Возникновение служебных отношений, прохождение государственной службы в органах внутренних дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение служебных отношений, прохождение государственной службы в органах внутренних дел



Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и Министром МВД России генералом армии Р.Г. Нургалиевым объявлено о реформе органов внутренних дел, одной из задач которой является пересмотр порядка отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации.

Кадровый кризис в органах внутренних дел до сих пор не преодолен, вместе с тем «эффективность деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от качественного состава кадров».

Более детально вопросы возникновения служебных отношений, прохождения государственной службы в органах внутренних дел регулируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел».

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Зачисление в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет.

Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел устанавливается:

для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;

для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.

Возрастные ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в органах внутренних дел или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в органах внутренних дел, установленными статьей 88 настоящего Федерального закона. Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О полиции».

Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

По сравнению с аналогичным разделом Закона о милиции нормы, регулирующие службу в полиции, существенно обновлены. Пересмотрены условия приема на службу в полицию (ст. 35) и основания увольнения со службы в полиции (ст. 40). Восполнен законодательный пробел относительно режима служебного времени сотрудника полиции (ст. 37). Исключены нормы об отпусках, а нормы, касающиеся специальных званий, оплаты труда сотрудников, включены в другие главы Закона о полиции.

Служба в полиции представляет собой вид профессиональной служебной деятельности граждан на соответствующих должностях в МВД России, входящих в его систему территориальных органах и организациях.

Для понимания существа и содержания служебных отношений в полиции важное значение имеет положение о том, что служба в полиции - это особая разновидность федеральной государственной службы. Наряду с общими признаками, свойственными всей государственной службе, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Российской Федерации.

В первую очередь ее самостоятельность обусловлена выполнением особых функций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безопасности, а также по противодействию преступности и правонарушениям. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать действия, влекущие юридические последствия в отношении субъектов, не связанных с ними служебными отношениями. Сотрудникам полиции предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Исходными правовыми основаниями поступления на службу в полицию являются общие нормы, закрепляющие право граждан на труд. В ст. 37 Конституции Российской Федерации закреплено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Поэтому порядок приема граждан на службу в полицию в своих основных положениях совпадает с общим порядком приема на работу. Тем не менее, специфический характер службы в полиции предопределяет повышенные по сравнению с другими сферами общественно-полезной деятельности требования к личным качествам кандидата.

На службу в полицию могут быть приняты в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет. В то же время Закон о полиции (ч. 2 ст. 35) делает исключение из этого правила, закрепляя возможность приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Кроме того, предельное возрастное ограничение для приема на службу в полицию распространяется на лиц, впервые поступающих на службу. Что касается лиц, которые уже служили в органах внутренних дел, а также военнослужащих, то этот возрастной ценз может быть и выше. Здесь в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел вступают в действие другие факторы, связанные с достижением предельного возраста службы, истечением срока службы, дающего право на пенсию и т.д.

Владение государственным языком является обязательным условием для поступления на службу в полицию. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком на всей территории России является русский. Следовательно, знание русского языка является непременным условием поступления на службу.

Признание русского языка в качестве государственного означает обязательность его использования и применения во всех органах государственной власти и местного самоуправления на всей территории Российской Федерации во всех официальных сферах без специального на то указания. Данное положение закреплено в Федеральном законе от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (п. 1 ч. 1 ст. 3).

Общеобразовательная и специальная подготовка лиц, поступающих на службу в полицию, должна соответствовать той должности, на которую они принимаются. Поэтому уровень образования является важным условием при приеме граждан на службу в полицию. Данное требование вытекает из характера функций, возлагаемых на сотрудников полиции. Так, на должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, а на должности среднего и старшего начальствующего состава - среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

Специфика службы в полиции требует от сотрудников высокой физической выносливости, в связи с чем должности рядового и начальствующего состава должны комплектоваться лицами, способными по состоянию здоровья переносить нагрузки, связанные с характером службы. Наличие же у кандидата различного рода заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, является основанием для отказа в приеме. Годность к службе по состоянию здоровья определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 г. №523.

Кроме того, учитываются интеллектуальные, личностные и другие качества кандидатов, выявляемые в процессе психофизиологического исследования психодиагностическими подразделениями медицинской службы органов внутренних дел, а также результаты тестирования на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом МВД России.

Категории должностей, при назначении на которые проводятся психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, определяются МВД России.

Случаи, когда гражданин не может быть принят на службу, установлены в ч. 3 ст. 35 Закона о полиции.

При приеме граждан на службу в полицию оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение кандидатом установленных законодательством для сотрудников полиции ограничений и запретов.

Личное поручительство оформляется в целях:

укрепления служебной дисциплины и законности среди сотрудников полиции, предупреждения происшествий и правонарушений с их участием;

формирования высококвалифицированного управленческого звена кадров органов внутренних дел, снижения текучести кадров;

повышения ответственности руководителей и иных должностных лиц за принимаемые кадровые решения;

устранения коррупционных рисков и улучшения качества отбора кандидатов на службу в полицию;

предотвращения возможности формирования коррупционных связей.

Поручителями могут выступать сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее трех лет, не имеющие дисциплинарных взысканий, наложение которых осуществлено в письменной форме, не состоящие в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с рекомендуемыми ими лицами, занимающие равнозначные или вышестоящие должности по отношению к должностям, на которые планируется назначение рекомендуемых лиц.

Порядок оформления личного поручительства и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, утверждены приказом МВД России от 30 сентября 2010 г. №700.

На каждого сотрудника полиции заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел. Личное дело содержит послужной список, автобиографию, аттестации и другие кадровые материалы. Заносится в личное дело и личный номер сотрудника.

Личное дело является секретным документом. После увольнения сотрудника его личное дело передается в архив для хранения. Назначенный на должность сотрудник полиции приносит Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденную Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. Строгое соблюдение требований Присяги считается нравственной и юридической обязанностью сотрудников полиции. Текст Присяги подписывается принявшим ее сотрудником полиции. Для гражданина, поступающего на службу в полицию, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание. Решение об установлении испытания, а также его продолжительности принимается начальником, имеющим право назначения на должность.

Л.А. Чиканова отмечает, что «по Закону о гражданской службе перевод - это только изменение должности (назначение на иную должность). Изменение же существенных условий служебного контракта не является переводом, а, следовательно, не требует согласия работника». Это, безусловно, не так, поскольку согласно ст. 24 Закона о гражданской службе изменение любых условий служебного контракта производится исключительно в двустороннем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Это признает и сама Л.А. Чиканова, но делает вывод, что «реально переводом на другую (иную) должность гражданской службы является изменение, как должности, так и других существенных условий, обусловленных при заключении служебного контракта».

С этим трудно согласиться, поскольку согласия гражданского служащего требует изменение всех, а не только существенных условий служебного контракта. Изменение факультативных или дополнительных условий по смыслу ч. 5 ст. 24 Закона в одностороннем порядке также не допускается. К тому же Л.А. Чиканова, высказывая данную точку зрения, опиралась на положения старой редакции Трудового кодекса РФ (до внесения изменений Федеральным законом от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, когда перевод работника определялся как изменение любых существенных условий трудового договора. В этой связи она высказала предложение внести в Закон о гражданской службе изменения, сформулировав понятие перевода по аналогии с ТК РФ. Между тем, в новой редакции Трудового Кодекса РФ законодатель отказался от подобного понимания перевода и разграничил собственно перевод и иные изменения условий трудового договора.

Безусловно, заслуживает внимания замечание Л.А. Чикановой, что если рассматривать изменение других (помимо должности) существенных условий служебного контракта, требующее согласия гражданского служащего, как нечто иное, отличное от перевода, то «тогда это «иное» должно быть определенным образом сформулировано, облечено в соответствующую «правовую категорию» и закреплено в Законе».

Действительно, если законодатель выделяет перевод в качестве особого вида изменения условий служебного контракта, то следует определить специфику его правового регулирования.

Одним из существенных элементов данной специфики является закрепленное Законом правило о замещении должности гражданской службы на основе конкурса. Как отмечается в специальной литературе, «основной и принципиальной новеллой Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры в том числе и на переводы в порядке должностного роста»

Все изменения служебного контракта можно подразделить на две группы: а) переводы и б) иные изменения условий служебного контракта. При этом перевод, как правило, предполагает изменение должностных обязанностей и опосредуется процедурой конкурсного отбора. Исключением здесь является перевод в другую местность вместе с государственным органом, который связан не с изменением должности, а с изменением территориального расположения государственного органа.

В полном смысле обязательным для гражданского служащего является только временный перевод на иную должность, предусмотренный статьей 30 Закона, согласно которой в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе. Если гражданский служащий не выйдет на службу после такого перевода, то он может быть уволен за прогул.

Переводы, которые назвают «квазиобязательными» включают в себя:

перевод гражданского служащего на ранее замещаемую должность гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27);

перевод гражданского служащего на иную должность по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 и 3 ст. 28);

перевод гражданского служащего на иную должность в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также в связи с изменением его структуры (ст. 31);

перевод на иную должность в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (ч. 1 ст. 39);

перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы по результатам аттестации (ч. 17 ст. 48).

По смыслу ст. 22 Закона о государственной гражданской службе замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса. В Положении о конкурсе, утвержденном Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. также предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.

Продолжительность испытания составляет от трех до шести месяцев и не может быть увеличена ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон. В то же время в срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности стажера и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на службе. Такими периодами могут быть: время нахождения в медицинском учреждении на обследовании; нахождение стажера в отпуске независимо от вида этого отпуска; время выполнения государственных или общественных обязанностей.

В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, назначаемого приказом из числа опытных сотрудников.

Вопросы организации наставничества в органах внутренних дел регулируются приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. №1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

На время испытания на стажера распространяются действие законодательства Российской Федерации о труде, а также некоторые нормы о социальной защите сотрудников органов внутренних дел. В частности, стажер подлежит обязательному государственному личному страхованию, а также ему возмещается ущерб, причиненный его имуществу. Срок испытания засчитывается в стаж службы в полиции.

Для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю. Но продолжительность ежедневного служебного времени Законом о полиции не установлена. Она зависит от того, какая (пятидневная или шестидневная) рабочая неделя установлена в том или ином органе, учреждении или подразделении полиции. Равным образом в компетенцию руководства органа внутренних дел входит определение времени начала и окончания ежедневной службы. Все эти вопросы должны быть урегулированы в правилах внутреннего распорядка.

С учетом специфики решаемых полицией задач сотрудники полиции могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Порядок привлечения сотрудников полиции к выполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени определяется МВД России. О службе сверх установленного времени издается письменный приказ начальника органа внутренних дел, в котором указываются причины, вызвавшие ее необходимость, сотрудники, привлекаемые к такой деятельности, а также ее продолжительность.

За выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотруднику полиции предоставляются дни отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели либо, если предоставление такого отдыха невозможно, дополнительные дни отдыха могут быть присоединены к его ежегодному отпуску.

По просьбе сотрудника полиции вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, определенном Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. №960 (раздел XXIV Положения).

Так, за работу, выполняемую сверх установленной Законом продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сотрудникам могут производиться компенсационные выплаты.

В период действия военного или чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции и других чрезвычайных ситуаций МВД России без согласия сотрудника полиции на срок не более шести месяцев в течение календарного года может устанавливать особый порядок регулирования служебного времени, возлагать на сотрудника дополнительные обязанности, командировать его в другую местность, временно переводить его в другое подразделение без изменения характера службы, а также устанавливать иные особые условия и дополнительные ограничения.

В целях укомплектования полиции высококвалифицированными специалистами МВД России осуществляет профессиональную подготовку сотрудников. Порядок организации профессиональной подготовки в системе МВД России определяется Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 29 июня 2009 г. №490.

Профессиональные кадры сотрудников полиции готовят высшие учебные заведения системы МВД России: Московский, Санкт-Петербургский и Краснодарский университеты, Академия управления, Волгоградская, Нижегородская и Омская академии и др.

Закон о полиции особо оговаривает, что курсанты, слушатели, адъюнкты и докторанты, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав считаются проходящими службу в полиции, что снимает недоразумения относительно правового статуса личного состава учебных заведений МВД России. Они (исключение составляют курсанты, не достигшие возраста 18 лет), как и другие сотрудники полиции, привлекаются к участию в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка и выполнению других обязанностей, возложенных на полицию, что является частью их профессиональной подготовки.

По окончании учебных заведений выпускники получают государственные дипломы о высшем профессиональном образовании и распределяются на службу в органы внутренних дел, где и работают по контракту в соответствии с полученной специальностью.

Закон о полиции предусматривает особый порядок контрактных отношений для лиц, отчисленных из образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России за недисциплинированность и неуспеваемость, и окончивших их, но отказавшихся выполнять условия контракта о прохождении службы в полиции после окончания образовательного учреждения или уволенных со службы в полиции до окончания срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции, по собственному желанию, при прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства, а также по так называемым отрицательным основаниям (п. 1, 10-13, 15, 16, 21 и 22 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции). Размер возмещаемых средств и порядок его исчисления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом о полиции под служебной дисциплиной в полиции понимается обязательное для всех сотрудников полиции соблюдение порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» - служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

Служебная дисциплина обеспечивается посредством, в первую очередь, самосознания сотрудников, а также при помощи правовых средств укрепления дисциплины, к которым следует относить поощрения и дисциплинарные взыскания. Они призваны воздействовать на сознание сотрудников полиции с целью возбуждения интереса к совершению определенных действий, влекущих общественное признание и получение морального или материального одобрения. Перечень поощрений и дисциплинарных взысканий установлен в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел».

В соответствии со ст. 48 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения: объявление благодарности; выплата денежной премии; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения; занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения; награждение ведомственными наградами; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел; награждение огнестрельным или холодным оружием.

В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел к курсанту, слушателю наряду с мерами поощрения, предусмотренными ч. 1 ст. 48, могут применяться следующие меры поощрения:

предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения;

установление именной стипендии.

Допускается применение к сотруднику органов внутренних дел одновременно нескольких мер поощрения. За заслуги перед государством сотрудник органов внутренних дел может быть представлен к награждению государственной наградой Российской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Закон о полиции содержит исчерпывающий перечень оснований (причин) увольнения сотрудников полиции со службы. Таких оснований в сравнении с ранее действовавшим Законом о милиции уже не четырнадцать, а двадцать два - от собственного желания (п. 1 ч. 1 ст. 40) до прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства (п. 22 ч. 1 ст. 40), и они являются общими для всех сотрудников полиции независимо от замещаемых ими должностей и имеющихся специальных званий.

Сотрудник полиции вправе уволиться по собственному желанию в любое время. Для этого он обязан предупредить руководство органа внутренних дел (подразделения) рапортом не позднее, чем за две недели. В данном случае действует правило, предусмотренное статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации. Двухнедельный срок действует и в случае, когда в рапорте не содержится указания на конкретный срок увольнения. Рапорт об увольнении по собственному желанию может быть подан и более чем за две недели, но тогда должна быть указана конкретная дата увольнения. На практике иногда возникают правовые споры в связи с тем, что сотрудник в некоторых случаях наряду с подачей рапорта об увольнении по собственному желанию одновременно просит направить его для прохождения военно-врачебной комиссии (ВВК). Если за двухнедельный срок комиссию пройти не удалось, то увольнение должно состояться. Подобный вопрос не возникает, если сотрудник полиции сначала обращается к руководству органа внутренних дел с просьбой о прохождении ВВК, а затем - об увольнении со службы. В этом случае исчисление двухнедельного срока начинается со дня ознакомления сотрудника с заключением ВВК. Возможен также вариант зачисления сотрудника, увольняемого со службы, в распоряжение органа внутренних дел на срок до двух месяцев. Увольнение сотрудника по собственному желанию производится начальниками, которым предоставлено право увольнения соответствующей категории сотрудников.

В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники полиции в персональном порядке с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет, а в исключительных случаях для лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава срок оставления на службе может быть продлен еще на пять лет. Решение об оставлении сотрудника на службе сверх установленного для него предельного возраста принимается начальником, имеющим право назначения этого сотрудника на должность.

По общему правилу срок службы в полиции, дающий право сотруднику уволиться со службы в полиции на пенсию, составляет 20 лет. Этот срок установлен с учетом повышенных физической и психологической нагрузок, которыми сопровождается служба в полиции. При наличии выслуги срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел (подразделения) могут быть представлены к увольнению только отрицательно аттестованные сотрудники, имевшие в течение последнего года службы хотя бы одно из следующих дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании, лишение нагрудного знака.

Увольнение сотрудника полиции в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции, возможно лишь при наличии контракта, который заключен на определенный срок. По общему правилу для граждан, впервые поступающих на службу в полицию, этот срок должен составлять не менее трех лет. Не менее чем на три года заключаются также контракты с гражданами (сотрудниками), назначенными на должности рядового и младшего начальствующего состава. Увольнение со службы в связи с нарушением сотрудником условий контракта о прохождении службы в полиции производится, если установлено, что сотрудником полиции нарушаются условия контракта о прохождении службы. На практике указанное основание означает, что сотрудник полиции существенно или систематически нарушает условия контракта. Допущенные же сотрудником полиции незначительные нарушения условий контракта, в том числе ненадлежащее выполнение им условий контракта, должны влечь дисциплинарную ответственность и не могут признаваться достаточным основанием для его увольнения по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции.

Увольнение сотрудника полиции в случае его нахождения в распоряжении МВД России, его территориального органа или организации, входящей в его систему, при отсутствии возможности перемещения по службе производится по истечении следующих сроков:

при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения) - не позднее двух месяцев после выведения сотрудника полиции за штат;

при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы - не позднее чем через один месяц после освобождения от должности;

по окончании приостановления службы - не позднее трех месяцев;

при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией - не позднее двух месяцев после направления;

при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем) - не позднее одного года;

при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки - не позднее трех месяцев после ее окончания;

в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность, - не позднее трех месяцев после восстановления в должности сотрудника, ранее замещавшего эту должность;

в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел - не позднее шести месяцев;

по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям - не позднее трех месяцев по окончании срока.

Для увольнения сотрудника полиции при организационно-штатных мероприятиях необходимо наличие одного из следующих трех оснований:

) ликвидация органа (подразделения);

) реорганизация органа (подразделения);

) уменьшение штатной численности органа (подразделения).

Увольнение сотрудника полиции, связанное с его здоровьем, может осуществляться по следующим основаниям:

болезнь - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в полиции;

состояние здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в полиции и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.

Увольнение по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в полиции) допустимо в одном из следующих случаев:

) имеет место стойкое снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему выполнению сотрудником служебных обязанностей;

) выполнение служебных обязанностей сотрудником при имеющемся заболевании ему противопоказано, поскольку повлечет необратимые последствия для здоровья;

) выполнение сотрудником служебных обязанностей при имеющемся заболевании опасно для членов коллектива, граждан.

Во всех случаях принимается в расчет то обстоятельство, что сотрудник полиции, помимо обязанностей по конкретной должности, должен выполнять и общие («уличные») обязанности сотрудника полиции. Перечень заболеваний, препятствующих службе в полиции, установлен приказом МВД России от 14 июля 2004 г. №440. Невозможность надлежащего выполнения служебных обязанностей по болезни, как и вследствие ограниченного состояния здоровья, должна быть подтверждена медицинским заключением военно-врачебной комиссии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.072 с.)