Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие следствия, органов дознания и иных участников уголовного процесса при выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Одной из основных проблем, от разрешения которой зависит повышение уровня предварительного расследования, является организация взаимодействия следствия, дознания, иных участников уголовного процесса на различных этапах совместной деятельности, начиная с выявления преступлений на стадии возбуждения уголовного дела и до рассмотрения дела в суде. Раскрытие и расследование сложных, многоэпизодных дел, совершенных ОПФ, невозможно без правильной организации взаимодействия правоохранительных органов, принимающих участие в этой деятельности. Под взаимодействием органов, призванных обеспечивать борьбу с преступностью, следует понимать основанную на законе взаимосвязь в деятельности суда, прокуратуры и органов дознания, которая обеспечивает разумное сочетание и эффективное использование полномочий, методов и средств и направлена на выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений и розыска скрывшихся преступников. В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных ОПФ, выделяются следующие виды взаимодействия: ) следователя и органов дознания в работе по конкретному уголовному делу; ) следователя, дознавателя с прокурором; ) прокурора, органа дознания, дознавателя, следователя с судом; ) прокурора с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; ) следователя с экспертами и специалистами; ) следователя, дознавателя с представителями контрольно-ревизионных органов и различных инспекций, ) прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя с общественностью. Изучение и анализ судебно-следственной практики показывает, что важнейшим условием успеха борьбы с проявлениями организованной преступности является координация усилий и организация взаимодействия государственных органов, наделенных полномочиями обеспечивать разработку преступных групп, проводить работу по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Изучение литературы свидетельствует, что при исследовании проблем взаимодействия не учитываются положения криминалистического учения о следственных ситуациях. Рекомендации по организации и осуществлению взаимодействия в основном даются для применения в беспроблемных, простых ситуациях. На практике при расследовании сложных, многоэпизодных уголовных дел, совершенных в нескольких регионах страны или на территории двух и более государств, складываются конфликтные и организационно-неупорядоченные ситуации с участием указанных представителей стороны обвинения. Разрешение таких ситуаций возможно только с учетом норм действующего уголовно-процессуального законодательства, претерпевшего существенные изменения со времени разработки имеющихся организационно-тактических рекомендаций по взаимодействию.
В соответствии с УПК РФ перед прокурором, следователем, дознавателем поставлены единые задачи в борьбе с преступностью. Именно об этом свидетельствуют положения ст. 21 УПК РФ, где в ч. 2 указано: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Наиболее общим видом взаимодействия И.Ф. Герасимов называет взаимодействие между судом, прокуратурой, следователем и органом дознания. Хотя со времени этого высказывания прошло 30 лет, изменилось законодательство, эта точка зрения актуальна и в настоящее время. В соответствии с концепцией судебной реформы, в ст. 15 УПК РФ закреплено положение о том, что суд не является органом уголовного преследования. Однако суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Поэтому в основе взаимодействия прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания с судом на досудебной стадии уголовного судопроизводства лежит требование своевременного обращения в установленной законом форме с соответствующим ходатайством в суд, предоставлении всех необходимых документов для правильного разрешения ходатайства, отстаивания в судебном заседании законности и обоснованности того или иного процессуального решения. Взаимодействие следствия, дознания и суда закреплено в ст.29 УПК РФ, где на суд возложены исключительные полномочия принимать в ходе досудебного производства решения, ограничивающие конституционные права граждан, в том числе об избрании меры пресечения, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о наложении ареста на корреспонденцию и т.д. Прокурор в соответствии со ст. 37 УПК РФ осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При этом функции прокурора и следователя разделены: следователь расследует преступления, а прокурор осуществляет надзор за законностью этой деятельности и без необходимости не вмешивается в работу следователя, который по закону наделен процессуальной самостоятельностью и единолично несет ответственность за результаты расследования дела, находящегося у него в производстве. Но задачи расследования решаются не только при производстве процессуальных действий, а в результате осуществления системы действий как процессуального, так и непроцессуального характера, причем непроцессуальные действия проводит орган дознания, руководствуясь положениями Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Если следователь дает задание органу дознания, он должен пользоваться правом контроля за своевременностью и качеством выполнения поручения. Этот вопрос тесно связан с другим вопросом: может ли следователь знакомиться с материалами, имеющимися в распоряжении органов дознания. Здесь следует присоединиться к точке зрения В.И. Шиканова, который на данный вопрос отвечает положительно. Ведомственные нормативные акты МВД РФ официально наделяют следователя правом знакомиться с оперативными материалами, имеющимися в распоряжении органа дознания. Однако считается, что следователи прокуратуры, расследующие уголовные дела по фактам убийства, наркобизнеса, других проявлений организованной преступности не могут в полной мере знакомиться с информацией органа дознания. Представляется, что ответ на этот вопрос вытекает из анализа полномочий ст. 157 УПК РФ, где в ч. 4 указано, что орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Возможность ознакомления следователя с результатами проведения оперативно-розыскных мероприятий является основой успешного расследования сложных, многоэпизодных уголовных дел, что согласуется с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Определенный интерес вызывают тактические формы взаимодействия следствия и органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела. К ним относятся: совместное обсуждение материалов проверки информации о преступном деянии; передача следователю материалов о преступлениях, выявленных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; выполнение органом дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью получения сведений, имеющих значение при расследовании многоэпизодных уголовных дел. При этом возрастает роль аналитической работы следователя и органа дознания по легализации материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение в будущем задач расследования. Например, детальное планирование по результатам проведения контролируемой поставки, одновременного задержания группы контрабандистов, производство обысков и выемок в транспортных средствах, по месту их жительства и работы, допросов очевидцев и лиц, проводивших оперативно-розыскное мероприятие. Такие действия, как правило, проводятся в рамках тактических операций и связаны с дефицитом времени, при этом немаловажное значение имеет фактор внезапности и соблюдение требований конспирации.
Законность следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия, образующих тактическую операцию, зависит от основания их проведения. Таким основанием является возбуждение уголовного дела. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела указаны в ст. ст. 7, 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», поэтому оперативно-тактическая операция, как форма взаимодействия следствия и органа дознания, может начинаться до возбуждения уголовного дела, а завершаться на стадии предварительного расследования. При этом та часть операции, которая осуществляется до возбуждения уголовного дела, проводится оперативными работниками без участия следователя, но по их общему замыслу, и в этом нет ничего противоправного, поскольку в данном случае роль следователя состоит только в участии в разработке плана предстоящей операции, в координации работы группы. Такая координация способствует формированию стабильных связей при планировании по выявлению, раскрытию и расследованию латентных преступлений и разрешению проблем, возникающих при осуществлении взаимодействия следствия и органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие виды деятельности взаимно дополняют друг друга, а поскольку уголовно-процессуальный закон предусматривает раскрытие преступлений только процессуальными средствами, то криминалистическая и оперативно-розыскная деятельность по отношению к процессуальной носят обеспечивающий характер. Криминалистическая деятельность выражается в применении методики и тактики раскрытия преступлений, техники работы со следами, производстве специальных исследований, а оперативно-розыскная деятельность направлена на выполнение поисковой и розыскной функции. Эта деятельность, кроме выявления события преступления и лиц, его совершивших, обеспечивает процесс доказывания, а также розыск скрывшихся обвиняемых. Кроме этого, специфика оперативно-розыскной деятельности заключается в использовании специальных форм, методов и средств, а также в привлечении специальных сил.
В рамках повышения эффективности расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, целесообразно разработка программного документа (программы, концепции, стратегии) по противодействию организованной преступности. Его основными положениями должны стать: создание в системе МВД специализированных подразделений, отвечающих за разработку и реализацию государственной политики в данном направлении; аналитическая проработка вопросов противодействия организованной преступности. Глубокого изучения с целью последующего принятия решений требуют вопросы: ) тенденции и закономерности развития экономики и общественных отношений, их использование в интересах противоправной деятельности; ) воздействие преступных формирований на экономическую ситуацию и общественные отношения; ) государственная система принятия решений и участие в ней организованной преступности.; декриминализация объектов и территорий, находящихся под влиянием лидеров криминальной среды, преступных сообществ или вовлеченных в систему криминальной экономики; включение вопросов противодействия организованной преступности в систему внешней политики Российской Федерации. Неотъемлемой частью внешней политики должно стать проведение мероприятий, направленных на устранение факторов, способствующих росту организованной преступности в России; заключение ведомственных соглашений о регулярном проведении совместных с зарубежными странами оперативно-профилактических операций по декриминализации приграничных районов; расширение практики расследования уголовных дел об организованной преступности специализированными следственно-оперативными группами, что позволяет применять точечное воздействие на ОГ и ПС; регулярное рассмотрение вопросов противодействия ОГ и ПС органами государственной власти; разработка общественных механизмов противодействия ОГ и ПС. Таким образом, процессуальная, криминалистическая и оперативно-розыскная деятельность, имея общие задачи, составляют основное содержание работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступными группами. Анализируя современную учебную и монографическую литературу, можно придти к выводу о том, что правильная организация взаимодействия правоохранительных органов - важнейшее условие выполнения поставленной законом задачи по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а общность задачи, стоящей перед субъектами уголовного судопроизводства, является правовой и фактической основой взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключении можно сделать следующие выводы. Организованная преступность - это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Организованную преступность они также определяют как серию сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и иными группами, имеющими внутреннюю структуру, которых толкает на это, главным образом стремление, получить финансовую прибыль и приобрести власть. Преступные группы, относящиеся к организованной преступности, должны обладать такими признаками, как связь по вертикали и горизонтали, наличие коррупционных связей с чиновниками госаппарата, ролевым статусом в преступной среде или теневой экономике. Из этого определения вытекают три основных признака организованной преступности: ) наличие преступных объединений; ) незаконный бизнес; ) коррупция. Рассмотрение особенностей развития организованной преступности в России в период с 1990 гг. по настоящее время свидетельствует о качественных и количественных изменениях этого негативного уголовного явления. Среди наиболее опасных тенденций развития организованной преступности следует отметить: ее коррумпированность, вовлечение российских преступных формирований в связи с международной преступностью, снижение возраста лиц, которые совершают преступления в составе организованных преступных групп. Проблемы борьбы с организованной преступностью особенно остро стоят в регионах Западной Сибири. Распространение преступных формирований на территории Западной Сибири (особенно в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях) обусловлено как экономическими, так и социальными причинами, в частности, это борьба за минеральные и сырьевые ресурсы, распределение сфер влияния, контролирование финансовых и торговых потоков и т.д. В настоящее время отмечается тенденция роста организованной преступности в указанных регионах Западной Сибири, о чем свидетельствуют представленные в данной работы данные уголовной и криминальной статистики. Решение проблемы борьбы с организованной преступностью предполагает разработку ряда мероприятий, направленных на снижение роста таких преступлений, своевременное выявление, расследование и раскрытие преступлений, совершенных организованными группами. Для решения таких проблем предлагаются следующие мероприятия: внесения кардинальных изменений в нормы действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере борьбы с организованной преступностью, в частности, разработка и принятие законов, предусматривающих государственное регулирование деятельности правоохранительных органов и их взаимодействие по борьбе с организованной преступностью и по борьбе с коррупцией; совершенствование методов совместной работы территориальных правоохранительных органов РФ и соответствующих иностранных и международных организаций с целью эффективного раскрытия и расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, имеющими международные связи; предоставление оперативным подразделениям ОВД РФ возможности самостоятельно осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в том числе и по делам, находящимся в производстве следователя, при условии согласования планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий, а также информирования следователя о проведении мероприятий экстренного характера. Целесообразно также разработка программного документа (программы, концепции, стратегии) по противодействию организованной преступности. Его основными положениями должны стать: создание в системе МВД специализированных подразделений, отвечающих за разработку и реализацию государственной политики в данном направлении; аналитическая проработка вопросов противодействия организованной преступности. Глубокого изучения с целью последующего принятия решений требуют вопросы: ) тенденции и закономерности развития экономики и общественных отношений, их использование в интересах противоправной деятельности; ) воздействие преступных формирований на экономическую ситуацию и общественные отношения; ) государственная система принятия решений и участие в ней организованной преступности.; декриминализация объектов и территорий, находящихся под влиянием лидеров криминальной среды, преступных сообществ или вовлеченных в систему криминальной экономики; включение вопросов противодействия организованной преступности в систему внешней политики Российской Федерации. Неотъемлемой частью внешней политики должно стать проведение мероприятий, направленных на устранение факторов, способствующих росту организованной преступности в России; заключение ведомственных соглашений о регулярном проведении совместных с зарубежными странами оперативно-профилактических операций по декриминализации приграничных районов; расширение практики расследования уголовных дел об организованной преступности специализированными следственно-оперативными группами, что позволяет применять точечное воздействие на ОГ и ПС; регулярное рассмотрение вопросов противодействия ОГ и ПС органами государственной власти; разработка общественных механизмов противодействия ОГ и ПС. Таким образом, указанные действия позволят создать более эффективную системы противодействия организованной преступности в обществе. организованная преступность расследование СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты 1. Конституция РФ. - М., Юр. лит., 2012. - С. 46. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954. . Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52 (ч. I). - Ст. 4921. . Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. -Ст. 3031. . Федеральный закон от 06.03.2006 г. №35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №11. - Ст. 1146. . Федеральный закон от 12.08.1995 г. №144-ФЗ \(ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №33. - Ст. 3349. . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Бюллетень Верховного РФ. - 1997. - № 3. Литература 8. Басецкий И.И. Организованная преступность. - М., Минск: Академия МВД РБ, 2011. - 184 с. 9. Бобков Н.М., Измайлов М.В. Тревожная динамика // Вестник МВД. - 1998. - № 5-6. - С. 46-50. . Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. - СПб.: Нева, 1993. - 175 с. . Гавло В.К. Проблемы теории и практики криминалистической методики расследования преступлений: автореф. дисс. …доктора юрид. наук. - М.: Юридическая литература, 1988. - 35 с. . Гавриленко А.В. О некоторых факторах, влияющих на правильность оценки преступной деятельности организованной группы // Проблемы борьбы с организованной преступностью: сб. научн. трудов. - М., 1990. - С. 94 - 97. . Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. - Свердловск, 1975. - 217 с. . Годунов И.В. Противодействие организованной преступности. - М.: Высш. шк., 2009. - 187 с. . Гриб В.Г. Противодействие организованной преступности: учебное пособие. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001. - 326 с. . Гыске А.В. Борьба с преступность в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. - М.: Норма, 2008. - 318 с. . Журавлев С.Ю. Противодействие деятельности по расследованию преступлений и тактика его преодоления: автореф. дисс. …канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 1992. - 27 с. . Золотарев А.С. Теоретические и практические проблемы расследования корыстно-насильственной организованной преступной деятельности: автореф. дисс. …канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1997. - 34 с. . Исмагилов Р.Ф. Экономика и организованная преступность: монография. - М.: Академия МВД РФ, 1997. - 228 с. . Кадовик Е.И., Арутюнов А.А. Организованная группа, преступное сообщество и легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем // Юридический мир. - 2002. - № 4. - С. 14-21. . Каневский Л.Л. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними. - Уфа. Восточный университет, 2001. - 76 с. . Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. - М.: Норма, 2007. - 175 с. . Карагодин В.Н., Клименко И.И. Криминалистическая теория взаимодействия (в порядке постановки проблемы). - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 256 с. . Клименко И.И. Проблемы борьбы с организованной преступностью: Специализированный учебный курс / Под ред. доц. Е.В. Кобзевой. Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, 2004. - 126 с. . Козусев А. Бандитизм: проблемы доказывания // Российская юстиция. - 1998. - №6. - С. 49-56. . Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: метод. пособие. - М.: Изд-во Юристинформ, 2008. - 129с. . Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина. - М.: ПРОСПЕКТ, 2011. - 179 с. . Криминология: учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Н. Эминова. - М.: Юристъ, 2012. - 654 с. . Кудрявцев В.Н. Популярная криминология. - М.: Норма, 2008. - 226 с. . Куликов В.И. Основы криминалистической теории организованной преступной деятельности. - Ульяновск, 1994. - 112 с. . Максимов С. Организованная преступность в России: состояние и прогноз развития // Уголовное право. - 1998. - № 1. - С.96-102. . Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 295с. . Мухин А.А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. - М.: Норма, 2009. - 153 с. . Овечкин В.А. Общие положения методики расследования преступлений, скрытых инсценировками. - Харьков, 1975. - 82 с. . Овчинский В.С. Стратегия борьбы с мафией. - М., 1993. - 74 с. . Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс / Под ред. В.В Черникова, В.Я. Кикотя. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 348 с. . Организованная преступность в сфере экономики // Законодательство и экономика. - 2002. - № 9 (212). - С.53-54. . Пан Т.Д. Раскрытие и расследование бандитизма и преступлений, совершенных бандами. Изд-во Томского университета. - Томск, 2001. - 97 с. . Противодействие расследованию и пути его преодоления // Криминалистика / Под ред. А.Ф. Волынского, Т.В. Аверьяновой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 402 с. . Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество. / Пер. с англ. - М., 1999. - С. 168-169. . Состояние преступности - январь-декабрь 2011 года. Сайт МВД России. Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_102505. . Стулин О.Л. Тактические основы преодоления умышленного противодействия расследованию преступлений: автореф. дисс. …канд. юрид. наук. - СПб., 1999. - 29 с. . Шиканов В.И. Информация к тактической операции «Атрибуция трупа». - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1975. - 68с. . Шурухнов Н.Г. Криминалистика: учебное пособие. - М.: Юристъ, 2012. - 634 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.068 с.) |