Формирование пенсионной системы в регионах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование пенсионной системы в регионах



Две социально – экономические проблемы: низкий уровень жизни пенсионеров вследствие недостаточных размеров государственных пенсий и нехватка инвестиционных ресурсов для развития экономики региона, среди других, актуальны для большинства регионов[23].

Имеющийся почти вековой зарубежный опыт свидетельствует о том, что обе эти проблемы можно решать за счет использования одного организационно – финансового инструмента – негосударственного (или, иначе, - дополнительного) пенсионного обеспечения. По разным причинам в России данный инструмент недооценивается, хотя для органов власти субъектов Российской Федерации он несомненно интересен, как позволяющий целенаправленно формировать собственные инвестиционные ресурсы. Их потенциальным источником являются фактические накопления граждан, составляющие огромную сумму (по некоторым оценкам от 40 до 70 млрд. долларов США). Поэтому одной из важнейших задач государства является создание надежных механизмов привлечения личных сбережений граждан с целью преобразования их в инвестиции.

Созданием одного из наиболее эффективных механизмов подобного рода, а именно: негосударственного пенсионного обеспечения, государство занимается уже более 10 лет. Определенные успехи на этом пути достигнуты. Негосударственные пенсии по­зволят гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определе­нии суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности.

Решение пенсионных проблем на уровне субъекта Российской Федерации обладает рядом преимуществ. Региональное пенсионное обеспечение носит более гибкий характер, что позволяет учитывать интересы и возможности различных социальных групп, а пенсии граждан формировать из разных источников: личные сбережения, корпоративные финансы частных предприятий, бюджетные средства. Соответственно и пенсии будут выплачиваться разных видов: личные, корпоративные, бюджетные.

Если на уровне федеральном обязательное пенсионное страхование граждан строится по принципу преимущественно распределительному, то на региональном уровне оно должно носить характер дополнительного и строится на накопительном принципе, а формироваться на добровольных началах.

При этом организация региональной пенсионной системы должна рассматриваться как развитие федеральной пенсионной реформы на уровне одного субъекта Российской Федерации и представлять собой взаимоувязанный комплекс правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих массовое вовлечение работодателей, граждан и органов власти всех уровней в дополнительное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что создание региональной пенсионной системы не противоречит ни одному ныне действующему федеральному законодательству или нормативному правовому акту. Несмотря на то, что главным рабочим звеном региональной пенсионной системы должны служить частные организации (негосударственные пенсионные фонды), организационно и финансово она должна быть подконтрольна руководству субъекта РФ. Целью функционирования региональной пенсионной системы является достижение социальной, экономической и политической эффективности, а именно:

1) повышение уровня доходов региональных пенсионеров всех категорий, и малообеспеченных – в первую очередь;

2) приток инвестиционных ресурсов в экономику субъекта Российской Федерации;

3) рост авторитета руководства субъекта Российской Федерации в результате повышения уровня жизни пенсионеров.

Основой формирования региональной пенсионной системы являются целенаправленные усилия администрации региона, предпринимаемые совместно с негосударственными пенсионными фондами, по привлечению в региональную пенсионную систему средств физических и юридических лиц[24]. Действия администрации в данном случае должны быть аналогичны действиям руководства крупного холдинга при организации корпоративной пенсионной системы.

Активная позиция администрации в процессе создания и развития региональной пенсионной системы обеспечивает ей право:

1) контролировать деятельность региональной пенсионной системы;

2) определять приоритеты при инвестировании пенсионных средств в экономику региона;

3) информировать общественность о ходе формирования региональной пенсионной системы как элемента федеральной пенсионной системы.

Развитие добровольного негосударственного пенсионного обеспечения в процессе формирования региональной пенсионной системы способно постепенно обеспечить значительную часть жителей субъекта Российской Федерации дополнительной пенсией, которая в сочетании с государственной пенсией позволит достичь или превзойти региональный прожиточный минимум.

Между размером накопительных пенсий, которые получает население того или иного региона, и инвестиционным потенциалом, которым регион располагает, существует прямая зависимость. Формирование этого потенциала через создание региональной пенсионной системы должно стать одной из важнейших задач регионального развития и опираться на собственное пенсионное законодательство, дополняющее и развивающее федеральное законодательство.

Создание региональной пенсионной системы является задачей, имеющей множество вариантов решений по каждой из ее составных частей. Выбор же конкретного варианта зачастую не может быть обоснован какими-либо расчетами, так как является предметом внеэкономических (например, политических или организационных) решений, которые находятся в компетенции органов власти субъекта Российской Федерации. Поэтому оптимальный вариант региональной пенсионной системы не может быть просчитан заранее, а формируется в процессе совместной деятельности специалистов негосударственных пенсионных фондов и администрации субъекта Российской Федерации.

Результатом такой деятельности может стать проект целевой программы создания региональной пенсионной системы, под которой понимается увязанный по задачам, ресурсам и срокам комплекс нормативно- правовых, социально-экономических, организационных, информационных и иных мероприятий.

Специалисты ряда пенсионных фондов в настоящее время занимаются разработкой методических подходов к решению проблем регионального пенсионного страхования. Проводятся предварительные консультации с администрациями отдельных субъектов Российской Федерации по формированию собственных региональных пенсионных систем. Это направление деятельности, по моему мнению, является одним из наиболее перспективных для администраций субъектов Российской Федерации, так как позволяет за счет аккумулирования внутренних финансовых ресурсов формировать собственный инвестиционный потенциал.

Заключение

 

С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения. Основу пенсионной реформы составили принятые в декабре 2001 года Законы:

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ.

Пенсионная реформа в будущем коснется всех жителей страны. По мнению специалистов, к 2015 - 2016 годам произойдет переход от солидарной, или распределительной системы. Когда все средства, собранные в качестве пенсионных взносов с работающего населения, распределялись и выплачивались пенсионерам – к накопительной схеме, по которой каждый работник сможет своими доходами влиять на размер будущей пенсии[25].

Суть пенсионной реформы заключается в переходе на совершенно новый принцип пенсионного обеспечения – на основе пенсионного страхования.

Прежняя пенсионная система, основанная на принципе распределения, обеспечивала:

- низкий уровень размеров пенсии;

- недостаточный учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы;

- «уравниловку».

Пенсионное законодательство было сложным, содержало множество льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан за счет других.

Для финансового обеспечения такой пенсионной модели необходимо иметь 3-х работающих на 1 пенсионера. Сейчас в России такое соотношение уже равно 1,25. В перспективе это соотношение будет продолжать снижаться.

Пенсионная реформа, основанная на страховом принципе, решает следующие задачи:

- выведение скрытых частей заработной платы из «тени» и увеличение за счет этого поступления средств для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам;

- создание стимула для работающих к полной уплате взносов со всех своих доходов;

- обеспечение «прозрачности» пенсионной системы.

Решение этих задач позволяет сформировать новую пенсионную модель, более простую и удобную для расчетов, более понятную гражданам.

Следует отметить, что пенсионная реформа направлена не только на повышение уровня материального обеспечения нынешних пенсионеров, но в большей степени создает предпосылки для формирования пенсионного обеспечения для будущего поколения.

Поскольку размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, уже сейчас каждый работодатель обязан своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд страховые взносы. Несвоевременная уплата взносов работодателем означает, что его работники не получат право на страховую и накопительную части трудовой пенсии, то есть будут ущемлены в своих пенсионных правах.

Именно страховые взносы - это тот личный вклад и индивидуальный показатель будущей пенсии. Чем больше взносов будет находиться на лицевом счете, тем выше будет пенсия.

Размер трудовой пенсии состоит из трех частей:

- базовой, которая устанавливается всем получателям трудовых пенсий в единой твердой сумме и которую предполагается довести до прожиточного минимума;

- страховой, устанавливаемой исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо. Чем больше трудится и зарабатывает гражданин, тем больше средств будет накоплено на лицевом счете в Пенсионном фонде и тем больше размер пенсии будет установлен;

- и накопительной части, которая устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо и находящихся на специальной части лицевого счета в Пенсионном фонде.

Отчисления взносов на накопительную часть предусмотрены для более молодого поколения, начинающего активную трудовую деятельность в настоящее время. Именно оно в полной мере будет влиять на формирование своей будущей пенсии.

Таким образом, полагаю, что на данном этапе реформирования пенсионной системы принятые законы решают не только текущие проблемы пенсионной системы, но и обеспечивают дальнейшую ее реализацию в целях наиболее полного обеспечения и защиты прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.013 с.)