Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов



Дипломная работа

на тему:

"Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды"

 

 


Введение

 

Проблема инвалидности интересовала людей с глубокой древности. Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовано особое место. Конец XX столетия в истории России является периодом больших перемен, которые коснулись различных сторон жизни государства, затронули все слои населения. Политика страны изменилась по отношению к инвалидам. Она стала, нацелена на предоставление инвалидам материального обеспечения.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остается достаточно высоким. Рост инвалидности в нашей стране свидетельствует о снижении уровня здоровья нации в целом.

В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн. детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании и социальном воспитании, отвечающих их потребностями. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% являются инвалидами.

В настоящее время в России численность инвалидов насчитывает более 5 млн., из них 1 млн. 800 тыс. составляют дети-инвалиды, в Вологодской области насчитывается более 100 тыс. инвалидов, среди них дети-инвалиды составляют 7 тыс. человек, а в одном только г. Вологде примерно 1,5 тыс. детей с ограниченными возможностями.

Хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, в целом же социальное отношение к инвалидам меняется в лучшую сторону.

В связи с актуальностью проблемы мы определили тему выпускной квалификационной работы «Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды»

Цель работы: выявление видов помощи детям-инвалидам в процессе реабилитации.

Объект исследования: социальные учреждения г. Вологды, имеющие реабилитационные возможности для работы с детьми-инвалидами.

Предмет исследования: организация помощи детям-инвалидам.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Охарактеризовать теоретические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

- Раскрыть понятие детская инвалидность;

- Обосновать виды реабилитационной работы с детьми-инвалидами;

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что медико-социальная реабилитация является социально значимой проблемой в адаптации ребенка с ограниченными возможностями окружающего мира.

Методы исследования: теоретические: изучение литературы и документации учреждений, эмпирические наблюдения: анкетирование, методы материальной обработки данных.

Данное исследование дает возможность рассмотреть все аспекты особенностей медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты социальной реабилитации детей – инвалидов. Во втором разделе изложены направления реабилитационной деятельности социальных учреждений г. Вологды.

 

 


Социально-средовой аспект.

Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

Особую категорию «объектов» обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обостренной потребности в социальной защите. Специально проведенным исследованием Дементьевой Н.Ф., Соболь А.Я. и Шаталова Е.Ю. установлено, что из 200 семей с нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды. Для более эффективной организации социального обслуживания социальному работнику важно знать причину инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием (84,8%), либо являются инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или иной группе связана с характером льгот и привилегий. Установлено, что наибольшая нуждаемость семей касается социально-бытовых услуг. Это объясняется тем, что нетрудоспособные члены семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем уходе и «привязывают» к себе здоровых, которые не могут осуществлять доставку продуктов, медикаментов и оказывать им различные другие бытовые услуги, связанные с выходом из дома. Кроме того, в настоящее время это можно объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в организации социально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наибольшая потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%), химчистки (82,5%), обувной мастерской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у 20,5% семей) – в доставке продуктов и медикаментов. Сравнительный анализ различных категорий семей показал, что у одиноких по сравнению с другими семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные показывают, что нуждаемость семей, в состав которых входят нетрудоспособные члены, определяется социально-экономическим положением в стране, с одной стороны, и ограниченными возможностями самообеспечения инвалидов, с другой. По-видимому, в связи с социально-экономической ситуацией находится и нуждаемость обследованных семей в прикреплении пожилого человека к центру социального обслуживания, где он получает бесплатное питание, медицинскую помощь, а также возможность, общения. Из всех изученных семей в такой помощи нуждаются 33,5%. Наибольшая потребность в этом у одиноких, почти половина из них (48,1%) нуждаются в посещении центра социального обслуживания. Из неполных семей нуждаются в этой помощи 33,3%. Роль социального работника в этом последнем случае заключается не только в выявлении нуждающихся в помощи центра социального обслуживания, но и с учетом материального положения семьи – в определении кратности прикрепления пожилого человека к данному учреждению. Этими обстоятельствами не только определяются функции социального работника, но и его престижность. Таким образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех обследованных семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания. Невостребованность морально-психологической поддержки семей объясняется несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных документах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуации важно не только выполнение организационных, посреднических функций. (14)

Психологический аспект.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства инвалидов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Ø Реабилитация инвалидов является социально значимой, комплексной, многокомпонентной проблемой, которая может решаться лишь при условии активной государственной поддержки, тесного межведомственного и межуровневого взаимодействия.

Ø Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий:

- расширение содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества;

- внедрение современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений по проблемам инвалидности;

- создание системы комплексной многопрофильной реабилитации, направленной на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов;

- развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов;

- формирование рынка реабилитационных изделий и услуг;

- создание реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром;

Ø Изучение возможностей социально-психологических служб г. Вологда позволяет констатировать:

- рост числа служб данной реабилитационной направленности;

- разнообразие оказываемой реабилитационной помощи (консультирование, групповую, индивидуальную работу, медицинскую, юридическую, материальную, психолого-педагогическую помощь, диагностирование, освидетельствование и др.);

- ориентированность на комплексность проводимых реабилитационных мероприятий;

- объединение усилий и возможностей семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, для оказания более эффективной помощи ребенку-инвалиду.

 

 


Список литературы

1. ФЗ от 19 мая 1995 г. №82 – ФЗ «Об общественных объединениях».

2. ФЗ от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов».

3. Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Социальная защита. – 1995. – №3.

4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» в редакции ФЗ от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ.

5. О мерах по обеспечению государственной поддержки детей-инвалидов: Постановление Правительства РФ // Образование в документах. – 1999. – №5.

6. О порядке признания граждан инвалидами: Постановление Правительства РФ // Российская газета. – 1996. – 21 августа.

7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. №14 «Об утверждении Примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида».

8. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. №365 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах».

9. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в спецобразовании // Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений М.: Академия, 2001.

10. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей. – М.: Издательство МТУ, 1999.

11. Володина Н.И. Реабилитация тех, кто не вписывается в стандарт // Директор школы. – 1997. – №6.

12. Декларация о защите прав инвалидов // Коррекционная подготовка: учебное пособие. – М.: Academia. – 1999.

13. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. – М.: Институт социальной работы тюменской области, 1995.

14. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 1992.

15. Дети-инвалиды: Федеральная программа на 1998–2000 // Российская газета. – 1997. – 23 окт.

16. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальная проблема инвалидности // Социс. – 1998. – №4.

17. Жилая среда для инвалидов. – М., 1990.

18. Жить как все. О правах и льготах инвалидов /Под ред. С.И. Реутова. – Пермь: РИЦ «Здравствуй», – 1994.

19. Инвалид: о нем и для него // Социальная защита. – 1996. – №2.

20. Кондратов А.М. Сделай первый шаг. – М.: ИПТК «Логос». – 1990.

21. Ляпидевская Г.В. О создании сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психокоррекционной и реабилитационной работы. – 1997. – №1.

22. Малер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам // Дефектология. – 1996. – №1.

23. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. – М.: Логос. – 2000.

24. Основы социальной работы. – М., 1999.

25. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа», – М., 1998.

26. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт, проблемы. – М., 1997.

27. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / Под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: Антидор. – 1998.

28. Свистунова Е.Г. Организационно-методические основы формирования и реализации региональных программ в сфере реабилитации инвалидов // Методическое пособие для органов социальной защиты населения субъектов РФ. – 2003.

29. Словарь – справочник по социальной работе. – М., 1997.

30. Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид // Социс. – 1997. – №1.

31. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психолого-социальной и коррекционно-воспитательной работы. – 1997. – №2.

32. Социальная работа с инвалидами. настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. – М.: Институт социальной работы. – 1996.

Дипломная работа

на тему:

"Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды"

 

 


Введение

 

Проблема инвалидности интересовала людей с глубокой древности. Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовано особое место. Конец XX столетия в истории России является периодом больших перемен, которые коснулись различных сторон жизни государства, затронули все слои населения. Политика страны изменилась по отношению к инвалидам. Она стала, нацелена на предоставление инвалидам материального обеспечения.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остается достаточно высоким. Рост инвалидности в нашей стране свидетельствует о снижении уровня здоровья нации в целом.

В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн. детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании и социальном воспитании, отвечающих их потребностями. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% являются инвалидами.

В настоящее время в России численность инвалидов насчитывает более 5 млн., из них 1 млн. 800 тыс. составляют дети-инвалиды, в Вологодской области насчитывается более 100 тыс. инвалидов, среди них дети-инвалиды составляют 7 тыс. человек, а в одном только г. Вологде примерно 1,5 тыс. детей с ограниченными возможностями.

Хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, в целом же социальное отношение к инвалидам меняется в лучшую сторону.

В связи с актуальностью проблемы мы определили тему выпускной квалификационной работы «Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды»

Цель работы: выявление видов помощи детям-инвалидам в процессе реабилитации.

Объект исследования: социальные учреждения г. Вологды, имеющие реабилитационные возможности для работы с детьми-инвалидами.

Предмет исследования: организация помощи детям-инвалидам.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Охарактеризовать теоретические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

- Раскрыть понятие детская инвалидность;

- Обосновать виды реабилитационной работы с детьми-инвалидами;

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что медико-социальная реабилитация является социально значимой проблемой в адаптации ребенка с ограниченными возможностями окружающего мира.

Методы исследования: теоретические: изучение литературы и документации учреждений, эмпирические наблюдения: анкетирование, методы материальной обработки данных.

Данное исследование дает возможность рассмотреть все аспекты особенностей медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты социальной реабилитации детей – инвалидов. Во втором разделе изложены направления реабилитационной деятельности социальных учреждений г. Вологды.

 

 


Теоретические аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.9.208 (0.046 с.)