История пенсионного обеспечения в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История пенсионного обеспечения в России



Содержание

 

Введение 3
Глава 1 Эволюция пенсионного обеспечения в России 7
1.1 История развития пенсионного обеспечения в России 7
1.2 Оценка современного состояния пенсионной системы в России 16
Глава 2 Программа пенсионной реформы в Российской Федерации 21
2.1 Необходимость совершенствования пенсионного обеспечения 21
2.2 Структура пенсионной системы 24
2.3 Обязательное профессиональное пенсионное страхование 29
2.4 Основные законы о пенсии, вступившие в действие с 01.01.2002г 31
Глава 3 Особенности пенсионной реформы в Российской Федерации 57
3.1 информирование застрахованных лиц 57
3.2 Инвестирование пенсионных накоплений 62
3.3 Развитие добровольного дополнительного пенсионного обеспечения  и страхования   62
3.4 Формирование пенсионной системы в регионах 64
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения 74

 

Введение

 

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики. Они сформулированы Президентом и Правительством России и нашли отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»[1].

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

Пенсионное обеспечение является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере – обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии, обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодости, а не только при достижении им пенсионного возраста.   

Говоря о современной пенсионной российской системе, нельзя не отметить крупнейший на сегодня социальный проект – пенсионную реформу, начавшуюся с принятия в декабре 2001 года нового пенсионного законодательства.

Ситуация, сложившаяся на тот период в сфере пенсионного обеспечения, свидетельствовала об отсутствии у государства возможности выплаты пенсии в размерах, соответствующих размерам хотя бы прожиточному минимуму.

Не смотря на то, что за последнее десятилетие система начисления пенсии и понесла коренные изменения (начисление пенсии с использованием индивидуального коэффициента), однако, по данным социологических опросов, более 68 % россиян считало необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею – низкий размер пенсий, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Вместе с тем, негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально-экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособного населения при наступлении старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная реформа в России не случайна.

Отмеченное выше определяет актуальность выбранной темы. Цель должна позволить разрешить несколько задач:

- первой задачей пенсионной реформы является – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказываемого получения доходов. Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из тени – из конвертов, страховых схем и т.п.;

- поэтому, вторая задача пенсионной реформы – создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года до 01.01.2002 года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы.

Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав, – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д.

Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиваться их изменения.

Решив эти основные и ряд еще более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчетов, более понятную гражданам, и, главное, обеспечивающую более высокий уровень жизни - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

 

 

Глава 1 Эволюция развития пенсионного обеспечения в России

Заключение

 

С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения. Основу пенсионной реформы составили принятые в декабре 2001 года Законы:

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ.

Пенсионная реформа в будущем коснется всех жителей страны. По мнению специалистов, к 2015 - 2016 годам произойдет переход от солидарной, или распределительной системы. Когда все средства, собранные в качестве пенсионных взносов с работающего населения, распределялись и выплачивались пенсионерам – к накопительной схеме, по которой каждый работник сможет своими доходами влиять на размер будущей пенсии[25].

Суть пенсионной реформы заключается в переходе на совершенно новый принцип пенсионного обеспечения – на основе пенсионного страхования.

Прежняя пенсионная система, основанная на принципе распределения, обеспечивала:

- низкий уровень размеров пенсии;

- недостаточный учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы;

- «уравниловку».

Пенсионное законодательство было сложным, содержало множество льгот и преимуществ для отдельных категорий граждан за счет других.

Для финансового обеспечения такой пенсионной модели необходимо иметь 3-х работающих на 1 пенсионера. Сейчас в России такое соотношение уже равно 1,25. В перспективе это соотношение будет продолжать снижаться.

Пенсионная реформа, основанная на страховом принципе, решает следующие задачи:

- выведение скрытых частей заработной платы из «тени» и увеличение за счет этого поступления средств для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам;

- создание стимула для работающих к полной уплате взносов со всех своих доходов;

- обеспечение «прозрачности» пенсионной системы.

Решение этих задач позволяет сформировать новую пенсионную модель, более простую и удобную для расчетов, более понятную гражданам.

Следует отметить, что пенсионная реформа направлена не только на повышение уровня материального обеспечения нынешних пенсионеров, но в большей степени создает предпосылки для формирования пенсионного обеспечения для будущего поколения.

Поскольку размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, уже сейчас каждый работодатель обязан своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд страховые взносы. Несвоевременная уплата взносов работодателем означает, что его работники не получат право на страховую и накопительную части трудовой пенсии, то есть будут ущемлены в своих пенсионных правах.

Именно страховые взносы - это тот личный вклад и индивидуальный показатель будущей пенсии. Чем больше взносов будет находиться на лицевом счете, тем выше будет пенсия.

Размер трудовой пенсии состоит из трех частей:

- базовой, которая устанавливается всем получателям трудовых пенсий в единой твердой сумме и которую предполагается довести до прожиточного минимума;

- страховой, устанавливаемой исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо. Чем больше трудится и зарабатывает гражданин, тем больше средств будет накоплено на лицевом счете в Пенсионном фонде и тем больше размер пенсии будет установлен;

- и накопительной части, которая устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо и находящихся на специальной части лицевого счета в Пенсионном фонде.

Отчисления взносов на накопительную часть предусмотрены для более молодого поколения, начинающего активную трудовую деятельность в настоящее время. Именно оно в полной мере будет влиять на формирование своей будущей пенсии.

Таким образом, полагаю, что на данном этапе реформирования пенсионной системы принятые законы решают не только текущие проблемы пенсионной системы, но и обеспечивают дальнейшую ее реализацию в целях наиболее полного обеспечения и защиты прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ.

 

Апрель

Г.

Минздравсоцразвития Росси

Минфин России

Минэкономразвития России

14 о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в РФ (необходимо определить порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ и особенности инвестирования пенсионных накоплений в период указанных выплат) Федеральный закон Июль 2006г.

Октябрь 2006г.

Минэкономравития России

Минздравсоцразвития России

Минфин России

ФСФР России

15 Внесение изменений в Федеральный закон “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (необходимо совершенство-вание государственного контроля и надзора в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений, уточнение прав и обязанностей субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также предоставление возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги, не гарантированные Российской Федерацией)    Федеральный закон Ноябрь 2006г.

Март 2007г.

Минэкономразвития России

Минздравсоцразвития России

Минфин России

ФСФР России

16 Об особенностях финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах, и реализации прав лиц предпенсионного возраста в Российской Федерации (законопроект направлен на реализацию прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования на получение накопительной части трудовой пенсии, формируемой в негосударственных пенсионных фондах)  Федеральный закон Декабрь 2006г.

Март 2007г.

Минэкономразвития России

Минфин России

Минздравсоцразвития России

ФСФР России

17 О переводе базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения (необходимо законодательное регулирование минимального уровня материального обеспечения при назначении всех видов пенсий) Федеральный закон Октябрь 2006г.

Январь 2007г.

Минздравсоцразвития России

Минэконмразвития России

Минфин России

Минюст России

               

 

   Дипломная работа выполнена мною совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.  

 

 

 «____»                  2006 года

 

 

__________________                                      Т.Н. Кузнецова


[1] Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных школ // М.: Дрофа, 1997. – С. 133.

[2] Вьюницкий В. В. О новациях в Пенсионном законодательстве // Пенсия. – 2004. - №5. – С.36.

[3] Батанов Г. Н. Все о пенсиях // Финансовый контроль. – 2004. - №6. – С. 25.

[4] Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

[5] Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

[6] Информационное письмо Минтруда РФ от 24.01.2002 № 450-ЮЛ, ПФ РФ от 28.01.2002 № ЛЧ-06-25/719 «Об определении отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за 4 квартал 2001».

[7] Волгин Н.А., Ракитинский Б.З., Экономика труда и социальные отношения. – М.: РАГС. – 1998. - № 14. - С.63.

[8] Вьюницкий В. В. О новациях в Пенсионном законодательстве // Пенсия. – 2004. - №5. – С.54.

[9] Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[10] Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

[11] Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

[12] Афанасьев С.А., Воронин Ю.В., Чижик Л.И. Конвертация пенсионерам // Пенсия. - 2002. - № 1. - С.19.

[13] Постановление Правительства РФ от 4.03.2002 № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

[14] Афанасьев С.А., Воронин Ю.В., Чижик Л.И. Конвертация пенсионерам // Пенсия. - 2002. - № 1. - С.15.

[15] Приказ МНС РФ от 28.03.2002 № БГ-3-05/153 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения».

[16] Батанов Г. Н. Все о пенсиях // Финансовый контроль. – 2004. - №6. – С.34.

[17] Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[18] Федеральный закон от 29.12.2001 № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

[19] Федеральный закон от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[20] Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[21] Приказ МНС РФ от 28.03.2002 № БГ-3-05/153 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения».

[22] Дегтярев Г.П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской Империи в 18-19 веках // Пенсия. - 1997. - № 10. - С.24.

[23] Смирнов А.Л. Лизинговые операции. - М.: Консалтбанкир, 1995. – С. 28.

[24] Берг А.А., Региональные пенсионные системы // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2006. - № 25. – С.28.

[25] Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество: Пособие для учащихся общеобразовательных школ // М.: Дрофа, 1997. – С. 32.

Содержание

 

Введение 3
Глава 1 Эволюция пенсионного обеспечения в России 7
1.1 История развития пенсионного обеспечения в России 7
1.2 Оценка современного состояния пенсионной системы в России 16
Глава 2 Программа пенсионной реформы в Российской Федерации 21
2.1 Необходимость совершенствования пенсионного обеспечения 21
2.2 Структура пенсионной системы 24
2.3 Обязательное профессиональное пенсионное страхование 29
2.4 Основные законы о пенсии, вступившие в действие с 01.01.2002г 31
Глава 3 Особенности пенсионной реформы в Российской Федерации 57
3.1 информирование застрахованных лиц 57
3.2 Инвестирование пенсионных накоплений 62
3.3 Развитие добровольного дополнительного пенсионного обеспечения  и страхования   62
3.4 Формирование пенсионной системы в регионах 64
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения 74

 

Введение

 

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики. Они сформулированы Президентом и Правительством России и нашли отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»[1].

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

Пенсионное обеспечение является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере – обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии, обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодости, а не только при достижении им пенсионного возраста.   

Говоря о современной пенсионной российской системе, нельзя не отметить крупнейший на сегодня социальный проект – пенсионную реформу, начавшуюся с принятия в декабре 2001 года нового пенсионного законодательства.

Ситуация, сложившаяся на тот период в сфере пенсионного обеспечения, свидетельствовала об отсутствии у государства возможности выплаты пенсии в размерах, соответствующих размерам хотя бы прожиточному минимуму.

Не смотря на то, что за последнее десятилетие система начисления пенсии и понесла коренные изменения (начисление пенсии с использованием индивидуального коэффициента), однако, по данным социологических опросов, более 68 % россиян считало необходимым реформирование пенсионной системы. Главные причины недовольства ею – низкий размер пенсий, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Вместе с тем, негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально-экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособного населения при наступлении старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная реформа в России не случайна.

Отмеченное выше определяет актуальность выбранной темы. Цель должна позволить разрешить несколько задач:

- первой задачей пенсионной реформы является – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказываемого получения доходов. Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из тени – из конвертов, страховых схем и т.п.;

- поэтому, вторая задача пенсионной реформы – создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года до 01.01.2002 года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы.

Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав, – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д.

Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиваться их изменения.

Решив эти основные и ряд еще более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчетов, более понятную гражданам, и, главное, обеспечивающую более высокий уровень жизни - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

 

 

Глава 1 Эволюция развития пенсионного обеспечения в России

История пенсионного обеспечения в России

 

Зарождение пенсионного обеспечения в России можно отнести еще к 18 веку. Уже в тот период государственная власть уделяла большое внимание лицам, служившим ей честно в течение многих лет и покинувшим службу по старости, в результате увечья или болезни. Конечно, существовавшие тогда выплаты нельзя назвать «пенсией» в современном ее понимании, так как они предоставлялись единовременно в виде денежных сумм либо выражались в предоставлении иных материальных благ.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения осуществлялось, прежде всего, Морским уставом Петра I, распространявшим свое действие на морские чины, а позднее и на другие категории служащих. Екатериной II было принято еще три законоположения, определивших пенсионное обеспечение военных, гражданских и морских чинов.

В начале 19 века появляется «прообраз» современных льготных пенсий, выразившийся в предоставлении особых преимуществ в отношении пенсионного обеспечения для служащих медицинской и учебной части, а также по географическому признаку. Введение этих льгот было обусловлено желанием привлечь на работу в эти сферы деятельности.

К началу 19 века возросли расходы на пенсии, несоразмерные имеющимся государственным средствам, увеличилось количество законов, регулирующих пенсионное обеспечение. Эти обстоятельства послужили поводом к проведению пенсионной реформы, результатом которой явилось принятие Пенсионного устава 1827г.

В нем содержалось законодательное определение пенсии, как «вознаграждение, даруемое Правительством тем из служащих и их семействам, которые приобрели на нее право беспорочной службы в течение установленного числа лет»[2]. Устав, который был разработан правительством, предусматривал несколько видов пенсий, в том числе, пенсии в связи со службой в течение определенного срока, пенсии вдовам и сиротам, пенсии на льготных условиях, с сокращением срока выслуги пенсии.

Следующая пенсионная реформа осуществлена в 1853г. Она не принесла радикальных изменений в пенсионную систему России, так как была в основном направлена на рационализацию существующих норм пенсионного обеспечения, не затрагивая их основ.

Дальнейшему развитию пенсионного обеспечения в России способствовало появление в конце 19 века пенсионных касс страхового типа. Впервые идею использовать метод страхования рисков для осуществления пенсионного обеспечения высказал Бисмарк, а в России эта идея получила широкое воплощение в жизнь. Пенсионные кассы создавались на основе законов или специальных положений, на основе которых формировались уставы, утверждаемые министром. В течение 1888г. и в последующие годы было учреждено более 16 пенсионных касс, в частности пенсионная касса служащих в земских учреждениях, пенсионная касса народных учителей и учительниц и т.п. В 1897 году было утверждено положение о пенсионных кассах служащих и рабочих, определившее организационные основы пенсионных касс и основные принципы пенсионного обеспечения в России.

Наряду с развитием пенсионных касс в этот период Правительство предпринимало и иные меры по развитию пенсионной системы, которая включала в себя не только элементы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и рабочего класса. В этих целях в 1901г. были утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность, а в 1903г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев, вводивший, по сути, особую ответственность предпринимателей за увечье на производстве, основанную на гражданско-правовых началах. Компенсация, назначаемая в соответствии с этим законом, называлась пенсией [22, с.52].

Политическая ситуация, сложившаяся в России в 1905-1906г.г., оказала негативное влияние на развитие системы пенсионного обеспечения. Революционные события тех лет привели к ликвидации многих пенсионных касс. Но такое положение сохранилось недолго и вскоре их становление получило дальнейшее развитие и появились предпосылки их широкого распространения на заводах и фабриках. К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс в единую организацию, что логичным образом завершило бы построение в России цельной пенсионной системы. Этому способствовало и принятие ряда законов о социальном страховании, важнейшим среди которых является закон «О страховании от несчастных случаев», который еще полностью не освободился от гражданско-правовых принципов построения, но в тоже время был посвящен страхованию, а не ответственности работодателя. Действие закона было ограниченно отдельными регионами, поэтому он охватил лишь около 15% общего числа рабочих России. По мнению Андреева В.С. периодические выплаты, предусмотренные данным законом, «… в целом по своей юридической природе должны рассматриваться в качестве пенсий (в отличие от выплат по закону от 2июня 1903г)». Выплату пенсии служащим из низших чинов предусматривали принятые в 1912г. Правила о мерах призрения низших чинов и их семейств [3].

Революция 1917 года положила конец развитию пенсионной системы, основу которой составили вышеназванные законы. Советское правительство приступило к реализации своей программы государственного пенсионного обеспечения. Рядом нормативных актов был расширен круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению. Так, в 1918 году был принят декрет СНК «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семейств», распространявшейся на военнослужащих старой армии и их семей, а впоследствии и на другие категории лиц. В этом же году было введено пенсионное обеспечение по инвалидности Красной армии, а членов их семей по случаю потери кормильца. А уже в 1919г. утверждено новое Положение «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». Наряду с пенсиями по инвалидности, к этому же периоду следует отнести и появление института персонального пенсионного обеспечения лиц, имеющих особые заслуги. Кроме того, следует сказать, что советской властью были введены в отношении некоторых категорий лиц ограничения в области пенсионного обеспечения в связи с их происхождением или прошлой деятельностью, к таковым относились представители дворянства, буржуазии и духовенства, бывшие государственные служащие. Крестьяне, ремесленники и иные лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, вообще были лишены права на обеспечение пенсией.

С 1919 года финансирование пенсий осуществлялось из средств единого Всероссийского фонда социального обеспечения, который был создан в результате объединения ранее существовавших фондов. Возвращение к системе социального страхования было осуществлено на короткое время в 1912г. в связи с переходом к НЭПу, а уже с начала 30-х годов основные расходы по финансированию пенсионной системы были возложены на государственный бюджет, который фактически был объединен с бюджетом социального страхования.

В последующие годы советское Правительство предпринимало меры по совершенствованию пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца, вместе с тем, советское законодательство впервые закрепляет пенсию по старости. В 1930 году Наркомат труда СССР утвердил Правила обеспечения по старости, которые определили пенсионный возраст и общий трудовой стаж. А уже в 1932 году для отдельных категорий работников были установлены льготы по условиям труда в соответствии со списками вредных профессий. Льготы заключались в том, что снижался требуемый возраст и трудовой стаж, и повышался размер пенсионного обеспечения. В дальнейшем наряду с условиями труда стали учитывать отраслевые, медико-биологические и региональные факторы.

В 30-е годы вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет для работников просвещения, медицинских и научных работников, работников гражданского воздушного флота.

Конституция СССР 1936 года стала еще одним шагом в создании единой пенсионной системы, так как она отменила все ранее существовавшие ограничения в области пенсионного обеспечения и установила равные условия назначения пенсии рабочим и служащим.

Кроме того, на кануне Великой Отечественной войны был принят ряд нормативных актов, направленных на улучшение пенсионного обеспечения военнослужащих, например, утвержденное 16 июня 1940 года СНК СССР Постановление «О пенсиях военнослужащих рядового и начальствующего состава срочной службы и их семей».



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.082 с.)