Глава 1. Теоретические основы изучения памяти дошкольников с умственной отсталостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы изучения памяти дошкольников с умственной отсталостью



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения памяти дошкольников с умственной отсталостью

Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти

Характеристика умственной отсталости

Особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью

Вывод

Глава 2. Экспериментальное исследование памяти дошкольников

Организация и методики исследования

Результаты и анализ исследования

Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти дошкольников с умственной отсталостью

Вывод

Заключение

Библиографический список

Приложение

 


Введение

 

Из всех больших проблем, которые на протяжении многих лет привлекают внимание человека, нет ни одной столь же загадочной, как строение и функционирование мозга. Человеческий мозг - это объект постоянного изучения и научных споров учёных во всём мире. Благодаря этому мы можем больше узнать о таком чуде, как наш мозг. Одной из менее изученных функций мозга является память, для изучения того, как она работает, созданы целые исследовательские институты. Но, несмотря на такие усилия, многое пока остаётся тайной. Сложно переоценить значение памяти, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти, возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения. Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Память играет огромную роль и в психической жизни человека. В памяти хранятся и ожидают своего применения знания и эмоции, обеспечивающие не только выживание человека, но и придающие полноту его жизни, наполняющие ее смыслом.

И все же, несмотря на многолетнюю историю изучения памяти, несмотря на многочисленные эксперименты и эмпирические исследования, несмотря на достижения науки и цивилизации, изучение памяти еще только начинается.

На современном этапе развития науки существуют различные теории, объясняющие закономерности процессов хранения, запечатления и воспроизведения происходящих в памяти. Исследованием структуры памяти и особенностей функционирования отдельных видов памяти занимались Миллер, Бауэр, Спрингстон, Конрад, Пьерон, Солсо и Шорт и др. В отечественной психологии память изучается в рамках общепсихологической теории деятельности. А.Н. Леонтьев посвятил свои исследования изучению возрастных и индивидуальных особенностей запоминания, П.И. Зинченко провел систематическое изучение непроизвольного запоминания. Особенности памяти умственно отсталых детей изучены достаточно глубоко и полно. Тем не менее, многие аспекты этой актуальной проблемы требуют дальнейшей разработки.

Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена

цель исследования: выявить особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Объект исследования - познавательная сфера дошкольников с умственной отсталостью.

Предмет исследования - особенности кратковременной памяти дошкольников с умственной отсталостью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования, выдвинута следующая гипотеза:

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у дошкольников с умственной отсталостью объем кратковременной памяти, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у нормально развивающихся сверстников.

Исходя, из цели были поставлены следующие задачи:

.   Изучить научную литературу по теме работы;

.   Провести эмпирические изучение свойств памяти дошкольников с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников;

.   Проанализировать и сравнить результаты диагностики с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников;

.   Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Теоретической основой исследования послужили положения о деятельностном подходе в психологии А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Л. Венгер и теория Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания. Теории Л.М. Житникова о том, что памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приёмам, З.М. Истоминой о смысловом соотнесении и смысловой группировке. А также работы Ю.М. Забродина, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова и др.. П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности и доказали в ходе экспериментов что, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Практическая значимость работы заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости развития памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

.   Констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня развития памяти дошкольников с умственной отсталостью;

.   Методы статистической обработки результатов экспериментального исследования;

База исследования: МКДОУ детский сад компенсирующего вида № 3 и МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 14 г. Кирово-Чепецка. 28 детей средней группы. Из них 10 из специальной коррекционной группы и 18 из обычной группы. Исследование проводилось с января 2015 по март 2015 гг.

Результаты работы могут быть использованы при организации эмпирического исследования когнитивных процессов дошкольников с умственной отсталостью. Они могут быть полезны специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, с нормальным развитием или с умственной отсталостью.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В заключении подведены итоги и сделаны выводы по проделанной работе.

 


Вывод

память дошкольник умственный отсталость

Под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Память является очень чувствительным индикатором при различных мозговых нарушениях. Особенности памяти умственно отсталых детей следующие: они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У них наблюдается непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Умственно отсталым детям малодоступны опосредствованные приемы запоминания. Учащиеся младших классов не умеют пользоваться приемами опосредствованного, то есть осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах, то есть по мере обучения, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

 


Вывод

 

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

Данное исследование позволяет сделать вывод: расстройства памяти у умственно отсталых детей имеют определенные особенности, которые проявляются в нарушении зрительной, слуховой, двигательной, кратковременной памяти, а так же в нарушении произвольного и непроизвольного запоминания.

Психическое развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большими отклонениями. Так же можно выделить характерные особенности памяти умственно отсталых дошкольников: быстрее, чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти, т.к. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют определенные особенности. Изучение процессов памяти дошкольников с умственной отсталостью позволило сделать вывод о том, что для более полного воспроизведения предъявленного материала испытуемые нуждаются в помощи.

 


Заключение

 

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека. Расстройства памяти у умственно отсталых детей имеют определенные особенности, которые проявляются в нарушении зрительной, слуховой, эмоциональной, моторной кратковременной, долговременной памяти, а так же в нарушении произвольного и непроизвольного запоминания.

На основании основных характеристик дошкольников, было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление объёма кратковременной памяти.. Исходя из полученных данных, гипотеза данной курсовой работы, была подтверждена, а именно, что у дошкольников с умственной отсталостью объем кратковременной памяти, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у дошкольников с интеллектуальной нормой развития.

Таким образом, была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, подтверждена гипотеза.

Дети, у которых нарушен интеллект, отстают от сверстников, у которых интеллект сохранен, в темпе психического развития с первых лет жизни. Из-за отставания в развитии памяти недостаточно развиты и другие психические процессы. У них с трудом формируется активный словарь, речь бедна как по форме, так и по содержанию; внимание неустойчивое, рассеянное, трудно сосредотачиваются на чем-либо; представления мало дифференцированные, узки, неточны и поверхностны; мышление отличается конкретностью, затрудняются в выделении существенного, главного, плохо сравнивают и обобщают, плохо схватывают структуру и нередко упрощают ее. Память по мере своего развития все более сближается с мышлением. Мышление во многом определяется памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Таким образом, большинство детей нуждаются в коррекционно-развивающей работе и индивидуально - дифференцированном подходе. Большое значение имеет вопрос развития памяти. Развивать ее можно за счет специальных тренировок и упражнений, а также посредством обучения логическим приемам запоминания.

 


Библиографический список

 

1.Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-Деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. [Текст] / А.Г. Асмолов - М.:Академия 1985.

. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. [Текст] / А.Н. Граборов М.:КлассикСтиль,2005-248с.

. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина,СПб.:Питер,2004.-208с.

. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. [Текст] / О.Б. Дарвиш - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-264с.

. Джеймс У. Память. Психология памяти:Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. [Текст] / У. Джеймс - М.:ЧеРо,2000-200-214с.

. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий: Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. [Текст] /Б.В. Зейгарник-М.:Академия,1979.

.Зинц Р. Обучение и память. [Текст] / Р. Зинц - М.:Минск,1984

. Зоткин Н.В. Основы психодиагностики. [Текст] / Н.В. Зоткин - М.:СамараУниверсГруп,2007-208с.

. Крайг Г. Психология развития. [Текст] / Г.Крайг - М.:Питер,2000-867с.

. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой.-М.:Академия,2003.-480с

. Сорокин В.М. Специальная психология [Текст] Учебно-методическое пособие/В.М.Сорокин-СПб.:Речь,2003-122с

. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. [Текст] В.М. Мозговой/М.:Академия,2006.-220с.

. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997.- 308с.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб: Издательство Питер,2000-712с

. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. [Текст] / Л.В. Черемошкина - М.: Академия, 2002. - 368 с

 


Приложение 1

 

 

 


Приложение 2

 

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований кратковременной памяти дошкольников с умственной отсталостью и дошкольников с интеллектуальной нормой развития. По данным методикам, были получены следующие результаты, отраженные в диаграммах.

 

Таблица 1 - Результаты экспериментального исследования кратковременной слуховой памяти дошкольников - экспериментальная группа

Ф. Имя Искажение слова Смысловые замены Количество запомнившихся слов Уровень
1. Настя Б. 0 0 0 Очень низкий
2. Женя Д. 0 0 0 Очень низкий
3. Никита М. 1 1 1 Низкий
4. Сергей Н. 2 1 3 Средний
5. Ярослав О. 2 0 2  Низкий
6. Дима П. 0 1 2 Низкий
7. Рома С. 0 0 3 Средний
8. Сергей Х. 0 1 3 Средний
9. Саша Я. 0 0 0 Очень низкий
10. Женя В. 0 0 4 Высокий

 

Таблица 2 - Результаты экспериментального исследования кратковременной слуховой памяти дошкольников - контрольная группа

Ф.Имя Искажение слова Смысловые замены Количество запомнившихся слов Уровень
1. Захар М. 1 0 5 Высокий
2. Полина Г. 0 1 3 Средний
3. Маша П. 1 2 2 Низкий
4. Семён И. 0 0 0 Очень низкий
5. Соня М. 2 0 5 Высокий
6. Соня Ч. 0 1 4 Высокий
7. Алмаз И. 0 0 5 Высокий
8. Тамирлан А. 0 1 5 Высокий
9. Арсений С. 1 0 3 Средний
10. Даша Е. 0 0 5 Высокий
11. Дима Т. 1 0 4 Высокий
12. Лиля М. 2 1 3 Средний
13. Фёдор О. 0 0 4 Высокий
14. Диана Т. 2 0 3 Средний
15. Милана К. 1 2 3 Средний
16. Марина П. 0 0 4 Высокий
17. Петя Ш. 1 2 3 Средний
18. Ваня Х. 2 2 3 Средний

 

Таблица 3 - Результаты экспериментального исследования кратковременной зрительной памяти дошкольников - экспериментальная группа

Фамилия, имя Баллы Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Процесс рассматривания картинок Уровень
1. Настя Б. 2 Спокойное Отстраненность Молча Низкий
2. Женя Д. 3 Спокойное Подчиненность без интереса Молча Средний
3. Никита М. 1 Спокойное Отстраненность Молча Низкий
4. Сергей Н. 0 Баловался Без интереса Молча Очень низкий
5. Ярослав О. 2 Баловался Отвлеченность Молча Низкий
6. Дима П. 4 Отвлекался Без интереса Молча Средний
7. Рома С. 2 Спокойное С интересом Проговаривал слова Низкий
8. Сергей Х. 1 Спокойное С интересом Напрягал внимание Низкий
9. Саша Я. 3 Отвлекался Без интереса Молча Средний
10. Женя В. 5 Энергично-бодрое Интерес и вопросы Проговаривал слова Высокий

 

Таблица 4 - Результаты экспериментального исследования кратковременной зрительной памяти дошкольников - контрольная группа

Фамилия, имя бал Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Рассматривание картинок Уровень
1. Захар М. 4 Спокойное Без интереса Молча Средний
2. Полина Г. 3 Отвлекался Отстраненность С жести-куляцией Низкий
3. Маша П. 4 Спокойное Отвлеченность Молча Средний
4. Семён И. 0 Баловался Отстраненность Молча Очень низкий
5. Соня М. 5 Спокойное С интересом Молча Высокий
6. Соня Ч. 5 Спокойное С интересом Молча Высокий
7. Алмаз И. 3 Отвлекался Без интереса Молча Средний
8. Тамирлан А. 4 Отвлекался Отстранено Молча Средний
9. Арсений С. 5 Спокойное С интересом Напрягал внимание Высокий
10. Даша Е. 5 Спокойное С интересом Молча Высокий
11. Дима Т. 2 Баловался Без интереса Пытался проговаривать Низкий
12. Лиля М. 4 Спокойное Без интереса Молча Средний
13. Фёдор О. 6 Спокойное С интересом Пытался проговаривать Высокий
14. Диана Т. 4 Спокойное С интересом Пыталась проговаривать слова Средний
15. Милана К. 3 Спокойное С интересом Пыталась проговаривать слова Средний
16. Марина П. 5 Спокойно-деловитое С интересом Напрягала внимание Высокий
17. Петя Ш. 5 Спокойное С интересом Напрягал внимание Высокий
18. Ваня Х. 5 Спокойное С интересом Напрягал внимание Высокий

 

Таблица 5 - Результаты экспериментального исследования кратковременной двигательной памяти дошкольников - экспериментальная группа

Фамилия, имя Баллы Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Уровень
1. Настя Б. 1 Спокойное Отстраненность Низкий
2. Женя Д. 2 Спокойное Подчиненность без интереса Низкий
3. Никита М. 3 Спокойное С интересом Средний
4. Сергей Н. 2 Баловался Отвлеченность Средний
5. Ярослав О. 2 Баловался Отвлеченность Средний
6. Дима П. 0 Отвлекался Без интереса Очень низкий
7. Рома С. 0 Спокойное Отвлеченность Очень низкий
8. Сергей Х. 0 баловался Отвлеченность Очень низкий
9. Саша Я. 2 Отвлекался Без интереса Средний
10. Женя В. 5 Энергично-бодрое Интерес и вопросы Высокий

 


Таблица 6 - Результаты экспериментального исследования кратковременной двигательной памяти дошкольников - контрольная группа

Фамилия, имя баллы Поведение ребенка Отношение ребенка к заданию Уровень
1. Захар М. 4 Спокойное С интересом Высокий
2. Полина Г. 2 Отвлекалась Отстраненность Средний
3. Маша П. 5 Спокойное С интересом Высокий
4. Семён И. 2 Безучастное Без интереса Низкий
5. Соня М. 3 Отвлекалась Без интереса Средний
6. Соня Ч. 5 Спокойное С интересом Высокий
7. Алмаз И. 3 Отвлекался Без интереса Средний
8. Тамирлан А. 4 Отвлекался С интересом Высокий
9. Арсений С. 5 Спокойно-деловитое С интересом Высокий
10. Даша Е. 3 Спокойное Отвлеченность Средний
11. Дима Т. 4 Спокойное С интересом Высокий
12. Лиля М. 5 Спокойное С интересом Высокий
13. Фёдор О. 5 Отвлекался С интересом Высокий
14. Диана Т. 4 Спокойное С интересом Высокий
15. Милана К. 5 Спокойное С интересом Высокий
16. Марина П. 4 Спокойное С интересом Высокий
17. Петя Ш. 5 Спокойное С интересом Высокий
18. Ваня Х. 5 Спокойное С интересом Высокий

 


Результаты экспериментального исследования кратковременной памяти дошкольников

 

Игры для развития различных видов памяти

1. «Какая игрушка спрятались»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры:

Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

2. «Какая игрушка появилась»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

3. «Строим дорожки»

Учим детей последовательности.

Материалы:

·         Крупная мозаика 4 цветов.

·         Кубики, кирпичики большие и маленькие.

Ход игры:

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например, красный - желтый, красный - желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того, как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный - зеленый, желтый - синий, раздав детям сразу все цвета. Или выкладывать дорожку не из двух цветов, а из трех: красный - желтый - зеленый, красный - желтый - зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем кубики так: большой - маленький, большой - маленький. Усложняем: два больших - два маленьких, или два маленьких - один большой.

С кирпичиками: поставить на ребро - положить, поставить на ребро - положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

4. «Сортировщик»

Учим детей сортировать предметы.

Материалы:

·         4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.

·         4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»

Ход игры:

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи. Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети. Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны разложить посуду не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

5. «Игрушки для зверят»

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы: мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Ход игры:

Познакомить детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

6. «Кубики для кукол»

Материалы: две куклы, цветные кубики (мозаика, цветные геометрические фигуры).

Ход игры:

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати зеленый и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?». Затем по три и по четыре. Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый. У Маши зеленый, красный, синий и желтый, а у Кати красный и синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет. И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

7. «Какого цвета?»

Материалы: 4 предмета 4 цветов. Например, флажок - красный, фломастер - синий, шарик - зеленый, кубик - желтый, мешочек.

Ход игры:

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

8. «Веселый мешочек»

Материалы:

·         Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.

·         Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Ход игры:

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

9. «Чем рисуем?»

Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Ход игры:

Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.

10. «Съедобное - не съедобное»

Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Ход игры:

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.

11. «Где, чей домик?»

Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход игры:

Ставим 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом - собачка. Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый - собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.

12. «Подбери правильно»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например, синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик. Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем, выкладываем большие квадраты, один с крышей - треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например, над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная неваляшка. Теперь детям даем треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.

Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником - елочка, большой прямоугольник с маленьким прямоугольником - башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом - машинка и пр.

Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.

13. «Найди нужную фигуру»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения памяти дошкольников с умственной отсталостью

Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти

Характеристика умственной отсталости

Особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью

Вывод

Глава 2. Экспериментальное исследование памяти дошкольников

Организация и методики исследования

Результаты и анализ исследования

Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти дошкольников с умственной отсталостью

Вывод

Заключение

Библиографический список

Приложение

 


Введение

 

Из всех больших проблем, которые на протяжении многих лет привлекают внимание человека, нет ни одной столь же загадочной, как строение и функционирование мозга. Человеческий мозг - это объект постоянного изучения и научных споров учёных во всём мире. Благодаря этому мы можем больше узнать о таком чуде, как наш мозг. Одной из менее изученных функций мозга является память, для изучения того, как она работает, созданы целые исследовательские институты. Но, несмотря на такие усилия, многое пока остаётся тайной. Сложно переоценить значение памяти, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти, возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения. Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Память играет огромную роль и в психической жизни человека. В памяти хранятся и ожидают своего применения знания и эмоции, обеспечивающие не только выживание человека, но и придающие полноту его жизни, наполняющие ее смыслом.

И все же, несмотря на многолетнюю историю изучения памяти, несмотря на многочисленные эксперименты и эмпирические исследования, несмотря на достижения науки и цивилизации, изучение памяти еще только начинается.

На современном этапе развития науки существуют различные теории, объясняющие закономерности процессов хранения, запечатления и воспроизведения происходящих в памяти. Исследованием структуры памяти и особенностей функционирования отдельных видов памяти занимались Миллер, Бауэр, Спрингстон, Конрад, Пьерон, Солсо и Шорт и др. В отечественной психологии память изучается в рамках общепсихологической теории деятельности. А.Н. Леонтьев посвятил свои исследования изучению возрастных и индивидуальных особенностей запоминания, П.И. Зинченко провел систематическое изучение непроизвольного запоминания. Особенности памяти умственно отсталых детей изучены достаточно глубоко и полно. Тем не менее, многие аспекты этой актуальной проблемы требуют дальнейшей разработки.

Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена

цель исследования: выявить особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Объект исследования - познавательная сфера дошкольников с умственной отсталостью.

Предмет исследования - особенности кратковременной памяти дошкольников с умственной отсталостью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования, выдвинута следующая гипотеза:

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у дошкольников с умственной отсталостью объем кратковременной памяти, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у нормально развивающихся сверстников.

Исходя, из цели были поставлены следующие задачи:

.   Изучить научную литературу по теме работы;

.   Провести эмпирические изучение свойств памяти дошкольников с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников;

.   Проанализировать и сравнить результаты диагностики с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников;

.   Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти дошкольников с умственной отсталостью.

Теоретической основой исследования послужили положения о деятельностном подходе в психологии А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Л. Венгер и теори



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.141 с.)