Миротворческая деятельность ООН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миротворческая деятельность ООН



объединенный нация конфликт терроризм

Одно из важнейших мест в общем объеме деятельности ООН занимают операции по поддержанию мира (ОПМ) и связанные с ними другие виды миротворческих усилий, получившие в последнее время название «миротворческая деятельность ООН». Эволюция теории и практики миротворчества подтверждает безальтернативность сохранения центральной роли ООН на этом направлении, что было подчеркнуто в решениях Саммита тысячелетия и состоявшегося в ходе него заседания Совета Безопасности на уровне глав государств и правительств в сентябре 2000 г.

Важное место в последние годы стало занимать гуманитарное и правочеловеческое измерение операций ООН по поддержанию мира, которое отдельные западные страны стремятся поставить чуть ли не во главу угла всей миротворческой деятельности ООН и ее региональных органов и структур.

В результате более чем полувековой эволюции операции ООН по поддержанию мира стали включать в свой состав наряду с военными также значительный административный, правовой, политический, гуманитарный, социально-экономический и прочий гражданский персонал. Одновременно весьма расширились и функции, возлагаемые на ОПМ.

Важная особенность эволюции миротворческой деятельности ООН состоит в том, что, хотя в становлении института миротворчества заметную роль играла и продолжает играть импровизация, она стала более упорядоченной и юридически более оформленной. Были определены основные методы и принципы планирования и проведения ОПМ, подготовки и комплектования персонала и материально-технического оснащения, разработаны стандартные оперативные процедуры деятельности ОПМ, типовые соглашения о статусе сил и статусе миссий в странах пребывания ОПМ и др.

Рост числа и интенсивность конфликтов нового поколения привел к количественным и качественным изменениям миротворческой деятельности. Прежде всего, значительно расширился круг стран мира, задействованных в ОПМ. Если раньше в операциях ООН принимало участие 20-30 государств, то в последние годы число таких стран перевалило за 100 и они представляют все континенты планеты.

В последние годы возникла насущная необходимость в создании сети раннего предупреждения о возникновении очагов напряженности, угрозах террористических актов, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угрозе голода и о распространении болезней и эпидемий. Возникла также потребность в возможности синтезировать информацию такого рода с политическими показателями, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия может предпринять Организация Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН.

Но как показывает практика, главные сложности при решении задач по предотвращению конфликтов возникают не столько из-за недостатка механизмов и средств раннего предупреждения, сколько из-за дефицита политической воли мирового сообщества предпринять необходимые действия и нехватки финансовых средств.

За первые 40 лет своей истории (1945-1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986-2010 годы) была развернута 51 такая операция.

Пример 1: Защита гражданского населения, обеспечение доступа к гуманитарной помощи и содействие политическому процессу в Дарфуре.

В 2003 году в Дарфуре вспыхнула война между правительством Судана и связанными с ним группами ополченцев с вооруженными группами повстанцев. В частности, на протяжении первых двух лет конфликта были убиты десятки, если не сотни тысяч человек. Боевые действия продолжаются между правительством и в настоящее время расколовшимися движениями, и сейчас насчитывается около 1,8 млн. внутренне перемещенных лиц.

В 2003 году Организация Объединенных Наций впервые подняла тревогу по поводу кризиса в Дарфуре. С тех пор достижение долговременного урегулирования стало первоочередной задачей для Совета Безопасности, а также для двух следовавших друг за другом Генеральных секретарей. В ходе длительного мирного процесса 5 мая 2006 года было подписано Мирное соглашение по Дарфуру при содействии Африканского союза (АС) и при поддержке Организации Объединенных Наций и других партнеров.

С тех пор продолжаются интенсивные дипломатические и политические усилия по вовлечению не подписавших соглашение сторон в мирный процесс, а Конференция всех заинтересованных сторон в Дарфуре, состоявшаяся 27-31 мая 2011 года в Дохе, должна была стать еще одним важным этапом. Как только будет достигнуто соглашение между главными сторонами конфликта, Организация Объединенных Наций и Африканский союз намереваются перенести мирный процесс обратно в Дарфур для начала диалога и выполнения соглашения на месте.

В 2006 году Африканский союз развернул миссию по поддержанию мира в Судане, которую в 2008 году заменила беспрецедентная смешанная операция Африканского союза - Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД), являющаяся в настоящее время крупнейшей миротворческой миссией в мире. С тех пор мандат ЮНАМИД продлевался несколько раз.

Основным мандатом ЮНАМИД является защита гражданского населения, но в ее задачи также входит обеспечение безопасности в операциях по оказанию гуманитарной помощи, контроль и проверка выполнения соглашений, содействие всеобщему политическому процессу, содействие обеспечению прав человека и законности, непрерывное наблюдение за положением на границе с Чадом и Центральноафриканской Республикой (ЦАР) и представление соответствующих докладов.

Штаб-квартира Миссии находится в Эль-Фашере, столице Северного Дарфура, дополнительные места развертывания имеются во всех трех штатах Дарфура. Миссия проводит в среднем более 200 патрулирований в день, стремясь повысить свою надежность, зачастую несмотря на бюрократические препоны или вооруженное противодействие. Ее цель - сделать все, что в ее силах, для защиты гражданского населения в Дарфуре, содействия операциям по оказанию гуманитарной помощи во всех районах, независимо от того, кто их контролирует, и помочь создать условия, в которых мог бы пустить корни мир.

Операция с июля 2007 продолжается и сейчас.

Пример 2: Содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово.

МООНК была создана в июне 1999 года, в результате чего был положен конец вмешательству НАТО в Косово, которое последовало после массовых нарушений прав человека сербскими властями, столкновений между Освободительной армией Косово (СОК) и Югославскими силами и массовой депортации последними косовских албанцев. В своей резолюции 1244 от 10 июня 1999 года Совет Безопасности уполномочил государства-члены обеспечить присутствие по безопасности в целях предотвращения возобновления боевых действий, демилитаризации ОАК (Освободительной армии Косово) и содействия возвращению беженцев. Он также просил Генерального секретаря обеспечить международное гражданское присутствие в Косово - Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) - в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет иметь существенную автономию и осуществлять самоуправление. Югославские силы были выведены, НАТО прекратила бомбардировки, и для обеспечения безопасности был введен 50-тысячный контингент многонациональных Миротворческих сил в Косово под командованием НАТО (СДК).

МООНК незамедлительно обеспечила присутствие на местах. По сложности и масштабам ее задача была беспрецедентной. Совет Безопасности наделил МООНК полномочиями в отношении территории и населения Косово, в том числе всеми законодательными и исполнительными полномочиями и полномочиями по управлению судебной системой. Миссия была призвана осуществлять основные гражданские административные функции; содействовать установлению существенной автономии и самоуправления в Косово; содействовать политическому процессу по определению будущего статуса Косово; координировать гуманитарную и чрезвычайную помощь всех международных организаций; оказывать помощь в восстановлении ключевых объектов инфраструктуры; поддерживать гражданский правопорядок; поощрять права человека; и обеспечивать безопасное и беспрепятственное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц в свои дома в Косово.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.004 с.)