Сравнительный анализ результатов исследования агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ результатов исследования агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности



Интегрированное представление результатов исследования представлено в таблице №3:

 

Табл.№3 Интегральная таблица диагностики агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности

Учащиеся ИА ИВ СТ ЛТ
           
1 Ольга Я. II II III III
2 Вероника К. II II II II
3 Дмитрий З. II II III  III
4 Алексей В. I I I I
5 Денис П. II II II II
6 Сергей Т. II II II II
7 Олеся С. II II II II
8 Ксения Б. III II II II
9 Алина М. II II II II
10 Николай С. II II II II
11 Юлия З. III II II II
12 Ирина С. III II II II
13 Андрей К. II II II II
14 Иван К. III II II II
15 Анастасия Г. III II II II
16 Максим Ю. III II II II
17 Владимир Д. I I II II
18 Екатерина К. III II II II
19 Василий К. I I II II
20 Руслан С. I II II II
21 Регина С. I II I I
22 Оксана К. I I I I

Обозначения: ИА - индекс агрессивности; ИВ - индекс враждебности; СТ - ситуативная тревожность; ЛТ - личностная тревожность.

Как видно из результатов, представленных в таблице, высокий уровень агрессивности и враждебности наиболее часто коррелирует с высоким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности.

Наиболее часто средний уровень агрессивных и враждебных реакций отмечается у учащихся со средним уровнем. Исключение в данном классе составляют Ольга и Дмитрий, у которых средний уровень агрессивных реакций соответствует низкому уровню тревожности. Возможно, это объясняется их психофизическими особенностями.

Низкий уровень агрессивных реакций наиболее часто характеризует учащихся с нормальным (средним) уровнем тревожности. Данное исследование подтверждает нашу гипотезу о возможной взаимосвязи уровня агрессивности подростков с уровнем их тревожности. Таким образом, можно предположить, что, влияя методами психологической коррекции на уровень тревожности, можно снизить риск возникновения агрессивных реакций подростков. Однако следует отметить тот факт, что данная выборка слишком мала. Следовательно, для более детального изучения данных взаимосвязей необходимы более глубокие исследования.


Заключение и выводы

 

В соответствии с поставленной целью в ходе данного исследования были изучены особенности агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности. Психодиагностическое исследование проводилось с учащимися 9 «б» класса средней общеобразовательной школы №48. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы и методики: наблюдение, метод экспертных оценок, опросник Басса-Дарки; методика Ч.Д.Спилбергера.

Из анализа результатов следует, что практически все методы и методики, использованные в исследовании, оказались информативными. Информация и наблюдения, полученные в ходе беседы с учащимися, классным руководителем и родителями, существенно помогли при интерпретации результатов тестирования. Результаты исследования позволяют судить как об общих закономерностях, так и об индивидуальных особенностях.

В ходе исследования было обнаружено совпадение полученных результатов с результатами исследований ряда авторов (А.А.Реан, Ю.Б.Можгинский). В ходе экспериментального исследования были изучены формы проявления агрессивного поведения подростков; особенности ситуативной и личностной тревожности подростков, а также особенности агрессивных проявлений подростков с различным уровнем тревожности. Таким образом, все задачи исследования были выполнены, цель достигнута, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что агрессивное поведение для подросткового возраста - достаточно обычное явление и на всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Характер агрессивного поведения во многом определяется личностными, средовыми, возрастными и гендерными особенностями.

2. Анализ показателей форм агрессивного поведения и уровня агрессивности подростков позволяет говорить о том, что подростков отличает средний уровень агрессивности (20,18) и средний уровень враждебности (8,73), что можно рассматривать как проявление возрастной закономерности, обусловленной пубертатным периодом.

3. Анализ показателей уровня ситуативной и личностной тревожности подростков показал, что у подростков данной группы среднее значение показателя личностной тревожности соответствует показателю 39,05, а среднее значение показателя ситуативной тревожности соответствует показателю 36,36. Данные значения говорят, что в среднем по группе отмечается средний уровень ситуативной и личностной тревожности.

.   Изучение взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности подростков позволяет отметить, что высокий уровень агрессивности и враждебности наиболее часто коррелирует с высоким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности.

5. По результатам данного исследования средний уровень агрессивных и враждебных реакций отмечается у учащихся со средним уровнем тревожности. Таким образом, можно предположить, что, влияя методами психологической коррекции на уровень тревожности, можно снизить риск возникновения агрессивных реакций подростков.


Библиография

 

1. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 242 с.

. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 304 с.

. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1990. - 257 с.

4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 364 с.

.   Выготский Л.С. Собрание соч. Том 4. М.: Педагогика, 1986. - 432 с.

6. Гроф С. За пределами мозга. Под ред. Станислава и Кристины Гроф / Пер. с англ. А.С. Ригина. - М.: Независимая фирма “Класс”, Изд-во Трансперсонального института, 2000. - 288 с.

7. Дарвин Чарльз. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер,2001. - 384с.

8. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2006. - 464 с.

. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.- 286 с.

10. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

11. Лоренц К. Агрессия (Так называемое зло). - Прогресс-Универс, 1994. - 352 с.

.   Меннингер К. Война с самим собой. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 328 с.

13. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. - М.: «Когито-Центр», 2006. - 181 с.

. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Лань, 2002. - 186 с.

15. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия. - М.: Смысл, 2001. - 286 с.

.   Налчаджян А. Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

.   Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - 8-е междунар. Изд. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. - СПб.: Питер, 2001.

19. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. - Мн., 1999. - 296 с.

20. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С. 33-37.

.   Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Просвещение, 2002. - 364 с.

.   Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Просвещение, 2003. - 216 с.

23. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 168 с.

24. Фрейд З. Избранное. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. - 356 с.

.   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: Олма-Пресс, 2004. - 326 с.

26. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996.

. Эриксон Э. Детство и общество.- М.: Эксмо, 2003. - 524 с.

28. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 324 с.

29. Ясперс Карл. Всемирная история философии: введение / Пер. с нем.- СПб.: Наука, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.009 с.)