основной метод.

Спецификой подготовки юных прыгунов с шестом является очень большой объем акробатической и гимнастической подготовки - примерно 50% всего времени тренировочных занятий. Различные кувырки вперед и назад, кувырки назад с разгибанием в стойку (в дальнейшем с переходом через планку), перевороты боком с разбега, прыжки через препятствия с приземлением на руки и дальнейшей группировкой, «фляки» и сальто. Упражнения на гимнастических снарядах: размахивания на брусьях, размахивание в висе на перекладине, перевороты из виса в упор и т.п. Подтягивание на руках и подъем ног в висе на различных снарядах, а также многие другие упражнения подобной направленности.

Особенно важны упражнения на канате: впрыгивание в вис на канате с 3-4 шагов разбега, маховый подъем ног, разгибание при лазанье вверх по канату, соединения этих элементов. Лазанье по канату с помощью и без помощи ног, прыжки с каната через планку. Эти упражнения наиболее близки к технике прыжка с шестом. Как известно, занятия гимнастикой и акробатикой доступны детям самого раннего возраста, они служат базой физической и технической подготовленности юных прыгунов.

Приведем контрольные нормативы гимнастической подготовки по окончании этапа предварительной подготовки: подтягивание в висе - не менее 10 раз; из виса - взмах ногами вверх до касания перекладины - не менее 15 раз; из виса - переворот в упор на перекладине; впрыгивание в вис на канате с 6 шагов; кувырок назад в стойку на руках.

Контрольные нормативы беговой и прыжковой подготовки: бег 30 м с высокого старта, по движению - 4,5 - 4,6 с; бег 60 м с высокого старта по движению - 8,8 - 9,0 с; бег 20 м с хода - 2,5 с; прыжок в длину с места - 220 см; прыжок вверх с места - 40 см; прыжок в длину с разбега - 440 см.

Спортивный результат в прыжке с шестом не имеет на этом этапе главенствующего значения и должен быть между 2 и 3 м.[2]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.008 с.)