Глава 1. Теоретические основания неформального общения подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основания неформального общения подростков



Введение

 

Актуальность. Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп.

Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности [12].

В подростковом возрасте ведущей деятельность является общественно полезная деятельность подростков. Переход от учебной деятельности к интимно-личностному и стихийно-групповому общению.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Неформальное общение подростков».

Объектом нашего исследования является общение подростков.

Предмет исследования - неформальное общение подростков.

Цель исследования - выявить особенности неформального общения подростков.

Гипотеза - неформальное общениев подростковом возрасте характеризуются направленностью на общение и конфликт, чувством тревожности, недоверия к себе, симптомокомплексом незащищенности и резко оценивают окружающих и самих себя.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику понятиям исследования.

.   Выявить особенности неформального общения подростков.

.   Провести эксперимент.

.   Результаты эксперимента проанализировать.


Глава 1. Теоретические основания неформального общения подростков

Глава 2. Изучение особенностей неформального общения подростков

Методологическая база исследования и характеристика выборки

 

Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема неформального общения подростков в настоящее время является крайне актуальной.

Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.

Цель исследования - выявить особенности неформального общения подростков.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №143 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 8 «а», 8 «б», классах. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 60 человек. Контрольной группой мы определили всех девочек восьмых «а» и «б» классов (30 человек). Экспериментальная группа - все мальчики (30 человек).

В процессе эксперимента нами использовались следующие методики:

1. Методика 1. «Диагностика межличностных и межгрупповых отношении»

2. Методика 2. «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» (ДДЧ)

. Методика 3. «Ку-сортировка Стефансона»

. Методика 4. «Незаконченные предложения».

Заключение

 

Подростковый возраст - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками.

Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпа полового созревания, но и от социальных факторов. С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, а образ, на который проецируются его фантазии, нередко представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви, а одной из основополагающих потребностей в сексуальных отношениях является желание близости.

В ходе работы были решены поставленные задачи:

. Была подобраны методики, позволяющие выявить особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками в подростковом возрасте.

. Были выявлены особенности неформального общения подростков.

В ходе исследования была достигнута цель: были выявлены особенности неформального общения подростков.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

) в группе девочек наблюдается преобладание принимаемых подростков, а в группе мальчиков - отвергаемых. Это происходит очевидно потому, что мальчиков не могут адекватно оценивать собственное поведение;

) в группе девочек наблюдается преобладание положительны и взаимовыборов, в группе мальчиков - положительные и отрицательные выборы уравновешиваются, а взаимовыборов меньше, чем в группе девочек. Это объясняется тем, что мальчиков чаще всего очень резко оценивают окружающих и самих себя;

) в контрольной группе 6,7 % человек имели преобладающий симптомокомплекс незащищенности, 34% человек - тревожности, 13,4% человек - недоверия к себе, 21,1% человек - чувства неполноценности, 21,1% человек - враждебности, 21,1% человек - конфликта, 13,4% человек - трудностей в общении, 13,4% человек - депрессивности. В экспериментальной группе 34% человек имели преобладающий симптомокомплекс незащищенности, 46,9% человек - тревожности, 42,2% человек - недоверия к себе, 46,9% человек - чувства неполноценности, 42,2% человек - враждебности, 46,9% человек - конфликта, 42,2% человек - трудностей в общении, 21,1% человек - депрессивности;

) мальчики не характеризуются большой зависимостью от межличностных отношений в школьном классе, не заинтересованы тем, что происходит со сверстниками, в отличие от девочек. Они больше склонны к общительности, хотя она не всегда соответствует нормам общества и отличается порой вычурностью в выражениях. Также мальчики готовы к принятию «борьбы» всегда и во всем, правы ли они при этом или нет, пострадает ли не виновный человек, их это не сильно будет волновать в данный момент;

) в группе девочек 13,4% человек продемонстрировали конфликт как ведущий тип отношения с друзьями и сверстниками, 73,2% человек - общение, 13,4% человек - приспособление. В группе мальчиков 46,9% человек продемонстрировали конфликт как ведущий тип отношения с друзьями и сверстниками, 6,2% человек - общение, 46,9% человек - приспособление;

) в группе девочек есть преобладание детей с общением как ведущим типом отношений с друзьями и сверстниками, а в группе мальчиков - преобладание конфликта и общения.

Следовательно, сравнив полученные данным по двум методикам «Q-сортировка Стефансона В.» и «Незаконченные предложения» можно сделать вывод о том, что девочек бессознательно себя ощущают очень общительными, неконфликтными и слабо приспосабливающимися. В тоже время сознательный аспект отношения к себе показывает, что они общительны, зависимы и слабо стремящиеся к борьбе.

В группе мальчиков наблюдается несколько иная картина - бессознательно себя ощущают очень общительными и неконфликтными, слабо приспосабливающимися, а на сознательном уровне - общительными, стремящимися к принятию борьбы и слабо зависимыми.

Следовательно, наша гипотеза о том, чтонеформальное общениев подростковом возрасте характеризуются направленностью на общение и конфликт, чувством тревожности, недоверия к себе, симптомокомплексом незащищенности и резко оценивают окружающих и самих себя, получила подтверждение.


Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. М., Изд-во МГУ, 1981.

2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М. 1997г.

.   Битянова М.Р. Социальная психология. М. 1994г.

5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., Изд-во МГУ, 1982.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т.- Т. 3.- М., 1983.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Академия пед. наук РСФСР. 1960г.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

.   Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 1988.

11. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972.

12. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. № 1/2

13. Добрович А. Общение: наука и искусство. М., Знание, 1978.

14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- Т. I. М., 1986.

.   Коломинский Я.Л. Психология общения. М., Знание, 1974

16. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.

17. Кон. И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

.   Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.

.   Крайг Г. Психология развития. СПб. 2000.

20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика. 1983, т. 1,

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

.   Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М., 1986.

23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

24. Психология развития./Под ред. Марцинковской Т.Д. М, 2001 г.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога/ Книга 2. М.: 1999г.

.   Рогов Е.И. Психология человека. М.: 1999г.

.   Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.

.   Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Лига Пресс, 1996.

.   Современная психология / Под редакцией В.И. Дружинина. - М.: «Педагогика Пресс», 1999.

.   Ярошевский М.Г. Современная социальная психология. - М., 1999.

 


Приложение

Симптомокомплексы теста ДДЧ

Симптомы Симптомокомплекс Балл
Незащищенность 1 Рисунок в самом центре листа 0,1,2,3
  2 Рисунок в верхнем углу листа 0,1,2,3
  3 Дом, дерево с самого края листа 0,1,2
  4 Рисунок внизу листа 0,1,2,3
  5 Много второстепенных деталей 0,1,2,3
  6 Дерево на горе 0,1
  7 Очень подчеркнутые корни 0,1
  8 Непропорционально длинные руки 0,1
  9 Широко расставленные ноги 0,1
  10 Другие возможные признаки  
Тревожность 1 Облака 0,1,2,3
  2 Выделение отдельных деталей 0,1
  3 Ограничение пространства 0,1,2,3
  4 Штриховка 0,1,2,3
  5 Линия с сильным нажимом 0,1,2,3
  6 Много стираний 0,1,2,3
  7 Мертвое дерево, больной человек 0,2
  8 Подчеркнутая линия основания 0,1,2,3
  9 Толстая линия фундамента 0,1
  10 Интенсивно затушеванные волосы 0,1
  11 Другие возможные признаки  
Недоверие к себе 1 Очень слабая линия рисунка 0,1
  2 Дом с краю листа 0,1
  3 Слабая линия ствола 1,1,
  4 Одномерное дерево 1,1,
  5 Очень маленькая дверь 1,1
  6 Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывания рисунка рукой 1,1
  7 Другие возможные признаки  
Чувство неполноценности 1 Рисунок очень маленький 0,1,2,3
  2 Отсутствие руки, ноги 0,1,2
  3 Непропорционально короткие руки 0,1
  4 Руки за спиной 0,1
  5 Непропорционально узкие плечи 0,1
  6 Непропорционально большая система веток 0,1
  7 Непропорционально крупные двумерные листья 0,1
  8 Дерево, умершее от гниения 0,1
Враждебность 1 Отсутствие окон 0,1
  2 Дверь - замочная скважина 0,1
  3 Очень большое дерево 0,1
  4 Дерево с края листа 0,1
  5 Обратный профиль человека, дерева 0,1,2
  6 Глава - пустые глазницы 0,1
  7 Ветки со многими ответвлениями 0,1
  8 Длинные острые пальцы 0,1
  9 Оскал, видны зубы 0,1
  10 Агрессивная поза человека 0,1
Фрустрация 1 Ограничение пространства 0,1,2,3
  2 Перерисовывание рисунка 0,2
  3 Отказ рисовать какой-либо объект 0,2
  4 Дерево как 2 дерева 0,2
  5 Явное несоответствие (возрасту, качеству одного из рисунков) 0,2
  6 Противоречивость рисунка и высказывания 0,1
  7 Подчеркнутая талия 0,1
  8 Отсутствие трубы на крыше 0,1
Трудности общения 1 Отсутствие двери 0,2
  2 Очень маленькая дверь 0,1
  3 Отсутствие окон 0,2
  4 Окна - отверстия без рамы 0,1
  5 Излишне открытые окна 0,1
  6 Выделенное лицо 0,1
  7 Лицо, нарисованное последним 0,1
  8 Отсутствие основных деталей лица 0,2
  9 Человек нарисован схематично, без палочек 0,2
  10 Дом, человек в профиль 0,1,2
  11 Дверь без ручки 0,1
  12 Руки в оборонной позиции (в кулаках) 0,1
  13 Высказывание о нарисованном человеке как одиноком, без друзей 0,1
Депрессивность 1 Помещение рисунка в самый низ листа 0,12,3
  2 Вид дома или дерева 0,1
  3 Линия основания, идущая вниз 0,1
  4 Линия, слабеющая в процессе рисования 0,2
  5 Сильная усталость после рисования 0,2
  6 Очень маленькие рисунки 0,2

 

Введение

 

Актуальность. Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп.

Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности [12].

В подростковом возрасте ведущей деятельность является общественно полезная деятельность подростков. Переход от учебной деятельности к интимно-личностному и стихийно-групповому общению.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Неформальное общение подростков».

Объектом нашего исследования является общение подростков.

Предмет исследования - неформальное общение подростков.

Цель исследования - выявить особенности неформального общения подростков.

Гипотеза - неформальное общениев подростковом возрасте характеризуются направленностью на общение и конфликт, чувством тревожности, недоверия к себе, симптомокомплексом незащищенности и резко оценивают окружающих и самих себя.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику понятиям исследования.

.   Выявить особенности неформального общения подростков.

.   Провести эксперимент.

.   Результаты эксперимента проанализировать.


Глава 1. Теоретические основания неформального общения подростков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.031 с.)