Теоретические основы проблемы психологической готовности к обучению в школе детей 6 - 7 лет с зпр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы проблемы психологической готовности к обучению в школе детей 6 - 7 лет с зпр



ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие ХХ в. особо остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так за период с 1995 по 1999 г. По данным Госкомстата РФ, число детей с задержкой психического развития увеличилось на 20,2%.[27]

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [5].

Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности.

Переход на повсеместное обучение детей в массовых школах с 6 лет ставит задачи, связанные с диагностикой детей с ЗПР и оценкой психологической готовности детей этой категории к школе

Исследования У.В. Ульенковой [32] показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.

В исследованиях Т.А.Власовой, М.С.Певзнер [8], К.С.Лебединской [17], В.И. Лубовского [21] и других указано, что своевременное изучение и формирования общих умственных способностей к усвоению знаний ребенком, возможно лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.

Исходя из выше изложенного, была определена тема выпускной квалификационной работы "Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития ".

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.

Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Задачи исследования:

· Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.

·   Провести диагностику готовности к школе детей с ЗПР.

·   Оценить уровень готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

· Определить условия эффективной подготовки к школе дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: подготовка детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе будет проходить эффективно в процессе коррекционно-развивающей работы, при следующих условиях:

- формирования общей способности к обучению, развития умения учиться в процессе всех видов деятельности;

овладения структурными компонентами интеллектуальной деятельности;

развития способности к речевому опосредованию, самоконтролю.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы;

наблюдение;

тестирование;

педагогический эксперимент;

беседа;

анализ продуктов деятельности.

База исследования ДОУ №8 комбинированного вида (специализированная группа), ДОУ №79 (подготовительная логопедическая группа).

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема помощи детям с ЗПР приобрела в последние годы актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно - психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их числа.

Полученная картина, хотя и неполно, но достаточно определенно отражает основное своеобразие психической деятельности детей данной категории - низкий уровень познавательной активности, вследствие чего эти дети в равных условиях овладевают гораздо меньшим объемом знаний и представлений об окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники. Но даже те знания, которые у них сформированы, имеют преимущественно пассивный характер, с трудом актуализируются, если для этого не применяются специальные стимулирующие меры.

Результаты, полученные в нашем исследовании, показали существенное различие между уровнями сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР - воспитанников детского сада компенсирующего вида и их нормально развивающихся сверстников.

Дети данной категории отличаются тем, что у них более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль. Недостаточно сформирована интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению у детей с ЗПР усугубляется ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление житейских понятий, лексические замены; словарный запас детей ограничен, знания об окружающей действительности скудны. Слабо развита речевая регуляция, ее осознанность и контроль. В эмоционально-волевой сфере отмечаются общая незрелость и некоторое недоразвитие сложных форм поведения.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Исследованиями установлено, что дошкольники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто "перескакивают" с одного на другое, не завершив начатое, и т. д. Обнаружились недочеты и своеобразие в использовании детьми наглядного образца и словесных указаний, т. е. того основного арсенала средств обучения, которым учитель пользуется для объяснения учебного материала.

Нарушения деятельности детей с ЗПР - существенный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и развитие детей. Дети этой категории имеют потенциальные возможности. Однако эти возможности реализуются лишь, в условиях, когда деятельность детей специально стимулируется или когда им оказывается помощь со стороны взрослого.

Поэтому подготовка детей 6 - 7 лет с задержкой психического развития к обучению в школе в процессе коррекционно-развивающей работе является одним из главных условий успешного обучения данных дошкольников в школе.

 


 

Список литературы

1. Андрющенко,Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет.: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.ЮАндрющенко, П.А. Шашлова. - М.:Издательский цент "Академия", 2003.

2. Бабкина,Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.[Текст]/ Н.В Бабкина. - М.: Айрис -пресс(Дошкольное воспитание и развитие), 2005.

3.  Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении Н. Бабкина//Дошкольное воспитание. -- 2006. -- №12. - с 48 -53.

4. Божович,Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению[Текст]/ Л.И. Божович//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976.

.   Борякова,Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР..[Текст]/ Н. Борякова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2002. -№1. - с 35 - 42.

.   Венгер,Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. [Текст]/Л.А. Венгер, А.Л. Венгер - М.: Знание, 1994

.   Волкова,И.Н. Почитаем, поиграем. [Текст]/И.Н. Волкова, И.Н. Цыпина. М.: Школьноая пресса, 2004.

.   Выготский,Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте[Текст]:хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского. М.: Владос, 1999.

.   Власова,Т.А., О детях с отклонениями в развитии[Текст]/ Т.А.Власова, М.С.Певзнер. М.: "Просвещение", 1973.

.   Гуткина,Н.И. Психологическая готовность к школе[Текст]/ Н.И. Гуткина- М.,1993.

.   Егорова,Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии[Текст]/Т.В. Егорова -М.: Изд-во УРАО, 1997.

12. Ермолаева,М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста[Текст]/М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович. М.: Институт практической психологии, 1996.

13. Жаренкова,Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции[Текст]/ Г.И. Жаренкова//Дефектология, 1986.

14. Забрамная,С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. С.Д.Забрамная.М.: Педагогика-Пресс,1993.

.   Запорожец,А.В. Избранные психологические труды.Т.1,2. [Текст]/ А.В. Запорожец. М.: Педагогика,1986.

.   Иванов,Е.С. Проблема задержки психического развития и дефференцированный подход в учебном процессе.[Текст]/Е.С Иванов//Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 2000.

.   Лебединская,К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст]/ Под ред. К.С Лебединской. - М.: Просвещение,1998.

.   Леонтьев,А.Н. Проблемы в развитии психики[Текст]/ А.Н.Леонтьев.М.: Просвещение,1981.

.   Лисина,М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет[Текст]/ М.И. Лисина.М.: Педагогика, 2002.

.   Лобанова,Е. Готовность к школе детей с ЗПР[Текст]/ Е. Лобанова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. №2. -с 47-54.

.   Лубовский,В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании[Текст]:хрестоматия по курсу " Коррекционная педагогика и специальная психология/В.И.Лубовский, Л.В. Кузнецова- М.:Академия, 2005.

.   Марковская,И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихическая диагностика[Текст]/ И.Ф Марковская. - М.: Просвещение,1993.

.   Мухина,Т.П. Возрастная психология[Текст]:учеб. Для студентов пед. инс-тов/Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение,1985.

.   Никишина,В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР[Текст]: пособие для психологов и педагогов/ В.Б Никишина. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.

25. Переслени,Л. И. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников[Текст]/ Л. И. Переслени, Н. П.Слободяник, А. А. Шушковская // Дефектология. 1998. № 2. с. 10-17.

26. Пиаже,Ж. Избранные психологические труды[Текст]/ Ж. Пиаже.

М.,1971.

27. Положение детей в мире[Текст]/. - М.: 2001.

28. Смирнова,Е.О. Психология ребенка[Текст]:учебник для педагогических училищ и ВУЗов. / Е.О. Смирнова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2003.

.   Слепович,Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития[Текст]/ Е.С. Слепович-.М.: Аквариум, 1990.

30. Сухарева,Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста(избранные главы)., 1980.

31. Урунтаева,Г.А. Практикум по дошкольной психологии[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина; - 2-е изд., - М.Стереотип.: Издательский центр "Академия", 2000.

32. Ульенкова,У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития[Текст]/ У.В. Ульенкова. М.: Педагогика, 1990.

33. Фишман,М. Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития[Текст] / М. Н Фишман, И. П.Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. 1998. № 1.с. 24-29.

34. Шевченко,С.Г. диагностика и коррекция задержки психического развития у детей[Текст]/ под ред. С.Г. Шевченко. М.:АРКТИ, 2001.

35. Шибаева,Л.В. Программы психологической реабилитации школьников[Текст]/ Л.В. Шибаева. М.: Совершенство, 1996.

.   Эльконин,Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах[Текст]/Д.Б. Эльконин. М.:Воронеж. 1995.

 


 

Приложение 1

 

Методика "Домик" (автор Н.И. Гуткина)

 

Цель: изучение уровня сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, развития сенсомоторной координации и тонкой моторики.

Материал: образец (домик).

Порядок проведения. Ребенок получает задание срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Образец рисуется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протяжении всего времени выполнения задания. Время выполнения задания не ограничивается.

Интерпретация. Критерии определения уровня.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые выполняют задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

К 4-му уровню успешности относятся дети, в рисунках которых отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180°. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению

Ошибочными действиями при копировании образца считаются: отсутствие элемента (правая и левая части забора оцениваются отдельно); замена одного элемента другим; неправильное изображение элемента; разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены; выход линий штриховки за контур; увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в два раза; изменение наклона линий более чем на 30°; неправильное пространственное расположение рисунка.

 


 

Приложение 2

 

Методика "Графический узор"

 

Цель: изучение внимания, умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.

Материал: образец (графический узор).

Порядок проведения. Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист, в клетку имеющийся на образце графический узор и самостоятельно продолжить его до конца строки

Интерпретация. При выполнении задания оцениваются точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню успешности относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.


 

Приложение 3

 

Методика "Сравни картинки".

 

Цель: изучение уровня сформированности произвольности познавательных процессов.

Материал: 2 картинки, содержащих 10 неявных различий.

Порядок проведения. Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками.

Интерпретация. К 1-му уровню успешности относятся дети, самостоятельно нашедшие все 10 различий. Они целенаправленно сравнивают картинки, не отвлекаются, сами подсчитывают количество найденных различий.

Ко 2-му уровню относятся дети, способные самостоятельно отыскать 5-7 отличий. Помощь психолога, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволяет отыскать все различия.

К 3-му уровню относятся дети, прекращающие целенаправленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для продолжения работы им необходима помощь психолога, заключающаяся в активном направлении внимания ребенка на конкретное различие.

К 4-му уровню успешности относятся дети, которые после нахождения одного различия начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого в совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности.

 


 

Приложение 4

 

Методики "Исключение лишнего"

Цель: выявление способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Материал: набор карточек близких по значению.

Порядок проведения.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Что здесь лишнее? Почему? Назови отличительный признак.

-- Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Интерпретация. Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия. Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает. Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова. К 4-му уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием.

\


 

Приложение 5

 

Вопросы для экспериментальной беседы по выявлению "внутренней позиции школьника"

 

. Ты хочешь идти в школу? Почему?

. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

. Какие у тебя любимые книжки?

. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?

. Тебе нравятся школьные принадлежности?

. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?

. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?


 

Приложение 6

 

Корректурные задания

 

Цель: развития свойств внимания (концентрацию, переключаемость, объем), самоконтроля.

Порядок выполнения. Ребенку предлагается, и даются следующие указания:

а) "Расставь значки в фигурах так же, как показано на образце".

б) "Расставь значки только в треугольниках и квадратах".

В) "Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты".

 


 

Приложение 7

 

Методика "Мозаика"

 

Цель: развитие зрительного анализа и синтеза (развитие умения объединять элементы в целостный образ).

Материал: набор карточек (3 вида), образец.

Порядок проведения. Детям предлагают из имеющегося набора карточек составить двухцветную картинку по образцу.

Инструкция: Сделай такую же картинку как у меня.

 


 

Приложение 8

 

Методика "Узнавание фигуры"

 

Цель: развитие объема и устойчивости памяти.

Материал: карточки с фигурами (для запоминания и узнавания).

Порядок проведения. Детям предлагают карточку с фигурами для запоминания

Инструкция: Внимательно рассмотри фигуры и запомни их.

После этого предлагается карточка для узнавания

Инструкция: Посмотри внимательно и попробуй найти фигуры, которые запомнил.

 


 

Приложение 9

 

"Задачи-головоломки"

 

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умения действовать с образами.

Материал: набор счетных палочек.

Порядок проведения. Ребенку дается инструкция.

Задача 1. Составить два квадрата из 7 палочек, два равных треугольника из 5 палочек, четыре равных треугольника из 9 палочек.

Задача 2. Возьми 9 палочек и составь квадрат и четыре треугольника.

Ребенок должен представить фигуры и догадаться, как составлять.

Задача 3. Убери 2 палочки, чтобы остался один прямоугольник.

Задача 4. Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.

Задача 5. Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

 


 

Приложение 10

 

Методика "Выкладывание елочки" (У.В. Ульенкова)

 

Цель: выявить умения ориентироваться на указания взрослого, принимать учебную задачу, осуществлять.

Материал: образец елочки, 2 набора фигур для составления елочки.

Порядок проведения. Ребенку показывается елочка, составленная из наклеенных на лист писчей бумаги трех треугольников зеленого цвета и разной величины, "посаженных на ствол"- коричневый прямоугольник. Фигурки наклеены при соблюдении следующих правил, о которых ребенку специально не говорится: 1) каждой фигурке отведено строго определенное место; 2) "ствол" - прямоугольник служит елочке основанием; 3) в направлении от ствола к верхушке треугольники наклеены в убывающей величине; 4) в направлении от верхушки к стволу - в нарастающей величине.

Ребенку говорится: "Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и составь на этом листе бумаги точно такую же елочку. Вот тебе фигурки и листок бумаги".

Составить елочку ребенок должен при обстоятельствах, несколько затрудняющих его действия: ему намеренно предлагали два набора фигурок, каждый из которых был идентичен наклеенному на лист, а сложить нужно было только одну елочку: "Выбери из этих фигурок подходящие, такие, как здесь, и делай",- говорили ему.

По окончании работы ребенку задавали следующие вопросы: 1) Тебе нравится твоя работа? 2) А почему она тебе нравится (не нравится)? 3) У тебя получилась точно такая же елочка? 4) Почему ты так считаешь? 5) Расскажи, как нужно делать такую елочку: какие нужно соблюдать правила при этом?

Интерпретация. К 1 уровню успешности относятся дети, которые уверенно оценивали результат своего труда, ибо им с самого начала были понятны принципы выполнения задании. Сличение полученного результата с заданным образцом они производили через посредство выделенных и осознанных ими правил

Дети, относимые ко 2 уровню, спешили начать действия, руководствуясь общей целью - сложить елочку. Нужного результата не достигают, но самостоятельно этого не осознают, ибо по своей инициативе не производят сравнения с образцом. Сравнивать начинают лишь после побуждения взрослого. Затем дети начинают устранять допущенные ошибки, самостоятельно, и развернуто формулируют правила выкладывания фигур.

К 3-му уровню относятся дети, действующие способами примеривания, прикладывания но, тем не менее, выкладывают с ошибками. Ошибок не замечают, осуществляют неадекватный самоанализ. Свои действия объяснить не могут.

На 4-му уровне дети принимали цель частично. Понимают только то, что им нужно раскладывать фигурки, чтобы получилась елочка, а какая елочка, какую роль в этом раскладывании должен играть образец, -- для них безразлично. Дети выкладывали "любую" елочку, работой своей оставались довольны: "Все получилось", "Все сделал хорошо", "Красиво", "Елочка вышла" и т. п. Неадекватная оценка собственных действий.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие ХХ в. особо остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так за период с 1995 по 1999 г. По данным Госкомстата РФ, число детей с задержкой психического развития увеличилось на 20,2%.[27]

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [5].

Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности.

Переход на повсеместное обучение детей в массовых школах с 6 лет ставит задачи, связанные с диагностикой детей с ЗПР и оценкой психологической готовности детей этой категории к школе

Исследования У.В. Ульенковой [32] показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.

В исследованиях Т.А.Власовой, М.С.Певзнер [8], К.С.Лебединской [17], В.И. Лубовского [21] и других указано, что своевременное изучение и формирования общих умственных способностей к усвоению знаний ребенком, возможно лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.

Исходя из выше изложенного, была определена тема выпускной квалификационной работы "Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития ".

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.

Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Задачи исследования:

· Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.

·   Провести диагностику готовности к школе детей с ЗПР.

·   Оценить уровень готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

· Определить условия эффективной подготовки к школе дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: подготовка детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе будет проходить эффективно в процессе коррекционно-развивающей работы, при следующих условиях:

- формирования общей способности к обучению, развития умения учиться в процессе всех видов деятельности;

овладения структурными компонентами интеллектуальной деятельности;

развития способности к речевому опосредованию, самоконтролю.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы;

наблюдение;

тестирование;

педагогический эксперимент;

беседа;

анализ продуктов деятельности.

База исследования ДОУ №8 комбинированного вида (специализированная группа), ДОУ №79 (подготовительная логопедическая группа).

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.149 с.)