Информационная психодиагностическая карточка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная психодиагностическая карточка



1. Название - «Опросник Ч. Д. Спилбергера»

2. Автор - Ч. Д. Спилбергер

3. Источник - «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция» под редакцией А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой, издательство «Речь», 2007; «Справочник психолога средней школы» под редакцией О.Н.Истратовой, Т. В. Эксакусто, издательство «Феникс», 2006.

4. Назначение методики - позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определённой реакцией.

Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

5. Возрастные ограничения - методика предназначена для работы с подростками 12-17 лет.

6. Процедура диагностики - методика может применяться индивидуально или в группе из 10-15 человек, без ограничения времени. Обычно на заполнение обеих подшкал уходит не более 15-20 минут, при повторном обследовании 5 минут.

7. Стимульный материал - для работы необходимы бланки «Шкала самооценки». Шкала содержит две подшкалы: 20 суждений(1-20) для выявления состояния тревоги и 20 (21-40) - для определения тревожности как свойства личности. Первая подшкала называется подшкалой актуальной тревоги (АТ) или реактивной тревоги (РТ), вторая - подшкалой личностной тревожности (ЛТ).

8. Инструкция - испытуемым предлагается, ответить на вопросы шкал не задумываясь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности. Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое из приведённых суждений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе.

9. Интерпретация данных - Обработка шкалы осуществляется с помощью «ключа». Следует учитывать, что каждая из подшкал содержит прямые и обратные суждения. Первые направлены непосредственно на диагностику состояния тревоги или тревожности как свойство личности. В обратных суждениях тревога или тревожность диагностируется косвенно, через отрицание признаков спокойствия, эмоционального равновесия.

В подшкале АТ следующие суждения относятся к прямым: 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; к обратным: 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

В подшкале ЛТ следующие суждения относятся к прямым: 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;

к обратным: 21,26,27,30,33,36,39.

При определении актуальной тревоги АТ отдельно вычисляют суммы баллов по ответам на прямые (А) и обратные (В) суждения. Затем применяют следующую формулу: АТ=А-В+50.

Для определения личностной тревожности ЛТ точно так же отдельно вычисляют суммы баллов по ответам на прямые (С) и обратные (Д) суждения и применяют формулу ЛТ=С-Д+35.

Среднегрупповые значения по актуальной тревоге составляют 35,7+-8,7 балла.

Уровни АТ (в баллах): 0-30 - низкая; 31-45 - умеренная; 46 и более высокая.

Среднегрупповые значения по личностной тревожности составляют 37,7+-8,7 балла. Уровни ЛТ (в баллах):0-30- низкая; 31-45- умеренная; 46 и более - высокая.

При интерпретации результатов, полученных для первой подшкалы, следует учитывать, что актуальная (реактивная) тревога характеризует временное переживание напряжения, беспокойства, озабоченности, скованности и т. д. Эти переживания сопровождаются определенными физиологическими реакциями, в частности, активацией сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарастанием вязкости слюны, усилением потоотделения и т. д. АТ представляет значимость той конкретной ситуации в целом (или большинства ее составляющих), в которой находится человек. Это реакция на те трудности, которые реально встают перед человеком в данный момент или он воспринимает происходящее в данный момент как трудность, опасность. Актуальная тревога - это эмоциональный ответ человека на все, что происходит с ним, в нем или вокруг него на момент обследования, это динамическая характеристика эмоциональных переживаний. С изменением значимости ситуации для человека возможно также изменение уровня АТ.

Низкий уровень АТ отражает недостаточно высокую значимость для человека той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. Низкий уровень тревоги может также наблюдаться у людей, в эмоциональном опыте которых подобные ситуации встречались. Такой человек воспринимает происходящее или в соответствии с его объективной эмоциогенностью, или как незначащее, или как преодолимое. Он уверен в себе, доволен собой, своим состоянием, положением дел, внутренне расслаблен, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого.

При умеренной АТ человек придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой человек старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро.

Высокий уровень АТ свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, человек воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Человек, обладающий высокой АТ, чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем, которое кажется ему опасным и непреодолимым. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе.

По интерпретации результатов, полученных по второй подшкале, следует принимать во внимание особенности формирования и проявления свойств личности, а так же ту роль, которую играют личностные свойства в адаптационном процессе. Тревожность - это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них, как правило, развитием чувства беспокойства, тревоги.

Человек с низким уровнем ЛТ, как правило, воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становится в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. В возникновении конфликтов он часто обвиняет других людей; критические замечания окружающих переносит спокойно, без раздражения; похвалу, одобрение воспринимает как реально заслуженные.

При умеренном уровне ЛТ человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях люди с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.

Высокий уровень ЛТ означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.90.25 (0.007 с.)