Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование форм агрессивного поведения подростков
Результаты ответов, полученных с помощью теста-опросника Басса-Дарки, оценивались по восьми субшкалам (показатели выраженности различных компонентов агрессивного поведения).
Табл. №1 Сводная таблица диагностики форм агрессивных реакций учащихся
Обозначения: 1 - физическая агрессия; 2 - косвенная; 3 - раздражение; 4 - негативизм; 5 - обида; 6 - подозрительность; 7 - вербальная агрессия; 8 - чувство вины. Индекс враждебности включал сумму показателей по 5-ой (обида) и 6-ой (подозрительность) шкалам. Индекс агрессии (прямой или мотивационной) - сумма показателей по 1-ой (физическая агрессия), 2-ой (косвенная агрессия), 3-ей (раздражение) и 7-ой (вербальная агрессия) субшкалам. Кроме того, нами учитывалась 8-я субшкала (угрызения совести, чувство вины). При оценке полученных данных мы исходили из нормативов, приводимых целым рядом авторов: в научной литературе «нормой агрессии» выступает величина ее индекса, равная 21 плюс - минус 4, а враждебности - 7 плюс - минус 3. Из результатов, представленных в таблице № 1, видно, что в целом по группе наблюдаются средние значения индекса агрессивности (20,18). Индекс враждебности (8,73) также соответствует нормативным данным. Показатели уровня агрессивности подтверждают теоретическое положение о повышенном уровне агрессивности подростков, который можно расценивать как активную форму адаптации, выражение желания изменить обстановку, что свойственно подростковому возрасту в целом. Возможно, что агрессия подростков в значительной мере обусловлена ощущением угрозы самооценке, что также характерно для подросткового возраста. Таким образом, агрессивное поведение подростков экспериментальной группы носит характер возрастных реакций и не нарушает в целом их взаимоотношений с окружающими.
Средние значения показателя физической агрессии соответствует показателю 6,23; средние значения показателя косвенной агрессии соответствует показателю 5,50; средние значения показателя раздражения соответствует показателю 5,91; средние значения показателя негативизма соответствует показателю 3,86; средние значения показателя обиды соответствует показателю 4,41; средние значения показателя подозрительности соответствует показателю 4,32; средние значения показателя вербальной агрессии соответствует показателю 8,05; средние значения показателя чувства вины соответствует показателю 3,91. Следует отметить, что средние значения по субшкалам физической агрессии и вербальной агрессии соответствуют нормативным показателям по стандартной выборке. Т.е. в основном детям не свойственно использование физической силы против другого лица; выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань) носит ситуативный характер. Показатели по субшкалам косвенной агрессии и негативизма несколько превышают нормативные, что стоит также расценивать как возрастную особенность. Косвенная агрессия в основном проявляется у девочек в виде сплетен, у мальчиков в виде «черного юмора» либо в виде злобных шуток. Различные агрессивные поведенческие реакции подростков, как правило, носят ситуативный характер. Подросток, таким образом, по всей видимости, хочет показать свою самостоятельность и независимость. Повышенные значения по субшкале «негативизм» говорят о том, что оппозиционная мера поведения, направленная против авторитета (часто учителей и родителей) может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против правил, диктуемых взрослыми.
Особо отметим средний уровень по субшкале «чувство вины». Диапазон индивидуальных проявлений чувства вины достаточно широк, что говорит о различных рефлексивных способностях подростков. Представленные в таблице результаты позволяют проследить индивидуальные показатели выраженности форм агрессивных и враждебных реакций. У учащихся Ксении, Юлии, Ирины, Ивана, Анастасии, Максима и Екатерины отмечается низкий уровень агрессивности и средний уровень враждебности. У учащихся Алексея, Владимира, Василия, Оксаны отмечается высокий уровень агрессивности и высокий уровень враждебности. У ряда учащихся значение уровня агрессивности лежит на границе возрастной нормы, что позволяет говорить о том, что подростки в большинстве своем относятся к «группе риска» по частоте агрессивных проявлений. У Алексея, Владимира, Василия, Руслана, Регины и Оксаны выявлен высокий уровень агрессивности. Что позволяет отнести данных подростков к «группе риска». Со слов классного руководителя и психолога школы данных детей действительно отличает агрессивное поведение, которое проявляется в ряде конфликтных ситуаций и в ситуациях межличностного взаимодействия с взрослыми (учителями и родителями) и сверстниками. По данным ряда исследований, агрессивное поведение для подросткового возраста достаточно обычное явление, что подтверждается результатами нашего исследования (27,3 % учащихся данного класса имеют высокий уровень агрессивности). Возможно, данные показатели объясняются тем, что исследование проводилось в канун выпускных экзаменов, когда учащиеся подвергнуты всплескам эмоциональных проявлений. По мнению Платоновой Н. М., специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой её жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания её внутригрупповой и внешней агрессии. В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения были отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. Агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют своё первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворённость своим положением. Как правило, подростковая агрессия - явление временного (возрастного) характера и проявления подростковой агрессивности не имеют серьёзных негативных последствий для окружающих, не нарушают социального функционирования и психологического развития подростков. Тяжёлые формы насильственного поведения, антисоциальные и явно патологические формы агрессии наблюдаются значительно реже. Наиболее важным, «переломным» моментом пубертатного кризиса, который сопровождается резким подъёмом делинквентности подростков, является возраст 14-15 лет. Вместе с тем с этого возраста физическая агрессия снижается как у мальчиков, так и у девочек. В процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Причём для развития личности подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие даёт различные привилегии (признание, внимание и т.д.), у подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы. Следует отметить, что мальчики демонстрировали более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной, что соответствует данным ряда других исследований, посвященных подростковой агрессии.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.007 с.) |