Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы социальной политики ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. Прогрессирующая деградация основных фондов, износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. В настоящее время физический и моральный износ основных фондов достиг 60%, быстро возрастает технологическое отставание практически всех отраслей народного хозяйства от мирового уровня. При этом практически не происходит обновления оборудования, за 1992-1993 гг. в два раза сократилась инвестиционная активность, в несколько раз снизились затраты на НИОКР, большая часть амортизационных отчислений не направлялась на инвестиции, а фактически изымалась из воспроизводственного процесса. Углубляющийся спад производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, повсеместно привел к значительной недогрузке производственных мощностей, не позволяющей поддерживать их эффективную эксплуатацию и технологический режим. Резко снизилась эффективность общественного производства (удельный расход электроэнергии на единицу ВВП вырос на 23%, производительность труда упала на 28%), что отражает общее снижение конкурентоспособности российской экономики. Фактически экономика вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны, происходит нарастающая деградация производственного аппарата в отраслях материального производства. . Деиндустриализация народного хозяйства, отчетливый сдвиг в направлении утяжеления его структуры за счет опережающего спада в наукоемких отраслях промышленности и производства товаров народного потребления, повышение доли сырьевых отраслей (прежде всего ТЭК) и сферы услуг (финансового и торгового секторов) в структуре производства и инвестиции, сокращение доли машиностроения в структуре общественного производства и повышение доли топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о структурной деградации российской экономики, прогрессирующем сокращении производства товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, являющихся основой современного экономического роста и поддержания занятости населения. . Угроза массовой безработицы и обнищания значительной массы населения вследствие как абсолютного сокращения производства, так и деиндустриализации, в ходе которой создание новых рабочих мест в сырьевых отраслях и в сфере услуг не компенсирует высвобождение занятых из отраслей обрабатывающей промышленности. При дальнейшем углублении промышленного спада скрытая безработица, достигающая в настоящее время до 20% занятых, неизбежно перейдет в открытую форму, что создаст серьезную угрозу неконтролируемого роста социальной напряженности и дальнейшего разрушения человеческого потенциала.
. Вывоз капитала, его связывание в спекулятивных и посреднических операциях, обусловленное образовавшейся изоляцией торгово-финансового капитала от производственных мощностей, а также высокой неопределенностью эффективности капитальных вложений вследствие галопирующей инфляции и неопределенности прав собственности, неразвитости правовой системы обеспечения инвестиционной активности и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной величине ввоза, а также концентрация банковской активности в финансировании спекулятивной деятельности делают невозможным поддержание расширенного воспроизводства и обновление производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими хозяйствующими субъектами валютных резервов, выведенных из хозяйственного оборота нерациональной экономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим с годовым фондом накопления. . Утечка умов и деградация человеческого потенциала, дезинтеграция общества и возникновение угрозы развертывания классовых конфликтов, разрушение основ социальной стабильности. Растущая поляризация населения (разрыв в уровне доходов между верхним и нижним десяти процентными уровнями населения достиг 11 раз и продолжает возрастать) сопровождается обнищанием значительной части населения (27% населения живет ниже уровня бедности), резким снижением уровня социального обеспечения и государственных расходов на социальные гарантии. . Криминализация хозяйственной деятельности, подрывающая рыночную конкуренцию и государственное регулирование, обусловливающая быстрое увеличение веса теневой экономики, степени реальной монополизации народного хозяйства. По официальным оценкам, сфера теневой экономики охватила 40% товарооборота и 28% услуг населению общественного производства, под влиянием криминальных структур находится значительная часть предприятий финансового и торгового секторов, сферы услуг. Криминализация общественного производства серьезно затрудняет создание новых предприятий, подавляет конкуренцию, сопровождается коррупцией в органах государственной власти. Значительный размах коррупции, в свою очередь, резко снижает эффективность работы государственного аппарата, в том числе и деятельности правоохранительных органов, делает невозможным продуктивное использование большого арсенала методов государственного регулирования экономики, в том числе правовое обеспечение механизмов рыночной конкуренции. Сращивание госаппарата с криминальными структурами резко осложняет достижение целей экономической стабилизации, активной структурной политики и социальной защиты.
. Галопирующая инфляция, колеблющаяся в пределах 10-25% в месяц, крайне затрудняла долгосрочную хозяйственную деятельность, развитие производства, инвестиционную и инновационную активность. . Угроза разрушения транспортной и энергетической инфраструктуры страны, повышение вероятности аварий на энергетических и транспортных сетях вследствие длительного недоинвестирования в их поддержание, обновление и развитие [11]. Лишь к 2000 г. эта тенденция была преодолена. Разумеется, перечисленные проблемы, часть из которых достигла остроты, угрожающей экономической безопасности страны, взаимосвязаны и вызваны общими причинами. Эти причины делятся на две группы - обусловленные структурными диспропорциями в экономике и вызванные неадекватностью проводимой экономической и социальной политики. Если преодоление первой группы причин потребует длительного времени, то вторая группа причин может быть устранена довольно быстро, что является, в свою очередь, необходимым условием и для успешного устранения причин первой группы. Для этого необходимо проведение соответствующей активной экономической и социальной политики, направленной на решение перечисленных выше проблем и устранение обусловливающих их причин. При оценке современного состояния социальной политики в России и особенностей ее социально-экономической трансформации особо выделяются два аспекта: социально-экономический по критерию постиндустриальных перемен, происходящих в развитых странах мира, а также по отношению к собственному историческому опыту и традициям; геоэкономический по месту и роли страны в современном мировом хозяйстве, в глобальных и региональных экономических структурах и институтах. Эти две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса при определяющем значении первой стороны показывают, что вопросы социальной политики, особенно на долгосрочную перспективу, нельзя рассматривать в отрыве от перспектив экономического развития страны. Невозможно проводить в жизнь эффективную и результативную социальную политику без достижения высоких устойчивых темпов экономического роста. Если социальные реформы не будут увязаны с экономическими и нацелены на достижение динамичного развития российского общества, то, конечно, и основные меры социальной политики будут обречены на неудачу.
Социальная политика и идеология России должна исходить из догоняющей концепции, учитывающей опыт и ошибки других стран, прогрессивные тенденции социального и мировоззренческого развития. Основными принципами социальной стратегии должны стать следующие: а) трудовая мораль и деловая этика, соединение личного и общественного интереса, союз труда и собственности; б) сочетание всеобщности с дифференцированным подходом к различным группам населения, баланс во взаимоотношении семейного и государственного бюджета при решении социальных проблем (жилья, коммунально-бытовых, транспортных услуг и т.д.) по мере роста уровня трудовых доходов и повышения эффективности производства; в) сочетание комплексности с целевым, адресным подходом к решению социальных проблем, установление минимальных жизненных стандартов на федеральном и региональном уровнях, в том числе общественно приемлемых норм обеспечения социально значимых услуг в сочетании с целевой, адресной помощью особо нуждающимся группам населения; г) усиление превентивного адресного характера социальной политики с помощью использования социального мониторинга и анализа социальных индикаторов с выделением тех, которые показывают ситуацию социального взрыва [ 7]. В связи с этим необходимо повышение гибкости и динамизма в проведении социальных мероприятий и усиление роли социального прогнозирования. Чрезвычайно важной проблемой становится выбор правильных социальных ориентиров. Анализ современной социально-экономической ситуации и хода реформирования в России свидетельствует о сложности выбранной стратегии и тактики социально-экономических преобразований и прежде всего - определения конечной цели реформирования. Расширение зоны социальных бедствий стало закономерным результатом осуществления стратегии развития, основной целью которой являлось формирование рыночной экономики. Создание рыночного хозяйства выступило как самоцель, а не средство достижения более эффективной экономики и повышения - на этой основе - уровня и качества жизни населения. Главная цель социальной политики - значительное сокращение масштабов бедности; повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.006 с.) |