Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основания неформального общения подростковСтр 1 из 8Следующая ⇒
Введение
Актуальность. Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп. Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности [12]. В подростковом возрасте ведущей деятельность является общественно полезная деятельность подростков. Переход от учебной деятельности к интимно-личностному и стихийно-групповому общению. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Неформальное общение подростков». Объектом нашего исследования является общение подростков. Предмет исследования - неформальное общение подростков. Цель исследования - выявить особенности неформального общения подростков. Гипотеза - неформальное общениев подростковом возрасте характеризуются направленностью на общение и конфликт, чувством тревожности, недоверия к себе, симптомокомплексом незащищенности и резко оценивают окружающих и самих себя. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по теме исследования. 2. Дать характеристику понятиям исследования. . Выявить особенности неформального общения подростков.
. Провести эксперимент. . Результаты эксперимента проанализировать. Глава 1. Теоретические основания неформального общения подростков Глава 2. Изучение особенностей неформального общения подростков Методологическая база исследования и характеристика выборки
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема неформального общения подростков в настоящее время является крайне актуальной. Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных. Цель исследования - выявить особенности неформального общения подростков. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №143 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 8 «а», 8 «б», классах. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 60 человек. Контрольной группой мы определили всех девочек восьмых «а» и «б» классов (30 человек). Экспериментальная группа - все мальчики (30 человек). В процессе эксперимента нами использовались следующие методики: 1. Методика 1. «Диагностика межличностных и межгрупповых отношении» 2. Методика 2. «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» (ДДЧ) . Методика 3. «Ку-сортировка Стефансона» . Методика 4. «Незаконченные предложения». Заключение
Подростковый возраст - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпа полового созревания, но и от социальных факторов. С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, а образ, на который проецируются его фантазии, нередко представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви, а одной из основополагающих потребностей в сексуальных отношениях является желание близости.
В ходе работы были решены поставленные задачи: . Была подобраны методики, позволяющие выявить особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками в подростковом возрасте. . Были выявлены особенности неформального общения подростков. В ходе исследования была достигнута цель: были выявлены особенности неформального общения подростков. В ходе исследования были получены следующие результаты: ) в группе девочек наблюдается преобладание принимаемых подростков, а в группе мальчиков - отвергаемых. Это происходит очевидно потому, что мальчиков не могут адекватно оценивать собственное поведение; ) в группе девочек наблюдается преобладание положительны и взаимовыборов, в группе мальчиков - положительные и отрицательные выборы уравновешиваются, а взаимовыборов меньше, чем в группе девочек. Это объясняется тем, что мальчиков чаще всего очень резко оценивают окружающих и самих себя; ) в контрольной группе 6,7 % человек имели преобладающий симптомокомплекс незащищенности, 34% человек - тревожности, 13,4% человек - недоверия к себе, 21,1% человек - чувства неполноценности, 21,1% человек - враждебности, 21,1% человек - конфликта, 13,4% человек - трудностей в общении, 13,4% человек - депрессивности. В экспериментальной группе 34% человек имели преобладающий симптомокомплекс незащищенности, 46,9% человек - тревожности, 42,2% человек - недоверия к себе, 46,9% человек - чувства неполноценности, 42,2% человек - враждебности, 46,9% человек - конфликта, 42,2% человек - трудностей в общении, 21,1% человек - депрессивности; ) мальчики не характеризуются большой зависимостью от межличностных отношений в школьном классе, не заинтересованы тем, что происходит со сверстниками, в отличие от девочек. Они больше склонны к общительности, хотя она не всегда соответствует нормам общества и отличается порой вычурностью в выражениях. Также мальчики готовы к принятию «борьбы» всегда и во всем, правы ли они при этом или нет, пострадает ли не виновный человек, их это не сильно будет волновать в данный момент; ) в группе девочек 13,4% человек продемонстрировали конфликт как ведущий тип отношения с друзьями и сверстниками, 73,2% человек - общение, 13,4% человек - приспособление. В группе мальчиков 46,9% человек продемонстрировали конфликт как ведущий тип отношения с друзьями и сверстниками, 6,2% человек - общение, 46,9% человек - приспособление; ) в группе девочек есть преобладание детей с общением как ведущим типом отношений с друзьями и сверстниками, а в группе мальчиков - преобладание конфликта и общения. Следовательно, сравнив полученные данным по двум методикам «Q-сортировка Стефансона В.» и «Незаконченные предложения» можно сделать вывод о том, что девочек бессознательно себя ощущают очень общительными, неконфликтными и слабо приспосабливающимися. В тоже время сознательный аспект отношения к себе показывает, что они общительны, зависимы и слабо стремящиеся к борьбе. В группе мальчиков наблюдается несколько иная картина - бессознательно себя ощущают очень общительными и неконфликтными, слабо приспосабливающимися, а на сознательном уровне - общительными, стремящимися к принятию борьбы и слабо зависимыми.
Следовательно, наша гипотеза о том, чтонеформальное общениев подростковом возрасте характеризуются направленностью на общение и конфликт, чувством тревожности, недоверия к себе, симптомокомплексом незащищенности и резко оценивают окружающих и самих себя, получила подтверждение. Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. М., Изд-во МГУ, 1981. 2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М. 1997г. . Битянова М.Р. Социальная психология. М. 1994г. 5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., Изд-во МГУ, 1982. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т.- Т. 3.- М., 1983. 7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Академия пед. наук РСФСР. 1960г. 8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. . Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971. 10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 1988. 11. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972. 12. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. № 1/2 13. Добрович А. Общение: наука и искусство. М., Знание, 1978. 14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- Т. I. М., 1986. . Коломинский Я.Л. Психология общения. М., Знание, 1974 16. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972. 17. Кон. И.С. Психология ранней юности. М., 1989. . Кон. И.С. Социология личности. М., 1967. . Крайг Г. Психология развития. СПб. 2000. 20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика. 1983, т. 1, 21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. . Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М., 1986. 23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 24. Психология развития./Под ред. Марцинковской Т.Д. М, 2001 г. . Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога/ Книга 2. М.: 1999г. . Рогов Е.И. Психология человека. М.: 1999г. . Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. . Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Лига Пресс, 1996. . Современная психология / Под редакцией В.И. Дружинина. - М.: «Педагогика Пресс», 1999. . Ярошевский М.Г. Современная социальная психология. - М., 1999.
Приложение
Симптомокомплексы теста ДДЧ
Введение
Актуальность. Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп. Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности [12]. В подростковом возрасте ведущей деятельность является общественно полезная деятельность подростков. Переход от учебной деятельности к интимно-личностному и стихийно-групповому общению. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Неформальное общение подростков». Объектом нашего исследования является общение подростков. Предмет исследования - неформальное общение подростков. Цель исследования - выявить особенности неформального общения подростков. Гипотеза - неформальное общениев подростковом возрасте характеризуются направленностью на общение и конфликт, чувством тревожности, недоверия к себе, симптомокомплексом незащищенности и резко оценивают окружающих и самих себя. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по теме исследования. 2. Дать характеристику понятиям исследования. . Выявить особенности неформального общения подростков. . Провести эксперимент. . Результаты эксперимента проанализировать. Глава 1. Теоретические основания неформального общения подростков
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.031 с.) |